Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лучше плохо ехать, чем хорошо идти.




Народная мудрость

 

Или, другими словами, чем хорошо ла­зить по строительным конструкциям, напри­мер, с ведрами краски в руках, лучше ехать по веревке или тросу с помощью спускового устройства. Об этом тех­ническом альпинистском приеме и пойдет речь здесь.

Но, чтобы избежать стандартных вопросов зрителей, наблюдающих работу альпинистов: "А кто вам там веревки привязывает, а кто вас там держит", - начнем сначала.

Итак:

Спуск может быть активным - когда работник сам управляет процес­сом и "руководит" своим спусковым устройством, и пассивным - когда его с помощью лебедки или тормозного устройства спускают коллеги, находящиеся наверху. Вариант пассивного спуска - наверху только не­подвижный блок, через который перекинута веревка или трос.

Поскольку пассивный спуск достаточно прост в исполнении, в этой главе мы рассмотрим спуск активный, когда дополнительные рабочие силы не отвлекаются на обеспечение спуска одного человека.

Итак, чтобы начать работу, нужно организовать рабочую и страхо­вочные системы.

Рабочая (или грузовая, или спусковая) система - это закрепленные веревки или тросы, на которых висит во время спуска или работы аль­пинист вместе с необходимым для работы инструментом и материала­ми.

Страховочная система - это также веревки, тросы, цепи, предот­вращающие падение с высоты в аварийной ситуации. Говоря термина­ми теории надежности, страховочная система представляет собой си­стему холодного резервирования - она начинает действовать при отка­зе основной рабочей системы. Нужно сказать впрочем, что рабочая си­стема выполняет одновременно и страховочные функции, т.е. метод промышленного альпинизма, в отличие от обычных способов выполнения верхолазных работ, предусматривает, как правило, наличие двух страховочных линий: рабочей системы и страховочной!

Заметим, что каждая из систем представляет собой не только одну лишь веревку:

рабочая система =

точка (или система) закрепления +

основная веревка+

спусковое устройство +

карабин +

седушка или беседка,

страховочная система =

точка (или система) закрепления +

основная веревка+

схватывающий узел с петлей из репшнура +

карабин+

грудная обвязка.

В принципе, страховочная система может быть обеспечена и други­ми способами, выбор которых зависит от конкретных условий работы. При лазаний, например, по конструкциям удобней, как правило, поль­зоваться просто двумя самостраховочными концами, привязанными к системе "обвязка-беседка", иногда такая система удобна и при спусках по веревке или тросу. При организации работ на высоте часто исполь­зуют жестко закрепленные веревки - так называемые перила. Всю со­вокупность страховочных систем можно представить схемой, показан­ной на рис. 1-IV.

Выбирайте любую систему по линиям на схеме - и за работу. Но по­мните, что страховочная система должна обеспечить:

- Принцип непрерывности страховки. Это означает, что при работе на высоте (за исключением огороженных площадок) работающий должен быть постоянно пристрахован. Чтобы эту непрерывность обеспечить, альпинист должен предусмотреть необходимое сна­ряжение: второй самостраховочный конец, дополнительный кара­бин, запасную петлю для схватывающего узла и т.п. И прежде чем снимать одну цепь страховки, нужно наладить другую (при этом рабочая система в качестве страховочной не учитывается);

- Возможность безаварийного и желательно самостоятельного вы­хода из непредвиденных ситуаций. Например, при наличии веро­ятности рывка следует включать в цепь страховки амортизатор (возможное место включения показано на схеме). Кроме того, для самостоятельного выхода из возможного зависания требуется иметь резерв снаряжения (1-2 карабина, дополнительный репш­нур или петлю). Итак, выбрав удобную для работы систему страховки, осуществляем

 

Закрепление веревки (троса)

Здесь мы предполагаем, что занести веревки наверх не является проблемой: есть лифт, или лестница, или подъемное устройство. А о том, как быть, если доступ наверх затруднен, мы поговорим ниже в раз­делах "Техника подъема по закрепленной веревке" и "Техника передви­жения по пространственным конструкциям".

Вот мы и наверху. Крепить концы веревок или тросов можно только к так называемым "прочным элементам зданий и сооружений" (ГОСТ). К ним можно отнести:

- стальные конструкции и балки (при использовании сварных конст­рукций учитывать возможность наличия дефектов сварки!);

- железобетонные балки и конструкции (при использовании заклад­ных элементов этих конструкций учитывать возможность заво­дских дефектов при их заложении!);

- кирпичные надстройки (визуальный контроль прочности кладки!);

- деревянные балки и конструкции.

К сожалению, у нас нет нормативов на прочность этих - самых раз­нообразных - элементов (как в Германии, например, где эти нормативы определены соответствующими инструкциями), поэтому надежность закрепления зависит от опыта и серьезности работающего альпиниста.

Примечание: По предписаниям по ТБ FISAT под точками при­соединения понимаются соединительные приспособления (DIN EN 795) или страховочные крюки в крыше (DIN EN 517), ко­торые служат для восприятия усилий от несущего средства. Они являются пригодными для применения, если согласно тех­ническим предписаниям подтверждена несущая способность для одного человека при статической отдельной нагрузке - 6 кН, или в результате испытания - двукратным нагруженном в рабочем направлении усилием 7,5 кН в течение 5 минут.

 

Для увеличения надежности обязательным условием является за­крепление несущей и страховочной веревок в разных, не зависящих друг от друга, точках. Это означает, что каждая из этих веревок привя­зывается к элементу здания или сооружения своей собственной петлей (из веревки, троса, цепи) и/или своим собственным карабином. При этом и элементы конструкции должны быть различными, если в отно­шении них есть хоть малейшее сомнение (например, при использова­нии сварных соединений достаточно тонких профилей или закладных элементов железобетонных конструкций).

Закрепление можно производить либо концом той же веревки (спу­сковой или страховочной), завязав его вокруг конструкции с помощью узлов булинь или двойной штык, либо используя отдельную специаль­ную петлю из основной веревки, плоской ленты, троса или цепи. Верев­ка встегивается в эту петлю с помощью карабина с муфтой.

В качестве петель для закрепления следует использовать:

- двойную основную веревку (усилие разрыва ок. 3000 кгс),

- двойную синтетическую ленту (усилие разрыва ок. 3000 кгс),

- трос диаметром 8,8 мм (усилие разрыва ок. 3000 кгс),

- двойную цепь калибра не менее 6 (усилие разрыва не менее 2700 кгс). При использовании для закрепления веревок или плоских лент не­обходимо предусмотреть их защиту на перегибах и кромках(см. раздел “Снаряжение”). Иногда острые перегибы можно обрабатывать молотком, чтобы скруглить кромку. Например, это в некоторых случаях можно делать на бе­тонных парапетах крыш. Есте­ственно, такая обработка не должна нарушать основных свойств обрабатываемого эле­мента конструкции: прочности, внешнего вида, функциональ­ных возможностей.

Защиту можно не приме­нять на гладких металлических элементах, кромки которых имеют закругления радиусом не менее 6 мм.

Связывать веревочные пет­ли или петли из плоских лент следует узлами встречным или грейпвайном. На концах при­стегиваемых веревок рекомен­дуется вязать узлы типа двой­ной проводник. Пристегивать каждую веревку желательно двумя кара­бинами - это уменьшит перегиб веревки в узле, а значит - снизит поте­ри прочности. При использовании двух карабинов можно применять и карабины без муфт, но при этом встегивать их следует таким образом, чтобы защелки карабинов располагались с разных сторон (рис.2-!У)!

При использовании карабинов с муфтами все муфты должны быть завинчены.

 

Навеска веревок

После того, как верхний конец веревки закреплен, второй нужно опустить вниз на землю или промежуточную площадку, до которой предполагается спускаться.

В принципе, это можно сделать так же, как и в горах, т.е., размарки-ровать бухту и, если веревка не запутана, предупредив криком "Верев­ка!", просто сбросить ее вниз (но вначале проверьте еще раз, закреп­лен ли наверху хоть один конец!). Более правильно, однако, спускать конец веревки, постепенно выдавая ее через перегиб. При таком спуске у вас есть возможности лишний раз осмотреть веревку по всей ее длине.

Если по каким-либо причинам спустить конец веревки вниз невоз­можно (ветер, сложная конструкция), то может оказаться необходимым специально для этого наладить подвесную дорогу из репшнура или тонкого троса. На нее карабином пристегивается опускаемый конец ве­ревки. После этого можно плавно выдать веревку.

При опускании веревки на большую глубину (более 40 м) для облег­чения этого процесса к опускаемому концу можно привязать груз ве­сом 5-10 кг. Особенно это может помочь при ветре.

На земле или промежуточной площадке концы веревок рекоменду­ется закрепить на некотором расстоянии от линии спуска в стороне так,

чтобы на них не попадал падающий сверху материал: краска, строи­тельные обломки, цементный раствор и т.п.

Теперь нужно проверить, как веревка идет вниз.

Во-первых, через перегиб между точкой закрепления и зоной спу­ска веревка должна проходить под прямым углом к линии перегиба, чтобы исключить возможность ее поперечного смещения под нагруз­кой и, тем самым, вероятность перетирания. Чтобы выполнить это условие, при необходимости нужно устанавливать оттяжки, которы­ми можно регулировать нужное направление прохождения веревки (рис.З-IV).

Кроме того, нужно по­смотреть, как проходит ве­ревка в рабочей зоне. Если там тоже есть перегибы или острые кромки, то и на них нужно предусмотреть за­щиту веревки. Это можно сделать либо установив на этом перегибе промежуточ­ный предохранитель (тут удобен предохранитель на застежке-липучке), либо применив дополнительные оттяжки. Промежуточный предохранитель должен быть закреплен.

И предохранители и оттяжки можно устанавливать либо заранее, либо во вре­мя спуска.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных