Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контроль за соблюдением законодательства о рекламе




 

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе ст. 33 ФЗ «О рекламе» возложен на антимонопольный орган – Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая в пределах своих полномочий:

1. предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

2. возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Федеральный закон определяет полномочия ФАС в следующих пределах:

1. выдача рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

2. выдача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления обязательных для исполнения предписаний об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству РФ о рекламе;

3. предъявление в суд или арбитражный суд исков о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе;

4. предъявление в суд или арбитражный суд исков о публичном опровержении недостоверной рекламы (о контррекламе) в случае, если антимонопольным органом установлен факт распространения такой рекламы и выдано соответствующее предписание антимонопольного органа (ч. 3 ст. 38 ФЗ «О рекламе»);

5. обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

6. обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

7. применение мер ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

8. обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе (п. 1 ч. 20 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).

Статьей 35 ФЗ «О рекламе» определена обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны. Согласно данной статье, сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев. Несоблюдение указанных требований влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ. Убытки, причиненные таким разглашением, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 139 ГК РФ).

Согласно ст. 13.14 КоАП РФ, разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ.

Согласно ч. 2 ст. 183 УК РФ, незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, наказываются штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет.

Порядок возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе определен ст. 36 ФЗ «О рекламе». Согласно указанной статье, антимонопольный орган, возбуждая и рассматривая дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, вправе принимать по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные ФЗ «О рекламе». Возбуждение дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе может производиться по:

1. представлению прокурора;

2. обращениям органов государственной власти или местного самоуправления;

3. заявлениям физических или юридических лиц;

4. собственной инициативе ФАС.

Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе выдается на основании решения ФАС о признании рекламы ненадлежащей, т.е. не соответствующей требованиям законодательства РФ о рекламе. Такое предписание должно содержать соответствующее требование о прекращении распространения ненадлежащей рекламы и подлежит исполнению в срок, указанный в предписании, который не может составлять менее чем 5 дней со дня получения предписания. Оно считается неисполненным, если по истечении срока исполнения продолжается распространение ненадлежащей рекламы.

Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ или местного самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству. В нем должны быть указаны изменения, которые следует внести в акт для приведения его в соответствие с законодательством. Оно подлежит исполнению в срок, который не может составлять менее чем 1 месяц со дня получения предписания органом исполнительной власти или местного самоуправления.

Неисполнение (или ненадлежащее исполнение) в установленный срок предписаний антимонопольного органа, выданных на основании закона, влечет за собой ответственность в соответствии с КоАП РФ (ч. 2 ст. 19.5). Размер административного штрафа, предусмотренного в данном случае, варьируется:

1. для должностных лиц – от 50 до 100 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет;

2. для юридических лиц – от 2 тыс. до 5 тыс. МРОТ.

Нормы административной ответственности значительно ужесточены посредством повышения размеров административных штрафов и введением для должностных лиц дисквалификации сроком на 3 года.

На основании обобщения складывающейся практики применения норм административного законодательства МАП России в пределах своей компетенции дало пояснения по вопросам применения принципов ответственности за нарушение ФЗ «О рекламе» в своем письме от 18 октября 2002 г. № СД/15395 «О разъяснении отдельных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях».

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Так. согласно ч. 2 ст. 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, ч. 1 ст. 14.8, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.9 КоАП РФ, от имени МАП России и его территориальных органов вправе:

1. руководитель МАП России, его заместители;

2. руководители территориальных органов МАП России, их заместители.

Кроме того, в соответствии с п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица МАП России.

При этом следует учитывать то, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ), т.е. приказами МАП России.

В случае выявления признаков административного правонарушения уполномоченное должностное лицо составляет и подписывает протокол об административном правонарушении.

В ст. 28.2 КоАП РФ установлены обязательные требования к содержанию и процессуальной форме протокола об административном правонарушении:

1. в протоколе указываются сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ;

2. в протоколе делается запись о разъяснении прав и обязанностей физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);

3. физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ);

4. протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ);

5. физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, по их просьбе вручается под расписку копия протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

При этом следует обратить внимание на то, что в случае, если получить в соответствии с ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ подпись физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, на протоколе в предусмотренные законом сроки представляется затруднительным, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения при условии соблюдения требований ст. 28.7 КоАП РФ.

К «иным процессуальным действиям», помимо проведения экспертизы, проведение которых требует значительных временных затрат, могут быть отнесены, в частности:

1. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);

2. направление поручений и запросов по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ);

3. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);

4. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ).

Как законный представитель юридического лица протокол вправе подписать любое лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, в частности, являющееся единоличным исполнительным органом юридического лица либо лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, а также лицо, наделенное такими полномочиями в соответствии с законом, а также на основании надлежащим образом оформленной доверенности.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ч. 1 и 3 ст. 28.8 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении (в том числе длящемся административном правонарушении) считается возбужденным с момента:

1. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

2. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) за нарушения законодательства РФ о рекламе начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента поступления соответствующих документов и сведений в МАП России (его территориальные органы).

При применении положений КоАП РФ, в частности, института давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), следует обращать внимание на общетеоретические правовые конструкции, касающиеся понятия единого сложного правонарушения и его видов:

1. продолжаемого правонарушения – такого, которое складывается из ряда тождественных деяний, направленных к одной цели и объединенных единым умыслом;

2. длящегося правонарушения – действия или бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания, характеризующегося непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения.

Длящееся правонарушение начинается с какого-либо действия или акта бездействия и заканчивается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению продолжения правонарушения или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения.

В соответствии со ст. 25.13 КоАП РФ, при наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.

Согласно ст. 25.12 КоАП РФ, к участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются лица:

1. в качестве защитника и представителя в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу;

2. в качестве специалиста, эксперта и переводчика в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно, если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела.

Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. При этом ч. 2 ст. 29.3 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 29.2 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Вместе с тем КоАП РФ не установлены лица, обладающие правом заявить отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику. Таким образом, применяя аналогию закона, следует сделать вывод о том, что отвод указанным лицам может быть заявлен следующими участниками производства по делам об административных правонарушениях: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником, представителем, прокурором.

Кроме того, рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508. Формы процессуальных документов, предусмотренных указанными Правилами, разработаны ФАС и представлены в приказе от 22 сентября 2006 г. № 243 «Об утверждении форм процессуальных документов и об организации работы по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». Кроме того, сейчас продолжает действовать приказ ФАС от 26 октября 2005 г. № 249 «Об утверждении Регламента подготовки и ведения дел о нарушениях законодательства о рекламе, статьи 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также дел об административных правонарушениях и судебных дел, связанных с такими нарушениями в центральном аппарате ФАС России». Рассмотрим последовательно правовые нормы, содержащиеся в указанных документах.

Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Правила) устанавливают порядок, процедуру и сроки рассмотрения ФАС и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Установлено два направления возбуждения и рассмотрения дел:

1. по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе;

2. по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе.

Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом ФАС по месту нахождения (жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения. В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу ФАС, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы. При этом территориальный орган ФАС обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган ФАС по месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого возбуждено дело.

Правила четко определили полномочия ФАС и подведомственность возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Иногда возникает ситуация, когда реклама, не соответствующая законодательству, распространяется на территории, подведомственной нескольким территориальным органам ФАС РФ. В этом случае выявивший нарушение законодательства РФ о рекламе территориальный орган ФАС РФ передает материалы, свидетельствующие о нарушении, или дело в территориальный орган ФАС РФ по месту нахождения (жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения, либо ходатайствует перед ФАС РФ о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, или места распространения рекламы. Дело, возбужденное ФАС или ее территориальным органом, может быть передано по решению ФАС РФ другому территориальному органу. Вопрос о передаче дела по подведомственности разрешается ФАС РФ в течение 15 рабочих дней со дня поступления к ней материалов или дел, возбужденных разными территориальными органами ФАС по факту распространения одной и той же рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Дела по фактам принятия органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе, возбуждаются и рассматриваются тема территориальным органом ФАС, на территории которого находится орган, принявший акт. Дела по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти актов, полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе, возбуждаются и рассматриваются ФАС России.

Следует подчеркнуть, что ФАС вправе возбудить и рассмотреть любое дело и принять дело, возбужденное ее территориальным органом, к своему рассмотрению независимо от стадии рассмотрения дела.

Правилами определено, что дело может быть возбуждено ФАС России или ее территориальными органами (далее – антимонопольный орган) по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык.

В заявлении должны содержаться:

1. наименование и место нахождения заявителя – юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя – физического лица);

2. наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству РФ о рекламе;

3. описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального (субъекта РФ) органа исполнительной власти, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству РФ о рекламе, с приложением имеющихся доказательств;

4. требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

В случае, если территориальный орган ФАС выявил, что рассмотрение заявления относится к компетенции другого антимонопольного органа, то он обязан направить заявление в соответствующий антимонопольный орган, одновременно уведомив об этом заявителя в срок, не превышающий 1 месяца со дня поступления заявления. ФАС в случае принятия решения о направлении заявления на рассмотрение в своей территориальный орган уведомляет заявителя о таком решении с указанием наименования и адреса данного территориального органа, а также фамилии, имени, отчества его руководителя в срок, не превышающий 1 месяца со дня поступления заявления.

Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1 месяца со дня его поступления.

При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган:

1. определяет, относится ли данное дело к его компетенции;

2. устанавливает наличие признаков нарушения законодательства РФ о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению;

3. определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.

В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя.

По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение:

1. о возбуждении дела;

2. об отказе в возбуждении дела.

Правила однозначно определяют причины, по которым антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела:

1. рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа;

2. отсутствуют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе;

3. по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;

4. по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.

Если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, то он обязан письменно уведомить об этом заявителя в течение 5 дней со дня принятия такого решения.

Принятие решения по заявлению может быть отложено в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, в суде, арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления, до принятия и вступления в силу соответствующего решения по такому делу, о чем антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.

Раздел 4 Правил определяет порядок возбуждения, рассмотрения дела и принятия по нему решений. Итак, при наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

В решении о возбуждении дела должны быть указаны:

1. наименование антимонопольного органа, принявшего решение;

2. факты и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе;

3. нормы законодательства РФ о рекламе, которые подлежат применению;

4. имеющиеся сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления; фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица);

5. перечень документов и сведений, которые обязаны представить лица, участвующие в деле, к определенному сроку;

6. дата, время и место рассмотрения дела.

Принимаемые антимонопольным органом решения направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям. Эти решения могут быть направлены с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении решений, приобщаются к материалам дела.

В случае если на рассмотрение антимонопольного органа поступило дело, возбужденное другим антимонопольным органом, то в 5-деневный срок со дня поступления такого дела руководитель антимонопольного органа принимает решение о принятии дела к производству.

В решении о принятии дела к производству должны быть указаны:

1. наименование антимонопольного органа, приявшего решение;

2. наименование антимонопольного органа, возбудившего дело;

3. факты и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе;

4. имеющиеся сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления; фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица);

5. нормы законодательства РФ о рекламе, которые подлежат применению;

6. перечень документов и сведений, которые обязаны представить лица, привлеченные к участию в деле, к определенному сроку;

7. дата, время и место рассмотрения дела.

Лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. Стороной по делу являются заявитель(и) и (или) лицо (лица), в действиях которого (которых) содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе. Заинтересованными лицами могут быть лица, чьи права и законные интересы нарушены либо могут быть нарушены в результате действий лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а также лица, на чьи права или обязанности по отношению к одной из сторон дела может повлиять принятое антимонопольным органом решение. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Переводчиком может быть лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода в ходе рассмотрения дела. Поясним, что стороны и заинтересованные лица могут осуществлять свои права и обязанности через представителей.

Стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:

1. знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;

2. давать устные и письменные объяснения;

3. представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;

4. заявлять ходатайства;

5. делать заявления;

6. возражать против заявлений и доводов других лиц;

7. пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством РФ.

Дело рассматривается антимонопольным органом в присутствии лиц, участвующих в деле в срок 1 месяц со дня его возбуждения. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

При рассмотрении дела антимонопольный орган знакомится с письменными и вещественными доказательствами по делу, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает представленные в письменной форме объяснения и заключения. В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган вправе запрашивать в соответствии с законодательством РФ необходимые документы для ознакомления, получать объяснения сторон по фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения, и привлекать к участию в деле иных лиц.

Что касается права ФАС запрашивать необходимые для рассмотрения дела документы, то ст. 34 ФЗ «О рекламе» устанавливает обязанность представления в антимонопольный орган информации, необходимой для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе или обеспечения доступа к такой информации следующих лиц:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов РФ;

3. органы местного самоуправления;

4. должностных лиц указанных органов;

5. индивидуальных предпринимателей;

6. юридических лиц и их руководителей.

Неисполнение требований по представлению в ФАС необходимой и запрашиваемой им информации влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ). Данная статья определяет следующие составы правонарушений:

1. непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством РФ;

2. представление заведомо недостоверных сведений.

Ответственность по правонарушениям, предусмотренным ч. 2 ст. 19.8 КоАП – наложение административного штрафа в размере:

1. для граждан – от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

2. для должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;

3. для юридических лиц – от 500 до 1000 МРОТ.

Все действия, совершаемые в ходе рассмотрения дела, фиксируются в протокол рассмотрения дела, в котором указываются:

1. год, месяц, число и место рассмотрения дела;

2. наименование и номер дела;

3. наименование антимонопольного органа, рассматривающего дело;

4. сведения о явке лиц, участвующих в деле, а также сведения о предоставленных документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле (их представителей);

5. сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей;

6. устные и письменные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

7. возражения лиц, участвующих в деле, против заявлений, ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

8. объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения экспертов по данным ими заключениям;

9. сведения о действиях, совершенных в ходе рассмотрения дела;

10. дата составления протокола.

При использовании аудио- или видеозаписи в протоколе должна быть сделана отметка о применении соответствующих технических средств, и лица, участвующие в деле, предупреждаются об использовании таких технических средств. Материальные носители аудио- и видеозаписи приобщаются к протоколу.

Правила определяют также порядок рассмотрения дела в отсутствие сторон. Оно возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или если указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

В случае невозможности рассмотрения дела в назначенный срок антимонопольный орган извещает лиц, участвующих в деле, о новой дате и времени его рассмотрения.

В случае, если при подготовке дела к рассмотрению или во время рассмотрения дела антимонопольным органом будет установлено, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица, антимонопольный орган обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе принять решение о замене такого лица. В этом случае рассмотрение дела откладывается.

Кроме того, антимонопольный орган вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе объединить в одном производстве два и более дел о нарушениях законодательства РФ о рекламе, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел, если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению. Рассмотрение выделяемого (объединяемого) дела начинается сначала в определенном Правилами порядке.

Рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения:

1. по мотивированному ходатайству стороны по делу или иного лица, привлеченного к участию в деле, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;

2. в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств;

3. в связи с необходимостью привлечения, по мнению антимонопольного органа, к участию в деле других лиц;

4. в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лица (лиц), участвующего (участвующих) в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица (лиц);

5. в случае необходимости замены ненадлежащего лица надлежащим лицом.

При отложении дела течение срока его рассмотрения не прерывается.

Рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случаях:

1. нахождения на рассмотрен6ии в антимонопольном органе, в суде или арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения дела;

2. необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста;

3. необходимости установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Рассмотрение дела возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и начинается сначала. Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

Производство по делу может быть прекращено в следующих случаях:

1. неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства РФ о рекламе;

2. ликвидация юридического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, если спорное правоотношение не допускает правопреемства;

3. смерть физического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства РФ о рекламе;

4. вступление в законную силу решения суда, арбитражного суда, в котором дана правовая оценка фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

5. принятие другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

6. невозможность установления лица, нарушившего законодательство РФ о рекламе, в течение срока, отведенного антимонопольному органу на рассмотрение дела (1 месяц с продлением по необходимости еще на 2 месяца);

7. отмена противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ, акта органа местного самоуправления до принятия антимонопольным органом решения.

Антимонопольный орган принимает решение по делу по результатам его рассмотрения. Решение должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения должна содержать:

1. наименование принявшего его антимонопольного органа;

2. номер дела, дату и место принятия решения, а также дату изготовления решения в полном объеме;

3. предмет рассмотрения дела;

4. сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления; фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица).

Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

1. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также факты и доказательства, на которых основаны выводы антимонопольного органа о таких обстоятельствах;

2. законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался антимонопольный орган при принятии решения;

3. доводы, по которым антимонопольный орган отклоняет те или иные доказательства;

4. сведения о нарушении требований законодательства РФ о рекламе;

5. сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения законодательства РФ о рекламе.

Резолютивная часть решения должна содержать:

1. выводы о признании рекламы ненадлежащей или о признании акта федерального (субъекта РФ) органов исполнительной власти, местного самоуправления не соответствующими законодательству РФ о рекламе;

2. указание на положения законодательства РФ о рекламе, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения дела;

3. указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

4. сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается;

5. сведения об иных мерах, направленных на устранение нарушения законодательства РФ о рекламе, в том числе указание на необходимость обращения в суд или арбитражный суд в соответствии со ст. 33 ФЗ «О рекламе».

Резолютивная часть решения, принятого антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела, подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения дела.

Решение в полном объеме должно быть изготовлено в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения. Оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям.

При установлении факта нарушения законодательства РФ о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание:

1. о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

2. об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального (субъекта РФ) органа исполнительной власти, местного самоуправления.

Предписание должно быть изготовлено в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня оглашения решения, на основании которого выдается предписание.

В предписании о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе должны быть указаны:

1. дата и место выдачи предписания;

2. наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание;

3. сведения о решении, на основании которого выдается предписание;

4. наименование и место нахождения юридического лица (фамилия, имя. Отчество и место жительства физического лица), в отношении которого выдается предписание;

5. нормы законодательства РФ о рекламе, которые нарушены;

6. требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства РФ о рекламе;

7. срок исполнения предписания;

8. срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить антимонопольный орган о его выполнении;

9. сведения о порядке обжалования предписания со ссылкой на соответствующие положения законодательства РФ.

В предписании об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального (субъекта РФ) органа исполнительной власти, местного самоуправления должны быть указаны:

1. дата и место выдачи предписания;

2. наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание;

3. сведения о решении, на основании которого выдается предписание;

4. наименование федерального (субъекта РФ) органа исполнительной власти, местного самоуправления, которому выдается предписание;

5. нормы законодательства РФ о рекламе, которым не соответствует принятый акт (его отдельные положения);

6. требования, подлежащие выполнению в целях отмены или изменения акта, противоречащего законодательству РФ о рекламе;

7. срок исполнения предписания;

8. срок, в течение которого федеральный (субъекта РФ) орган исполнительной власти, местного самоуправления должны известить антимонопольный орган о выполнении предписания;

9. сведения о порядке обжалования предписания со ссылкой на соответствующие положения законодательства РФ.

При добровольном устранении лицом (лицами) совершенного правонарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок. Неисполнение в срок предписания влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных нарушениях.

В случае привлечения лица к административной ответственности за невыполнение в срок ранее выданного предписания антимонопольный орган устанавливает новый срок исполнения данного предписания.

Антимонопольный орган в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, имеющими отношение к делу, вправе изменить полностью или частично требования выданного предписания об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального (субъекта РФ) органа исполнительной власти, местного самоуправления по мотивированному ходатайству органа, которому оно выдано. Подача такого ходатайства приостанавливает исполнение предписания об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального (субъекта РФ) органа исполнительной власти, местного самоуправления на время его рассмотрения до принятия решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства. Указанное ходатайство должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение месяца со дня его поступления.

По заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе антимонопольный орган вправе исправлять допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания в течение 3 месяцев с даты вынесения решения или выдачи предписания.

Порядок оспаривания решений и предписаний антимонопольного органа определен ст. 37 ФЗ «О рекламе». Согласно указанной статье, срок оспаривания решения, предписания антимонопольного органа в суде или арбитражном суде равен 3 месяцам со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает их исполнение, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае, если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

 

Требования к учету, оформлению, ведению и хранению материалов дел о нарушениях законода-

Тельства о рекламе

 

Кроме представленного выше порядка рассмотрения дел, установленного Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе», на сегодня действуют нормы приказа ФАС от 26 октября 2005 г. № 249 «Об утверждении Регламента подготовки и ведения дел о нарушениях законодательства о рекламе, статьи 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также дел об административных правонарушениях и судебных дел, связанных с такими нарушениями в центральном аппарате ФАС России».

Этот документ носит общий характер, лишь частично затрагивая порядок подготовки и ведения дел о нарушениях законодательства о рекламе (в этой части мы его и рассмотрим).

В нем представлены общие требования к учету, оформлению, ведению и хранению материалов дел о нарушениях законодательства о рекламе, дел об административных правонарушениях и судебных дел в этой сфере.

Учет и регистрация дел о нарушениях законодательства о рекламе, дел об административных правонарушениях и судебных дел в данной сфере в ФАС России осуществляет Управление контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства.

Данное управление ведет реестр дел о нарушениях законодательства о рекламе, дел об административных правонарушениях, а также реестр судебных дел в указанной сфере.

Как уже отмечалось, рассмотрением дел о нарушении законодательства о рекламе занимаются комиссии, специально созданные в соответствии с приказом «Об утверждении форм процессуальных документов и об организации работы по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе».

Сотрудники Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства занимаются делами об административных правонарушениях и судебными делами в рекламной сфере.

В дело помещаются документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к данному делу. Материалы внутри дела располагаются в хронологической последовательности их поступления.

Приказ предусматривает четкое определение того, что представляет собой оформление дела:

1. подшивку или переплет дела;

2. сквозную нумерацию листов дела;

3. составление внутренней описи дела (по форме № 11).

Листы дел, состоящих из нескольких томов или частей, нумеруются по каждому тому или по каждой части отдельно. Реквизиты обложки дела (тома, части) включают:

1. учетный номер дела (тома, части);

2. наименование лица, в отношении которого возбуждено дело;

3. пункты и номера статей законодательного акта, по признакам нарушения которых возбуждено дело;

4. краткое изложение существа нарушения;

5. дату возбуждения дела и дату окончания рассмотрения дела.

Следует помнить, что сейчас речь идет о нарушении законодательства о рекламе, в то время как к формированию, ведению и рассмотрению дел об административных правонарушениях и судебных дел предъявляются иные требования.

Если в деле имеются материалы, составляющие коммерческую тайну, их помещают в отдельный том (тома) с одноименным грифом.

Содержание этих томов не подлежит разглашению и передаче другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

В каждом томе (части) дела ведется лист ознакомления (форма № 2). По окончании каждого ознакомления с материалами дела в данном документе лицо, ознакомившееся с материалами дела, делает соответствующую запись. Документы и материалы, приобщаемые к делу, представляются лицами, участвующими в деле, в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Дела могут быть предоставлены для ознакомления с момента возбуждения до момента окончания производства по делу только лицам, участвующим в деле, или их представителям и членам комиссии.

Судебные дела для ознакомления предоставляются только работникам ФАС России и его территориальных органов на основании служебной записки соответствующего структурного подразделения ФАС России (письма руководителя УФАС России) с согласия начальника Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства.

Ознакомление с материалами дела допускается только в помещении ФАС России в обязательном присутствии ответственного сотрудника ФАС России. Материалы дел хранятся в Управлении контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства. Организация хранения дел должна обеспечивать невозможность несанкционированного доступа к материалам посторонних лиц. Материалы дел, содержащие сведения конфиденциального характера, подлежат хранению в порядке, установленном законодательством РФ.

Предусмотрена возможность передачи дел в случае необходимости из центрального аппарата ФАС России в территориальный орган по решению руководителя ФАС России (или его заместителя) с соответствующим сопроводительным письмом.

Материалы передаваемых дел направляются нарочным или по почте с уведомлением о вручении, за исключением материалов дел, содержащих сведения конфиденциального характера, для которых установлен особый порядок передачи и пересылки.

Передача материалов дел из Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства в другое структурное подразделение ФАС России осуществляется с сопроводительной служебной запиской на основании мотивированного письменного запроса руководителя структурного подразделения.

После ознакомления материалы дела должны быть незамедлительно возвращены с сопроводительной служебной запиской в Управление контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных