Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первый цвет коричневый




– 6 – 1 (коричневый и синий) – негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

– 6 – 2 (коричневый и зеленый) – негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться в лучшую сторону, сомнения, что это удастся.

– 6 – 3 (коричневый и красный) – стрессовое состояние из-за подавления эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

– 6 – 4 (коричневый и желтый) – напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

– 6 – 5 (коричневый и фиолетовый) – негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувственной гармонии.

– 6 – 7 (коричневый и черный) – стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

– 6 – 0 (коричневый и серый) – стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей.

Первый цвет черный

– 7 – 1 (черный и синий) – состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.

– 7 – 2 (черный и зеленый) – состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

– 7 – 3 (черный и красный) – стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

– 7 – 4 (черный и желтый) – стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

– 7 – 5 (черный и фиолетовый) – поиски идеализированной ситуации.

– 7 – 6 (черный и коричневый) – стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

– 7 – 0 (черный и серый) – стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый

– 0 – 1 (серый и синий) – некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

– 0 – 2 (серый и зеленый) – негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

– 0 – 3 (серый и красный) – подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

– 0 – 4 (серый и желтый) – чувства тревожности, неуверенности.

– 0 – 5 (серый и фиолетовый) – напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

– 0 – 6 (серый и коричневый) – стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

– 0 – 7 (серый и черный) – стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

 

М. Люшер составил также специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов).

Рассмотрим первые две и последние две позиции с набором цветов, отражающих серьезные конфликты:

№ – номера цветов.

  Позиции: Ч°1 №2   J*7 №8
    XX     XX
    XX     XXX
    XXX     XX
    XX     XX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XXX     XX
    XXX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XX
    XXX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
          XX
          XX
          XX

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знание различных методик, приемов изучения и оценки индивидуальных особенностей, черт личности спортсменов в существенной мере повышает возможности их обучения, тренировки, воспитания. Разносторонняя психодиагностическая информация об обучаемом позволяет находить наиболее оптимальные, эффективные пути педагогических воздействий, прогнозировать успехи и неудачи в спортивной тренировке, объективнее оценивать готовность к соревновательным действиям, проектировать психологический климат в команде, предвидеть случаи психологической несовместимости и, напротив, сплоченности коллективов. Результаты психологического тестирования в настоящее время широко используются при отборе в спортивные секции, комплектовании сборных команд для участия на ответственных состязаниях. В то же время считаем необходимым высказать мнение против чрезмерных увлечений психодиагностикой в целях психологического отбора.

Известны многочисленные случаи, когда абитуриенты с отрицательным прогнозом тем не менее успешно овладевали самыми различными видами сложных профессий, например техникой пилотирования на современных самолетах в летных училищах, теоретической программой в технических вузах, спортивной специализацией, достигая высокого мастерства. Нередко фактор мотивации оказывается сильнее психофизиологических показателей.

Дело в том, что мы не имеем еще тщательно отработанных достаточно полных профессиограмм, характеризующих важнейшие требования той или иной специальности к человеку, стремящемуся освоить искомую деятельность, не знаем возможных механизмов компенсации недостатков в профессионально значимых качествах, а главное, далеко не всегда в аспекте проф-прогноза можем учесть огромные перспективы корригирования развития функциональных возможностей, совершенствования психических и физических качеств на фоне высокой профессиональной направленности. Порой небольшие изменения взаимного соотношения этих качеств в психологической структуре человека, обучаемого сложной профессии, предопределяют неожиданный рост успешности овладения профессиональным или спортивным мастерством.

Имеется немало примеров столь же неожиданно быстрого роста тех или иных показателей психических и психомоторных процессов, физических качеств после относительно длительного неуспешного на них воздействия различными тренировочными средствами (количественные показатели предопределяли развитие новых качественных показателей). Психологический отбор (как и любой другой профессиональный отбор) является лишь вероятностным. Чаще он открывает возможности успешного прогнозирования последующих успехов в обучении и тренировке, но не столь уж редко (например, при подготовке летчиков в 15 – 25% случаев) оказывается ошибочным.

Что же касается организации индивидуального подхода к обучаемым, корригирования выявленных недостатков в профессионально значимых качествах, обеспечения целенаправленной физической тренировки, психологической подготовки, то возможности психодиагностики чрезвычайно велики. Большие перспективы в реализации ее результатов открываются также при проведении пролонгированного отбора, в ходе которого периодическое тестирование многократно повторяется по мере осуществления различных мероприятий в учебно-тренировочном, воспитательном процессе. Таким образом, психолог может видеть динамику тех или иных показателей профессионально значимых качеств и предвидеть дальнейшие пути их развития, подсказать тренеру объекты тренирующих воздействий и оценивать эффективность тренировки в связи с индивидуальными особенностями спортсмена.

Разрабатывая дальнейшие пути совершенствования методов психодиагностики и пропагандируя широкое их применение в теории и практике физического воспитания и спорта, следует все же проявлять определенную осторожность в их интерпретации и опасаться слишком категорических заключений. Ошибки в тестировании могут предопределяться целым рядом различных причин, в том числе:

· ошибками экспериментатора при несоблюдении им стандартности проведения исследования (нестандартность инструктирования, различия в условиях выполнения тестов, неудачная дикция при зачитывании инструкции и т. д.);

· нестандартной работой применяемых приборов, их неисправностями, типографскими погрешностями бланковых тестов, различиями в освещении, случайными причинами (например, поломкой карандаша или отвлечением на какой-либо неожиданный стимул и т. д.);

· наличием каких-либо исходных сведений испытуемого о предстоящем тестировании, об особенностях отдельных методик, подходами к решению предлагаемых заданий по ассоциациям с ранее выполняемыми действиями, наличием специфической подготовки у того или иного испытуемого и др.;

· случайными ошибками испытуемого (например, прослушал важную деталь объяснения, что-то не понял и т. п.);

· функциональным состоянием испытуемого, например в связи с предшествующей ссорой с товарищем, недавно перенесенным заболеванием, физической или психической нагрузкой и др.;

· отношением к обследованию (негативным или чрезмерно ответственным и др.).

В связи с вышеизложенным более высокую надежность обеспечивают достаточно продолжительные тесты: задания, многократно повторяемые, дублируемые и в исходном и в несколько повторяющихся обследованиях, а также разностороннее дублирование различными методиками измерений наиболее важных показателей в исследуемых психических и психомоторных процессах, в психических и физических качествах.

Особое значение при этом имеет сочетание психотехнических испытаний с хорошо организованным наблюдением в деятельности, с проведением беседы, изучением соответствующих документов о реальной деятельности испытуемого (использование «метода сопоставления независимых характеристик» по К. К. Платонову). Такая комплексность исследования обеспечивает большую объективность психодиагностических материалов, позволяет уточнить спорные вопросы.

При анализе результатов обследования и особенно в процессе их интерпретации далеко не всегда целесообразно завершать работу на уровне использования жестких алгоритмов количественной оценки тестовых показателей. Качественный анализ в сочетании с результатами наблюдения и беседы, учетом фактора мотивации к достижению испытуемым высокого результата порой могут существенно скорректировать балльную оценку какого-либо весьма значимого теста. Важные сведения, иногда противостоящие балльной оценке, получаются порой при углубленной интерпретации отдельных компонентов проективных методик. Иначе говоря, количественный анализ результатов тестирования всегда должен дополняться качественным психологическим анализом.

Не менее важно учитывать также психологические установки испытуемого в связи с выполняемой им деятельностью, а у спортсмена мотивы, установки в зависимости от уровня тренировочных нагрузок, состояния спортивной формы, близости ответственных соревнований или их завершения в связи с успехом или неудачей выступления, ситуациями соревновательной деятельности, отношениями с тренером, положением в коллективе и другими факторами.

Особую важность имеют психологические установки, связанные с состоянием спортивной формы. Например, у лыжников-слаломистов после весьма продуктивного тренировочного сбора в состоянии высокой готовности к соревнованиям, на фоне роста сенсомоторных показателей, координации и точности движений, устойчивости внимания наблюдалось понижение результатов тестов, характеризующих память, ассоциативное мышление, умственную прбдуктивность в решении арифметических примеров.

Дело в том, что именно в состоянии хорошей спортивной формы, высокой готовности к предстоящей деятельности сохраняются на высоком уровне или даже возрастают прежде всего показатели тех психических и психомоторных процессов, которые входят в структуру этой деятельности, находятся в русле психологической установки спортсмена. Остальные результаты тестирования могут понижаться и, более того, довольно часто понижаются у наиболее успешных спортсменов.

Все вышеизложенное еще раз подчеркивает важность не только количественного, но и глубокого качественного анализа результатов тестирования, необходимость осторожного использования количественных результатов бланковых и аппаратурных методик, особенно при их разносторонней интерпретации. Необходимо не упрощенное механическое оперирование цифровым материалом, а углубленный психологический анализ. Таким образом, даже подробные знания различных тестовых методик не дают права на категорические экспертные решения – нужны еще глубокие психологические знания.

 

ЛИТЕРАТУРА

Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1972.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.

Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М., 1978. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979.

Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. О некоторых основных понятиях психодиагностики. – Вопросы психологии, 1976, № 4.

Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978.

Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.

Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980.

Кретти Б. Психология в современном спорте. М., 1978.

Марищук В. Л. Педагогические методы изучения личности военнослужащего, спортсмена. Л., 1979.

Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. М., 1974.

Методы системного педагогического исследования/Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1978.

Методы социальной психологии/Под ред. Е. С. Кузьмина. Л., 1977.

Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972.

Платонов К- К. Проблемы способностей. М., 1972. Платонов К- К- Психологический практикум. М., 1980.

Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М., 1979.

Практические занятия по психологии/Под ред. А. В. Петровского. М., 1972.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976.

Психология и современный спорт. М., 1973.

Психологическая диагностика. Проблемы и исследования/Под ред. К- М. Гуревича. М., 1981.

Пуни А. Ц. Практические занятия по психологии. М., 1977.

Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973.

Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. М., 1980.

Ядов В. А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). М., 1972.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...........................................; 3

Введение.................................................... 5

Глава I. Назначение и применение психодиагностических методик. 8 Глава П. Изучение структурных компонентов личности спортсмена

§ 1. Карта личности К. К- Платонова....... 17

§ 2. Исследование общественной спортивной направленности, личностной тревожности и уровня притязаний....................................................................... 20

§ 3. Оценка типологических свойств и особенностей темперамента спортсмена 35

Глава III. Исследование личности спортсмена в системе общественных отношений 59

§ 1. Социометрия и оценка группы............. –

§ 2. Изменение взаимоотношений между тренером и спортсменом 73

§ 3. Групповая оценка личности, метод парного сравнения,

определение эффекта общения.................. 75

§ 4. Оценка общей психологической устойчивости, психической надежности, самооценка личности спортсмена.. 80

§ 5. Проективные методики....................... 87

Глава IV. Исследование психических процессов 93

§ 1. Ощущения и восприятия.................... –

§ 2. Внимание............................................. 101

I 3. Память.................................................. 107

§ 4. Особенности мышления..................... 114

Глава V. Исследование психомоторных процессов 136

Глава VI. Диагностика психических состояний 156

§ 1. Оценка эмоциональных состояний....... –

§ 2. Состояния эмоциональной напряженности и эмоциональной устойчивости 162

§ 3. Тест Люшера................................... • '73

Заключение................................................. '86

Литература................................................ '90

 

В. Л. МАРИЩУК

Ю. М. БЛУДОВ

А.Д. ПЛАХТИЕНКО

Л К. СЕРОВА

 

МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В СПОРТЕ

 

Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физическое воспитание»

Москва «Просвещение», 1984

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных