Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техническое регулирование




Техническое регулирование является правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности, что следует из ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (в редакции от 1 мая 2007 г.) "О техническом регулировании".

Согласно данной статье техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В связи с прекращением лицензирования деятельности по строительству новой редакцией Закона о техническом регулировании законодатель вводит в понятие технического регулирования требования к процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, которые в прежней редакции отсутствовали.

Закон о техническом регулировании прошел детальную внешнюю экспертизу, в том числе в рамках переговоров по вопросу вступлении России в ВТО. Ряд уже внесенных технических регламентов полностью гармонизированы с европейскими аналогами.

Принятие Закона о техническом регулировании обозначило наступление нового этапа существования технико-юридических норм, заложило основы правового фундамента технического регулирования.

До принятия Закона о техническом регулировании основополагающими нормативными правовыми актами в рассматриваемой сфере регулирования были Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации" и Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг".

Действие Закона о техническом регулировании не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Закон о техническом регулировании не регулирует отношения, связанные с:

применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции);

применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

Закон о техническом регулировании устанавливает следующие принципы технического регулирования:

применение единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимость органов по аккредитации, по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единство системы и правил аккредитации;

единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ. Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования [продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации].

Статья 6 Закона о техническом регулировании содержит законченный перечень целей, для достижения которых допускается принятие технических регламентов:

защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных целей.

В соответствии со ст. 9 Закона о техническом регулировании до 1 января 2010 г. должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:

о безопасности машин и оборудования;

о безопасности низковольтного оборудования;

о безопасности строительных материалов;

о безопасности зданий и сооружений;

о безопасности лекарственных средств;

о безопасности лифтов;

о безопасности электрических станций и сетей;

о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением;

об электромагнитной совместимости;

о безопасности колесных транспортных средств;

о безопасности изделий медицинского назначения;

о безопасности средств индивидуальной защиты;

о безопасности химической продукции;

о безопасности пищевых продуктов;

о безопасности аппаратов, работающих на газовом топливе;

о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах;

о безопасности упаковки.

Планировалось, что за 7 лет, до 2010 г., в России будет разработано и принято 300 регламентов. Но удалось "выдать на-гора" только один из них - о качестве бензина. К началу 2007 г. стало ясно, что реформа зашла в тупик, а производители работают на свой страх и риск, а проконтролировать их практически невозможно, поскольку нет базовых документов.

В связи с этим в Закон о техническом регулировании были внесены определенные изменения, в частности, в сторону расширения полномочий Правительства РФ по принятию технических регламентов. Согласно прежней редакции Закона о техническом регулировании Правительство РФ имело право издавать постановление о техническом регламенте только до вступления в силу соответствующего федерального закона.

Под стандартизацией в Законе о техническом регулировании понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Среди целей стандартизации Закон о техническом регулировании называет повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов. Одним из принципов стандартизации является добровольное применение стандартов.

Стандарт - это документ, который в целях добровольного многократного использования устанавливает характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Статья 13 Закона о техническом регулировании к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относит:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил.

Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Утверждению национального стандарта должны предшествовать публичное обсуждение его проекта и экспертиза.

В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных