Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Транспортировка хирургического больного




Способ транспортировки хирургического больного определяется врачом и зависит от тяжести состояния больного и особенностей заболевания.

Транспортировка должна быть:

♦ быстрой;

♦ безопасной;

♦ щадящей.

По возможности транспортировки выделяют:

♦ больные транспортабельные, т.е. способные перенести транспортировку: пешком, сидя, лёжа (на каталке, на кресле-каталке, на носилках);

♦ больные не транспортабельные, для которых перевозка может угрожать жизни.

Ходячих больных из приёмного покоя в хирургическое отделение пешком сопровождает медсестра либо санитарка. Тяжёлых больных транспортируют на каталке (рис. 2.6) или на кресле-каталке (рис. 2.7).

Рис. 2.6. Транспортировка больного на каталке.

Рис. 2.7. Транспортировка больного на кресле-каталке.

Каталка должна быть покрыта простынёй, на неё положена подушка и ещё простыня или одеяло для укрывания больного (в зависимости от сезона).

При транспортировке больного с капельной внутривенной системой конечность с системой должна быть зафиксирована (рис. 2.8).

 

Перекладывание больного на каталку может быть с или без его участия. Каталку вплотную приставляют параллельно кровати (кушетки) и, придерживая её животом, помогают больному (поддерживая под голову или шею) перебраться с кровати (кушетки) на каталку. Больного укрывают простынёй или одеялом и транспортируют головой вперёд, а вниз по лестнице - ногами вперёд, приподнимая ножной конец носилок.

Перекладывают больного с каталки на операционный стол (рис. 2.9) или

на кровать вдвоём или втроём (с или без помощи больного). Если каталка расположена параллельно кровати, то один медработник поддерживает больного под голову и спину, а другой - под крестец и бёдра (прижимая каталку к кровати) бережно перекладывают больного на кровать.

Можно также перекладывать больного с каталки (носилок) на кровать на простыне: 2-3 медработника слегка приподнимают больного на простыне и осторожно перекладывают его на кровать.

Рис. 2.8. Транспортировкабольного с системой внутривенного введения.

Рис. 2.9. Больной передвигается с каталки на операционный стол.

Особенности транспортировки хирургических больных зависят от характера и локализации заболевания или травмы. Чаще пострадавших транспортируют в положении лёжа.

При транспортировке больного сопровождающие медработники

должны:

- проявлять доброту и милосердие к больному;

- постоянно осуществлять визуальный контроль состояния больного (следить за дыханием, пульсом, выражением лица, цветом кожных покровов, повреждённым участком тела);

- в холодное время года хорошо укутать больного (особенно с артериальным жгутом, в бессознательном состоянии, с шоком, отморожениями);

- вовремя оказать неотложную помощь пострадавшему во время транспортировки (ИВЛ, наружный массаж сердца, остановка кровотечения и т.д.).

 

Запомните! Правильная транспортировка больного предупреждает развитие серьёзных осложнений. При переломах костей черепа транспортировку производят на носилках в положении лёжа на спине с опущенным подголовником носилок и без подушки. Вокруг головы кладут валик из одеяла или одежды (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Транспортировка больного с переломом костей черепа.

Рис. 2.11. Транспортировка больного с переломом позвоночника на щите.

Рис. 2.12. Транспортировка больного с переломом позвоночника на носилках.

При переломах позвоночника больного транспортируют на щите на спине (рис. 2.11), а на обычных носилках - на животе (рис. 2.12).

При закрытых повреждениях шейного отдела позвоночника обязательна иммобилизация головы и надплечий лестничными шинами и мягкой повязкой с большим количеством ваты вокруг шеи (рис. 2.13).

При переломах и вывихах верхних конечностей руку в шине укладывают на грудь, прибинтовывают её к груди или подкладывают под неё подушку (рис. 2.14).

Рис. 2.13. Транспортная иммобилизация при повреждении шейных позвонков.

Рис. 2.14. Транспортная иммобилизация при переломах костей предплечья и плеча.

При переломах нижних конечностей под повреждённую конечность в шине подкладывают подушку или сложенное одеяло (рис. 2.15, 2.16).

Рис. 2.15. Транспортировка больного при переломе бедра.

Рис. 2.16. Транспортная иммобилизация при переломе костей голени шиной Крамера.

Рис. 2.17. Транспортировка больного с переломом рёбер.

При переломах рёбер пострадавшему придают полусидячее положение (рис. 2.17).

При переломах таза пострадавшего укладывают в положение «лягушки» - на спине, ноги согнуты в коленях и разведены, под колени подкладывают валик (подушку или свёрнутое одеяло) (рис. 2.18).

При кровотечении из конечности после наложения жгута и транспортной иммобилизации придают ей возвышенное положение и в таком положении производят транспортировку больного (рис. 2.19).

 

Рис. 2.18. Транспортировка больного в положении «лягушки» при переломе таза.

Рис. 2.19. Транспортировка больного с кровотечением из верхней конечности.

При ранениях органов грудной клетки пострадавшего транспортируют в полусидячем положении с подложенным под колени одеялом (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Транспортировка больного с повреждением органов грудной клетки.

При ранениях живота и внутренних кровотечениях пострадавшего укладывают на спину с подложенным под ноги одеялом для расслабления мышц брюшного пресса, при большой кровопотере - с опущенным головным концом (рис. 2.21).

Рис. 2.21. Транспортировка больного с внутренним кровотечением.

Больных с ожогами укладывают по возможности на неповреждён- ную сторону, тщательно укутывают одеялами, а обожжённую поверхность закрывают стерильной марлей или простынёй.

Больного в бессознательном состоянии транспортируют на животе (с подложенными под лоб и грудь валиками) или на боку для предупреждения аспирации при рвоте (рис. 2.22).

Рис. 2.22. Транспортировка больного в бессознательном состоянии.

Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестаёт быть и человеком.

Будьте милосердны, говорит Господь, как и отец ваш милосерден.

Итак, научимся быть милосердными, как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведённое без милосердия.

Св. Иоанн Златоуст

Тысячелетиями в европейской культуре существовала тесная и прочная связь религии и медицины.

К непреходящим этическим ценностям относятся сочувствие, забота, милосердие. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорил: «МИЛОСЕРДИЕ - плод истинной веры и любви, сострадание ближнему, свет душевный. Христианин не может быть без веры, вера - без любви, любовь - без милосердия. Любовь не токмо над братом своим, но и над неверным и врагом своим милосердствует... Милость истинная делается не с принуждения, но от любовного произволения, усердия и сердечного сожаления над требующим милости. Не щади себя, чтобы ближнему помочь. Милость - великая добродетель, которою человек уподобляется Богу».

 

Именно эти ценности являются центральными и определяющими для профессиональной врачебной, медицинской морали.

Доброта и любовь к ближнему составляют нравственный долг врача. Именно здесь лежит мост, соединяющий медицину и Православную Церковь.

Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку. Согласно христианской религии, ближний - это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. По мнению схиархимандрита Иоанна, «...как человек из двух частей, тела и души, состоит, так и дела милости двоякую суть имеют: алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть и проч. Дела милости душевной суть: скорбящего утешить, заблудшего на путь истины наставить,

сумнящегося вразумить и проч. Милостивый не отречётся нагого одеть, странного в дом принять, печального утешить, больного посетить, бедствующему руку помощи подать...».

Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за больными.

У народов древнего мира уход за больным осуществляли родственники, но со временем появились особые специалисты.

В Древней Греции были акушерки и женщины-врачи, многие из которых состояли на государственной службе.

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход осуществляли женщины.

Однако в полном объёме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа - апостолы не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Именно любовью дорого общечеловеческому сознанию христианское учение.

При церквях и монастырях стали возникать богадельни, или «диаконии», предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. В них попечение о больных и неимущих брали на себя женщины - диаконисы и мужчины - диаконы, добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

 

Уход за больными в этих заведениях считался ещё у первых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но в основном женщины. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины терпеливее, добрее, милосерднее, чем мужчины и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

Со времён римского императораКонстантина Великого (IV в. н.э.), поддерживавшего христианскую религию, учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

В XI в. во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) были созданы общины женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. Среди них было много женщин, принадлежавших даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокажёнными в первых общественных больницах.

В XIII в. графиня Елизавета Тюрингенская, отличавшаяся глубокой религиозностью и любовью к людям, всю жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых, а её дело продолжила католическая община «елизаветинок». В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за мужчинами.

Служители ордена святого Иоанна в Иерусалиме ухаживали за больными. Деятельность женщин этого ордена распространилась и на другие страны, где ими были созданы монастыри.

Особенно известной была деятельность общины «иоанниток» в Париже. В 1348 г., во время большой эпидемии чумы, члены общины показали пример самопожертвования.

Ухаживали за больными и сёстры ордена, так называемые «госпитальерки». В ведении этих сестёр находились крупные госпитали - святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции.

 

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они не только ухаживали за больными, но и проводили с ними религиозные беседы и наставления.

В 1620 г. по образцу женских обществ милосердия были организованы мужские общества, однако у них были иные функции - помощь нищим и искоренение нищенства. Мужские общества милосердия существовали во всех провинциях Франции и во всех приходах столицы.

После смерти Викентий Поль был причислен к лику святых, и Католическая Церковь почитает его как покровителя всех дел милосердия.

В Германии общины сестёр милосердия были созданы в 1808 г. В Италии сёстры милосердия появились в 1821 г. Они ухаживали за заразными больными, которых не принимали больницы.

Первые общины сестёр милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии - в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестёр милосердия.

Начиная с середины XIX в. католические монахини и протестантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой организационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской войны (1853-1856).

Идеологическим обоснованием милостыни и благотворительности на Руси были взгляды, изложенные в книге «Беседы св. Иоанна Златоуста на Деяния Апостолов». Основная мысль этого сочинения состоит в том, что милосердие - это деятельность, угодная Богу и влекущая за собой отпущение самых тяжких грехов.

 

Ещё до Крещения Руси в ней можно было видеть то доброе, что сделало её по природе Русью, которой стала свойственна христианская вера. Широкое и устойчивое распространение среди русских получили идеи и поступки, связанные с состраданием, сочувствием, оказанием помощи в самых разных её видах. Это была целая система воззрений, основанных на евангельских идеях любви к ближнему и помощи ему, бескорыстной отдачи просящему больше, чем он просит, самоотверженной готовности положить жизнь за других. Это система взглядов, но и в то же время это черта национального характера органичная потребность делать добро, столь естественная, что она не воспринимается ни дающим, ни принимающим как что-то особенное, а зачастую даже не бывает замечена.

После Крещения Руси храмостроительство интенсивно развивалось при Ярославе Мудром. Традиционно в России монастыри были не только духовными, но и телесными врачебницами.

Начиная с XI в. создаются богоугодные заведения при монастырях для убогих и нищих, содержащихся на средства самих монастырей. На это монастырь использовал десятую часть со всех монастырских доходов.

Так, Печёрский монастырь занимался благотворительностью для нищих и убогих. При монастыре, вне его, была устроена богадельня («двор») с церковью первомученика Стефана, где жили и питались за счёт монастыря нищие, слепые, хромые и другие инвалиды («трудноватые»). Следуя библейской заповеди «девять частей возьми себе, а десятую отдай Богу своему», монахи десятую часть монастырского

дохода передавали этой богадельне, посылая, кроме того, по субботам печёный хлеб в городские тюрьмы тем, кто находился в заключении.

Особенностью монастырей на Руси в первые века их истории, до XIV в., было то, что они создавались в городах и ближних пригородах и были важной составной частью древнерусского города.

 

Содержание монастырских больниц и богаделен производилось не только за счёт монастырей - в расходах участвовали казна, частные лица и общества.

Первые на Руси «лекари» появились в Киево-Печёрском монастыре.

В послепетровское время особенно выделялись подвижники милосердия Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, старец Силуан Афонский и Иоанн Кронштадтский.

Преподобного Серафима Саровского (канонизирован в 1903 г.) русский народ знал как молитвенника о страждущих, советчика, утешителя. Пробыв в Саровской пустыни в затворе 5 лет, отец Серафим посвятил себя всецело служению пользе посетителей. Всех он принимал, обращаясь к каждому с ласковым приветствием (например, «радость моя»). Глубокий знаток человеческой души, он всегда мог достаточно хорошо понять человека и помочь ему советом и своей добротой.

Преподобный Амвросий Оптинский (канонизирован в 1988 г.) известен как подвижник благочестия издательством большого количества книг душеполезного назначения. Одновременно старец занимался весьма широкой благотворительной деятельностью. Отец Амвросий передавал деньги жертвователей в руки нищих и убогих. Он поддерживал целый ряд монастырей.

В конце позапрошлого века по всей Руси был известен своей благотворительностью Кронштадтский протоиерей Иоанн. Приняв с первых дней священства на себя горячее участие в положении и судьбе всех бедных, болящих и скорбящих людей, отец Иоанн был человеком, горячо принимавшим к сердцу горе и несчастье каждого. Он всем стремился помочь советом, деньгами, приисканием занятий, учреждением школ, приютов и т.д. Многие бедняки обращались к нему за денежной помощью, и он давал всем всё, что у него было, часто оставаясь без единого рубля. Этот великий труженик трудился на благо ближних, включая богослужение в церкви с раннего утра до позднего вечера.

 

Милосердием практическим и духовным славилась по всей Руси Оптина пустынь. Оптинские старцы, будучи тонкими знатоками человеческой души, умели удовлетворять духовные запросы как простого народа, так и всех слоёв общества. В Оптиной пустыни искали душевной поддержки Н.В. Гоголь и Л.Н. Толстой.

С делом благотворительности было тесно связано устройство женских общин. В 1869 г. в Москве монахиней Митрофанией была учреждена Владычно-Покровская община сестёр милосердия. При ней существовали приют для девочек-сирот, амбулаторная лечебница и аптека, дом для престарелых монахинь и сестёр милосердия.

Несколько позднее были открыты медицинские учреждения Российского общества Красного Креста при Костромском Богоявленском женском монастыре. В самой обители были устроены лечебница на 12 кроватей, амбулатория и аптека. Монахини и послушницы специально обучались уходу за больными. Игуменья Мария сумела открыть при монастыре училище для подготовки сестёр милосердия.

В некоторых монастырях дело благотворительности стало выходить на первый план. Особого развития оно достигло в Киевском Покровском женском монастыре, основанном в 1889 г. великой княгиней Александрой Петровной, принявшей постриг и наречён- ной Анастасией. Это был уникальный комплекс лечебных учреждений, расположенных на одной территории и оснащенных современным медицинским оборудованием, не уступавшим многим мировым клиникам того времени. При монастыре были устроены больница на 125 мест для неимущих больных всех христианских исповеданий, амбулатория с выдачей лекарств для приходящих больных, два приюта для неизлечимых больных и приют для слепых (каждый на 20 мест). Лечение и содержание больных были бесплатными. Весь низший персонал больницы состоял из сестёр монастыря.

 

В народе Киевский Покровский монастырь-больница назывался «Дом княгини». Постепенно он превратился в обширное учреждение, включавшее в себя амбулаторную лечебницу, аптеку, изоляционный барак, хирургическую больницу с гинекологическим отделением, терапевтическую больницу с детским отделением, бараки общей хирургии и патологоанатомический институт.

При монастырских лечебницах в обязательном порядке находились и «домашние аптеки». В значительной части монастырских ап-

тек, существовавших в то время, лекарственные снадобья из трав и цветов готовились обученными тому сёстрами. Женские монастыри и общины были более отзывчивы к делу благотворительности, нежели мужские, хотя располагали меньшими капиталами.

В меняющемся мире постепенно менялись и представления о монашеском служении: благотворительность становилась одной из основных его форм.

Во время Первой мировой войны спешно переоборудовались под госпитали и расширялись монастырские больницы, открывались новые. К концу 1914 г. лазареты были открыты в 207 монастырях. В собственных монастырских лазаретах насчитывалось 4135 кроватей. Монахини и послушницы ухаживали за ранеными не только в собственных, но и в других монастырских лазаретах.

Некоторые монастыри проявляли заботу о семьях солдат и офицеров, ушедших на войну, бесплатно снабжали эти семьи ржаной мукой.

Патриотическая деятельность во время ВОВ проводилась во всех епархиях нашей страны. Во время войны православные приходы брали шефство над госпиталями, детскими домами и садами. В монастырях собирали пожертвования на военные нужды, устраивали госпитали, находящиеся на полном содержании и обслуживании монашествующих. Монахини женских монастырей обслуживали больницы, работали в прачечных, пекарнях. Многие обители оказывали материальную помощь разрушенным войной районам.

 

Бывало и так, что, свершив свой подвиг на полях сражений, верующие женщины принимали монашеский постриг. Монахиня Серафима (Зубарева), будучи военным врачом, вместе с воинами 3-го Украинского фронта прошла по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии. Была награждена медалью «За победу над Германией».

Игуменья Анатолия (Букач), настоятельница Одесского Михайловского монастыря, вместе с сёстрами обители активно помогала Красной Армии продовольствием, медикаментами, одеждой, за что была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Материальная помощь, воспитание мужества, самопожертвование и вера в победу, уход за больными и ранеными, утешение людей и помощь им в преодолении страданий военного времени - вот далеко не полный деяний духовенства в военные годы.

К профессии врача Православная Церковь всегда относилась с любовью и уважением. Ведь врач, как и священник, призван к бескорыстному служению страдающим людям.

С конца 1980-х и начала 1990-х годов процесс взаимодействия государственной системы здравоохранения с Русской Православной Церковью стал постепенно набирать силу. За истёкшее десятилетие открыто и восстановлено немало больничных храмов и часовен.

В 2003 г. было подписано «Соглашение о сотрудничестве между Минздравом Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви».

Глубоко символичен Красный Крест - знак Международной организации медицинской помощи и милосердия. Он является символом христианства. Носящий крест творит добрые дела во имя Христа. Четыре части его символизируют собой четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Красный цвет - цвет крови раненых и крови Христа. На помощь этой организации уповают сегодня в каждом неблагополучном районе мира.

 

Снова и снова подтверждаются слова святого Иоанна Златоуста: «Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных