Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности




Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, как и государственная регистрация субъектов такой деятельности, относится к организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых осуществляется легитимация субъектов этой деятельности. Одним из основных нормативных актов в сфере лицензирования является Закон о лицензировании, ст. 17 которого определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования.

Закон о лицензировании по своему действию отнюдь не является универсальным: он не распространяется на целый ряд важнейших видов деятельности, таких, как деятельность кредитных организаций, биржевая, страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, осуществление внешнеэкономических операций, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.

Лицензирование - это организационная форма государственного регулирования (государственная функция, средство или инструмент государственного регулирования и т.п.), которая может осуществляться путем проведения каких-либо мероприятий.

Под лицензией Закон о лицензировании понимает специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

Основные принципы осуществления лицензирования:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Что касается единого перечня лицензируемых видов деятельности, то он содержится в Законе о лицензировании и состоит из перечисленных видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17), и видов деятельности, на которые не распространяется действие закона (ст. 1).

Несомненным достоинством Закона о лицензировании является установление ст. 4 критериев определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования.

Лицензии предоставляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет. Продление срока действия лицензии осуществляется по заявлению лицензиата в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Для получения лицензии ее соискатель направляет или представляет в соответствующий лицензионный орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются:

копии учредительных документов (для юридического лица);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий.

Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия должен быть не меньше срока действия лицензии.

Упрощенный порядок лицензирования характеризуется,

во-первых, тем, что решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления заявления и документов;

во-вторых, плановые проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям не проводятся;

в-третьих, некоторые документы, указанные в соответствующем положении о лицензировании, соискатель лицензии при обращении с заявлением не представляет;

в-четвертых, при упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится.

Пункт 6 ст. 9 Закона о лицензировании содержит законченный перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться упрощенный порядок лицензирования; в него включены, например, перевозки грузов морским, внутренним водным, воздушным и железнодорожным транспортом.

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением его преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

В Закон о лицензировании была введена ст. 17.1, содержащая отсылочную норму об ответственности должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации предусматривается как административная, так и уголовная ответственность за осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии. В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано в случае осуществления деятельности без лицензии. Согласно ст. 173 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной. Таковы основные правовые последствия деятельности без лицензии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных