Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДВИЖЕНИЙ, БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ




 

Освоение спортсменами каждого боевого положения, движения, действия начинается с ознакомления с тактической характеристикой, раскрывающей их место и значение в бою, схемой и механизмом движений. Затем занимающиеся делают первые попытки выполнить в мед­ленном темпе изучаемый прием (действие) в целом или по частям, в зависимости от его сложности. Расчленение на детали изучаемого приема (действия) или выполнение его в целом зависит от сложности приема (действия) и подго­товленности занимающихся.

После определенного количества повторений спортсме­нам удается иногда ценой больших усилий воли и напря­жения мышц добиться слитного, в основном правильного, выполнения упражнений, но часто недостаточно точного.

Дальнейшая тренировочная работа, имеющая целью по­вышение качества выполнения приема (действия), а также тренировка всего технического арсенала на первом этапе подготовительного периода, направляется на совершен­ствование двигательной структуры движений. На фоне мно­гократного повторения автоматизируется выполнение тех­нических приемов (боевых действий) в рамках типовой школьной техники.

Спортсмены приобретают стабильность выполнения приемов, необходимую координацию движений, точность направлений, амплитуду и быстроту движений оружием. Кроме того, они достигают требуемых начальных и конечных положений оружия, туловища, ног. Совершенствование двигательной структуры приемов и действий включает в себя как шлифовку деталей техники, так и выполнение их во взаимосвязи с другими действиями, с различных дистан­ций, с заданной быстротой, ритмом, амплитудой, характе­ром соприкосновения с оружием противника и т. д.

Одновременно занимающиеся обогащаются знаниями, дающими им представление о достоинствах и недостатках совершенствуемых технических приемов, действий напа­дения и обороны, целесообразности их применения.

Задачи быстрейшей автоматизации двигательных навы­ков требуют стандартных неизменяющихся условий, облегчающих спортсменам сосредоточение внимания на ка­честве выполнения совершенствуемого материала. Обуслов­ливая в упражнениях весь ход разучиваемых и совершен­ствуемых приемов, действий, схваток, исключая усложнения за счет неожиданностей, удается создать фон максималь­ного сосредоточения внимания на технической стороне выполнения, сознательного контроля движений.

Однако обстановка спортивного боя не позволяет сос­редоточить внимание и сознание фехтовальщика на одном (даже важном) объекте наблюдения. Спортсмену приходит­ся непрерывно распределять внимание и сознание на нес­кольких решающих элементах боя. Это необходимость поль­зоваться действиями разведки, постоянно наблюдать за дистанцией, выбирать действия нападения и мгновения для их применения, готовить противодействие атакам (контр­атакам) противника и др. Такое сосредоточение внимания на тактике боя не позволяет спортсмену в полной мере кон­тролировать технику выполнения боевых действий. Кроме _ того, обстановка взаимной тактической борьбы в бою часто вынуждает фехтовальщиков противодействовать неожидан­ным нападениям противников, действовать в непредвиден­ных ситуациях, проявляя точность и быстроту реак­ции.

Боевые действия, автоматизированные лишь в рамках обусловленных упражнений, исключающих выбор действий и вариантов выполнения, при попытке их использовать в спортивном бою еще не дадут желаемого результата. Приоб­ретенные навыки окажутся еще недостаточно прочными и вариативными.

Меняющиеся в ходе схваток условия дистанции, быстро­ты, амплитуды и глубины движения оружием, особенности движений и реакции противников предъявляют особые тре­бования к гибкости навыков, к развитию способности фех­товальщиков координировать свои движения в соответ­ствии с мгновенно возникающими ситуациями. Атакующие должны уметь соизмерять длину атак и характер движений вооруженной руки с расстоянием до противника, а также сочетать по скорости и амплитуде свои действия оружием с действиями противника и точно наносить уколы. Защи­щающимся необходимо уметь соизмерять глубину, ампли­туду и быстроту защитных движений оружием с быстротой, глубиной и амплитудой нападений противника, а также за­щищаться только при возникновении реальной угрозы получения укола. Поэтому качественной стороной технического выполнения многих действий нападения и обороны является специализированность боевых реагирований фех­товальщиков на зрительные и тактильные раздражители.

Чтобы приблизить процесс совершенствования боевых действий фехтовальщика к условиям боя, необходимо сов­мещать техническую подготовку с развитием и специализированием проявлений зрительной и тактильной реакции.

Готовность спортсмена действовать в одной из возможных ситуаций, предлагаемых тренером, вынудит его распреде­лять свое внимание на оценку обстановки, мгновенное при-, нятие решений, поддержание дистанции, на техническую сторону выполнения боевых действий. Технические навыки в подобных условиях получат дальнейшее развитие, а боевые реагирования фехтовальщика найдут воплощение в дей­ствиях нападения и обороны, станут точными и быстрыми.

«Чувство боя», под которым подразумевается способ­ность фехтовальщика быстро и точно реагировать и действо­вать в мгновенно возникающих ситуациях боя, будет разви­ваться последовательно и разносторонне. Определяя на­правление, характер и ситуации, в которых спортсмену в боях приходится, мгновенно ориентируясь, реагировать и действовать, можно разложить «чувство боя» на отдельные компоненты. Отрабатывая в отдельности каждый из них, удается развить необходимые для фехтовальщика специальные умения.

По мере усвоения этого материала в упражнениях могу совершенствоваться и несколько умений.

Упражнения на совершенствование техники в процессе развития специальных умений воспроизводят в основном различные положения боя. Тренерами могут быть исполь­зованы и упражнения условного характера, имеющие боль­шое учебное значение и развивающие какое-либо спе­циальное умение.

В тренировке прежде всего ставятся задачи точного выбора необходимого действия или характера выполнения. Затем достигается постепенное увеличение быстроты реа­гирований и выполнения боевых действий без нарушений координации движений, ритма и других технических де­талей. В дальнейшем точность и быстрота реагирований и движений тренируются взаимосвязано или с акцентом на развитие одной из сторон выполнения, в зависимости от подготовленности спортсмена, периода тренировки и т. д. Кроме того, тренировка боевых действий должна строиться с таким расчетом, чтобы по мере роста технического мастер­ства, обострения «чувства боя» фехтовальщик получал бы все более широкие сведения о совершенствуемых действиях, осваивал все более широкий круг их тактических и техни­ческих разновидностей, точнее ощущал специфику их применения.

Кругозор фехтовальщика расширяется пониманием различий, возникающих в техническом выполнении и це­лесообразности применения боевых действий при перемене тактических задач. От изменения конкретной тактической задачи, от уменьшения или увеличения задач меняется целесообразность боевого действия для каждой конкретной обстановки, его направленность и возможность результа­тивного использования, его техническая сложность.

Качественными сторонами выполнения боевых движений фехтовальщика являются степень мышечных напряжений и уровень развития, а также специализированность прояв­лений физических качеств — быстроты, силы, выносли­вости, гибкости, ловкости.

Перенапряжение мышц вооруженной руки и плечевого пояса при выполнении атакующих и защитных действий часто нарушает двигательную структуру приемов (действий), снижает быстроту движений оружием, а главное увеличи­вает время перехода от одних элементов схватки к другим, Меняет необходимый ритм и характер взаимодействий ору­жием с противником в ходе многотемповых схваток. В свою очередь излишнее расслабление мышц, особенно кисти и пальцев приводит к расширению атакующих и защитных движений рапириста оружием, что заметно сказывается на снижении точности нанесения уколов, особенно в ответах и контрответах. Поэтому работа над достижением оптималь­ных степеней мышечных напряжений вооруженной руки и над снятием перенапряжения мышц плечевого пояса при выполнении боевых движений является важнейшей задачей в процессе совершенствования технических приемов и бое­вых действий.

В различных упражнениях, особенно в подготовитель­ном периоде, когда от фехтовальщиков требуется все воз­растающая быстрота, глубина выполнения приемов (дей­ствий) и волевые усилия, перед спортсменами ставятся так­же самостоятельные педагогические задачи, направленные на снижение напряжений отдельных групп мышц (особен­но дельтовидной и трапециевидной), увеличение или сни­жение напряжений мышц кисти и пальцев, достижение оптимального чередования напряжения и расслабления мышц вооруженной руки в многотемповых схватках.

Во время упражнений, направленных на совершенство­вание других качественных сторон технического выпол­нения приемов (действий), необходимо контролировать степень мышечных напряжений.

Развитие и специализирование проявлений физических качеств — быстроты, силы, выносливости, гибкости, лов­кости — носит в процессе технической подготовки фехтоваль­щика самостоятельный характер, а также сопутствует ра­боте над улучшением других качественных сторон выпол­нения приемов (действий). Совершенствование техники выпада, «стрелы», определенных деталей боевой стойки, легкость движений оружием в определенных направлениях зависит от достигнутой у тренируемых бойцов подвижности в суставах и как следствие амплитуды движений в них, особенно ног в тазобедренном суставе и вооруженной руки в плечевом суставе. Сила и быстрота фехтовальщика выра­жены в общей быстроте движений оружием и преодоления дистанции, а также в максимальных ускорениях в ходе выполнения действий нападения и обороны. Специальная выносливость фехтовальщика — это длительное сохра­нение в ходе тренировок и состязаний быстроты движений, устойчивого внимания, технических норм выполнения действий оружием и передвижений. Ловкость фехтоваль­щика заключается в координировании движений оружием, ног, туловища, в изменениях дистанции, характера и на­правления движений в соответствии с условиями схваток. Поэтому развитие и специализирование физических качеств в тренировке фехтовальщика в значительной степени яв­ляется частью технической подготовки.

Целям развития физических качеств спортсменов, осо­бенно выносливости и ловкости, а также дальнейшего со­вершенствования всех сторон технического выполнения боевых положений, движений и действий служат также раз­личные тактические упражнения.

Для того, чтобы намерения тренера носили более целе­устремленный характер и были доходчивы для спортсменов, целесообразно поставить перед ними ведущие педагогичес­кие задачи. Это имеет большое методическое значение. Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на различ­ных деталях выполнения приемов (действий), на совершен­ствовании различных качественных сторон техники движе­ний фехтовальщика, быстроты и точности реагирований и т. д. делает процесс технической подготовки более эффек­тивным.

По мере прохождения учебного материала, в зависимос­ти от усвоения, тренер усложняет или облегчает ведущие задачи упражнений, занятий, предъявляя постепенно к фехтовальщикам все более высокие требования. При до­стижении занимающимися определенного уровня выпол­нения приемов, действий, а также при росте тренирован­ности, возможен переход к совмещению двух или несколь­ких тренировочных задач в одном упражнении, занятии. Разносторонность требований, усложнение процесса тре­нировки приближают спортсменов к соревновательным условиям.

Главенствующая роль в технической подготовке рапи­ристов старших разрядов принадлежит индивидуальному уроку. На таком уроке тренер имеет возможность легко изменять дистанцию, амплитуду и скорость движений ору­жием, постоянно контролировать движения ученика и его конечные положения, усложняя или облегчая при необхо­димости завершение схватки. В индивидуальном уроке удается также наиболее быстро в сравнении с другими фор­мами организации занятий добиться необходимого уровня усвоения изучаемого материала. Тренер имеет возможность последовательно повышать трудности выполнения совер­шенствуемых действий нападения и обороны и одновременно следить за сохранением качества боевых движений за­нимающихся. В индивидуальном уроке удается наиболее концентрированно как по времени, так и по характеру взаимных усилий тренера и ученика разрешить разносто­ронние педагогические задачи обучения, совершенствова­ния и воспитания спортсменов.

Действенность средств и методов технической подго­товки в индивидуальном уроке зависит от многих методи­ческих сторон, важное место среди которых занимает тех­ника движений тренера оружием, точность его реагиро­ваний, соблюдение требуемой дистанции, определенного положения туловища. Движения тренера оружием, ими­тирующие атаки, должны быть, как правило, быстрыми, с высокой начальной скоростью, с экономной амплитудой финтов и батманов (захватов), без остаточных перенапря­жений в момент соприкосновения с защитой учеников. Дви­жения оружием должны несколько опережать сближения; в конечном положении при атаке в верхние сектора острие клинка должно быть немного выше гарды, что позволяет достигать полноценного столкновения с защитой тренируе­мых. При попадании в защиту ученика обычно следует (если нет намерения продолжать схватку контрзащитой и контрответом) прямая «страховка», ускоряющая попытки ответов; при этом тренер сохраняет спортсмену возможность ответа (контрответа) с переводом (переносом). Туловище преподавателя должно занимать профильное положение с наклоном вперед при попытках совершить атаку, контр­атаку или ответ.

Движения тренера оружием в обороне содействуют ус­пешности нападений, если они будут сочетаться с ампли­тудой, быстротой и временными соотношениями атак ученика или диктовать их.

Сохранение тренером оптимальной дистанции для каж­дой совершенствуемой схватки, точность его реагирований и парирований, позволяющие создавать для ученика по­сильные технические трудности и импровизированно уве­личивать «этажность» тренировочных схваток, будут со­действовать техническому росту фехтовальщика.

Определенное место в совершенствовании рапирист занимают упражнения с партнером, контры, тренировка передвижений, учебные и вольные бои. В парных упражнениях может быть достигнуто на фоне большой повторности стабилизирование техники выполнения важнейших действий нападения и обороны, развитие специальных умений, развитие и специализирование проявлений физи­ческих качеств. Во время передвижений помимо совер­шенствования техники осуществляется развитие силы мышц ног, быстроты движений и выносливости. В тренировочных боях, в условиях сосредоточения внимания в основном на тактической стороне борьбы с противником, особое вни­мание уделяется сохранению достигнутой техники ведения клинка, характера мышечной деятельности, техники пере­движений, точности и быстроты реагирований, быстроты движений, выносливости.

 

ДЕРЖАНИЕ РАПИРЫ

 

В современном рапирном фехтовании пользуются, как правило, двумя видами рукояток — «пистолет» и гладкой «французской». Кроме того, известна еще одна рукоятка с поперечником («итальянская»), но практически она потеряла свое значение, так как ее почти не применяют ни в международных соревнованиях, ни на чемпионатах СССР. Итальянские рапиристы почти полностью перешли на глад­кие рукоятки и рукоятки типа «пистолет».

Существует распространенное мнение, что самых боль­ших высот в фехтовальной технике можно достичь лишь с помощью простой рукоятки. Но многие тренеры считают «пистолет» более совершенной, более удобной рукояткой. Практика показала, что прекрасной техники можно добить­ся, фехтуя как на одной, так и на другой рукоятке, так как они позволяют выполнять самые сложные технические приемы. Нет такого технического упражнения, которое невозможно было бы выполнить этими двумя рукоятками. Однако между этими двумя видами рукояток есть и неко­торые различия.

Простая рукоятка позволяет легко и точно работать пальцами вооруженной руки. Гайка-противо­вес обеспечивает хорошую развеску всей рапиры в целом. Однако при держании простой рукоятки движение в лучезапястном суставе несколько ограничено, так как гайка-противовес лежит частично на ладони, а остальной частью прижата к предплечью вооруженной руки, фиксируя его относительно кисти. Кроме того, простая рукоятка, лишен­ная дополнительных выступов, требует более крепкого хвата, она чаще вылетает из руки от батманов и захватов противника. Чтобы избежать этого, некоторые бойцы при­вязывают простую рукоятку к кисти при помощи мартин­галов.

Рукоятка типа «пистолет» обеспечи­вает более крепкий, надежный хват, большую свободу дви­жений в лучезапястном суставе, но несколько фиксирует своими выступами пальцы вооруженной руки. Некоторые фехтовальщики, чтобы раскрепостить пальцы, стачивают часть выступов «пистолета», приближая ее по форме к прос­той рукоятке. Эта тенденция к изменениям в рукоятке при­ведет, очевидно, к образованию какого-то нового образца, лишенного всех мелких недостатков «пистолета» и простой рукоятки. Идеальная рукоятка, по-видимому, будет иметь такую форму, как если бы изготовили из пластилина заго­товку простой рукоятки, схватили ее рукой, оставив на ней все выемки и выпуклости пальцев и внутренней поверх­ности ладони, а затем по этой форме отлили бы рукоятку. Такая рукоятка была бы достаточно прочна в хвате (кисть вооруженной руки имела бы опору) и в то же время не закрепощала бы пальцы искусственными выступами, при­сущими «пистолету». А короткая гайка-противовес, не фиксируя лучезапястного сустава, создавала бы хорошую развеску рапиры в целом.

Следует лишь заметить, что для начинающих фехтоваль­щиков большой ошибкой является чрезмерно сильное сжи­мание пальцев кисти во время держания рапиры. В началь­ной стадии обучения и тренировки тренер-преподаватель рекомендует такому ученику «расслабить» кисть. Это тре­бование имеет силу до тех пор, пока ученик не «снимет» лишнее напряжение в кисти и лучезапястном суставе и не станет держать рапиру так «нежно», чтобы ею можно было выполнять любые, самые тонкие, самые сложные фехтоваль­ные движения, но в то же время достаточно прочно, чтобы клинок не вылетал из руки от неожиданных столкновений и чтобы не было излишней «вихлявости» в защитных движе­ниях и уколах.

Излишнее расслабление кисти вредно так же, как и перенапряжение. Тренер должен следить, чтобы ученик не перенапрягал и ни в коем случае чрезмерно не расслаблял кисть. При правильном хвате небольшое напряжение кисти возможно в те моменты боя, когда надо послать рапиру в нужном направлении.

 

БОЕВАЯ СТОЙКА

 

Боевая стойка — это положение фехтовальщика в бою, наиболее удобное для маневра, а также наиболее выгодное исходное положение для начала атакующих и защитных действий. Стойка рапириста претерпела ряд изменений и стала более рациональной. Сохранилось вертикальное по­ложение туловища, обязательная профильность его по от­ношению к противнику, горизонтальное положение плеч. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, правая нога целиком находится в плоскости тела. Вооруженная рука также находится в плоскости профилированного ту­ловища, но положение ее в 6-й позиции нежелательно, так как облегчает противнику атаку с действием на оружие. Вообще же исключать вариант держания вооруженной руки в положении 6-й позиции не следует.

Надо отметить, что большинство лучших рапиристов мира держит вооруженную руку либо в «нейтральной» по­зиции, либо концом вниз, в положении, близком к 8-й по­зиции, либо, что является самым лучшим вариантом, в не­прерывном движении, которое значительно затрудняет для противника начало атаки. Левая рука (речь будет все время идти о спортсмене, фехтующем правой рукой), как пока­зывают наблюдения во время крупнейших состязаний, в напряженные моменты боя у многих находится в верхнем положении, но встречаются случаи, когда она опущена вниз. Однако в процессе обучения и тренировки держание левой руки в верхнем положении способствует развороту левого плеча и постановке туловища в профильное поло­жение.

При формально правильном соблюдении фехтовальной стойки не следует держать стопы ног расслабленными. Это создает не только внешнюю, но и фактическую груз­ность, рыхлость, инертность боевой стойки. Ступни ног в боевой стойке должны быть слегка напряжены, причем акцент этого напряжения приходится на пальцы ног, точ­нее на их основания. Они наиболее чутко осуществляют взаимосвязь фехтовальщика с дорожкой, по которой он продвигается, могут смягчать шаги и делать их достаточно энергичными.

Положение фехтовальщика в боевой стойке и во время передвижений — это стояние и передвижение на основаниях пальцев ног. Многие фехтовальщики в бою вообще не ставят левой ноги на полный след. Это явление можно наблю­дать в напряженные моменты боя у подавляющего большин­ства рапиристов, в особенности у тех из них, для которых типична быстрая, сильная работа ног с резкими и частыми перемещениями в передне-заднем направлении.

Требование старой школы, чтобы колено левой ноги нависало точно над носком левой стопы, не оправдано ни анатомически, ни биомеханически. Не следует затрачивать физических усилий на отведение левой ноги в колене, ибо, во-первых, это неудобно, во-вторых, левая нога является основным двигателем, с помощью которого тело фехтоваль­щика выходит на выпад. Все компоненты этого двигателя (стопа, голень, бедро) должны находиться в исходном по­ложении в единой плоскости, с тем чтобы при толчке не было потери силы по каким-либо дополнительным, искус­ственно созданным направлениям. Положения, при которых колено выпадает из единой плоскости, образованной бедром, коленом, голенью и стопой левой ноги в ту или другую сторону («иксообразное» положение колена левой ноги или отведение колена до положения, когда оно нависает над носком левой ноги), следует считать грубыми ошибками. Фотографии и кинограммы боевой стойки лучших рапирис­тов мира показывают, что бедро, колено, голень, стопа тол­чковой ноги всегда находятся в одной плоскости, без сва­ливания внутрь стопы толчковой ноги или постановки ее на внутренний свод.

При правильной боевой стойке в одной плоскости дол­жны находиться: туловище, вооруженная рука, правая нога (бедро, голень, стопа). Эта условная плоскость пере­секает стопу левой (толчковой) ноги примерно посередине, то есть в районе фактической опоры, у основания пальцев. В этой же плоскости находится общий центр тяжести всего тела. Такое распределение веса тела в положении боевой стойки наиболее устойчиво, в нем легко сохранить устой­чивость как в статике, так и в динамике (шаги, выпад), не теряя равновесия и не заваливаясь туловищем (вправо-вле­во).

При обучении боевой стойке необходимо основное вни­мание сосредоточить на усвоении следующих технических деталей: 1) чтобы вес тела равномерно распределялся на обе ноги; 2) чтобы ступни располагались под прямым углом, причем правая стопа и правое бедро должны быть направ­лены точно прямо по боевой линии, избегая заваливания правого бедра внутрь; 3) чтобы туловище занимало верти­кальное, профильное положение при диагональном направ­лении тазового пояса по отношению к боевой линии, а голова была направлена прямо в сторону противника; 4) чтобы локоть вооруженной руки не был выдвинут вправо по отношению к гарде.

Примерные специальные упражнения:

1. Стопы под прямым углом, пятки касаются пола. Глубокие приседания, приподнимая пятки и разводя колени.

2. И. п.: ноги на ширине плеч, стопы расположены под прямым углом. Глубокие приседания, слегка приподнимая пятки и разводя колени. Положение приседа фиксировать. Правое бедро располо­жено по боевой линии, туловище профильно, голова прямо.

3. И. п.: стопы под прямым углом, пятки касаются пола, ру­ки в стороны, слегка согнутые в локтевых суставах. Рывки руками назад за счет активных движений предплечьями.

4. И. п.: боевая стойка. Переступание ногами, поднимая колени, сохраняя уровень общего центра тяжести тела.

5. И. п.: боевая стойка. Прыжки вверх и возвращение в боевую стойку.

6. И. п.: стопы под прямым углом, пятки касаются пола. Прыжком принять боевую стойку, прыжком возвратиться в исходное положение.

7. И. п.: боевая стойка. Дриблинг ногами с задачей сохранения боевой стойки.

Дальнейшее совершенствование рапириста должно проходить на фоне совмещения задачи сохранения боевой стойки и выполнения разнообразных передвижений, тех­нических приемов и боевых действий. Фехтовальщик по­степенно привыкает к соблюдению необходимых техничес­ких норм, положение боевой стойки становится для него естественным, ее сохранение перестает требовать допол­нительного контроля.

Внимание тренеров к сохранению основных техничес­ких норм боевой стойки не должно ослабевать с ростом ма­стерства фехтовальщика, иначе возможно появление не­допустимых отклонений. Разница заключается лишь в том, что начинающему спортсмену дают конкретные зада­ния на сохранение боевой стойки в момент передвижений после выполнения атак, защит, ответов и т. д., а более сильного контролируют в процессе совершенствования различных боевых действий.

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

 

Одним из важных элементов фехтовального боя являет­ся маневрирование — создание и сохранение боевой дистанции, различного рода сближения и отходы назад, тесно связанные с постоянно меняющейся боевой ситуацией. Рапирный бой предъявляет к технике маневри­рования особенно жесткие требования, так как мельчайшие ошибки в передвижениях влекут за собой изменения по­ложения туловища и вооруженной руки, что в свою оче­редь отражается на точности уколов. К основным видам передвижений относятся различного рода шаги и скачки вперед и назад. Общим правилом для любых видов фехто­вальных передвижений является сохранение постоянного уровня относительно линии горизонта, общего центра тя­жести при перемещениях тела фехтовальщика во всех на­правлениях при разной скорости. Это правило безукоснительно должно соблюдаться во время шагов, полушагов, скачков вперед. Лишь скачок назад, особенно из положе­ния выпада, можно считать исключением из этого правила, так как в положении выпада общий центр тяжести фехто­вальщика находится несколько ниже, чем в положении боевой стойки. Но и в этом случае чрезмерно высокий ска­чок назад — ошибка, так как удлиняется траектория пути общего центра тяжести из положения выпада в положение боевой стойки и, следовательно, время выполнения этого приема.

Рассмотрим основные виды передвижений и технику их выполнения.

Шаг вперед. Маневренный шаг вперед применяется либо для сокращения дистанции боя, либо для поддержания ее, если противник отступил. Маневренный шаг вперед надо делать незаметно, так как его начало может явиться для противника выгодным моментом для атаки «врасплох». Надо стремиться к тому, чтобы противник не имел никаких предварительных сигналов для начала атаки, каковыми могут быть чрезмерно высокое поднимание правой ноги; и резкое изменение положения туловища перед началом шага.

Маневренный шаг вперед выполняется быстро, мягко. Продвижение равно примерно длине одной ступни. Выпол­няется шаг вперед отведением и толчком левой ногой при абсолютно пассивном туловище. Правая нога переставляется вперед примерно на длину одной ступни обычным шагообразным движением, как при ходьбе, и активно сгибается, после чего к ней быстро и мягко подставляется на такое же расстояние левая нога, и фехтовальщик приходит в поло­жение боевой стойки.

Несмотря на то, что этот прием технически несложен, он требует систематической шлифовки. Тренировать шаг впе­ред можно самостоятельно. Очень хорошо заниматься перед зеркалом. В нем видны не только дефекты техники самого шага, но и пути движения общего центра тяжести тела при шаге вперед, во всех фазах которого фехтовальщик дол­жен быть как бы «одного роста». Этот постоянный уровень сохраняется и тогда, когда фехтовальщик приходит в по­ложение боевой стойки.

Атаковый шаг вперед. Шаг вперед может быть также и составной частью атаки «шаг-выпад». В этом варианте ри­сунок маневренного шага вперед сохраняется, но он де­лается гораздо быстрее с помощью усилий ног. При более мощном усилии ног в атаковом шаге вперед может возник­нуть фаза пролета, когда левая нога отрывается от пола до постановки правой в опорное положение. Такой прием носит название «скачок вперед» и является обычно составной частью атаки «скачок-выпад», но может применяться и отдельно, большей частью как вызов. Если скачок является началом атаки «скачок-выпад», то положение туловища в конце этого скачка более активно, чем при выполнении «скачка-вызова», где оно несколько наклонено вперед.

Полушаг вперед — это прием, в котором выполняется лишь первая фаза шага вперед, т. е. правая нога отставляет­ся вперед, в то время как левая остается на месте. Полушаг вперед применяют в том случае, когда надо нанести ответ­ный укол противнику, уходящему с выпада, или при контр­атаке, когда противник резко сблизил дистанцию боя. Ино­гда «полушаг-выпад» используют при нападениях, заменяя им атаку с одним выпадом.

Приставка — технический прием, при котором под­ставляют левую ногу, в то время как правую не отрывают от пола. Фехтовальщик как бы сужает свою боевую стой­ку, стараясь незаметно для противника сблизить дистанцию. Толкнувшись с нового места левой ногой, спортсмен факти­чески может преодолеть пространство, равное «шаг-вы­паду», так как по длине атака «приставка-выпад» примерно равна «шаг-выпаду».

Шаг назад выполняется толчком правой ногой. Левую ногу, отрывая от пола, отставляют примерно на длину одной стопы, после чего правую, закончив ею толчок, подставляют на такое же расстояние, и спортсмен принимает положение боевой стойки. Шаг назад технической трудности не пред­ставляет. Однако быстрое серийное выполнение нескольких шагов, как это обычно требуется в бою, гораздо сложнее. Поэтому этот прием требует специальной тренировки. Ос­новными ошибками могут быть: нарушение координации движений в чередовании работы ног, потеря равновесия, изменение положения общего центра тяжести фехтоваль­щика.

Скачок назад выполним как в технике простого шага назад, так и двойного шага назад, когда фехтовальщик хо­чет резко «разорвать» дистанцию боя. Этот прием характе­ризуется фазой полета. Длина скачка назад зависит от силы толчка обеих ног. Резкое отклонение туловища в момент толчка также способствует выполнению этого приема. Осо­бенно активно действуют туловищем при уходе скачком назад с выпада.

Полушаг назад обычно сопровождается защитным дей­ствием вооруженной руки и отклонением туловища назад. При этом полушаг назад с отклонением туловища в защите считается технической ошибкой. Обычно в такой ситуации защищающийся получает укол, ибо он не сумеет вовремя разорвать дистанцию боя на действительную атаку против­ника. Однако против фехтовальщика, производящего ата­ку второго намерения, этот прием может быть использован, так как позволяет продолжить цепь тактической игры, не прерывая ее выходом из дистанции боя.

Двойные шаги, шаги влево и вправо почти не находят места в соревновательном бою. Техника их несложна — они выполняются как обычные маневренные шаги.

Начинать освоение техники передвижений следует с изучения шагов вперед и назад. Длина шагов вначале дол­жна быть небольшой, равной примерно длине стопы. Ос­новными техническими деталями следует считать прямо­линейность движений, четкость в движениях и постановке ног, сохранение первоначального расстояния между но­гами.

Их усвоению способствует применение специальных упражнений:

1. И. п. — боевая стойка, пятки слегка приподняты. Серийные передвижения вперед-назад на 10—15 см с акцентом на движение в голеностопных суставах. Прямолинейность движений и расстояние между ногами должны быть сохранены.

2. И. п. — боевая стойка, пятки слегка приподняты. Медленные шаги вперед и назад. Добиться четкой постановки ног и прямолинейности движения центра тяжести при утрированном поднимании и опускании бедер в шагах.

3. И. п. — боевая стойка, пятки слегка приподняты. Быстрые серийные шаги вперед, затем назад, утрированные за счет высокого поднимания бедер, при прямолинейном движении центра тяжести тела.

4. И. п. — боевая стойка. Шаги вперед, назад. Добиться плавных передвижений и чет­кой постановки ног за счет активной работы в голеностопных су­ставах.

В последующей тренировке осваиваются шаги различ­ной длины и быстроты. При овладении техникой шагов впе­ред и назад процесс освоения скачков и двойных шагов вперед и назад значительно облегчается.

Дальнейшее совершенствование техники передвижений проходит в комбинациях движений ногами в различных направлениях, при выполнении разнообразных упражнений на сохранение дистанции, в самостоятельной тренировке у зеркала с контролем над отдельными техническими де­талями, в индивидуальных уроках и в упражнениях с партнером.

 

ВЫПАД

 

В рапирном бою часто возникает дистанция, позволяю­щая достать противника уколом с выпадом — основным видом доставки оружия в наступательных и ответных дей­ствиях со средней дистанции. Достоинства выпада — от­носительная незаметность его начала, так как начальная фаза выполнения выпада сходна с начальной фазой шага вперед. Кроме того, при правильно произведенном выпаде сохраняется горизонтальная линия плеч и правильное положение вооруженной руки, что способствует точности нанесения укола. Фехтовальщик, атакующий с выпадом, не теряет способности продолжать боевую схватку. В за­висимости от боевой дистанции рапирист может легко раз­вить боевую схватку стоя на выпаде или с закрытием вперед и назад. В положении выпада профильно расположен ное туловище атакующего и вооруженная рука, находящая­ся в вытянутом положении, значительно затрудняют за­щищающемуся попытку нанести ответный укол.

В фехтовальном бою дистанция все время меняется. В связи с этим уколы с выпадом приходится делать с раз­личных дистанций, несколько видоизменяя характер дви­жения и конечные положения выпада в зависимости от рас­стояния до противника. Дистанционные варианты выпол­нения выпада отличаются не только амплитудой движения и конечным положением в выпаде, но главное тем, что по­ступательное движение вооруженной руки на укол в каж­дом из этих дистанционных вариантов происходит в различ­ные моменты движений выпада ногами и туловищем.

Основным вариантом выполнения укола с выпадом, наиболее часто встречающимся в бою, является укол со средней дистанции. Выпад делается из положения боевой стойки. На протяжении всего времени движения на выпад туловище рапириста, его вооруженная рука и правая нога, находящиеся в единой плоскости, не должны из нее выхо­дить вплоть до прихода в конечное положение. Выход лю­бой из вышеназванных частей тела из единой плоскости, любое изменение правильности движений во время выпада является ошибкой, так как в этом случае возникает вредное разложение векторов направления движений и, следова­тельно, наблюдается потеря силы и скорости по разным направлениям, что значительно удлиняет общее время вы­полнения выпада.

К типичным ошибкам, которые следует искоренять с первых же занятий, относятся: 1) разворот туловища фасом к противнику, 2) заваливание внутрь бедра и колена и поворот стопы правой ноги внутрь. У спортсменов высших разрядов эти ошибки носят обычно остаточный характер — их также необходимо решительно искоренять.

Движение на выпад начинается отведением фиксирован­ной относительно пола левой ноги и активным сгибанием правой в коленном суставе. Затем тело фехтовальщика, пре­одолев инерцию собственного веса из положения боевой стойки, смещается вперед и переходит в положение старта перед началом толчка ног в выпад. При этом туловище несколько наклоняется в сторону противника, сохраняя горизонтальную линию плеч.

Типичными ошибками в этой фазе выполнения выпада являются: 1) заваливание стопы левой ноги внутрь, уменьшающее толчковую поверхность; 2) ранний толчок левой ногой, вместо отведения ее для придания телу необходимого стартового наклона, что влечет за собой вредное поднимание всего тела фехтовальщика в начальной фазе выпада; 3) пре­ждевременное полное выпрямление вооруженной руки в дистанции, когда «некого» еще колоть, давая тем самым про­тивнику ранний сигнал о направлении движения атаки, что значительно облегчает взятие защиты; 4) чрезмерный наклон туловища в сторону противника в начальной фазе выпада с потерей горизонтальной линии плеч и, как след­ствие этого, изменение положения вооруженной руки, что неминуемо ведет к потере точности в уколе; 5) ранний отрыв от пола и высокое поднимание бедра правой ноги, дающие противнику преждевременный сигнал о начале атаки.

По окончании первой фазы выполнения выпада тело фех­товальщика принимает стартовое положение. В следующий момент сильным толчком левой ногой и одновременным ма­хом правой тело фехтовальщика быстро приближается к про­тивнику, в результате чего возникает дистанция, при кото­рой становится возможным нанести вооруженной рукой укол. Именно в этот момент и происходит быстрое выпрям­ление вооруженной руки на укол, акцентируемое отмашкой левой рукой и энергичным наклоном туловища в сторону противника.

Укол производится в тот момент, когда тело фехтоваль­щика находится еще в одноопорной фазе, то есть значитель­но раньше момента постановки правой ноги на пол. К ти­пичным ошибкам, возникающим в этой фазе выполнения выпада, относятся: 1) слабый толчок левой ногой из-за не­полного разгибания в коленном суставе, 2) позднее вытяги­вание вооруженной руки и приурочивание момента укола к моменту постановки правой ноги в опорное положение, 3) чрезмерное поднимание гарды в посыле на укол и изме­нение вследствие этого прямолинейности движения, 4) на­рушение профильности положения туловища и правой ноги (заваливание их внутрь и нарушение горизонтальной ли­нии плеч в момент нанесения укола), 5) излишнее расслаб­ление мышц кисти вооруженной руки и перенапряжение мышц плечевого пояса (особенно трапециевидной), приводя­щие к неточности в уколах.

Заканчивается выпад постановкой правой ноги на пятку на пол в опорное положение. Напряжением мышц правой ноги пресекается поступательное движение вперед, а туловище приобретает менее наклонное положение. В зависи­мости от результата атаки (был укол или не был) вооружен­ную руку в последней фазе выпада можно, если укол не состоялся, направить назад для взятия защиты или контр­защиты. Левая нога стоит на полном следе, но может сме­щаться вперед в направлении выпада, так как невозможно мгновенно преодолеть инерцию тела фехтовальщика, бы­стро сделавшего выпад.

Обязательное раскрепощение мышц плечевого пояса (особенно трапециевидной мышцы) является непременным условием точного укола, во-первых, и возможности успеш­ного продолжения активных боевых действий вооруженной рукой, во-вторых. В конечном выполнении выпада очень важно соблюдать правильное положение головы без ненуж­ных наклонов и поворотов. Это обеспечит не только устой­чивое равновесие на выпаде, но и полноценное наблюдение за соперником, что даст возможность фехтовальщику про­должить схватку, учитывая контрдействия противника. Положение вооруженной руки, если укол не производится специально с углом или оппозицией, следующее: кисть вооруженной руки находится на уровне дельтовидной мыш­цы правой руки, в шестой линии и слегка супинирована. Вооруженная рука и рапира атакующего образуют одну прямую линию, проходящую через дельтовидную мышцу, локоть, кисть (гарду рапиры) и заканчивающуюся в точке укола. Это положение вооруженной руки в момент нанесе­ния укола характерно в равной мере для уколов прямо, с переводом и с переносом, в атаке и в ответе, в простых и сложных фехтовальных действиях.

Приход вооруженной руки в уколе в стабильное по­ложение значительно снижает процент промахов и позво­ляет рапиристу продолжить фехтовальную фазу всегда из привычного исходного положения, что значительно повыша­ет точность ремизов, стабильность контрответов и повтор­ных атакующих действий.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в последней фазе выполнения выпада: 1) расслабление правой ноги в момент постановки ее на пол и завал всего тела фехтоваль­щика по инерции в сторону выпада; 2) наклон головы, ме­шающий сохранить положение устойчивого равновесия на выпаде и затрудняющий обзор и наблюдение за противни­ком; 3) расслабление вооруженной руки после укола и уход ее в небоевое положение вместо закрытия; 4) потеря профильности туловища; 5) заваливание правой ноги внутрь; 6) отход вооруженной руки с рапирой от прямой линии, которую они должны составлять в момент нанесения укола (падение и излишнее поднимание гарды в момент нанесе­ния укола).

Иногда в рапирном бою возникает дистанция, позволяю­щая достать противника коротким выпадом, на выполнение которого тратится меньше времени, чем если бы выпад про­изводился со средней дистанции боя. При коротком выпаде в основном сохраняется технико-динамический рисунок его выполнения со средней дистанции. Но можно отметить и некоторое своеобразие, связанное с краткостью времени и дистанции. В этом варианте толчок левой ногой, быстрое выпрямление вооруженной руки на укол и посыл туловища вперед происходят уже в начальной фазе выпада. Типичные ошибки: запаздывание толчкового движения ногами и посыла вооруженной руки на укол.

Тактическая ситуация в бою складывается иногда так, что бывает выгодно заменить шаг-выпад или скачок-выпад выпадом большой длины. Такой выпад называется прыжко­вым выпадом. Само название дает некоторую характерис­тику этому техническому варианту выпада. Так как прыж­ковый выпад производится, как правило, с дальней дистан­ции, его характеризует фаза полета. Отличия прыжкового выпада от типового (со средней дистанции) заключаются в следующем: прыжковый выпад сравнительно продолжи­телен по времени, так как при его выполнении приходится преодолевать значительное расстояние. Поэтому посыл во­оруженной руки на укол не следует производить прежде­временно, так как продвижение вперед в выпаде с вытяну­той в самом начале вооруженной рукой даст противнику ранний сигнал относительно характера и стороны нападе­ния, а также возможность для взятия своевременной за­щиты.

Полное выпрямление вооруженной руки на укол в этом варианте следует производить в конце второй фазы выпада — в полете непосредственно перед приземлением. В полете тело фехтовальщика сохраняет положение, сходное с поло­жением тела во второй фазе выполнения типового выпада (со средней дистанции).

Фаза приземления в прыжковом выпаде характеризу­ется сильным инерционным моментом. Инерция поступа­тельного движения тела фехтовальщика в выпаде не может быть погашена мгновенно, и это влечет за собой появление острого угла в колене правой ноги. Происходит как бы накат всего тела фехтовальщика на правую ногу. Левая же нога, приземляясь на полный след, значительно смещается вперед, в сторону противника.

При неправильном выполнении прыжкового выпада на­блюдаются следующие ошибки: 1) сильное выпрыгивание вверх, в ущерб поступательному движению; 2) раннее выпрямление вооруженной руки на укол (во время еще зна­чительного удаления от противника); 3) постановка левой ноги при приземлении на внутренний свод и уменьшение вследствие этого площади опоры; 4) значительное завали­вание туловища и потеря горизонтальной линии плеч и др.

Кроме трех описанных выше основных вариантов вы­полнения выпада, в фехтовальном бою возникает множество вариантов с различными амплитудами движений, так как дистанция в бою все время изменяется. Но все эти варианты не нарушают общей техники выполнения выпада и конеч­ного его положения. Уход с выпада закрытием назад вы­водит поражаемую поверхность атаковавшего из опасной близости с противником и выполняется в бою слитно с выпадом, без потери темпа. Состояние растяжения мышц ног в положении выпада используется в усилии этих групп мышц при движении на уход назад с выпада. Это усилие суммируется с толчком назад правой и активным сгибанием в колене левой ноги, а также с быстрым восстановлением исходного положения левой руки. Туловище фехтоваль­щика резким движением идет назад от противника, также помогая уходу в положение боевой стойки.

Во время тренировки уход назад с выпада отрабатывает­ся вместе с выпадом и «шаг-выпадом». Уход с выпада за­крытием вперед технически не сложен и выполняется в основном за счет инерции выпада, дополнительного толчка левой ногой и активного сгибания правой.

При начальном освоении выпада необходимо сосредото­чить основное внимание на усвоении следующих техничес­ких деталей: 1) полное разгибание и полноценный толчок левой ногой, направленные в горизонтальной плоскости, а не вверх-вперед, при сохранении опоры на всю стопу; 2) достижение профильного положения туловища в ходе выполнения и в конечной фазе выпада при сохранении ли­нии плеч параллельно полу; 3) маховый вынос правой ноги, направленной горизонтально вперед, и четкую ее постанов­ку на пятку без заваливания бедра внутрь.

Совершенствование выпада должно быть в основном направлено на отработку более сильного толчка левой но­гой, удлинение выпада и контроль над сохранением пра­вильности движения и конечного положения. Сильный тол­чок развивается за счет специальных упражнений прыжко­вого характера, а также серийного выполнения выпадов с акцентом на толчок. Длина выпада лимитируется способ­ностью «растягивать» переднюю и внутреннюю поверхность правой ноги. Увеличение амплитуды движения достигается также за счет применения специальных упражнений, раз­вивающих подвижность в суставах ног. Контроль за пра­вильностью выполнения упражнений желательно проводить у зеркала, обращая внимание на общую горизонтальную направленность выпада, положение головы — лицом пря­мо, горизонтальное положение плеч и отсутствие завали­вания правого бедра в движении и конечном положении выпада.

Кроме специальных упражнений, направленных на совершенствование каждого из компонентов движений в отдельности, следует улучшить их взаимодействие в це­лостном выполнении выпада, взаимосвязанного с уходами назад и вперед.

Помимо вышеописанной деятельности, тренировка вы­падов, уходов назад и вперед проходит постоянно, попутно в процессе выполнения атак и ответов.

Специальные упражнения для тренировки выпада, уходов вперед и назад:

1. И. п.: выпад. Покачивание тазом вниз, доводя постепенно амплитуду дви­жения до максимальной.

2. И. п.: выпад. Покачивание тазом вниз с постепенным сдвиганием тела впе­ред, сгибая правое колено.

3. И. п.: выпад. Покачивание тазом вниз с одновременными наклонами туло­вища вперед к правой ноге.

4. И. п.: выпад с опорой правой ноги о какой-нибудь предмет (скамейку, стул, гимнастическую стенку и т. д.). Покачивание тазом вниз с постепенным увеличением сгибания в правом колене.

5. И. п.: боевая стойка. Рывки туловищем вперед, в сторону противника.

6. И. п.: выпад. Движением таза назад согнуть левую ногу и выпрямить правую, подняв ее носок, а движением таза вперед выпрямить левую ногу и согнуть правую, вернуться в положение выпада.

7. И. п.: боевая стойка. Движение выпада с максимальной амплитудой и возвращение назад, используя отдачу от «растягивания» мышц. Выпад и уход назад должны выполняться как единое непрерывное движение.

8. И. п.: выпад. Сгибая правое колено, подставить левую ногу к правой в поло­жение приседа, затем выпадом правой вернуться в исходное поло­жение.

9. И. п.: боевая стойка. Последовательно выполнить выпад небольшой длины и не за­держиваясь — выпад максимальной длины.

10. И. п.: боевая стойка, правая нога слегка приподнята. Скачки вперед на левой ноге различной длины, стремясь воз­можно быстрее подтягивать и ставить толчковую ногу.

11. И. п.: боевая стойка. Скачки вперед максимальной длины.

12. И. п.: выпад. Выпрыгнуть вверх, успевая в полете скрестить ноги и вернуть­ся в исходное положение.

13. И. п.: боевая стойка. Ходьба выпадами, стремясь полностью выпрямить в толчке сзадистоящую ногу.

14. И. п.: боевая стойка. Прыжковый выпад с толчком левой ногой максимальной силы, достигая фазы полета.

В тренировке шаг-выпада шаг вначале целесообразно делать небольшим — 20—30 см и не быстрым. Все внима­ние должно быть направлено на прямолинейность движения, четкую перестановку ног в шаге без качания туловища, до­стижение плавного, все убыстряющегося перехода от шага к выпаду. В дальнейшем надо стремиться к тому, чтобы убы­стрять и удлинять движения. Тренировка проводится на фоне целостного выполнения «шаг-выпадов» с акцентом внимания на отдельные детали техники.

Процесс изучения и совершенствования скачка-выпада примерно тот же. Так как скачок-выпад изучается после «шаг-выпада», а общая техническая схема движения одина­кова, то не следует специально замедлять движение скач­ка. Кроме того, необходимо изолированно тренировать ска­чок вперед с акцентом на длину и быстроту, ибо в этом его преимущество перед атаковым шагом.

 

«СТРЕЛА»

 

Укол «стрелой», или флеш-атака, в фехтовании на ра­пирах применяется реже, чем укол с выпадом и «шаг-выпадом», так как атака «стрелой» значительно затрудняет возможность дальнейшего продолжения схватки, типичного для рапирного фехтования. В большинстве случаев в уко­ле «стрелой» рапирист ставит перед собой задачу первого намерения — обязательно поразить противника уколом в первой попытке, не рассчитывая на возможные дальней­шие продолжения. Однако «стрела» имеет известные преи­мущества перед выпадом и «шаг-выпадом» — прежде всего она кратковременна. Кроме того, в уколе «стрелой» может быть покрыта значительная дистанция, что позволяет про­изводить атаку с любой дистанции, заменяя ею более продолжительный по времени «шаг-выпад». В связи со значи­тельной глубиной и большой скоростью выполнения «стрелы» даже в случае неудачи атаковавший оказывается так близко от противника в момент взятия им защиты, что атакованному технически трудно дать точный ответный укол.

Первая фаза выполнения «стрелы» аналогична начальной стадии прыжкового выпада. В следующий промежуток вре­мени левая, толчковая, нога, полностью закончив разгиба­ние, двигается по схеме двойного шага вперед, в результате чего вес тела переносится полностью на правую ногу, ко­торая с этого момента становится толчковой. Затем толчком правой и махом левой ногой при активной работе туловища и отмашке левой рукой назад тело фехтовальщика переходит в безопорное положение, быстро приближаясь к противни­ку. В этот момент обычно и наносится укол. «Стрела» за­канчивается приземлением и тормозящими шагами, гася­щими инерцию быстрого поступательного движения впе­ред. Некоторые фехтовальщики предпочитают не заторма­живать своего продвижения вперед, стараясь как можно быстрее пробежать мимо противника, чтобы избежать от­ветного укола.

В технике выполнения «стрелы» следует обратить вни­мание на следующие важные моменты: толчок должен быть не только сильным, но и «длинным», то есть отведение и толчок левой ногой должны сливаться с активным сгиба­нием в колене и толчком правой ногой. Заканчивается движение энергичным махом левой ногой. В этот момент тело фехтовальщика приобретает максимальную ско­рость. В течение всего времени выполнения «стрелы» общий центр тяжести фехтовальщика двигается только вперед, но ни в коем случае не вверх. Движение общего центра тяжести тела рапириста в «стреле» можно проследить по движению таза. Если при поступательном движении в «стреле» таз его двигается параллельно полу, то есть точно впе­ред, то это соответствует правильному продвижению обще­го центра тяжести тела. Если же в какой-либо момент выполнения «стрелы» таз поднимается, что является грубой ошибкой, то это соответствует повышению уровня общего центра тяжести всего тела фехтовальщика.

Очень важно в «стреле» не нарушать также горизонталь­ной линии плеч в поступательном движении на укол до самого окончания этого движения. Эти два технических момента тесно связаны между собой, йот правильного поло­жения в движении «стрелы» общего центра тяжести тела фехтовальщика зависит и правильность положения его плеч. При выполнении «стрелы» имеется тенденция к нару­шению профильности туловища и развороту его фасом к противнику. Эта ошибка приводит не только к значитель­ному замедлению и укорочению стрелы, но и облегчает про­тивнику нанесение ответного или контратакующего укола. Так как «стрела» производится в бою с различных дистан­ций, то и моменты посыла вооруженной руки на укол раз­личны. Общее правило таково: нельзя задерживать посыл вооруженной руки на укол, приурочивая его к моменту по­становки левой ноги в опорное положение. Не следует так­же полностью выпрямлять вооруженную руку преждевре­менно, до возникновения соответствующей дистанции Ко­нечное положение и движение вооруженной рукой в уколе «стрелой» аналогично уколу с выпадом. Любые отходы от прямолинейности в уколе следует считать ошибкой, за ис­ключением намеренного применения уколов с углом и оппозицией.

К изучению «стрелы» целесообразно приступать лишь после прочного усвоения техники выполнения выпада и «шаг-выпада». Начинать следует с выполнения «стрелы» со средней дистанции, сосредоточив основное внимание на освоении следующих технических деталей: 1) толчок обеими ногами должен быть полноценным, ибо в случае слабой работы левой ноги прыжок будет направлен вверх, а не вперед, а слабый толчок правой ногой вызовет слишком короткое перемещение фехтовальщика вперед; 2) надо стре­миться достигнуть общего наклона и выпрямления всего тела вперед, избегая отставания таза и сгибания туловища под углом вперед; 3) необходимо выполнить свободный и плавный переход после приземления на тормозящий бег.

Совершенствование «стрелы» должно быть в основном направлено на отработку сильного толчка ногами, в особен­ности правой ногой и полноценного махового движения ле­вой ногой. Сильный толчок развивается за счет специаль­ных упражнений прыжкового характера, а также за счет целостного выполнения «стрелы» с акцентом внимания на одновременность, быстроту и силу (выражающуюся в дли­не прыжка), законченность движения правой ногой, ампли­туду движения маховой ноги и т. д. Специальные упраж­нения позволяют также увеличить амплитуду движения левой ноги вперед, что обеспечит большие возможности для махового движения.

В тренировку атак (ответов) «стрелой» входит также вы­полнение их из различных исходных положений: из конечно­го положения выпада, вслед за окончанием шагов (скачков) вперед, назад, атак выпадом, «шаг-выпадом», сдвоенных и строенных попыток атаки «стрелой».

Фехтовальщик должен приобрести умение стартообразно и внезапно начинать «стрелу» и в случае необходимости предельно быстро преодолевать расстояние до противника, находящегося на дальней дистанции.

Специальные упражнения для использования в тренировке «стрелы»:

1. И п.: боевая стойка. Двойной шаг вперед с энергичным толчком правой ногой.

2. И. п.: глубокий присед, стопы под прямым углом. Прыжок вперед-вверх с приземлением на левую ногу и даль­нейшим переходом в бег.

3. И. п.: боевая стойка. Прыжок вперед с приземлением на левую ногу.

4. И. п.: боевая стойка. Прыжок вперед толчком правой ногой до полного выпрямле­ния с одновременным махом бедра левой ногой вперед-вверх.

5. И. п.: боевая стойка. Прыжок вперед с приземлением на левую ногу, переходя в убыстряющийся бег (5—6 метров).

6. И. п.: боевая стойка. Прыжок «стрелой» с акцентом внимания на движение таза впе­ред, достигая равномерного наклона всего тела.

7. И. п.: боевая стойка. Прыжок «стрелой» максимальной длины.

8. На фоне легкого бега периодические прыжки, имитирующие движение «стрелой»

 

АТАКИ

 

Особенности фехтования на рапирах, обусловленные правилами ведения боев,— ограничение поражаемой по­верхности (действительны только уколы, нанесенные в ту­ловище) и как следствие разнообразие средств обороны, преимущество атаки при одновременных уколах и другие — определили широту вариантов использования атак. Разно­образие действий нападения наиболее ярко выражено в изменениях техники выполнения боевых действий и пере­движений, простоте и сложности, в использовании обман­ных движений, действий на оружие и многочисленных их комбинаций.

В фехтовании на рапирах преимущественная роль при­надлежит атакам с обусловленным техническим содержанием и сектором нанесения укола (атаки первого намерения) — это простые атаки, атаки с действием на оружие, атаки с финтами, комбинированные атаки; или атаки, с помощью которых можно войти с про­тивником в определенное взаимодействие и продолжить схватку, поражая противника уколом (атаки второго намерения).

Атаки подобного типа направлены на решение одной конкретной тактической задачи. Их использованию в боях предшествует предугадывание оборонных намерений про­тивников или разведывание защитной манеры и характера привычных реагирований в попытках выполнения оборон­ных действий, учет дистанции, быстроты движений и реак­ции защищающихся, их возможностей маневрирования и т. д. Характерным для таких атак является быстрота или изменение ритма в процессе их выполнения.

Возникающая иногда во время боев большая дистанция позволяет ставить в отдельных схватках перед атакой более сложные задачи: выбор сектора нанесения укола в ходе атаки, перехват, совпадение мгновений взаимных уколов и другие, то есть совмещать две и более конкретные тактичес­кие задачи (атаки нескольких намерений).

Существенное значение приобретают атакующие дейст­вия в различных мгновениях взаимодействия с противником в схватке. Различие нападений по моменту взаимодействия фехтующих определили тактические разновидности атак, разделив их на: атаки основные, повторные, ответные, контратаки.

Основные атаки. К ним относятся все атаки, совершен­ные на противников, не находящихся в атаке; эти атаки никогда не следуют непосредственно за неудавшейся ата­кой. Противник в подобных случаях обычно находится в боевой стойке и имеет наибольшие возможности для сох­ранений оборонной бдительности. Атаковать целесообраз­но с быстротной задачей; время начала атаки должно быть максимально сокращено.

Повторные атаки — это нападения, следующие непо­средственно за неудавшейся атакой. Результативность та­ких атак высокая, так как они начинаются в условиях от­носительной близости к противнику.

Ответные атаки. К их числу относятся атаки, совершае­мые после взятой защиты или после отступления от атаки противника. Состояние противника, попавшего в защиту или закончившего свою атаку безрезультатно, характерно снижением оборонной бдительности. Атака в эти мгновения имеет оптимальные условия дистанции и некоторую внезап­ность.

Контратаки. Это попытки опередить атакующего про­тивника, нанести встречный укол с оппозицией или укло­нением, поразить его уколом на подготавливающее движе­ние оружием или сближение.

 

 

Простые атаки

 

Простые атаки — это нападения прямо, с переводом и переносом. Их применение в попытке нанести укол защища­ющемуся противнику наиболее целесообразно со средней дистанции, а также при предположении, что противник сблизится в попытках контратаковать или защищаться. Простые атаки являются одним из основных способов борь­бы против противников, недостаточно бдительно сохраня­ющих дистанцию или контратакующих, средством входа в завязку с целью нанесения контрответа или ремиза.

Каждый укол рапириста в атаке, если он не произво­дится специально с углом или оппозицией, характери­зуется таким положением вооруженной руки, когда она составляет вместе с рапирой единую прямую линию с положением гарды против дельтовидной мышцы. При этом следует помнить о том, чтобы трапециевидная мышца была полностью расслаблена, а кисть вооруженной руки несколь­ко напряжена в пределах нормы, так как полное расслабле­ние пальцев вооруженной руки во время укола является ошибкой, приводящей к промахам. Рапирист должен твер­до усвоить это положение вооруженной руки в уколе, ибо приход в стандартное положение не только увеличивает точность укола, но и позволяет рапиристу продолжить схватку из привычного исходного положения, что значи­тельно повышает точность ремизов, стабильность контрот­ветов и повторных атакующих действий.

Укол прямо выполняется быстрым непрерывным выпря­млением вооруженной руки с приходом в момент укола в положение, которое описано выше. Укол прямо технически прост. Необходимо лишь обращать внимание на то, чтобы вооруженная рука в течение всего времени выполнения укола двигалась по кратчайшему пути к поражаемой по­верхности противника, не отклоняясь в ходе выполнения укола в стороны. Уколы прямо следует тренировать в различные открытые сектора поражаемой поверхности из исходных положений — рапира концом вверх и концом вниз.

Кроме того, уколы прямо могут производиться и в за­крытые сектора поражаемой поверхности. Для этого лишь надо колоть с силовым акцентом в сторону оружия против­ника, как бы противопоставляя по ходу выполнения укола сильную часть своей рапиры слабой и средней части рапиры противника. При этом если оружие противника находится вне, то атакующий несколько супинирует кисть вооружен­ной руки. Если же оружие противника находится с внутрен­ней стороны, то кисть вооруженной руки в уколе пронируется. Таким поворотом кисти достигается необходимое силовое превосходство над оружием противника. Подобные уколы называются уколами с оппозицией. Кроме того, в закрытые сектора можно колоть, создавая (специально) угол в момент укола между рапирой и кистью вооруженной руки. Например: можно нанести укол противнику, владе­ющему 6-м соединением, уведя гарду своей рапиры в момент укола влево. Создавшийся угол позволит нанести укол про­тивнику, закрытому в 6-й, без вывода его оружия из 6-й по­зиции. Создавая угол вправо-вниз, можно уколоть против­ника, закрытого в 4-й, и т. д.

Укол с переводом выполняется быстрым движением впе­ред вооруженной руки в согласовании с работой лучезапястного сустава и пальцев, совершающих переводящее движе­ние. Причем типовым способом укола с переводом следует считать такой, при котором переводящее движение паль­цами вооруженной руки выполняется в последний момент ее выпрямления. Ошибочно растягивать более короткое по времени переводящее движение пальцами на все время вы­прямления вооруженной руки. Ранний перевод дает про­тивнику слишком ранний сигнал относительно стороны нападения. При таком выполнении укола с переводом про­тивник имеет достаточно времени на принятие защит­ных мер.

При уколе с переводом со средней дистанции, напри­мер, лучшие рапиристы мира, приближаясь в выпаде, вна­чале скользят по оружию противника, выполняя перевод лишь в самый последний момент, когда острие рапиры уже находится в непосредственной близости от поражаемой поверхности атакующего. Защита от укола с переводом, выполненного в такой технике, представляет значительные трудности.

В уколах с переводом внутрь, где проблема обведения в переводе вооруженной руки не представляет сколь-нибудь значительных технических трудностей, следует производить движение перевода пальцами и кистью в самый последний момент атаки.

Уколы с переводом кнаружи технически более сложны, так как вооруженная рука противника является дополни­тельным препятствием при переводе. В этом случае пере­водящее движение пальцами и кистью можно начинать не­сколько раньше, чем в уколах с переводом внутрь, с тем чтобы избежать попадания в анатомическое плечо воору­женной руки противника.

Однако вершиной технического мастерства уколов с переводом является умение одинаково легко, точно и узко проводить их в обе стороны, не ощущая технической труд­ности в выполнении уколов с переводом кнаружи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных