Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы стандартизации 1 страница




1.1 Общая характеристика стандартизации

1.1.1 Сущность стандартизации

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (Руководство 2 ИСО/МЭК). Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели связаны с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований и правил, обеспечивающих:

- безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей,

окружающей среды и имущества;

- совместимость и взаимозаменяемость изделий;

- качество продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем

развития научно-технического прогресса;

- единство измерений;

- экономию всех видов ресурсов и т.д.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или иному виду продукции, предприятию и т.п. Стандартизация связана с такими понятиями, как объект и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, областью стандартизации является промышленность строительных материалов, объектами стандартизации в ней – различные виды материалов. Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического или политического региона мира принимают стандарт.

Международная стандартизация – стандартизация, открытая для соответствующих органов любой страны.

Региональная стандартизация – деятельность, открытая для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира.

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация может осуществляться на различных уровнях: государственном, отраслевом, в том либо ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, предприятий, учреждений.

Стандартизацию, проводимую в административно-территориальной единице (области, крае и т.п.) принято называть административно- территориальной стандартизацией.

 

1.1.2 Нормативные документы по стандартизации

Нормативный документ (НД) – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует следующие виды нормативных документов.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно-территориальными. Принимаются соответствующими органами и используются соответствующим кругом потребителей. Стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно технического прогресса.

Документ технических условий устанавливает технические требования, к продукции, услуге, процессу. В этом документе обычно указывают методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывают для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.

Все указанные выше нормативные документы являются рекомендательными. В отличие от них обязательный характер носит регламент. Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов.

Разновидность регламентов – технический регламент - документ, содержащий технические требования к объекту стандартизации. Они могут быть представлены непосредственно в этом документе либо путем ссылки на другой нормативный документ.

Руководство 2 ИСО/МЭК представляет следующие возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца). Стандарт на продукцию содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, маркировки, хранения и т.п. Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.)

Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технологический), услуга (например, ремонтные работы, бытовое обслуживание).

Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов).

Положения могут носить методический или описательный характер. Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям НД. Описательное положение содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров изделия и деталей. НД может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает “поведение” объекта стандартизации при его использовании. Стандарт с открытыми значениями. Содержит перечень характеристик, значения которых конкретизируются в договорных отношениях между изготовителями и потребителями. НД по стандартизации в РФ установлены законом РФ “О стандартизации”, к ним относятся:

– государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);

– межгосударственные стандарты, введенные на территории РФ (ГОСТ);

– применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

– общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОК ТЭИ);

– стандарты отраслей (ОСТ);

– стандарты предприятий (СТП);

– стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО);

– технические условия – документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. В них содержатся как обязательные к объекту стандартизации требования, так и рекомендуемые. К обязательным относят: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Объектами отраслевой стандартизации могут быть продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли, и т.п.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и применяются самим предприятием. Объектами стандартизации обычно являются составляющие организации и управления предприятием, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне.

Стандарты общественных объединений (СТО) – нормативные документы, разрабатываемые, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; новые методы испытаний и т.п. Они затем могут служить основой для разработки стандартов предприятий, отраслей, ГОСТ Р.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) – нормативные документы методического содержания. Они касаются порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ в Госстандарт РФ и т.п. ПР и Р разрабатываются организациями и подразделениями, подведомственными Госстандарту или Госстрою РФ.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями. Виды стандартов:

1) основополагающие стандарты разрабатываются с целью содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства (например ГОСТ Р 1.02-92);

2) стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции, либо к группе однородной продукции:

а) стандарты общих технических условий, содержащие общие требования к группам однородной продукции;

б) стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции. Стандарты общих технических условий обычно включают следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности, требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации;

3) стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, ремонта, утилизации;

4) стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

С 1996 г. в перечень НД, применяемых в России, добавлен технический регламент. Он содержит технические требования либо непосредственно (например, обязательные требования Госстандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.

 

1.1.3 Функции, выполняемые стандартизацией

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную. Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получать достоверную информацию о продукте в четкой и удобной форме. Ссылка на стандарт в условиях контракта обязывает поставщика поставлять продукцию гарантированного стандартом качества. Стандартизация методов испытания позволяет получить сопоставимые характеристики продукции, что важно в оценке конкурентоспособности продукции. Социальная функция стандартизации заключается в требовании включать в стандарты такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют охране труда и санитарно-гигиеническим нормам. Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства.

 

1.2 Организация работ по стандартизации

1.2.1 Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены законом РФ “О стандартизации”. Положения закона обязательны к исполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, а также общественными организациями. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Отношения в области стандартизации в России также регулируются:

1) законодательными актами РФ, федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием законов РФ “О стандартизации”, “Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 г);

2) постановлениями Правительства РФ, принятыми в дополнение закона “О стандартизации”;

3) приказами Госстандарта. Закон “О стандартизации” регламентирует:

1) организацию работ по стандартизации;

2) содержание и применение НД по стандартизации;

3) информационное обеспечение работ по стандартизации;

4) организацию и правила проведения государственного контроля и

надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

5) финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

6) стимулирование применение государственных стандартов;

7) ответственность за нарушение закона “О стандартизации”.

1.2.2 Основополагающие стандарты Государственной системы Стандартизации В РФ действует государственная система стандартизации.

Методические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации Российской Федерации” (от 1.4.1994 г). Данный комплекс включает в себя:

1) ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения”;

2) ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов”;

3) ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения”;

4) ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов”;

5) ГОСТ Р 1.8-95 “ Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов”;

6) ГОСТ Р 1.10-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них”;

7) ПР 50.1.001-93 “Правила согласования и утверждения технических условий.”

1.2.3 Органы и службы по стандартизации

Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. В ведении Госстандарта находятся государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации. Госстандарт представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, метрологии и сертификации и в Межгосударственном Совете СНГ; сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран. Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России. Другие государственные органы управления имеют право участвовать в стандартизации сообразно их компетенции. В структуру Госстандарта входят: 19 научно-исследовательских институтов; 13 опытных заводов; издательство стандартов; 2 типографии; 3 учебных заведения; более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС). Центры проводят работу по сертификации продукции, калибровке средств измерений, оказывают техническую помощь по стандартизации, метрологии и сертификации. На базе ЦСМС создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). ТК занимаются стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания. ТК специализируются в зависимости от объекта стандартизации. По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, способствуют принятию ГОСТ Р в качестве международных. В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации. Научно-технической базой для создания ТК обычно являются предприятия или организации (например, Всероссийский научно- исследовательский институт строительных материалов - ВНИИСТРОМ), профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. В их число входят и НИИ Госстандарта РФ. Правовой основой для создания ТК служат решения этих государственных органов. Госстандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих специалистов, представителей организаций-разработчиков продукции, организаций-потребителей продукции, представителей научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Участие в деятельности ТК всех заинтересованных сторон – добровольное. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других, участвующих в этом подразделений.

1.2.4 Порядок разработки стандартов

Порядок разработки установлен ГОСТ Р 1.2-92. Предусмотрены следующие стадии его разработки:

1) организация разработки стандарта, которая включает в себя:

а) сбор заявок на разработку стандарта;

б) заключение договора между ТК и заявителем;

в) составление технического задания на разработку, в котором отражаются сроки выполнения каждой стадии разработки стандарта, содержание и структура будущего стандарта;

г) размещение ТК заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации;

2) разработка проекта (проходит в 2 стадии):

а) создаётся первая редакция стандарта; проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и ранее выявленным заинтересованным сторонам;

б) на второй стадии разработки проводится анализ полученных отзывов, составляется окончательная редакция проекта стандарта и после его одобрения не менее чем двумя третями членов ТК он направляется в Госстандарт и заказчику;

3) принятие и регистрация стандарта; осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает в себя анализ содержания проекта на соответствие законодательству РФ, правилам метрологии, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-92. Затем стандарт регистрируется и информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе;

4) издание стандарта.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Поэтому необходима постоянная работа ТК и всех заинтересованных лиц по своевременному его обновлению. Это осуществляется путем внесения изменений в стандарт либо пересмотр, либо отмены НД.

1.2.5 Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандарта

Государственный контроль и надзор осуществляется в России на основании Закона РФ «О стандартизации». К основным задачам надзора можно отнести предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований Госстандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности. Проводят надзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС), получивших статус территориальных органов госнадзора, – государственные инспекторы. Госконтроль и надзор могут осуществлять и другие организации в пределах своей компетенции. К примеру, Госкомитет РФ по охране окружающей среды осуществляет экологический контроль. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны оказывать содействие госинспекторам во всех его действиях, составляющих процедуру госнадзора. Должностные лица, допустившие нарушения обязательных требований НД, относящихся как к качеству продукции, так и к обеспечению единства измерений подвергаются штрафу. Может быть запрещена реализация продукции.

1.2.5.1 Правила проведения Госнадзора

Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная проверка. При проверке проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация и другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госнадзор за соблюдением требований стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта. Проведению проверки предшествует подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе результаты внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов. Контролю подвергается образец (проба), отбираемый в соответствии с методикой, изложенной в стандарте на данную продукцию. Идентификация и технический осмотр продукции проводится инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытание образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого объекта под наблюдением инспектора. Результаты испытания относятся на всю партию продукции, от которой они отобраны. При контроле сертифицированной продукции, инспектор проверяет наличие и подлинность ранее выданного сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия. По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведение проверки заканчивается составлением акта. На основании актаГоснадзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о санкциях за нарушения, выявленные в ходе проверки. Акт подписывается обеими сторонами и направляется:

- руководству проверенной организации;

- в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации;

- в Госстандарт РФ (в случае необходимости штрафных санкций).

1.3 Принципы и методы стандартизации

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях - принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов и их реализации. Можно выделить семь важнейших принципов стандартизации:

1) сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу); все заинтересованные в стандартизации какого-либо объекта стороны должны найти консенсус, т.е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон;

2) системность и комплексность, т.е. рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы;

3) динамичность и опережающее развитие. Первое обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением изменений, пересмотром, отменой устаревших; второе обеспечивается путем учета при разработке стандартов тенденции развития и передовых стандартов других стран или фирм;

4) эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический, технический, информационный или социальный эффект (пример явного экономического эффекта - стандарты на экономию ресурсов, или энергопотребление; пример технического эффекта – стандарты на надежность и ресурс; пример информационного эффекта – стандарты на терминологию; пример социального эффекта – стандарты на безопасность и охрану окружающей среды). В целом прямая и опосредованная экономическая эффективность стандартизации оценивается очень высоко; порядка 1 к 10 (1 рубль затрат на стандартизацию дает 10 рублей прибыли);

5) приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции и услуг; 6) гармонизация межгосударственная и международная, чтобы не создавать препятствий в международной торговле;

7) четкость формулировок положений стандартов, чтобы исключить двусмысленность формулировок НД.

Метод стандартизации – это совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Основные методы стандартизации:

1) упорядочение объектов стандартизации – сокращение многообразия путем:

а) систематизации – научно-обоснованной классификации, кластеризации и ранжирования совокупностей объектов. Например, классификаторы различных видов, в частности, Общероссийский классификатор продукции - ОКП, представляющий собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, являющейся предметом поставки. ОКП состоит из классификационной (К - ОКП) и ассортиментной (А - ОКП) частей. Классификационная часть – свод кодов и наименований классификационных группировок (класс – подкласс – группа – подгруппа - вид), систематизирующих продукцию по определенным признакам. Ассортиментная часть – свод кодов и наименований, идентифицирующих конкретные типы, марки и т.п. Всю продукцию подразделяют на 100 классов (от 00 до 99), каждый класс – на 10 подклассов, каждый подкласс – на 10 групп, каждую группу – на 10 подгрупп, а подгруппу – на 10 видов. К примеру: 580000 – конструкции и детали сборные железобетонные; 581000 – конструкции и детали фундаментов; 581100 – блоки фундаментов; 581110 – блоки фундаментов предварительно

напряженные; 581111 – то же из тяжелого цементного бетона. Четыре последующие цифры относятся к ассортиментной части ОКП;

б) селекции – обоснованного отбора объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения; в) симплификации – обоснованного отбора объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения;

г) типизации – создания типовых объектов, которые могут подвергаться каким-либо нерадикальным преобразованиям или адаптациям для конкретных применений;

д) оптимизации – нахождения оптимальных показателей объектов стандартизации по каким-либо критериям (например, по экономической эффективности) с помощью специальных двухмерных или многомерных математических моделей оптимизации;

2) параметрическая стандартизация. Параметр продукции – это количественная характеристика ее свойств. Параметрическая стандартизация заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров;

3) унификация продукции. Под унификацией продукции понимается деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей и агрегатов одинакового функционального назначения. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции;

4) агрегатирование. Агрегатирование – это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости;

5) комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляется разработка системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной задачи. Применительно к продукции – это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовой продукции, необходимых для ее изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий хранения и потребления;

6) опережающая стандартизация. Этот метод предполагает установление повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

1.4 Международная и региональная стандартизация

Для успешного осуществления торгового, экономического и научно- технического сотрудничества различных стран необходима международная стандартизация. Отсутствие международных стандартов и различие национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональной и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом

рынке.

1.4.1 Международные организации по стандартизации

В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). ИСО функционирует с 1947 года. Сфера деятельности ИСО – стандартизация во всех областях, за исключением электроники и электротехники, относящихся к компетенции МЭК. По состоянию на 1.1.1999 г. в деятельности ИСО участвуют 178 стран. Органы ИСО: Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Высший орган ИСО - Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро (Исполком), которое руководит техническими комитетами. Структура ИСО представлена на рисунке 1. Проекты стандартов разрабатывают рабочие группы, действующие в рамках технических комитетов (ТК). ТК подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (их в ИСО двадцать шесть) решают общетехнические и межотраслевые задачи. Например: ТК 12 «Единицы измерений», ТК 37 «Терминология». В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным либо в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75 %) активных членов ТК. К началу 2000 г. действовало около 12 тысяч МС ИСО. Из них 75 % - основополагающие стандарты или стандарты на методы испытаний. При разработке МС на продукцию основное внимание уделяется установлению единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т. е. тем аспектам, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС устанавливаются и требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. ТК ИСО разработана международная система единиц измерения, принята метрическая система резьб.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных