Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ




Готов­ность к деловому общению мы понимаем, с одной стороны, как потенциальное состояние личности, предшествующее выполнению каких-либо осознанных действий в процессе делового общения на когнитивном и эмоционально-волевом уровнях, с другой стороны, как интегративное качество личности, соединяющее в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты.

Готовность - это состояние личности, которое трансформируется в процессе перехода от одного этапа формирования к другому, а при обеспечении определенных условий «готовность - состояние» переходит в «готовность - качество».

Эти компоненты позволяют нам определить критерии готовности к деловому общению:

- положительная мотивация к участию в деловом общении,

- наличие знаний об особенностях делового общения,

- владение умениями осуществлять деловое общение (ставить цель, планировать, действовать в функционально-ролевых позициях, анализировать и корректировать полученные результаты) и техникой делового общения (перцептивными и эмпатийными умениями, вербальными и невербальными способами воздействия).

Формирование готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы мы понимаем как целенаправленный процесс создания системы специальных и использование естественносложившихся ситуаций взаимодействия.

В ходе и результате этого процесса у школьников создается устойчивая положительная мотивация к участию в деловом общении (мотивационно-ценностный компонент готовности), приобретаются и применяются знания, умения планировать и осуществлять деловое общение, происходит овладение техникой общения (когнитивный и операционально-деятельностный компоненты).

Рассматриваемый нами процесс имеет двусторонний характер, так как на успешное его протекание и результативность оказывают влияние все участники (и педагоги, и старшеклассники), но ведущая роль в организации данного процесса принадлежит педагогу. В процессе взаимодействия оформляются и развиваются отношения субъектов этого взаимодействия, то есть отношения педагогов и школьников.

Взаимоотношенияпедагога и старшеклассников в ходе совместной деятельности и общения осуществляются посредством совокупности определенных способов и приемов.

Присущая субъектам относительно устойчивая совокупность преобладающих способов обоюдных связей в процессе совместной деятельности и общения понимается нами как стиль взаимоотношений педагогов и старшеклассников.

Любой стиль взаимоотношений может приобрести творческий характер, если он проявляется в общности целей субъектов, совместном участии в деятельности, взаимном соблюдении нравственных норм, положительном характере взаимоотношений. Результат рассматриваемого нами процесса - готовность старше­классников к деловому общению - проявляется и в явном, и в отсроченном виде. В явном виде готовность старшеклассников к деловому общению проявляется как в естественно возникающих ситуациях совместной учебной деятельности, так и в ситуациях, специально созданных педагогами.

Отсроченным результатом является устойчивая положительная мо­тивация к участию в деловом общении, реализация выпускниками знаний, умений делового общения, которыми они овладели в школе, проявление деловых качеств личности в ситуациях совместной деятельности вне школы.

Исходя из положения, что любой процесс характеризуется протя­женностью во времени, мы условно разделили процесс формирования готовности старшеклассников к деловому общению на этапы. В общем виде они включают в себя:

постановку педагогом и осознание старшеклассниками целей и задач совершенствования имеющихся знаний, умений и навыков общения,

приобретение старшеклассниками и углубление знаний об особенностях делового общения,

овладение умениями осуществлять деловое общение в специально созданных ситуациях,

приобретение опыта реализации делового общения в процессе специально организованной деятельности и в естественно существующем учебном процессе,

анализ полученного опыта делового взаимодействия, его коррекция и постановка новых задач.

Iэтап - пропедевтический (подготовительный), в ходе, которого проводится диагностика участников в соответствии с целями и задачами рассматриваемого процесса и подготовка педагогов и старшеклассников к его реализации,

IIэтап - репродуктивный, в процессе реализации которого старшеклассники усваивают знания, умения и навыки осуществлять деловое общение и овладевают техникой общения в специально созданных ситуациях совместной деятельности («по образцу»),

Ш этап - продуктивный - старшеклассники реализуют знания, умения и навыки осуществлять деловое общение в естественно существующем учебном процессе школы и в специально организованной деятельности по формированию готовности к деловому общению,

IVэтап - оценочно-коррекционный в процессе его реализации определяется как результативность предыдущих этапов, так и всего процесса в целом - степень соответствия критериям готовности к деловому общению.

На каждом этапе изучаемого процесса выделяются следующие структурные компоненты:

- цели и задачи рассматриваемого процесса и учебного процесса школы (дидактические, развивающие, воспитывающие),

- пути реализации рассматриваемого процесса,

- содержание процесса формирования готовности к деловому общению,

- методы и формы, обеспечивающие реализацию данного процесса (операциональный компонент),

- критерии и показатели, определяющие результативность каждого этапа процесса формирования готовности старшеклассников к деловому общению и результативность всего процесса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных