Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюция и классификация технических наук.




МАГИСТРАТУРА

Контрольные вопросы по курсу:

"Философские проблемы технических знаний"

1. Понятие "техника"

2. Эволюция и классификация технических наук.

3. Становление научно-технического знания в эпоху Античности.

4. Научно-техническое знание в эпоху Средневековья.

5. Особенности возникновения экспериментального естествознания. Л.да Винчи о роли опыта в познании мира.

6. И.Ньютон и формирование механистической картины мира.

7. Техническая (промышленная) революция 18 века и ее социальный смысл.

8. Роль техники и технических наук в индустриальном обществе.

9. Научно-техническая революция и ее социальный смысл.

10. Место и роль научно-технического знания в постиндустриальном обществе.

11. Сущность и противоречивый характер компьютерной революции.

12. Пути преодоления негативных последствий компьютеризации.

 

 

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

1. Важнейшие открытия и изобретения Архимеда.

2. Леонардо да Винчи - гениальный изобретатель техники будущего.

3. Представления о сути техники в эпоху Средневековья.

4. Галилео Галилей - ученый и изобретатель.

5. Роль И.Ньютона в формировании механистической картины мира.

6. Френсис Бэкон о роли науки и техники в обществе.

7. М.В.Ломоносов - ученый-изобретатель.

8. История создания парового двигателя и его значение для общества.

9. В.-К.Рентген и его вклад в развитие физики ХХ века.

10. Вклад М.Кюри-Складовской в развитие физики микромира.

11. В.Зворыкин - создатель телевидения.

12. История становления средств связи.

13. Противоречивость социальной роли компьютеризации.

14. Социальная роль техники ХХ1 века.

 

 

1. Понятие "техника".

Техника (от др.греческого техно -искусство) - это а)совокупность материальных систем, создаваемых человеком на основе природных объектов для удовлетворения социокультурных потребностей; б) средство и объект предметно-практической деятельности. В процессе применения технических средств реализуется целевая установка индивидуума (социума) и решается конкретная производственно-техническая задача. Именно с помощью технических систем человек воздействует на материальные объекты. Иначе говоря, техника — промежуточное звено между субъектом (человеком как главной производительной силой) и объектом природой.

Техника понимается: Во-первых, как средство труда, при помощи которого преобразуются природные объекты. Во-вторых, как совокупность искусственных систем, способствующих трансформации естественных экосистем. В-третьих, как интегрирующий элемент культуры, определяющий уровень развития цивилизации.

Техника в XX1 столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин: технических, естественных и общественных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Техника является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования. Без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины.

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни — дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому понятию "техника" можно дать предельно широкое определение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах"

Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средство общения, защиты и нападения. Так определяет технику на рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых...... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса".

Итак, техника должна быть понята как: 1) совокупность технических устройств — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; 3) совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний.

Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основных.

1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии, когда мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Возрастающий страх перед возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что в ХХ веке технику стали расценивать как абсолютно враждебную человеку силу, все более выходящую из-под его контроля. Представители такой точки зрения стали называть технику «демонической» силой, способной вызывать экзистенциальный страх, то есть страх за сам факт существования человеческого бытия. От этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация и далее будет идти по пути исключительно технического развития.

Техника, естественно, не является абсолютным благом, порождает множество побочных негативных эффектов: машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности. Это утверждали еще в первой половине ХХ века, например, французский социолог и философ Жак, немецкий философ Адорно.

Итак, постоянно возрастающий страх перед войной, глобальной ядерной угрозой, экологическим кризисом привел к тому, что технику стали расценивать как враждебную человеку силу, которая все более выходит из-под контроля и начинает угрожать существованию всего человечества.

2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться еще в конце ХVП - начале ХIХ веков, имеет много приверженцев и сегодня.

Действительно, развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»;

4) усилению многих человеческих возможностей, например, таких как физическая сила, быстродействие, счет, память.

Огромную помощь человеку оказывает такое современное научно- техническое изобретение, как электронно-вычислительная машина. Так, в 2004 году американская корпорация IBM создала компьютер, который выполняет более, чем 36 трлн. операций в секунду, т.е. его возможности возросли в несколько раз по сравнению с предыдущими поколениями машин.

 

Современные компьютеры могут быть использованы для:

· проведения виртуальных ядерных испытаний,

· контроля над имеющимся ядерным оружием,

· прогнозов глобальных климатических изменений,

· создания новых лекарственных препаратов без лабораторных испытаний,

· решения ресурсоемких вычислительных задач в таких областях, как генетика, астрономия,

· биржевых расчетов.

(Материал о компьютерах относится также и в вопросу №29)

3. Технологический детерминизм. Здесь утверждается, что решающее значение в развитии общества принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества и ставит социальное развитие в прямую зависимость от технологических изменений в производственных процессах. Авторы этой теории - американские социологи ХХ века Тоффлер, Бжезинский.

4. Техника помогает человеку, но она не должна быть главным условием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядов русского философа Н.Ф. Федорова (1828-1903), православного священника, объявленного в конце жизни еретиком. Он считал, что техническое развитие - это лишь временная и боковая ветвь эволюции человечества, когда оно усиливало свое тело с помощью искусственных приставок. Философ был уверен, что в дальнейшем люди пойдут другим путем. Они так чутко войдут в природные процессы, что станут обновлять свой организм, творить для себя новые органы, например, жабры, крылья. Этот путь он назвал тканетворением и предполагал, что человек всю силу своего ума, смекалку, изобретательность направит в будущем на развитие собственного тела, его органов, а не на изобретение все новых технических приставок к нему.

В целом, проблема техники настолько важна для современного человечества, что в середине ХХ века появился такой раздел социальных исследований как философия техники.

В рамках этого направления техника исследуются в различных аспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом, аксиологическом.

Так, методологическое направление исследований техники акцентирует внимание на изучении последствий внедрения во все сферы жизни компьютеров, принципиально меняющих не только производство, но и сферу образования, профессиональной подготовки, деятельность политических структур общества, взаимоотношения людей.

Аксиологический и культурологический аспекты ориентированы на изучение причин разнообразных противоречий, возникших в современную технотронную эру, и путей их разрешения. В качестве наиболее яркого примера выступают все глобальные проблемы современности – экологическая, демографическая и другие.

 

Эволюция и классификация технических наук.

Техника возникла вместе с появлением человека как вида Homo sapiens и прошла в своем развитии несколько этапов.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием.

Имеется в виду, что, например, в древнем Египте литейщик, ремесленник или являлись работниками, искусство которых оценивалось, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. Первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей.

Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня - операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день.

Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами.

Некоторые авторы делают вывод о том, что техника на ранних этапах развития имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной.

В античности понятие техники также существенно отличалось от современного. В античности понятие «тэхне» вбирает в себя и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхне».

Таким образом, техническое знание, существовавшее на данном этапе развития техники, можно назвать несистематизированным и разрозненным, основной способ его получения наблюдение и непосредственно ремесленный труд.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте - например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения.

В эпоху Возрождения меняется социальный статус инженеров, ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметилась тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению и созданию вещей, выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего - в самых различных областях науки и техники.

В Новое время происходит дисциплинарная организация науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецептуры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мистически-мифологического, хотя перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась.

В Новое время возникает необходимость подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

Некоторые авторы выделяют следующие основные периоды в развитии технического знания и технических наук.

1. В течение первого периода (донаучного) последовательно формируется три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

2. Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины 18 века до 70-х годов 19 века), происходит формирование научно технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и появление первых технических наук.

3. Третий период - классический (до середины 20 века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

4. Для последнего четвертого этапа, который продолжается в настоящее время, характерно осуществление комплексных исследований, интеграции технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации технических наук от естественных и общественных.

3. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНОСТИ

Термин – античная наука – охватывает возникновение и развитие научного знания в Древней Греции и Древнем Риме на протяжении примерно 1700 – 1500 лет.

История Древней Греции начинается примерно за 1300 лет до н.э. Иногда этот период называются Гомеровский период. Примерно в Х – Х1 веках активно формируются полисы – города-государства. - Спарта, Коринф, Афины. Они пришли на смену Микенской и Минойской цивилизаций. С 4 века н. э. Греция становится частью Восточной Римской империи – Византии и просуществовала еще около 1000 лет.

История Древнего Рима начинается с основания Рима Ромулом и Рэмом около 754 году до н.э. Завершается история Античного мира в лице Рима в 476 году н.э., когда вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул.

Для ранней греческой науки и философии характерны были занятия универсальными построениями об устройстве мира. Об этом можно рассказать на примере представителей милетской и элейской школ. (Поиск первоосновы мира – архэ).

Наряду с универсальными построениями, то есть наряду с наукой «о природе», начиная с 6 – 5 веков до н.э., возникали и некоторые ЧАСТНЫЕ научные дисциплины. К ним относятся, в частности:

1. Историко-географические описания, создаваемые на основе мифов, собственных наблюдений, рассказов и записей путешественников (например, Кадма, Гекатея - милетцы; Геланика с острова Лесбос). Высшей точкой развития жанра историко-географической литературы считаются знаменитые ДЕВЯТЬ книг отца истории - Геродота из Галикарнаса (48- 425 до н.э.).

2. Медицина. В рассматриваемый период она выступала не столько в качестве науки, сколько в виде ремесла. Однако следует сказать, что медицинские знания, основанные на опыте и наблюдениях, оказали существенное влияние на развитие научных методов исследования. Наиболее ранние сведения из области греческой медицины (ВОЕННОЙ) можно найти в поэмах Гомера. Наибольшую славу приобрела медицинская школа, связанная с именем Гиппократа (вторая половина 5 века до н.э.). Ему приписывалось более 70 медицинских книг.

3. Математика. Фалес, Пифагор, пифагорейцы, Демокрит. Важным с позиций дальнейшего развития науки явилось создание дедуктивного математического метода

4. Астрономия. Научные занятия астрономией в период ранней Греции в значительной степени имели практическую направленность - Энопид, Метон, Евктемон. Астрономические знания этого периода закладывали фундамент, на котором позже возникнет ЗДАНИЕ античной теоретической астрономии – Гиппарх, Птолемей.

Особое место в развитии античной науки занимает эпоха Эллинизма.

Термин «Эллинизм» ввел в научный оборот немецкий историк Иоганн Густав ДРОЙЗЕН (1808 – 1884) – автор книги «История ЭЛЛИНИЗМА».

Почему столь точны даты этого периода? В середине 4 века до н.э. на севере Греции набирает силу Македония. В 338 году ее царь ФИЛИПП П одержал победу при Херонее над коалицией греческих городов и подчинил Грецию. Эту дату – 338 год – год военной победы Македонии над Грецией, принято считать началом периода Эллинизма. Концом эллинизма считают 30 год до н.э., когда римские войска оккупировали последнее эллинистическое государство – Египет.

ЭЛЛИНИЗМ – это трехсотлетний период в истории территорий, захваченных Александром Македонским. ОНИ находились под ВОЕННОЙ ВЛАСТЬЮ Македонии и ДУХОВНЫМ ВЛИЯНИЕМ греческой культуры.

К основным представителям научной мысли эпохи Эллинизма относятся:

1) Евклид – конец 1У века до н.э. Его главный труд «Начала» включает в себя 15 книг, в которых изложена вся известная к тому времени математика - геометрия на плоскости, геометрическая алгебра, арифметика, стереометрия (теоремы о прямых и плоскостях в пространстве) и т.д. Этот труд остается основой большей части современной геометрии. Одна из известных аксиом Евклидовой геометрии гласит: если дана линия и точка вне ее, то через эту точку можно провести только одну линию, параллельную первой. Эту аксиому нельзя доказать. Попытки заменить ее на другую, по которой через точку вне прямой нельзя провести ни одной линии, параллельной данной, или можно провести множество таких линий, привели к созданию в Х1Х веке так называемых неевклидовых геометрий (например, Лобачевского, Римана), которые очень важны для многих аспектов современной физики.

2) Архимед – 3 век до н.э. Греческий ученый, математик и изобретатель. Родился в Сиракузах. В своих письмах-трактатах непосредственно подходит к методам высшей математики. Наиболее известен своим законом: любое тело частично или полностью погруженное в жидкость или газ, выталкивается вверх с силой равной весу вытесненной им жидкости. Так, лодка плывет, а шар, наполненный горячим воздухом или гелием, взмывает вверх, потому, что их вес меньше веса вытесненной ими воды или воздуха. По преданию Архимед бежал нагим по улицам Сиракуз, крича «Эврика!» (Я нашел), когда, принимая ванну, обнаружил, что объем тела, может быть измерен объемом вытесненной воды. Архимед изучал различные механизмы, в том числе и рычаг. Ему приписывают изречение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!», то есть, если дан достаточно длинный рычаг и существует точка опоры вблизи объекта, который надо сдвинуть, это может сделать один человек независимо от тяжести объекта. Архимедов винт до сих пор используют в Египте, чтобы поднимать воду для орошения полей.

3) Птолемей Клавдий величайший греческий астроном и математик – жил во П веке нашей эры. Собрал все астрономические знания того времени в труде «Альмагест», Гед изложил свою систему строения вселенной – система Птолемея. Согласно этой системе Солнце и другие планеты движутся по орбитам вокруг Земли. Это мнение доминировало в астрономии до 1500 годов, до того времени, когда ее сменила гелиоцентрическая система Н. Коперника.

В эпоху Эллинизма бурно развиваются такие науки как механика (Архимед), оптика, науки о живой природе, медицина и другие

Основной ПРОБЛЕМОЙ ранней греческой науки, которую можно назвать «наука о природе» или натурфилософией была проблема происхождения и устройства мира, рассматриваемого как единое целое.

4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Краткая историческая справка

1. Понятие «средние века» было введено в научное обращение в ХУШ веке.

Определить верхние и нижние хронологические пределы средневековья нелегко.

Так, понятие «Средние века» неодинаково для Европы и Китая, Индии.

И все же, усредненная хронология такова: УП-Х1У века, примерно 800 лет.

2. Неверно считать, что Средние века – это сплошное черное пятно в истории культуры, науки, период упадка, разгула мистики. Действительно, в средние века господствовала религия, имел место регресс в развитии техники. Но это, не дает право негативно характеризовать все средневековье в целом. Достаточно, например, вспомнить достижения искусства - Византийского, Русского, Западно-европейского - в архитектуре (романский стиль, готика); в поэзии (Данте, Петрарка).

3. В УШ веке в Европе королевство Франков стало самым сильным государством из всех, возникших к тому времени на территории бывшей Западной Римской империи.

4. С Х1 века происходит значительное усиление власти католической церкви. Иллюстрацией этого процесса можно считать следующее событие: папа Григорий УП отлучил императора Генриха 1У от церкви. Это было страшное наказание. Для искупления император должен был пешком идти в Канассу (замок, где находился тогда папа) и стоять босым три дня у ворот замка, пока папа не допустил его до себя и не снял наказание. С тех пор выражение «ПУТЬ В КАНАССУ» стало нарицательным и означает крайнюю степень унижения.

5. Безусловное главенство церкви негативно повлияло на процесс изучения природы. Главный тезис христианства – весь мир сотворен Богом. Это идея креационизма. Она лежит в основе средневекового учения обо всем бытии, в том числе и о природе. Отсюда – природа понимается не как нечто самостоятельное, как это было в античности, но как полностью зависимое от Бога, который может действовать вопреки естественному ходу вещей и законам природы. В силу этого природа перестает быть важнейшим предметом познания, ведь природные явления - это лишь символы деятельности Бога. Такое понимание не способствовало научному познанию природы. Только в эпоху позднего средневековья интерес к природе усиливается, что дает толчок развитию астрономии, физики, биологии.

РАЗВИТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.

1. В ХП веке возникают первые университеты - Болонский и Оксфордский. Слово «университет» произошло от латинского «совокупность» (учителей и учащихся). Университеты были типичными средневековыми корпорациями со своей автономией: территорией, юридическим правом и судом. Так, Парижский университет Сорбонна имел свою территорию на берегу Сены, и, поскольку на ней говорили только на латинском языке, то эту территорию стали называть (и до сих пор называют) «латинский квартал». Самоуправство Сорбонны прекратилось только в ХУ1 веке.

2. Появляется ученая степень «доктор» - дословно «Учитель, Наставник».

3. Не существует языкового барьера в науке – все пишется на одном языке – латинском.

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ

1. В Средние века науку перестали рассматривать, как нечто само по себе ценное. Наука ценна только практически полезными результатами, она лишь средство для решения практических задач. Так расценивались и медицина, и математика, и физика.

2. Научное знание существует в форме комментария, прежде всего, к работам Аристотеля — «Физика», «О небе», «Метеорология», «Категории». В форме комментариев этих сочинений велось все преподавание в университетах.

3. Стремление к систематизации и классификации. Это проявлялось в следующем:

а) большое распространение получили сочинения типа энциклопедий, в которых давались краткие сведения из самых разных областей знания. Такие произведения представляли собой смесь псевдоучености и народных суеверий, путаную компиляцию из Библии, Аристотеля, отцов церкви, Птолемея и т.п. У современников же подобные произведения вызывали восхищение, даже у Данте.

б) наряду с такими «энциклопедиями» в средневековой Европе существовал еще один тип классификаций. Это классификации самих наук, например такая: география, о животных и рыбах, о змеях и других животных, этика Аристотеля, риторика, политика и т.п.

в) индивидуальная манера средневекового исследователя не имела существенного значения. Главное состояло в верности традиционным образцам, которые воспринимались как подлинные эталоны. «Заимствования и компиляции, стремление избегать индивидуальных особенностей стиля составляют характерную черту средневековой литературы, - подчеркивает академик Д.С.Лихачев.

4. С точки зрения мыслителей XIII в. знания, полученные опытным путем, или путем логических доказательств, могут быть лишь вероятными, но не истинными, поскольку обладают лишь относительной, но не абсолютной достоверностью. Ни разум (логические рассуждения, доказательства), ни чувства (опыты) не являются достоверным знанием. Достоверное знание - это только религиозные догмы и откровения.

5. Развитие научно-технической мысли связано:

Во-первых, с глубокими социально-экономическими изменениями Средневековой Европы в Х1-ХП веках: ростом городов, развитием ремесел, торговли, значительным усложнением структуры общества. Вместо традиционного деления только на феодалов и крестьян появляются еще и рыцарство, бюргерство (буржуазия), купцы, и т.д. Чтобы поддерживать порядок в этом зашевелившемся муравейнике потребовалась огромная работа в канцеляриях графов, герцогов, аббатств и т.п. Потребовались люди образованные или, по крайней мере, грамотные. Отсюда в ХП веке происходят перемены в системе образования. Резко увеличивается число грамотных, причем не только среди служителей церкви (что было и раньше), но и среди мирян.

Во-вторых, с технической революцией ХП века:появлением новых источников энергии - мельниц; изобретением хомута, жесткого рулевого управления, компаса.

Все это определило появление стремления изучать природу.

Итак: с одной стороны, развитие жизни требовало изучения природы; с другой, господствующее христианство утверждало: природа – это творение Господа и она не поддается изучению человеком. Где же выход? Он был найден и состоял в создании концепции двойственной истины.

6. Сущность концепции двойственной истины состоит в признании прав «естественного разума» (идей ученых) наряду с христианской верой, основанной на откровении.

Вот типичный пример двойственной истины: существуют две принципиально разные картины мира: верующего христианина и ученого. Первая удостоверяется откровением, вторая — естественным разумом, базирующимся на опыте и логических доказательствах. Картина мира, созданная ученым, квалифицируется как вероятная, религиозная - как подлинно истинная. В XIII в. религиозная и научная картины мира еще не воспринимались как равноправные: религиозная представлялась очевиднее научной. Однако теория двойственной истины открывала широкий простор для обсуждения естественнонаучных вопросов.

7. Новые тенденции в понимании механики. Для античности было характерно противопоставление естественно существующего, то есть природного, и искусственно созданного человеком, то есть техники. Это разделение жестко проводилось в программе Аристотеля, в математической программе Платона и пифагорейцев. Даже, когда Архимед по существу создал одну из областей механики — статику, ни в античности, ни даже в эпоху эллинизма не возникла механика как наука в том виде, какой она приобрела в XVII в. Механика, с точки зрения древних, это искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления таких действий, которые не могут быть произведены самой природой. Механика — это вовсе не часть физики, а особое искусство построения машин; оно не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо представляет собой не познание того, что есть в природе, а изобретение того, чего в самой природе нет. Для античности механика была средством «перехитрить» природу, но не средством познать ее.

Переосмысление природы в Средние века, далеко не сразу могло привести к выводу о том, что мир — это машина в руках Бога-механика. Мир становится машиной, а соответственно и механика — главной отраслью физики только к XVII в. Но предпосылки этого переворота исподволь подготавливаются уже в XIV в. Многие творцы механики Нового времени, в том числе Ньютон, Лейбниц, Декарт были верующими людьми. Для них природа была творением Бога. Однако понятие «цель», по отношению к природе не признавалось.

С точки зрения эволюции научно-технического знания изменение статуса механики имеет принципиальное значение. После того, как человеком были изобретены инструменты, стало возможным рассматривать технику, как нечто однородное с природой, тождественное с ней. Это открыло возможность видеть в эксперименте средство познания природы. До тех пор всякий эксперимент рассматривался как техническое ухищрение, результаты которого к научному познанию природы отношения не имеют. Ученые, даже в XVI в., не считали средством познания природы первые телескопы, применявшиеся, в частности, Галилеем. Для них такого рода изобретения были сродни «чудесам». В научном споре аргументы, полученные путем наблюдения за небесными светилами через телескоп, во внимание не принимались.

8. В эпоху позднего Средневековья создаются условия для точного измерения ( появляются соответствующие приборы, развивается математика), хотя наука со времен античности вплоть до эпохи Возрождения всякое точное измерение природных процессов считала невозможным и даже не пыталась осуществлять это. Все изменило развитие астрономии, завершившееся созданием математической физики Нового времени.

 

5. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Л.ДА ВИНЧИ О РОЛИ ОПЫТА В ПОЗНАНИИ МИРА

Историческая справка

Период европейской истории с конца Х1У по начало ХУП века принято называть эпохой Возрождения и подразделять ее на два этапа:

 

- ранний этап - Италия Х1У – ХУ веков; в основном он характеризуется развитием гуманитарных проблем (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо – Х1У век) и борьбой против схоластики. (Схоластика – философское теоретизирование оторванное от жизни, не основывающееся на опыте, практике. Сформировалась и господствовала в эпоху Средневековья; в центре внимание - толкование текстов Аристотеля).

- поздний этап (ХУ – начало ХУП в.); это время возникновения экспериментального естествознания, хотя и гуманитарные проблемы продолжают развиваться.

Вцелом для эпохи Возрождения характерно следующее:

- использование античного культурного наследия: его значение столь велико, что вся эпоха определяется как эпоха Возрождения (Ренессанса); это название подчеркивает возобновление и творческое развитие культуры античности после более чем тысячелетнего забвения;

- значительное уменьшение диктатуры римско-католической церкви: появление лютеранства, кальвинизма;

- возникновение культуры гуманизма: светской культуры, в центре которой стоит ЧЕЛОВЕК, его права, интересы, формирование всесторонне развитой личности;

- существенные сдвиги в сфере производства: развитие горной промышленности, появление доменного металлургического процесса, развитие кораблестроения, военного дела, совершенствование водяных и ветряных двигателей, появление книгопечатания, применение компаса и пороха и т.д.;

- рост интереса к природе и развитие естествознания: природа становится важным объектом не только литературы и изобразительного искусства, но и науки.

Для становления научно-техническогознания рассматриваемого периода характерно следующее:

- развитие математики; необходимо было, прежде всего, восстановить математику как теоретическую, строго доказательную дисциплину и поставить ее на службу развивающейся производственной практике. В этом состояло существенное отличие от положения математики в эпоху античности, когда она расценивалась как «чистая наука», часть философии; теперь важно было развивать математику и как теоретическую, и как прикладную дисциплину;

- возникновение экспериментального и математического естествознания; подлинно научное изучение природы и человека возможно лишь на путях их опытного, экспериментального исследования – развивается методология опыта, формируется эксперимент как важнейший метод научного исследования, возникает неизвестное ранее математическое естествознание;

- существенное изменение астрономии; она становится важнейшей прикладной и теоретической дисциплиной, сочетающей как тщательное наблюдение природы, так и ее строжайшее математическое осмысление; это привело, в частности, к появлению более точных астрономических таблиц, нового календаря, гелиоцентрической системы.

- значительное развитие физики, химии, ботаники, биологии, медицины.

Среди наиболее значительных ученых эпохи Возрождения следует выделить Л. да Винчи, Н.Коперника, Г.Галилея. В этой же теме целесообразно рассмотреть и вклад в науку, сделанный И.Ньютоном в конце эпохи Возрождения – начале Нового времени.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 – 1519)

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо.

Л. да Винчи - первый теоретик экспериментально-математического исследования природы. Он отстаивал решающее значение опыта в познании природы. Истина, считал он, достижима через союз ОПЫТА с ТЕОРИЕЙ (наукой). Наиболее полезным методом познания истины считал АНАЛИТИЧЕСКИЙ метод.

Л.да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Об этом можно судить, исходя из записных книжек и рукописей. Всего сохранилось около 7 тысяч листов.

Искусство и наука, по мнению Леонардо, связаны неразрывно. Отдавая пальму первенства живописи как наиболее интеллектуального, по его убеждениям, вида творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, истинный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, считая свои заметки и рисунки набросками к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты нашли выражение в его новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Леонардо принадлежат исследования о падении тела по наклонной плоскости, о центрах тяжести пирамид, об ударе тел, о движении песка на звучащих пластинках; о законах трения, а также изобретение динамометра, одометра, некоторых кузнечных инструментов, лампы с двойным притоком воздуха.

Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Леонардо был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучая устройство человеческого глаза, высказал догадки о природе бинокулярного зрения.

Анатомические исследования: обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках, изучая функции органов, Леонардо рассматривал организм как образец «природной механики». Особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремился ввести экспериментальный метод в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Явив собою, идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи оценивался в последующем как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900).

Из работы Л. да Винчи «ОБ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ НАУКЕ»

Утверждают, что механическим является то знание, которое порождено опытом, научным знанием - то, которое рождается и завершается в мысли, а полумеханическим — то, которое рождается от науки и завершается в деятельности рук (operatione manuale). Но мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств. И если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности Бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, чего не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет, ибо истина имеет одно-единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда. И если спор возникает снова и снова, то эта наука - лживая и путанная, а не возродившаяся [на новой основе] достоверность. Истинные науки — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, т. е. числом и мерой. Эти науки с высшей достоверностью трактуют о величинах прерывных и непрерывных. Здесь не будут возражать, что дважды три больше или меньше шести или что в треугольнике углы меньше двух прямых углов. Всякое возражение оказывается здесь разрушенным, будучи приведено к вечному молчанию. И этими науками наслаждаются в мире их почитатели, чего не могут дать обманчивые науки мысленные. <...>

Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешным, и, ожидая от опыта в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не в его власти, говорить, что он обманчив! Несправедливо жалуются люди на неповинный опыт, часто виня его в обманчивых и лживых показаниях. <...>

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и, прежде всего, потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности. <...>

6. ИСААК НЬЮТОН (1642-1727) И ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА.

Если изучать биографию Ньютона, не вдаваясь в суть его гениальных открытий, то можно сделать вывод, что в жизни ученого не было ярких событий. Родная деревня Вульстроп, соседний городок Грэнтэм, Кэмбридж и Лондон – вот все места, связанные с его биографией. Ньютон никуда больше не выезжал и, поселившись где-нибудь, жил подолгу и однообразно. Но это только внешний мир ученого, его настоящая жизнь заключалась в мире его идей, его познаний, его стремлений. Ньютон создал механистическую картину мира, в которой, как полагали его современники, заключался универсальный ключ, способный с помощью математики объяснить суть всех явлений и загадок мира. Разочарование пришло потом, когда был открыт микромир, полностью изменивший представление о внешнем мире. Но от этого гениальные открытия Ньютона не померкли, не потеряли своей привлекательности, а просто приобрели границы применимости. Ньютоновская механика дала последующим поколениям ученых модель определенного научного подхода, без которого были бы невозможны многие открытия.

Ньютон сформулировал основные законы классической механики, сделал открытия в оптике, астрономии, математике: открыл закон всемирного тяготения, дисперсию света, развил корпускулярную теорию света, разработал (независим от Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисление.

Обобщив результаты исследований своих предшественников в области механики и свои собственные, Ньютон написал огромный труд «Математические начала натуральной философии», где были проанализированы основные понятия и аксиоматика классической механики. В частности понятия: масса, количество движения, сила, ускорение, центростремительная сила и три закона движения, а именно – закон инерции, закон пропорциональности силы ускорению и закон действия и противодействия. Здесь же был изложен закон всемирного тяготения, исходя из которого Ньютон объяснил движение небесных тел (планет, их спутников, комет) и создал теорию тяготения. Открытие этого закона знаменовало переход от кинематического описания солнечной системы к динамическому объяснению явлений. Этим окончательно была утверждена победа учения Коперника. Ньютон показал, что из закона всемирного тяготения вытекают три закона Кеплера. Он объяснил движение Луны, явление процессии; развил теорию фигуры Земли, отметив, что она должна быть сжата у полюсов; создал теорию приливов и отливов; рассмотрел проблему создания искусственного спутника Земли; установил закон сопротивления и основной закон внутреннего трения в жидкостях и газах; дал формулу скорости распространения волн.

Ньютон создал теорию абсолютных пространства и времени, которая долгое время господствовала в науке. С таким пониманием пространства и времени связана его теория дальнодействия – мгновенной передачи действия от одного тела к другому на расстоянии, через пустое пространство без помощи материи. Эта теория, как и вся механистическая картина мира Ньютона, господствовали до начала ХХ века. Впервые их ограниченность обнаружили М.Фарадей и Дж. Максвелл, показав неприменимость подобных воззрений к электромагнитным явлениям. Однако специальная теория относительности не отбросила совсем закономерностей, установленных классической механикой Ньютона, а лишь уточнила и дополнила ее для случая движения со скоростями, соизмеримыми со скоростью света в вакууме.

Велик вклад Ньютона и в оптику. В 1666 году при помощи трехгранной стеклянной призмы он разложил белый свет на семь цветов спектра, открыв явление дисперсии и хроматическую аберрацию. Пытаясь избежать аберрации в телескопах, Ньютон сконструировал телескоп-рефлектор, где вместо линзы использовал вогнутое сферическое пространство. Исследуя интерференцию и дифракцию света, ученый открыл так называемые «кольца Ньютона», установив закономерности в их размещении, и высказал идею о периодичности светового процесса. Открытия в этой области изложены в работе «Оптика».

Научная деятельность Ньютона сыграла исключительно важную роль в истории развития физики. По словам А.Эйнштейна, «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности, оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на все мировоззрение в целом».

Из работы «Математические начала натуральной философии (1687 г.)

Ньютон формулирует четыре методологических правила, которым должно подчиняться научное исследование. Ставится вопрос «как искать», а не «что искать».

  1. Первое методологическое правило обосновывает постулат простоты природы. «Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей…Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений».
  2. Постулат о единообразии природы. «Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами».
  3. Природа проста и единообразна. На основе чувственного опыта можно установить основные свойства тел, такие как твердость, непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с использованием индуктивного метода. Индукция, уверен Ньютон, единственная действенная процедура для формирования научных суждений. Это закреплено в четвертом правиле.
  4. «В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы…»

О законе всемирного тяготения: «По правде говоря, мне еще не удалось вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю». То есть, из наблюдаемых фактов невозможно определить сущность сил тяготения. Закон всемирного тяготения выводится индуктивно и вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает отрываться от реальности. Физика Ньютона не доискивается до сути тяготения, а довольствуется тем, что оно существует и объясняет движение, как небесных тел, так и земных объектов. Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы «экспериментальной философии». Гипотеза должна быть обоснована и подтверждена наблюдаемыми фактами и экспериментами. Тем более теория. Не опирающееся же на наблюдения и эксперименты размышление не является научным.

 

7. ТЕХНИЧЕСКАЯ (ПРОМЫШЛЕННАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ 18 ВЕКА

И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ.

Исторически первыми подлинно революционными изменениями в технике можно считать, например, изобретение лука, колеса (первобытное общество), рычага, Архимедова винта (античность), жесткого рулевого управления, хомута (средневековье). Все это произошло в глубокой древности, когда науки еще не было.

Техническая революция 18-начала 19 века, получившая название «ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ» и связанная с изобретением и успешным применением на практике парового двигателя – «машины Уатта», также основывалась на эмпирических, а не научно-теоретических изысканиях, хотя наука уже существовала. Более того, вторая научная революция, закрепив специализацию науки, подготовила почву для технической революции. В дальнейшем революции в техники будут взаимосвязаны с научными исследованиями.

Промышленная революция все удешевила, подняла производительность труда примерно на 50%, (после изобретения парового ткацкого станка разорились даже самые дешевые в мире ткачи – индийские), дала мощный толчок в сфере производства вещного богатства и формирования индустриального общества, или классического капитализма. В этом и состоит социальный смысл технической (промышленной) революции ХУШ века.

Особенность индустриального, иначе – промышленного - общества заключается в том, что оно постепенно «втянуло» в сферу своего влияния практически все существовавшие на земном шаре социальные организмы, и в этом смысле только с него началась всемирная история.

Основной производительной силой, субъектом труда данного общества является «наемная сила» – рабочий, формально свободный человек, но вынужденный продавать свой труд, чтобы выжить. Индустриальное общество создает возможности для достаточно быстрого экономического развития. Главным видом производительного труда стала индустрия, промышленность, хотя, конечно, сохранились и сельское хозяйство, и даже охота, и собирательство, общественное значение которых существенно изменилось.

Основной принцип формирования индустриального общества - появление тупика в развитии общества. Он был обусловлен следующими причинами:

а) демографическим взрывом, в условиях которого прокормить население стало невозможно, если главным видом производительного труда будет продолжать оставаться земледелие. Необходимо было искать выход из положения. На смену старому должен был прийти новый вид производительного труда, как основного, главного. Физиократы, противники развития промышленности, утверждали: сколько над куском железа не трудись, оно все равно останется куском железа, а зерно, посаженное в землю, даст несколько зерен. Однако история показала, что продукты сельского хозяйства будут в изобилии только тогда, когда само сельское хозяйство станет отраслью промышленности, и в нем будет занято не более 4 – 5 % трудоспособного населения;

б) поступательным, постепенным развитием науки и техники, что привело к первой промышленной революции ХVШ века.

Индустриальное общество или классический капитализм – антигуманный, бесчеловечный, жестокий строй. Его подвергали критике очень многие выдающиеся умы человечества. Это и Бальзак, которому принадлежат такие слова: «Одна из особенностей добродетели – это ее несовместимость с чувством собственника»; и Диккенс, и Мопассан, и Лондон, и Горький и многие другие. Среди них был и К. Маркс.

К. Маркс подверг классический капитализм критике с позиций политической экономии и пришел к выводу о необходимости устранения этого несправедливого строя. К подобному выводу приходили мыслители и до и после Маркса, например, утопические социалисты, Герцен и др. Отличие позиции Маркса заключается в том, что он, на основе открытых им законов истории (на самом деле, скорее, изобретенных), указал на возможность «научного» подхода, который заключается в следующем: познав законы истории, ясно увидев ее вектор, надо в общественной деятельности следовать этим законам, давать им простор для развития. Сюда относится, например, закон о соответствии производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений и, как следствие: социалистическая революция с отменой частной собственности и установлением диктатуры пролетариата. Но, как показал ход истории, Маркс ошибался.

Маркс не увидел огромной скрытой силы капитализма, его возможностей саморазвития и самоотрицания:

а) путем реформ;

б) в ходе борьбы трудящихся за свои права (борьбы и экономической, и политической, но не доходящей до революции);

в) следуя логике научно-технического развития, для успехов которого нужен образованный, творчески мыслящий работник.

Итак: капитализм, безусловно, антигуманный строй, но он (во многом благодаря развитию техники и науки) создает возможности достаточно быстрого экономического развития, превращения большой части населения в средний класс – приводит, в конечном счете, к богатому обществу, которое уже может позволить себе роскошь достойно содержать стариков, инвалидов, воспитывать детей. Так же, как невозможно вырастить ребенка без грязных пеленок, так и нельзя прийти к экономическому изобилию, демократии, стиранию граней между городом и деревней, между физическим и умственным трудом и другим благам будущего общества, о которых, кстати, мечтал Маркс, не преодолев естественным путем капитализм.

Классический капитализм привел к тому, что все – и сельское хозяйство, и человек, и мощь государства стали зависеть от уровня развития индустрии, промышленности.

ПОСЛЕДСТВИЯ КАПИТАЛИЗМА:

  1. Центральным видом производительного труда стала индустрия.
  2. Получили дальнейшее развитие представления о богатстве: богатство - это, прежде всего то, что может быть присвоено и исчезает в процессе потребления, это многообразие товаров, это капитал.
  3. Происходит развитие стандартизации, которая является необходимым условием для развития техники, промышленности, но отрицательно влияет на духовную культуру, на человека.
  4. Человек в этом обществе – это, прежде всего, главная производительная сила, средство для развития промышленности. В человека стихийно вкладываются средства, о нем рассуждают, в основном, как о промышленном сырье. Многое делается для человека, но происходит это для того, чтобы была выше производительность труда. Таким образом, человек здесь выступает в качестве средства для промышленности, но не в качестве цели общества.

 

 

8. РОЛЬ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В

ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.

При ответе на этот вопрос надо использовать материал вопросов № 1, 2, 7 то есть дать определение техники, вспомнить историю ее развития, охарактеризовать суть индустриального общества.

Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить три основных.

1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии, когда мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Возрастающий страх перед возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что в ХХ веке технику стали расценивать как абсолютно враждебную человеку силу, все более выходящую из-под его контроля. Представители такой точки зрения стали называть технику «демонической» силой, способной вызывать страх за существование человеческого бытия. От этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация и далее будет идти по пути исключительно технического развития.

Техника, естественно, не является абсолютным благом, порождает множество побочных негативных эффектов: машинная цивилизация (индустриальное общество) подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.

Итак, постоянно возрастающий страх перед войной, глобальной ядерной угрозой, экологическим кризисом привел к тому, что технику стали расценивать как враждебную человеку силу, которая все более выходит из-под контроля и начинает угрожать существованию всего человечества.

2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться еще в конце ХVП - начале ХIХ веков, особенно возросло в период промышленной революции (становления индустриального общества), имеет много приверженцев и сегодня.

Действительно, развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»; 4) усилению многих человеческих возможностей, например, таких как физическая сила, быстродействие, счет, память.

Огромную помощь человеку оказывает такое научно-техническое изобретение ХХ века, как компьютер.

3. Технологический детерминизм. Здесь утверждается, что решающее значение в развитии общества принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества и ставит социальное развитие в прямую зависимость от технологических изменений в производственных процессах. Авторы этой теории - американские социологи ХХ века Тоффлер, Бжезинский. Технологический детерминизм достаточно правильно описывает особенности развития индустриального общества, но «не работает» применительно к обществу постиндустриальному (см.: вопрос №10).

9. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,

И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙСМЫСЛ

В середине ХХ века впервые в истории человечества, идущие ранее параллельно революции в науке и технике, объединяются. Начинается НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Её связывают со многими явлениями, например, с использованием атомной энергии, выходом человека в Космос, с созданием первых искусственных материалов с заранее заданными свойствами, с развитием кибернетики, появлением первых электронно-вычислительных машин.

Когда НТР только начиналась, то в ее оценке все сбивались на индустриальный стереотип, то есть понимали ее суть по образцу промышленной революции, которая подняла примерно на 50% производительность труда, все удешевила и наиболее рентабельными вложениями стали вложения в промышленность, технику, в «железо». Однако НТР всех обманула: она все удорожила, каждый шаг подъема производительности труда давался с трудом, вложения в технику, промышленность перестали быть высокорентабельными. Если индустриальная революция дала мощный толчок в сфере производства вещного богатства и положила начало индустриальному обществу, то в чем же социальный смысл НТР?

В постиндустриальном обществе наиболее рентабельными становятся вложения в человека, причем не просто для того, чтобы он, являясь главной производительной силой, лучше работал (это тезис индустриального общества), а потому что человек – это цель общества. Вместо индустриального труда центральное место должен занять труд по производству человека как цели общественного развития. Вложения в человека не должны быть стихийными, но основанными на науке. Такие вложения становятся все более рентабельными, но требуют решения многих проблем. Это и образование, и воспитание, и медицина, и организация досуга, и нравственность и др. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу человек – это самое «узкое место», именно он не «срабатывает». Сказываются и плохая профессиональная подготовка, и низкое интеллектуальное развитие, и малые творческие возможности, и нежелание трудиться честно, с полной отдачей.

Переход от индустриального общества, апофеозом и, одновременно, завершением которого стала НТР, к производству человека как центрального вида производительного труда – это переход к постиндустриальному обществу.

ИТАК: главный социальный смысл НТР в том, что она стала своеобразным рубежом между индустриальным и постиндустриальным обществом и показала, что нельзя до бесконечности считать промышленный труд и производство материальных благ главной, конечной целью общества.

 

10. МЕСТО И РОЛЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных