Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование в области ценообразования




Российская экономика нуждается во взвешенной, осторожной и консервативной тарифной политике, которая поможет бороться с инфляцией и одновременно приведет к росту производства и рынка услуг. Причем значительную роль в сдерживании темпов инфляции сегодня играет ограничение тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве и естественных монополиях.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Государственное регулирование в области ценообразования относится к экономическим формам государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Вместе с тем в данной сфере регулирования имеют место и некоторые организационные элементы, несмотря на то что государственная ценовая политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования.

В настоящее время сохраняется государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий. Ценовой метод является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, применение монопольно высоких и монопольно низких цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, квалифицируется антимонопольным законодательством как одна из форм монополистической деятельности со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Одной из основных целей государственной аграрной политики Закон о развитии сельского хозяйства называет наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета таких цен (тарифов).

Государственное регулирование цен (тарифов) в условиях рыночной экономики может осуществляться в следующих основных формах:

путем непосредственного и точного установления цен (тарифов) компетентными государственными органами в строго определенных законом случаях;

путем определения предельного уровня (коэффициента, индекса) цен (тарифов);

установлением порядка (правил) ценообразования в определенной сфере.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации.

Ряд нормативных правовых актов Российской Федерации посвящен регулированию цен (тарифов) в определенных сферах экономики.

С 1 января 2006 г. вступил в силу уже упоминавшийся Закон о тарифах организаций коммунального комплекса, который устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Что касается государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, то в настоящее время сохраняются определенные директивные меры при их установлении. Согласно п. 5 Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 787, государственное регулирование тарифов осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения.

Одним из принципов государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте является возмещение экономически обоснованных затрат субъектов естественных монополий (а не их финансовых потребностей, как в случае с организациями коммунального комплекса). Вместе с тем такой принцип, как соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования, предполагает переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов, регулируемых государством, к тарифам, определяемым на договорной основе, т.е. к свободным ценам. Такая перспектива в той или иной мере находит отражение в законодательстве, определяющем регулирование и других сфер деятельности субъектов естественных монополий.

В сферах естественных монополий продолжается формирование инвестиционных программ, "завязанных" на соответствующие тарифы.

В электроэнергетике суть метода привлечения инвестиций заключается в том, что государство гарантирует инвестору возвращение средств, если к моменту начала работы созданного на его средства объекта их нельзя "отбить" с помощью тарифов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных