Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оценивание знаний, умений, навыков детей





Оценивание качества знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста по предмету «Са­мопознание» проводится на основе «Требований к уровням учебных достижений детей дошколь­ного возраста», разработанных для старшей и предшкольной группы.

Воспитателям предмета «Самопознание» необходимо вести систематическое наблюдение за процессом личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с описанными кри­териями и показателями. Необходимо учитывать достигнутую динамику развития по трем основ­ным компонентам нравственности: эмоциональному, когнитивному и поведенческому.

Эмоционально-ценностный аспект деятельности выявляется на основе эмоционального от­ношения детей к тем или иным жизненным ситуациям, изучения чувств, которые испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Развитие эмоций связано с пони­манием, выявлением, а также распознаванием различных эмоций и чувств человека. Социальное развитие детей непосредственно проявляется в их поступках.

Когнитивный аспект деятельности детей проявляется через их представления о ценностях и понимание нравственных норм. Когнитивный аспект характеризует рассуждения детей о нрав­ственности, изменения в рассуждениях в процессе приобретения когнитивных навыков.

Поведенческий аспект самопознания связан с проявлением нравственного поведения, ко­торое социально одобряемо и приемлемо. Поведенческий аспект деятельности выявляется на основе рассуждений и выводов детей о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения в жизни.

При оценивании важно учитывать: представления детей о нравственных качествах, их нрав­ственные установки, общительность, заинтересованность, степень эмоционального отношения к нравственным нормам и осознания нравственных норм.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количествен­ная, а качественная оценка, поэтому вводится система оценивания, предусматривающая выявле­ние уровней усвоения знаний и умений дошкольников по итогам каждого полугодия. Критиче­ский уровень - если ребенок не имеет представления о нравственных нормах, не умеет оценивать поступки детей (дети не знакомы с нравственными нормами); допустимый уровень - если ре­бенок имеет представления о нравственных нормах, умеет оценивать поведение детей как от­рицательное и положительное, но не осознает сами нравственные нормы; оптимальный уровень - если ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мо­тивирует свою оценку (дети осознают нравственную норму, но не придают ей особого значения); высокий уровень - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повсед­невной жизни).

При определении уровни усвоения нравственных норм во внимание берется портфолио де­тей, отражающее их творческую деятельность по предмету «Самопознание».

Портфолио - это своеобразная копилка личных достижений ребенка в различных видах дея­тельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Портфолио дает возможность воспи­тателям фиксировать индивидуальные проявления детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном учреждении. При этом большое значение надо уделять самооценке.

Задача педагога при проведении мониторинга: выявление, поддержка, пробуждение творче­ского потенциала ребенка, оценивание полученных результатов с точки зрения реальных до-стрижений детей. Оценить - значит найти определенные качества, показать не только умения и знания, сколько отношение ребенка к себе, сверстникам, близким людям, различным видам деятельности.

Методические особенности проведения занятий по самопознанию

Содержание программы реализуется на основе традиционных и нетрадиционных методов об­учения: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, ролевые и развивающие игры, упражнения, инсценирование, рисунок, словарная работа. Воспитателю предлагаются разнообразные методы, приемы и средства, а также формы организации обучения, которые выражают специфику занятия по самопознанию: «Круг радости», «Помечтаем», «Наедине с собой», «Побеседуем», «Почита­ем», «Послушаем», «Разминка», «Инсценировка», «Игра», «Упражнение», «Творческая работа», «Обобщаем», «Круг от сердца к сердцу», «Домашнее задание».

«Круг радости» - обязательный методический приём, который является введением в занятие. Он проводится в начале занятия и воссоздает своеобразную психологическую установку, эмо­циональную атмосферу, ориентирующую дошкольников на доброжелательное, уважительное к окружающим и друг другу. Педагогический смысл «Круга радости» заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим. Воспитатель или учитель с детьми образует круг, где его участники общаются друг с другом, приветствуют друг друга, исполняют песни и стихи.

В предшкольной группе и классе «Круг радости» получает свое развитие и может проводить­ся как «Круг любви», «Круг здоровья», «Сердечный круг», «Круг добрых слов», «Круг привет­ствия», «Круг единства с природой» и т.д. Такая эволюция методического приема связана с целью совершенствования технологии обучения детей, общения друг с другом, с воспитателем и учите­лем и направлена на освоение ими навыков тематического диалога, преодоление застенчивости, развитие речи и мышления.

«Помечтаем» методический прием, который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств, на развитие рефлексивности в целом. Проводится под спокойную музыку (звуки приро-

ды) или в полной тишине, длится не более 3-4 минут. Воспитатель может проговаривать текст ровным и спокойным голосом, с паузами, или предоставить детям возможность побыть наедине со своими впечатлениями, размышлениями, фантазиями. Прием может использоваться, когда не­обходима релаксация, инициирование воображения, переход к новому осмыслению материала.

«Наедине с собой» - методический прием, направленный на развитие саморефлексивности ребенка в процессе обращения внимания на свои ощущения, чувства, впечатления. Прием позво­ляет ребенку «распознать», обнаружить воздействие на свой организм, физическое тело внешних факторов и на основе этого влияния учиться понимать свое состояние.

«Разминка» - компонент занятий по самопознанию, который необходим для снятия нагруз­ки, преодоления усталости, снижения утомляемости. «Разминка» проводится в форме короткой игры, направленной на переход от одного вида деятельности к другой. Использование данного приема стимулирует хороший настрой в группе, классе, развивает внимание, скорость реакции, способствует сплоченности детей.

«Почитаем» - важный вид и этап активизации речевой и мыслительной деятельности на заняти­ях по самопознанию, который создаёт условия для коллективного прослушивания рассказов, сказок, притч, стихотворений с последующим обсуждением, анализом. Дети учатся слушать и слышать, чув­ствовать и сопереживать, размышлять, рассуждать. Применяются различные виды чтения: с останов­кой, с инсценировкой.

«Побеседуем» - дидактический приём, позволяющий детям осмысленнее усвоить содержание темы. Каждый ребенок высказывает свое мнение, выражает свое отношение к теме, отвечает и задает вопросы. Воспитатель инициирует беседу и поощряет детей высказывать суждения, обу­чает их размышлять на темы нравственности, давать оценку ситуациям, поступкам. Прием спо­собствует акцентированному использованию в речи детей ценностных понятий.

«Игра», «Упражнение» - методы обучения, которые рекомендуются как для ак­тивизации познавательного интереса детей, так и для создания живой и непринуждённой атмос­феры на занятии. Через игровую деятельность воссоздается модель жизненной ситуации, проис­ходит проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка, на его индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, лучше усваивают изучаемый материал, обогащают память знанием, пониманием ценностей.

«Инсценирование» - театрализованное представление литературных произведений: сказок, притч, басен, рассказов. Как дидактический приём он используется на занятиях для более эф­фективного эмоционально-чувственного восприятия содержания, сопереживания и побуждения детей к формированию оценочных суждений.

«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей на занятиях по самопо­знанию, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения; рисование и театрализованное представление; изготовление макетов, плакатов и коллажей. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует осознанию дошкольниками таких качеств, как сотрудни­чество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого; формирует у детей уверенность, упрочивает веру в свои способности и творческие воз­можности; воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группо­вого задания.

«Обобщаем» - методический прием, направленный на достижение своеобразного логическо­го (рационального) итога занятия, который может подвести сам воспитатель (выражая резюме темы) или дети (в случае, если воспитатель задает им ключевые вопросы по теме занятия). Этап логического обобщения дает воспитателю возможность обнаружить эффективность достижения цели занятия, если на этом этапе осуществляется обратная связь - диалог с детьми.

«Круг от сердца к сердцу» - обязательный методический приём, который является особым эмоциональным «финалом» учебного занятия, предусматривает обмен впечатлениями, форму­лирование пожеланий друг другу и выступает своеобразным диагностическим барометром для воспитателя, так как дает возможность определить характер эмоционального состояния каждого ребенка, степень освоенности темы занятия.

«Домашнее задание» - прием, направленный на выполнение в «Альбоме» заданий по всем учебным занятиям, которые подобраны и систематизированы таким образом, чтобы вызвать интерес ребенка к теме, продолжить формировать базовые представления о нравственно-духовной стороне жизни человека. Дети выполняют задания самостоятельно или вместе со взрослыми. Совместная творческая деятельность помогает и взрослым, и детям лучше понимать, учиться доверять и с уважением, заботой и теплотой относиться друг к другу.

Занятия по самопознанию в детском саду и в школе проводятся в специально оборудованных (аудио и видеотехникой, мебелью) светлых и удобных для детей комнатах, где достаточно места для проведения активных игр и упражнений, демонстрации коллективных работ, размещения рисунков. Оптимальное количество детей в группе для занятий по самопознанию составляет 10-12 человек.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных