Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Промышленный альпинизм, как, собственно, и альпинизм вообще, представляет собой занятие с повышенной нагруз­кой на психику человека.




Хотя вообще-то человек в принципе обитает в среде, которая ему постоянно чем-нибудь угрожает. Опасности везде: можно попасть под машину, можно споткнуться на ровном месте и получить травму, может что-нибудь упасть сверху (сосулька, кирпич, кусок баллистической ра­кеты), можно и самому куда-нибудь упасть, можно... и т.д. и т.п. Этих "и т.д." больше при различных опасных видах деятельности, к которым от­носится альпинизм и все его ответвления.

Однако опасность реализуется в аварийную ситуацию или даже в несчастный случай чаще всего лишь в результате неправильных дейст­вий самого человека, в результате его ошибок.

В старом фильме "Два бойца" Марк Бернес устами своего героя го­ворит, что маузер не может стрелять, если в нем отсутствует главная часть - голова владельца.

Эта "главная часть" должна постоянно присутствовать и у альпини­ста, как в горах, так и на высотных работах. Но надо учитывать, что су­ществуют обстоятельства, которые могут оказаться сильнее человека, и как раз этого, по возможности, не следует допускать.

Это, например, обстоятельства биологического характера.

Суть их в том, что организм человека автоматически выполняет функции самозащиты. Болевые ощущения, отдергивание руки от пла­мени и т.д. - все это сигналы, которые организм подает при различных угрозах. Сигналы, достаточно четко воспринимаемые человеком.

Но они, эти сигналы, могут быть и не такими четкими. Например, при­тупление остроты - это тоже сигнал опасности: внимание, перегрузка.

Поэтому альпинистскую деятельность нужно не доводить до этих перегрузок. То есть - повышать надежность самого альпиниста, коль скоро исключить опасность самой работы нельзя.

Путей здесь несколько.

Первый - повысить собственный уровень защищенности. Т.е. поднять уровень подготовленности организма, его тренированности. Говоря проще, нужно поддерживать свою спортивную форму. Чем она выше, тем дальше отодвигается барьер незащищенности.

Второй - вывести как можно больше своих действий в режим автоматизированных навыков, дойти до той степени мастерства, ко­гда вы можете работать безошибочно, на "автомате". И здесь тоже нуж­на тренировка, обучение(или самообучение).

Третий - уменьшить число отвлекающих факторов до миниму­ма. Ведь главный фактор психологического воздействия - высота - с вами всегда.

Независимо оттого, новичок вы в этом деле и вам попросту страшно (и нечего этого стыдиться, это естественно) или опытный верхолаз, кото­рый высоты не боится совсем (кстати, у опытных ошибки бывают чаще за счет притупления бдительности). Так вот, отвлекающим факторами могут быть предметы снаряжения, одежды, оборудования. И чтобы исключить их влияние, нужно всю подготовительную работу с ними - подгонку, на­ладку провести заранее, внизу, "долгими зимними вечерами".

Четвертый - экономно расходовать свои собственные ресур­сы. Физические - стараясь не перегружаться, соблюдать по возможно­сти режим труда и отдыха (ведь не зря во всем мире пришли к 8-ми ча­совому рабочему дню!), не допускать пиковых нагрузок. И психические - а вот тут важно все, о чем говорилось выше и не говорилось.

И состав вашей бригады, "психологический климат в ней", и психо­логическая совместимость всех ее членов между собой. Это важно и при выполнении каких-либо кратковременных работ, но гораздо важ­ней, если работа длительная, в командировке, в отрыве от дома, где все-таки можно как-то отдыхать и "подзаряжаться".

В плане психологии не вредным оказывается умение пользоваться такими методами как, например, аутотренинг, который позволяет и хо­рошо настроиться на предстоящую работу, и оптимально использовать время для отдыха.

И еще один, чисто внешний аспект техники безопасности хотелось бы затронуть.

Нужно сказать то, что подразумевалось, а сказано не было: да, ко­нечно, романтическая сторона промышленного альпинизма ("упоение на краю бездны") существует. Но без решения чисто экономических проблем длительно, профессионально, штатно такие работы выпол­няться не могут. Дело не только в том, что альпинист, рабочий технос-порта должен получать оплату за труд в размерах, соответствующих степени вложенных физических, психических, профессиональных уси­лий. Айв том, что начинают работать чисто рыночные отношения: су­ществует конкуренция, требуется реклама, требуются гарантии качест­ва выполненных работ. Так вот, опыт показывает, что когда заказчик ви­дит рабочий коллектив, бравирующий своей "смелостью" на грани, а иногда и за гранью правил техники безопасности, то такой стиль рабо­ты обеспечивает этому коллективу только антирекламу. А те времена, когда окажется, что "реклама - двигатель прогресса" - не за горами, они уже здесь.

Автор видит такой идеал организации производственных работ:

К объекту заказчика подъезжает автобус с бригадой и фургончик со снаряжением и оборудованием. Естественно, на автомобилях эмблема фирмы ("Техноспорт", например).

Та же эмблема на ярких представительских комбинезонах альпини­стов, на их касках, снаряжении, оборудовании. У всех унифицирован­ные системы ИСС с прошитыми бирками с данными об испытаниях и сроке годности. Такие же бирки на концах веревок.

После небольших официальных процедур допуска к работам брига­да переодевается в более скромную рабочую одежду (но также подог­нанную, функционально удобную, тоже с эмблемами), без лишних кри­ков и суматохи налаживает системы спуска, подъема, страховки (да и какая может быть суматоха, если все уже отработано до мелочей?) и приступает к работе.

Со стороны видна только исключительная четкость во всем, акку­ратность во всем, надежность. Совершенно исключается даже мысль о том, что при такой четкости организации сама работа опасна или мо­жет быть выполнена некачественно.

По окончании работ подъезжает фирменный транспорт, так же бы­стро и аккуратно сворачивается и маркируется все снаряжение, брига­да уезжает. На этом объекте ее с удовольствием примут опять.

Перед выездом на следующий объект снаряжение приводится в по­рядок, проверяется, отбраковывается, чистится. Оно должно быть не только готовым к работе, но и чистым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных