ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Переход к более спокойным формам и их дифференциацияК середине двадцатых годов творческие методы новой архитектуры начинают становиться все более и более четкими. Создаются предпосылки для их широкого применения. Теперь возникает проблема широкого внедрения в жизнь архитектурных форм, используемых иногда архитекторами слишком односторонне. Кроме того, в кажущемся противоречии к новому направлению, основным принципом которого была форма, нередко высказывалось требование чистой утилитарности. Не в малой степени это объяснялось тем, что такая тенденция могла с большим успехом рассчитывать на признание. «Стул должен прежде всего отвечать своему назначению». Такое требование было вполне реальным и понятным и на его основе можно было создавать нечто новое. Задачи формы, конструкции и целесообразности стоят, таким образом, на первом плане, независимо одна от другой. В конце двадцатых годов начинают понимать, насколько эти частные задачи взаимосвязаны, стремиться к их синтезированию. В области архитектурных средств это означало, что необходимо учитывать все эти отдельные факторы, что архитектура должна избегать не только безраздельного господства чисто геометрических концепций или чрезмерно акцентированных выразительных средств экспрессионизма, но также и полного подчинения слишком узко понимаемому функционализму. Изменившаяся в послевоенный период обстановка поставила новые задачи, которые отвечали насущным потребностям общества. Наряду с промышленным строительством, бывшим еще недавно единственной областью, в которой новаторы современной архитектуры могли осуществлять свои замыслы, первоочередной задачей становится жилищное строительство как средство борьбы с жилищной нуждой, а также строительство школ и больниц. Изменившиеся условия выражаются также и в том, что застройщиками все реже выступают частные лица. На смену им приходит государство, общины и кооперативы, представляющие интересы целых групп населения. В сентябре 1930 года в Брюсселе состоялся III конгресс Международного объединения архитекторов (CIAM). Обсуждалась важная тема: «Рациональные системы застройки». Намечалось исследовать проблемы современного градостроительства путем сравнительного изучения опыта различных стран. Особое внимание было уделено вопросу эффективности различных видов застройки — малоэтажной, средне- и многоэтажной, а также смешанной застройки. С этой целью детально исследовались статистические данные о плотности застройки, числе квартир, плотности населения и полезной жилой площади 52. Гропиус пришел к выводу, что «малоэтажное и многоэтажное строительство должны развиваться одновременно в соответствии с действительными потребностями». «Небольшие, преимущественно одноэтажные дома должны строиться в пригородах с низким коэффициентом использования площади, многоэтажные дома высотою до 10—12 этажей — везде, где доказана их целесообразность...». Здесь в схематическом виде дана картина застройки современного города. Что значит рациональная система застройки? Значит ли это, что в основу застройки населенного пункта должны быть положены исключительно соображения рациональности? Без сомнения, такая формулировка таила в себе опасность превратного истолкования. И именно поэтому Вальтер Гропиус особенно подчеркивал, что понятие «рациональность» в данном случае должно охватывать «не только экономические, но и психологические требования». «Любая рационализация... имеет смысл только в том случае, когда она обогащает жизнь». Признали, что при всей жизненной необходимости анализа условий рациональности полученные с его помощью выводы никогда не должны стать самоцелью. Большинство демонстрировавшихся на конгрессе проектов, созданных в середине двадцатых годов, преимущественно отражали еще рационалистические тенденции, но в выступлениях уже настойчиво подчеркивалась необходимость большего разнообразия объемно-пространственных построений. Многие сформулированные тогда выводы не потеряли своего значения и в наши дни. Опыт английских городов-садов показал, что градостроительный объект, состоящий исключительно из одноквартирных домов, ведет к распаду города как целостного организма. Целью современного планирования городской застройки является рассредоточение, но не уничтожение города как такового. В 1927—28 годах близ Карлсруэ был построен поселок Даммершток (илл. 178), по проекту Гропиуса, получившему на конкурсе первую премию. В разработке окончательной планировки поселка под его руководством работали еще восемь архитекторов. В планировке последовательно выдержан принцип строчной застройки. Поселок располагается вдоль главной транспортной магистрали, от которой отходят жилые улицы. В поперечном направлении отдельные группы домов связаны пешеходными дорожками. Строчное расположение домов и порядок их рядов гарантируют каждой квартире покой и одновременно максимальную инсоляцию, так как застройка строго выдержана в меридиональном направлении. Она обеспечивает экономичное использование площади, поскольку необходимый для хорошей инсоляции разрыв между рядами домов не превышает полуторной высоты зданий.Предприятия общественного пользования — магазины, прачечные, центральная котельная — объединены в одном центре. В этой планировке в сконцентрированном виде нашли свое воплощение многие плодотворные идеи. Она представляет собою образец рационального осуществления четко разработанной программы, полностью удовлетворяющей требованиям экономичности. Десятилетие спустя, в 1941 году, Гропиус построил — на этот раз в сотрудничестве с Марселем Брейером — поселок Нью-Кенсингтон, близ Питсбурга, в США (илл. 179). И здесь применены блокированные дома, но каждое здание имеет небольшую протяженность и включает всего шесть-восемь квартир. Планировка уже не так строго ориентирована по странам света, свободно следуя рельефу местности; в нее включены зоны озеленения.Свободные пространства между блокированными домами хорошо просматриваются, что способствует созданию уютной жилой атмосферы. Территориальные условия в поселке Даммершток были не столь благоприятны, размеры поселка были большими, однако не этим определяется различие между обоими поселками. Изменились взгляды на архитектурную композицию. Подчиненные рациональности формы становятся более разнообразными и выразительными, в то же время не были отброшены прежние достижения, что подтверждает непрерывность процесса развития современных взглядов. При проектировании большого количества поселков, рассчитанных на размещение тысяч и десятков тысяч жителей (как, например, возникших в Англии после второй мировой войны городов-спутников), наряду с реформой в строительстве жилых зданий возникла необходимость создания культурных центров в качестве градообразующего и духовного ядра. В исследовании о структуре современного города, выполненном в 1942 году Вальтером Гро-пиусом совместно с Джоном Харкнессом, Мартином Вагнером и студентами Гарвардского университета, весь город разбит на самостоятельные градостроительные единицы — микрорайоны, рассчитанные каждый примерно на пять тысяч жителей (илл. 180). Главные транспортные магистрали, обрамленные полосами озеленения, проложены по периметру каждого микрорайона. От них ответвляются подъездные дороги к жилым зонам. В центральной части поселка расположен общественный центр — ядро(т.Ье core of the city)*культурной и деловой жизни. Большим разнообразием и выразительностью отличаются и отдельные здания. В 1928 году, то есть в том же году, когда было закончено строительство поселка Даммершток, объединение немецких профессиональных союзов организовало конкурс на здание профсоюзной школы близ Бернау (илл. 181—183). Школу было намечено построить среди леса, в слабо пересеченной местности, на берегу небольшого озера. Заданием предусматривались общие комнаты и спальни для учащихся, аудитории, квартиры для преподавателей, гимнастический зал и необходимые общие помещения. Первую премию получил Ханнес Мейер, ставший после Гропиуса во главе Баухауза. Мейер исходил из убеждения, что такого рода сооружение должно быть целостным живым организмом. Он группирует здания в соответствии с их функциональным назначением и располагает весь комплекс параллельно берегу озера. Центром композиции становится несколько сдвинутый по отношению к основной оси общий корпус с главным вестибюлем. С одной стороны к нему примыкают пять трехэтажных корпусов, где размещаются спальни для учащихся, расположенных уступами по склону местности. Гимнастический зал поставлен под прямым углом к линии жилых корпусов, так что со стороны, противоположной озеру, образуется незамкнутый внутренний двор. Застекленная галерея соединяет здания между собой. Квартиры преподавателей помещаются в домах, которые образуют свободно решенную группу по другую сторону общего корпуса. Каждому отдельному зданию придан определяемый его внутренним содержанием своеобразный ему одному присущий внешний облик. Значение этого проекта становится особенно наглядным при сравнении его с другими премированными на конкурсе проектами, хотя эти проекты также принадлежат архитекторам, которые творчески доказали свою способность использовать возможности новой архитектуры. Макс Таут спроектировал здание трехлучевое в плане, в котором общие помещения расположены в центре (илл. 184). Здание такой формы никак не связано с местностью и воспринимается как чужеродное тело. Напротив, Макс Берг, строитель смелого по замыслу железобетонного купола Зала столетия во Вроцлаве, пытается приспособить свой проект к местности. Он располагает все помещения в вытянутом в длину здании, слегка изогнутом вдоль берега озера. Однако в то время как Мейер принимает во внимание функциональное назначение от дельных корпусов, Берг в одном здании объединяет помещения различных размеров и назначения. Изменение творческих концепций, характерное для конца двадцатых годов, обнаруживается и при сравнении дома для престарелых в Касселе, построенном Отто Хеслером (1930—31), и туберкулезного санатория Алвара Аалто в Паймио (1929—33) (илл. 185—187, 188—190). Оба здания по творческой манере (языку форм) аналогичны, но у Аалто сделан решительный шаг к отходу от строгого рационализма. Дом для престарелых в Касселе состоит из двух параллельных корпусов с жилыми комнатами и перпендикулярного к ним корпуса общественных и административных помещений. В пристройке расположены квартиры для обслуживающего персонала и котельная. Решение всех фасадов столь же рационально, как и планировка зданий. Жилые комнаты с фасада полностью остеклены и выходят на общий балкон, протянувшийся во всю длину здания. В промежутках шириною около 60 см между двойным остеклением устроены небольшие зимние садики, смягчающие строгость внешних форм. Задний фасад, на который выходят коридоры, прорезан узкими горизонтальными ленточными окнами. Ленточные окна лестничных клеток, напротив, расположены вертикально, подчеркивая назначение этих частей здания для вертикальных коммуникаций. В сооружении применен стальной каркас, стойки которого совпадают с межкомнатными перегородками. При строительстве санатория Аалто преодолел исключительную роль прямого угла в композиционном построении здания. Благодаря этому композиция стала более свободной, хотя и не бесформенной. Аалто ориентирует шестиэтажный больничный корпус на юго-восток, к нему под некоторым углом примыкают веранды для лежания. Крыло, в котором расположен главный вход, соединяет больничный корпус с лечебным. Лечебный корпус также стоит под углом к больничному, параллельно верандам для лежания. Таким образом, лечебный корпус, угловой корпус и больничный образуют закрытый с трех сторон внутренний двор, ведущий к главному подъезду. С большой тщательностью прорабатывает Аалто и детали отдельных помещений. Глубокие исследования позволили ему найти удачное решение оборудования и обстановки больничных палат. Аалто в своей творческой деятельности основывается на использовании опыта и достижений современной архитектуры. Однако он отказывается от идеала голой рациональности в архитектуре. Легкий наклон фасада так же важен для создания архитектурного образа, как и раскрывающаяся форма дворика. Здания обретают индивидуальность, обращены к природе и уже не противостоят ей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|