Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лабораторные занятия.




Историческая геология

Программа курса, методические указания по программе и контрольные задания для студентов заочного обучения специальности 130.301 (группы ЗРМ, ЗРН, ЗРМЭ)

Составители Г.Н. Садовников, В.Н. Комаров

Москва

Историческая геология. Программа курса, методические указания по программе и контрольные задания для студентов заочного обучения специальности 130.301 (группы ЗРМ, ЗРН, ЗРМЭ) // Российский государственный геологоразведочный университет.

 

Составители Г.Н. Садовников, В.Н. Комаров

Москва, 2009

 

 

Третий год обучения. Экзамен.

Лекции – 4 часа

Лабораторные занятия – 16 часов

 

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Курс исторической геологии изучается на третьем году обучения. Цель преподавания дисциплины дать студентам представление о методах фациального, палеотектонического и историко-геологического анализа и ознакомить их с наиболее важными этапами истории развития основных структур земной коры и закономерностями геологической истории Земли.

Для изучения исторической геологии необходимы знания курсов общей и структурной геологии, основ палеонтологии и общей стратиграфии. В свою очередь историческая геология необходима для успешного овладения курсом региональной геологии.

 

1.1. ПОСТРОЕНИЕ КУРСА И ПОРЯДОК РАБОТЫ

 

Изучение курса начинается с прослушивания обзорных лекций в университете. Затем студент работает самостоятельно, используя учебную литературу и данную программу. Выполненное контрольное задание привозится на сессию и до начала занятий по курсу, сдается на кафедру для проверки. В ходе сессии проводятся обязательные лабораторные занятия. После этого студент сдает экзамен.

 

1.2. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

 

Основными учебниками по курсу являются:

1. Андрухович А.О., Комаров В.Н., Туров А.В. Историческая геология. Методическое пособие для практических занятий. Изд-во РГГРУ, 2005. 82 с.

2. Гречишникова И.А., Немков Г.И. Историческая геология с элементами палеонтологии. Изд-во МГРИ, 1990. 112 с.

3. Немков Г.И., Левицкий Е.С., Гречишникова И.А. и др. Историческая геология. М.: Недра, 1986. 352 с.

4. Полянский Б.В. Методы палеогеографических исследований. Учебное пособие. Изд-во РГГРУ, 2005. 64 с.

5. Цейслер В.М. Основы фациального анализа. Учебное пособие. Изд. МГГРУ, 2004. 143 с.

 

В качестве дополнительной литературы рекомендуются:

1. Владимирская Е.В., Кагарманов А.Х., Спасский Н.Я. и др. Историческая геология с основами палеонтологии. Л.: Недра, 1985. 423 с.

2. Подобина В.М., Родыгин С.А. Историческая геология. Учебное пособие. Томск. Изд-во НТЛ, 2000. 264 с.

3. Хаин В.Е., Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Историческая геология: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 448 с.

 

1.3. ОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Очные занятия включают лекции и лабораторные занятия.

Лекции.

Установочные лекции читаются после завершения экзаменационной сессии в конце второго года обучения и носят обзорный характер. Лектор останавливается в основном на тех вопросах, которые в имеющихся учебниках освещены недостаточно, либо с устаревших позиций, либо, наоборот, слишком подробно и сложно для настоящего курса, либо, наконец, по разным причинам трудны при самостоятельном изучении предмета. Всего по учебному плану предусматривается 4 часа лекций. Ориентировочные темы лекций:

1. Методы восстановления физико-географических обстановок прошлого. Основы палеогеографии.

2. Методы восстановления тектонических движений прошлого. Главные тектонические единицы материковой и океанической земной коры.

3. Важнейшие этапы геологической истории Земли.

При прослушивании обзорных лекций студент должен получить на кафедре во временное пользование (на год) программу и методические указания по курсу, а также пособие по исторической геологии И.А. Гречишниковой и Г.И. Немкова (см. список учебников). При необходимости, студент должен обсудить с преподавателем вариант контрольного задания.

Лабораторные занятия.

Программой предусмотрено 16 часов лабораторных занятий. Эти занятия используются для освоения приемов составления и анализа палеогеографических карт и литолого-фациальных профилей (5 часов), для освоения приемов палеотектонического анализа и построения палеогеографической и палеотектонической кривых (3 часа), для работы с геологической картой, знакомства с тектоническими картами, а также составления и анализа схемы основных тектонических структур континентальной земной коры (8 часов). При выполнении последней работы студенты пользуясь геологической картой мира, наносят на бланковую карту мира контуры древних платформ и складчатых поясов разного возраста и раскрашивают карту в соответствии с предложенной преподавателем легендой. После выполнения указанного задания студент должен уметь показывать границы основных тектонических структур на геологической карте.

Для выполнения лабораторных работ потребуются простые и цветные карандаши, линейка и ластик.

Для выполнения лабораторных заданий во время очередной сессии студент должен вспомнить общую стратиграфическую шкалу (приложение 2). Непременным условием усвоения курса является постоянное использование геологической карты. Знания, почерпнутые в учебниках и на лекциях, не могут считаться полноценными, если они не увязаны с геологической картой, не сопровождаются пониманием этой карты. Нужно абсолютно твердо знать, какими цветами красятся и как индексируются породы разного возраста, как по карте можно определить характер залегания и условия образования отложений. Использовать геологическую карту в полной мере можно только при хорошем знании географии. Поэтому студенту необходимо пользуясь географическими атласами, выучить названия и местоположение основных горных хребтов и других географических объектов (см. приложение 1).

 

1.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

При проработке каждой темы нужно сначала ознакомиться с пунктами программы, затем прочитать методические указания, после этого найти соответствующие разделы в рекомендованной литературе и прочитать их. При самостоятельной работе студенту придется обращаться к нескольким источникам. План изложения материала и многие моменты соподчинения и истолкования материала могут быть различными в разных учебниках и отличаться от того, что предлагается в программе. Поэтому нужно не искать лишь ответы на вопросы, а внимательно изучить весь текст. Понять и запомнить прочитанное помогают иллюстрации. Без них трудно, а иногда и невозможно бывает понять и наглядно представить то или иное положение.

В освоении материала и его запоминании помогает составление конспекта. Конспектировать нужно после того, как прочитан и осмыслен весь раздел. Не конспектируйте все прочитанное, ведите записи таким образом, чтобы они были развернутым ответом на вопросы программы. Приводите в конспекте наглядные схематические рисунки. Конспект должен быть привезен с собой в университет.

После программных пунктов и методических указаний в руководстве приведены вопросы для самопроверки. Они охватывают основной материал каждого раздела курса. Ответив на эти вопросы, Вы сможете проверить свои знания.

Все вопросы, возникшие при проработке курса, все, что осталось непонятным, нужно записать и выяснить на консультации.

 

1.5. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

Каждый студент выполняет контрольную работу. В конце настоящего руководства приведено 10 вариантов контрольных заданий. Студент выполняет тот вариант, номер которого совпадает с последней цифрой номера его студенческого билета. Если последняя цифра – 0, то выполняется 10-й вариант. На все вопросы нужно дать короткие, не растянутые, но обстоятельные ответы, стремится осветить существо вопроса, отметить главное, логично доказать его, не ограничиваясь голословными утверждениями. Следует излагать мысли своими словами, а не списывать механически с книг. Ответы, не удовлетворяющие этому требованию, приниматься не будут. Если приводится цитата, то она обязательно берется в кавычки, а после нее в скобках указывается фамилия автора, год издания книги и страница. Ответы на вопросы желательно иллюстрировать схематическими рисунками. Все иллюстрации, взятые из книг, должны иметь ссылки на автора (например: по Немкову и др., 1986). Все рисунки должны быть подписаны, пронумерованы и в тексте должна быть ссылка на них.

Контрольная работа может быть оформлена с помощью компьютера или написана от руки. В ней должен быть указан номер студенческого билета, номер варианта и дословно полная формулировка контрольных вопросов. Если текст пишется от руки, он должен быть разборчивым. Все страницы контрольной работы необходимо пронумеровать. В конце в алфавитном порядке приводится список использованной литературы. Для книги указываются автор (фамилии и инициалы), название, место издания (для Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга – сокращенно: М.: Л.: СПб.:), название издательства, год издания, количество страниц. Для статьи или монографии в продолжающемся издании приводятся автор, название статьи или монографии, название журнала или продолжающегося издания, год, номер (тома, выпуска и т.д.), количество страниц (для монографии) или номера страниц (для статьи). В качестве примера оформления списка можно пользоваться списком учебников, приведенных в разделе 1.2.

 

1.6. СДАЧА ЭКЗАМЕНА

Студент допускается к сдаче экзамена при условии выполнения контрольного задания и заданий на лабораторных занятиях. Перед началом экзамена нужно предъявить все это, а также конспект, составленный при самостоятельной проработке материала. Кроме того, студент должен продемонстрировать знание расположения основных хребтов (см. приложение 1). С полным перечнем экзаменационных вопросов можно ознакомиться на кафедре или на консультации.

 

ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

2.1. ВВЕДЕНИЕ

2.1.1. Предмет, цель и задачи исторической геологии. Связь исторической геологии с другими науками. Теоретическое и практическое значение дисциплины. Основные этапы развития исторической геологии.

Литература: Немков и др., с. 4-9; Владимирская и др., с. 5-7.

Вопросы для самопроверки

1. Какие задачи решает историческая геология? В чем заключается практическое значение этой науки?

2. Назовите ученых – основоположников исторической геологии.

3. В чем сущность учения о катострофах?

4. Какова роль Ч. Дарвина и Ч. Лайеля в геологии?

5. В чем сущность учения о геосинклиналях и каков вклад отечественных ученых в развитие этого учения?

6. В чем сущность учения о литосферных плитах и в чем ее отличие от учения о геосинклиналях?

7. Кратко охарактеризуйте основные этапы в развитии исторической геологии.

 

2.2. МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБСТАНОВОК. ОСНОВЫ ПАЛЕОГЕОГРАФИИ

 

2.2.1. Фациальный анализ. Понятие “фация”. Принцип актуализма как теоретическая предпосылка фациального анализа. Литофациальный анализ. Биофациальный анализ.

2.2.2. Главные отличительные признаки различных генетических типов континентальных отложений. Особенности элювиальных, делювиальных, пролювиальных, аллювиальных (русловых и пойменных), озерных отложений. Особенности континентальных отложений различных климатических зон. Аридные и гумидные обстановки. Эоловые отложения. Типы ледниковых отложений. Особенности континентальных вулканогенных отложений.

2.2.3. Главные отличительные признаки различных типов морских отложений. Отложения литорали, внутреннего и внешнего шельфа. Рифовые постройки и связанные с ними отложения. Особенности отложений верхней части и подножья континентального склона. Образования, связанные с островными дугами, глубоководными желобами, срединно-океаническими хребтами. Отложения океанического дна.

2.2.4. Палеогеографические карты и профили и методы их составления и анализа.

Литература: Гречишникова, Немков, с. 42-46; Немков и др., с. 42-63; Владимирская и др., с. 99-138.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛУ 2.2.

 

Следует внимательно познакомиться с особенностями процессов осадконакопления в различных обстановках, особенностями биоценозов различных зон континента и моря. Обратите внимание на то, что в одних случаях соответствие каких-либо биоценозов и типов осадков тем или иным обстановкам осадконакопления представляется бесспорным. В других случаях однозначно определить по типу породы и даже флористической или фаунистической ассоциации условия образования породы мы не можем. Следовательно, палеогеографические построения нередко бывают достаточно условными, приближенными. Тем не менее, они очень важны для решения многих практических задач геологии, включая вопросы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое “фация”? Кто первый ввел это понятие?

2. В чем заключается принцип актуализма?

3. Что такое фациально-генетический анализ? Из каких двух частей он состоит?

4. Назовите батиметрические зоны современных морей и океанов.

5. Назовите источники осадконакопления в мировом океане.

6. Каковы закономерности распределения осадков на морском дне, и какие факторы нарушают эту закономерность?

7. Где и какие осадки накапливаются на континентах? Назовите признаки горных пород, указывающие на их континентальное происхождение.

8. В чем сущность литологического анализа?

9. Каковы основные признаки кор выветривания?

10. Что характерно для отложений склонов речных долин?

11. Какие признаки позволяют различать песчаники аллювиальные, озерные, морские? Всегда ли возможно различить их?

12. О чем говорит косая слоистость пород?

13. Что общего у дельтовых отложений с аллювиальными и морскими?

14. Каковы особенности моренных отложений?

15. Какие группы организмов типичны для континентальных отложений?

16. Какие факторы обуславливают распределение организмов в морских бассейнах?

17. Что такое биономические зоны?

18. В чем сущность биономического анализа?

19. Какие группы организмов типичны для морских отложений?

20. Какие группы организмов характерны для мелководных морских отложений?

21. Какие группы организмов характерны для глубоководных морских отложений?

22. Какие породы образуются в пределах рифовых построек и вблизи них?

23. Какие образования формируются в зонах срединно-океанических хребтов?

24. Что показывается на палеогеографической карте? Какова методика их составления?

25. Каково практическое значение палеогеографических карт?

 

2.3. МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕКТОНИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЗЕМНОЙ КОРЫ, НАПРАВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ ИХ ЭВОЛЮЦИИ

 

Вертикальные (радиальные) и горизонтальные (тангентальные) движения земной коры. Методы восстановления вертикальных тектонических движений. Анализ стратиграфического разреза (последовательности слоев). Последовательность смены генетических типов в разрезе при нисходящих и восходящих движениях. Анализ мощностей отложений одного генетического типа. Анализ размывов и несогласий.

Методы восстановления горизонтальных тектонических движений. Структурный анализ. Палеобиогеографический анализ. Формационный анализ. Палеомагнитный метод (полосовые магнитные аномалии, определение положения магнитных меридианов, определение палеоширот).

Типы земной коры. Основные морфоструктуры океанов: океанские плиты, срединно-океанические хребты и рифтовые зоны. Основные морфоструктуры зон сочленения континентов и океанов (континентальных окраин): глубоководные впадины окраинных морей, островные дуги, глубоководные желоба. Основные тектонические структуры материков: древние платформы и складчатые пояса. Основные структуры древних платформ и складчатых поясов. Структуры геосинклинального, орогенного и платформенного типов.

Структурно-морфологические элементы с позиций тектоники литосферных плит: литосферные плиты, зоны спрединга и зоны субдукции, трансформные разломы.

Литература: Немков и др., с. 63-88; Гречишникова, Немков, с. 46-54; Владимирская и др., с. 160-168.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛУ 2.3.

 

Приступая к изучению этого раздела, следует вспомнить основные моменты тектонического строения земной коры, известные из курса общей геологии. Два основных типа тектонических структур земной коры – материки и океаны – отличаются в основном различным типом геофизического разреза земной коры. Вспомните другие главные отличия материков и океанов. Восстановите в памяти основные положения геосинклинальной теории и тектоники плит. Идеи дрейфа материков, появившиеся в геологии в начале нашего века, сначала были встречены с большим интересом, а потом подверглись критике и были отвергнуты большинством геологов и геофизиков. Однако, в европейской и американской геологии эти идеи продолжали обсуждаться и в последующие годы и стали особенно активно развиваться с получением многочисленных новых палеомагнитных данных и материалов современных океанографических исследований, которые позволили по-новому подойти к проблеме и привели к развитию современной плейттектоники. В советской геологической науке несколько десятилетий идеи фиксизма господствовали безраздельно. Это находит отражение, в частности, в том, что в учебниках исторической геологии мобилистская концепция освещается недостаточно. Вместе с тем следует иметь в виду, что далеко не все положения современной тектоники плит ясны и бесспорны, и безоговорочно отбрасывать фиксистские представления, вообще не рассматривать их – неверно. Поэтому, изучая раздел 2.3, следует особенно внимательно следить за тем, чтобы получить ответы на все вопросы программы. Вопросы, оставшиеся неясными, следует записать и выяснить на консультации перед сдачей экзамена.

Разбирая вопрос об анализе смены генетических типов отложений в разрезе, как показателе вертикальных тектонических движений, следует уяснить, что и при поднятии, и при отсутствии вертикальных движений береговая линия и границы фациальных зон смещаются в пространстве в сторону бассейна осадконакопления, а в каждой точке снизу вверх по разрезу происходит смена генетических типов отложений от более глубоководных к более мелководным (регрессивная смена). Если такой смены не происходит, имеет место прогибание со скоростью, равной скорости осадконакопления (компенсированное прогибание). Если темп прогибания более высок, чем темп осадконакопления, то береговая линии смещается в пространстве в сторону области сноса, как и границы фациальных зон, а в каждой точке снизу вверх по разрезу происходит смена генетических типов отложений от более мелководных к более глубоководным (трансгрессивная смена).

Вопросы для самопроверки

1. Что такое трансгрессия и регрессия, трансгрессивная и регрессивная смена фаций?

2. Будут ли меняться во времени фации на каком-либо участке бассейна осадконакопления, если вертикальные тектонические движения на этом участке не проявляются?

3. В каком случае в данной точке фации не меняются в разрезе?

4. О чем свидетельствует изменение мощности слоя, если он представлен одними и теми же породами и не отделен от перекрывающего границей размыва?

5. О чем свидетельствует изменение мощности слоя, отделенного от перекрывающего границей размыва?

6. Что такое тектонические покровы? При каком типе тектонических движений они могут образоваться?

7. Каким образом, пользуясь палеомагнитным методом, можно определить положение магнитных меридианов прошлого?

8. Каким образом можно определить палеошироты, пользуясь палеомагнитным методом?

9. Какими методами можно восстановить вертикальные тектонические движения?

10. Какими методами можно восстановить горизонтальные тектонические движения?

11. Что такое формация?

12. Чем отличается строение земной коры материков и океанов?

13. Как отличается мощность осадочного чехла материков и океанов?

14. Что представляют собою срединно-океанические хребты?

15. Где располагаются глубоководные желоба и как они образуются?

16. Что такое древние платформы? Перечислите их.

17. Каковы основные особенности тектонического строения древних платформ?

18. Чем сложен фундамент древних платформ?

19. Что такое щиты?

20. Как образуются и развиваются складчатые пояса?

21. Какие структуры называются молодыми платформами?

22. Что общего между древними и молодыми платформами?

23. Чем отличаются древние и молодые платформы?

24. Что такое байкалиды, салаириды, каледониды, герциниды, мезозоиды?

25. Каковы основные стадии развития геосинклиналей?

26. Каковы особенности геосинклинального режима?

27. Каковы особенности орогенного режима?

28. Каковы особенности платформенного режима?

29. Что такое эпиплатформенный орогенез, в чем его отличие от эпигеосинклинального орогенеза?

30. В чем основные отличия фиксистской и мобилистской концепций?

31. Как объясняют происхождение и развитие складчатых поясов с позиций мобилизма?

 

2.4. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ

 

2.4.1. Догеологический этап развития Земли. Образование Земли и начальный этап ее развития, не отраженный в строении земной коры.

2.4.2. Архейский акрон. Архей и его место в истории земной коры. Длительность архея по радиологическим данным. Органический мир архея. Ранний архей. Формирование мощной континентальной коры. Поздний архей. Беломорская складчатость. Гранитные купола. Зеленокаменные пояса. Образование протоплатформ. Интрузивная деятельность в конце архея.

2.4.3. Протерозойский акрон. Протерозой и его место в истории земной коры. Длительность протерозоя по радиологическим данным. Подразделения протерозоя. Ранний и поздний протерозой. Становление древних платформ. Граница раннего и позднего протерозоя – важнейший геотектонический рубеж докембрия. Рифей и венд. Особенности осадконакопления в протерозое. Древние оледенения. Расположение древних платформ в протерозое с фиксистских и мобилистских позиций. Карельская складчатость. Жизнь в протерозое. Прокариоты – основная группа организмов протерозоя. Цианобионты, их роль в осадконакоплении и стратиграфическом расчленении протерозоя. Появление животных в конце протерозоя. Особенности вендских фаун.

Литература: Немков и др., с. 89-129; Гречишникова, Немков, с. 54-65; Владимирская и др., с. 171-192.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛАМ 2.4.1-2.4.3.

 

Следует обратить внимание на особенности докембрийских образований. Здесь широко развиты процессы гранитизации и мигматизации. Архейские, а часто и протерозойские породы сильно метаморфизованы. Поэтому судить по ним об условиях, существовавших на поверхности Земли при их образовании трудно. Хотя остатки древних организмов известны, начиная с раннего архея, количество их в архее и нижнем протерозое невелико, а изученность – недостаточна. Поэтому использование палеонтологического метода для решения стратиграфических вопросов ограничено или даже невозможно. Остатки позднепротерозойских организмов (в основном строматолиты) изучены гораздо лучше и дают возможность использовать палеонтологический метод. Однако, и при изучении верхнего протерозоя, а тем более архея и нижнего протерозоя ведущую роль играют структурно-тектонические и радиологические методы (в основном свинцовые).

Вопросы для самопроверки

1. Что такое “докембрий”? Назовите стратиграфические подразделения докембрия. Что положено в основу их выделения?

2. Каковы особенности докембрийских комплексов пород? Как определяют возраст докембрийских пород?

3. Что мы знаем об условиях осадконакопления в архее?

4. Всегда ли Земля имела атмосферу и гидросферу?

5. В чем особенность тектонического режима архея?

6. Что такое протоплатформы и протогеосинклинали?

7. Что такое зеленокаменные пояса?

8. Когда образовались древние платформы?

9. Что такое авлакогены?

10. Как располагались континенты в протерозое с позиций фиксизма и мобилизма?

11. Когда были самые древние материковые оледенения?

12. Была ли жизнь в архее?

13. Остатки каких организмов наиболее важны для разработки стратиграфии протерозоя?

14. В чем особенность органического мира венда?

15. Используется ли палеонтологический метод для разработки стратиграфии архея и нижнего протерозоя?

16. Какие методы используются при решении вопросов стратиграфии архея и нижнего протерозоя?

17. Какие основные полезные ископаемые связаны с докембрийскими образованиями?

18. Какие тектонические процессы происходили в середине протерозоя и к чему они привели?

19. Какие тектонические процессы происходили в конце протерозоя и к чему они привели?

 

Фанерозойский эон.

2.4.4.1. Ранний палеозой. Деление раннего палеозоя на периоды. Двучленное и трехчленное деление раннего палеозоя. Структура земной коры и расположение платформ в раннем палеозое с фиксистских и мобилистских позиций. Особенности раннепалеозойского осадконакопления на платформах и в геосинклиналях (на материках и материковых окраинах). Раннепалеозойская трансгрессия. Салаирская и каледонская складчатость. Образование Лавруссии. Регрессия в конце силура. Жизнь в раннем палеозое. Появление первых высших растений в конце силура. Основные группы фауны раннего палеозоя.

2.4.4.2. Поздний палеозой. Деление позднего палеозоя на периоды. Структура земной коры и расположение континентов в позднем палеозое с фиксистских и мобилистских позиций. Особенности позднепалеозойского осадконакопления на платформах и в геосинклиналях (на материках и материковых окраинах). Регрессия в конце силура – раннем девоне. Трансгрессия в позднем девоне – раннем карбоне. Угленакопление в карбоне и перми. Пермская регрессия. Формирование красноцветных соленосных отложений. Оледенение Гондваны. Герцинская складчатость. Образование Пангеи с фиксистских и мобилистских позиций. Жизнь в позднем палеозое. Широкое распространение высших растений (“завоевание суши”). Основные группы растений и животных позднего палеозоя. Климатическая зональность в карбоне и перми.

2.4.4.3. Мезозойская эра. Деление мезозоя на периоды. Структуры земной коры и расположение континентов в мезозое с фиксистских и мобилистских позиций. Завершение формирования Пангеи в триасе. Раскол Пангеи в юре. Формирование океана Тетис. Заложение Индийского и Арктического океанов. Формирование Атлантического и рост Индийского океана в меловом периоде. Тихий океан в мезозое. Молодые платформы. Особенности осадконакопления на платформах и в геосинклиналях в мезозое. Юрская трансгрессия. Регрессия в начале мелового периода и большая позднемеловая трансгрессия. Жизнь в мезозое. Основные группы растений и животных мезозоя. Климатическая зональность в мезозое.

2.4.4.4. Кайнозойская эра. Деление кайнозоя на периоды. Структура земной коры и расположение континентов в кайнозое. Особенности осадконакопления в кайнозое. Палеогеновая трансгрессия и неогеновая регрессия. Четвертичное оледенение и этапы его развития. Альпийская складчатость. Эпиплатформенный орогенез. Жизнь в кайнозое. Основные группы растений и животных кайнозоя. Климатическая зональность в кайнозое. Человек. Основные этапы развития человеческой культуры.

Литература: Немков и др., с. 130-139, 174-192, 246-257, 300-311, 341-345; Гречишникова, Немков, с. 65-112, Владимирская и др., с. 196-199, 214-216, 228-232, 346-352, 366-371, 378, 379, 384, 385, 389-396.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛУ 2.4.4.

 

Следует обратить внимание на общие черты фанерозоя, отличающие его от протерозоя: резкое увеличение богатства и разнообразия животного мира, появление среди животных многочисленных групп с карбонатным скелетом и в значительной мере связанное с этим (или обусловленное теми же причинами) увеличение роли карбонатного осадконакопления. В фанерозое, как и в протерозойской истории, чередуются относительно спокойные в тектоническом отношении этапы и эпохи складчатости. Именно эпохи складчатости вместе с резкими изменениями органического мира позволяют отделить палеозой от протерозоя (байкальская складчатость) и мезозоя (герцинская складчатость) и разделить его на ранний и поздний (каледонская складчатость). Общая тенденция развития земной коры состоит в увеличении площади континентов за счет присоединения к ним частей складчатых поясов (замкнувшихся геосинклиналей – с фиксистских позиций или деформированных при столкновении материковых окраин – с мобилистских) и соединения континентов друг с другом (образование Лавруссии из Северо-Американской и Восточно-Европейской платформ в каледонский этап, Пангеи – в герцинский). Обратите внимание на то, что современные океаны сформировались в мезозое – кайнозое. Отметьте чередование эпох трансгрессий и регрессий в истории Земли.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются палеозойские фауны от вендских?

2. Каковы основные различия ранне- и позднепалеозойского органического мира суши и моря?

3. Каковы основные черты осадконакопления в раннем палеозое?

4. Какие тектонические процессы происходили в конце раннего палеозоя и к чему они привели?

5. Каковы основные черты осадконакопления в позднем палеозое?

6. Какие тектонические процессы происходили в конце палеозоя и к чему они привели?

7. Какие полезные ископаемые связаны с палеозойскими отложениями?

8. Когда было материковое оледенение Гондваны?

9. Каковы основные отличия палеозойских и мезозойских флор и фаун?

10. Каковы основные черты процессов осадконакопления в мезозое?

11. Назовите крупнейшие мезозойские трансгрессии.

12. Когда и где на Земле проявилась мезозойская складчатость и к чему она привела?

13. Какие полезные ископаемые связаны с мезозойскими отложениями?

14. Когда и как образовались Атлантический и Индийский океаны?

15. Каковы основные отличия мезозойских и кайнозойских флор и фаун?

16. Каковы основные черты процессов осадконакопления в кайнозое?

17. Назовите основные эпохи четвертичного материкового оледенения.

18. Где и когда проявилась альпийская складчатость и каковы ее результаты?

19. Где и когда в кайнозое проявился эпиплатформенный орогенез?

20. Какие полезные ископаемые связаны с кайнозойскими отложениями?

21. Когда на Земле появился человек? Как шло его историческое развитие?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных