Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 7 страница




ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

ЭКСТРАВЕРСИЯ - ориентация личности на объект, на внешний мир.

ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ - страстный.

ЭМОТИВНОСТЬ (лат. emoveo — возбуждать) — повышенная чувс­твительность, при которой эмоциональные реакции наступают быс­

тро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными. Синоним - эмоциональность.

ЭМОЦИИ (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс пси­хических явлений, протекающих в форме переживаний, отражаю­щих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, дви­гательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопро­вождают все виды активности (деятельность, поведение, психичес­кие процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь орга­низм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин).

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, поз­воляющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

ЭМОЦИИ АСТЕНИЧЕСКИЕ - действуют противоположно стеничес-ким. Обычно человек переживает либо положительную, либо отрица­тельную эмоцию. Однако возможна и амбивалентность.

ЭМОЦИИ БАЗОВЫЕ (эмоции в узком смысле), собственно эмо­ции - носят ситуативный характер, выражают оценочное отноше­ние к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковре-менны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изу­чены и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каж­дая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К ба­зовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.

ЭМОЦИИ ВЫСШИЕ - социально обусловленные эмоции, связан­ные с общественными отношениями. Присущи только человеку.

ЭМОЦИИ НИЗШИЕ - эмоции, связанные с удовлетворением орга­нических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.

ЭМОЦИИ СТЕНИЧЕСКИЕ (греч. sthenos - сила) - эмоции повышаю­щие активность, вызывают прилив энергии и подъем.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ - эмоциональная готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражите­ли. Проявляется в раздражительности, вспыльчивости.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГЛУБИНА - интенсивность переживаний, сила эмоций.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ-РИГИДНОСТЬ - эмоциональная лабильность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и входит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмоций, их стабильностью.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ - восприимчивость, чувстви­тельность, близка по смыслу к эмоциональной возбудимости.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ характеризуется эмоциональ­ной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутс­твием реакции на эмоциогенные раздражители.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - психическое состояние здоро­вых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиен­тами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при ока­зании профессиональной помощи.

Может возникать в замкнутых рабочих коллективах, выполня­ющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду ра­боты, следствиями чего являются раздражительность и конфлик­тность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личнос­ти.

ЭМПАТИЯ - способность сочувствовать, сопереживать. Сопере­живание - переживание субъектом тех же чувств, которые испыты­вает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к пе­реживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезно­вания и т.п.).

ЭПИКРИТИЧЕСКИЕ (греч. epikrisis — суждение, решение) - фило­генетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикоснове­ния, точной локализацией внешнего раздражения, более совершен­ным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним отно­сятся все основные виды ощущений человека.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - отрасль философии, которая изучает проис­хождение, характер, методы и пределы человеческого знания.

ЭРГИЧНОСТЬ - выносливость нервной системы (В.М. Русалов),

ЭРГОНОМИКА - наука о «соответствии» деятельности и людей друг другу, изучающая связи между анатомией, физиологией и пси­хологией индивида и требованиями, предъявляемыми определен­ными видами деятельности.

ЭТИМОЛОГИЯ - наука, изучающая происхождение и развитие лингвистических форм.

ЭТОЛОГИЯ (греч. ethos - суть, характер, logos - наука, изучение) -межотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и срав­нительную психологию, занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и разработкой те­оретических характеристик этого поведения.

ЭФФЕКТ «ГОРЬКОЙ КОНФЕТЫ» - ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Экспери­ментатор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комна­ты. После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повтор­ных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца, подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нор­мам (делать, как сказано - не вставая со стула).

ЭФФЕКТ Б.В. ЗЕЙГАРНИК (1927) - лучшее воспроизведение в памя­ти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свиде­тельствует о роли личностно-мотивационного компонента в струк­туре мнемической деятельности.

При получении задания у человека появляется потребность (ква­зипотребность по К. Леви) выполнить его. Эта потребность в про­цессе выполнения задания усиливается. Эффект лучшего воспроиз­ведения незавершенных действий не обнаруживается у больных с выраженными эмоционально-волевыми изменениями.

ЭФФЕКТ ГЕНЕРАЦИИ - люди лучше запоминают то, что делают и придумывают. Собственные идеи сохраняются в сознании без уси­лий, непроизвольно.

ЭФФЕКТОР - исполнительная часть рефлекторного кольца (мыш­ца, железа) в отличие от воспринимающей части (рецептора).

ЭФФЕРЕНТНЫЙ НЕРВНЫЙ ПУТЬ - нервный путь, проводящий не рвные импульсы из центральной нервной системы к исполнитель­ному органу.

я

Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ - представление о том, каким человека восприни­мают другие.

ЯЗЫК - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной де­ятельности человека.

Я-ИДЕАЛЬНОЕ - представления о том, каким человек хочет быть; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний, ко­торые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

Я-КОНЦЕПЦИЯ, САМОСОЗНАНИЕ - совокупность всех представле­ний индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р. Берне). В основе самосознания - способность человека отличать себя от своей собс­твенной жизнедеятельности.

Я-ОБРАЗ - знания и представление личности о себе, о своих физи­ческих свойствах, способностях, качествах.

Я-РЕАЛЬНОЕ - представление о том, каким человек является сей­час; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас».

Я-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - представление о том, каким человек мог бы быть, если это было возможно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных