Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование инвестиционной деятельности




Стимулирование роста инвестиций в различные сферы экономики России, включая производство, развитие инноваций, энергетическую отрасль, невозможно без целенаправленных действий со стороны государства.

Становление и развитие законодательства об инвестиционной деятельности связано с появлением в стране рыночных отношений, поскольку осуществление предпринимательской деятельности с неизбежностью требует соответствующих имущественных и финансовых вложений (инвестиций).

В 1991 г. в целях законодательного регулирования рассматриваемой сферы было принято два основополагающих закона: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-I "Об иностранных инвестициях в РСФСР".

Первый из названных законов в настоящее время действует в части норм, не противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; второй закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Нормативную базу регулирования инвестиционной деятельности составили нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)",

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах",

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции",

постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 "Об инвестиционном фонде РФ" и др.

Дальнейшее развитие и совершенствование законодательства об инвестиционной деятельности обусловлено повышением ее активности. Например, по данным Торгово-промышленной палаты РФ, только за первый квартал 2006 г. в страну осуществлено 3,8 млрд. долларов прямых инвестиций, что вдвое превышает итоговые показатели 2005 г.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, является Минэкономразвития России.

Согласно ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капительных вложений, инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта. Инвестиционная деятельность согласно нормам закона представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта.

Инвестиционная деятельность может рассматриваться как источник привлечения дополнительных сумм в существующее или организующееся производство. В целом под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо (обычно приносящее доход) дело.

Традиционным является выделение двух основных видов инвестиций: прямые, или капиталообразующие (вложения денежных средств или иного имущества непосредственно в производство); портфельные (вложения в ценные бумаги, доли участия в корпоративных предприятиях).

Инвестиции также подразделяют по объекту инвестирования (материальные, финансовые и нематериальные); по критерию субъекта (иностранные, внутренние, смешанные); по форме собственности, на базе которой действуют инвесторы (государственные, муниципальные, частные, смешанные), и другим критериям.

Необходимо обратить внимание на соотношение понятий "инвестиционная деятельность" и "предпринимательская деятельность". Поскольку инвестиционная деятельность осуществляется не только в целях получения прибыли, но и для достижения иного полезного эффекта, она может не иметь предпринимательского характера. Кроме того, в качестве инвесторов могут выступать, например, физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями (когда они вкладывают свои средства в ценные бумаги). Отсюда следует возможность деления инвестиций по субъектам инвестирования на профессиональные и индивидуальные. Таким образом, профессиональная инвестиционная деятельность, осуществляемая инвесторами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, в целях получения прибыли - это один из видов предпринимательской деятельности. В целом же инвестиционная деятельность представляет собой важную сферу экономики.

В широком смысле государственное регулирование инвестиционной деятельности - это государственное регулирование определенной сферы экономики, включающее в себя государственное регулирование инвестиционной предпринимательской деятельности, осуществляемой профессиональными инвесторами.

Цель государственного регулирования инвестиционной деятельности - создание благоприятных условий для ее развития, что охватывается общей целью государственного регулирования экономики, т.е. обеспечением реализации и защиты публичных интересов.

Однако создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности отнесено Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, к формам и методам, используемым федеральными органами государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности. Здесь налицо смешение цели и формы государственного регулирования.

Названная цель государственного регулирования инвестиционной деятельности предопределяет, что приоритетными формами такого регулирования являются экономические и правовые формы. В целом же должны преобладать государственная поддержка инвестиционной деятельности и защита интересов инвесторов.

С помощью судебных и внесудебных форм могут быть защищены в первую очередь имущественные интересы инвесторов, в том числе в случаях национализации и реквизиции.

Конкретные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности многообразны. К ним, в частности, относятся:

дифференцированные налоговые ставки и льготы;

специальные налоговые режимы, не имеющие индивидуального характера;

предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

начисление амортизации и использование амортизационных отчислений;

льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами;

создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

переоценка основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами;

размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

защита российских организаций от поставки морально устаревших материально- и наукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

выпуск облигационных, гарантированных целевых займов;

вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Далеко не все приведенные здесь формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, которые заявлены в законодательстве об инвестиционной деятельности, последовательно реализуются. Особенно это касается налоговых льгот и специальных налоговых режимов. Кроме того, необходимо отметить, что, как в Законе об инвестиционной деятельности, так и в Законе об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, некоторые заявленные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, по существу, являются пожеланиями законодателя самому себе. Это в полной мере касается, например, введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот, амортизационной политики, развития финансового лизинга, создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов и т.д.

Однако наметились и определенные позитивные сдвиги в отношении форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Правительство РФ подготовило и внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О банке развития", который был принят в первом чтении 14 февраля 2007 г. В данном проекте предусматривается создание государственного финансового института - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности". В числе целей деятельности данного банка предусмотрено стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе путем финансирования инвестиционных проектов.

Правовой статус упомянутого банка в процессе дальнейшей работы над законопроектом скорее всего будет уточняться, поскольку предполагается, что он, осуществляя операции по финансированию инвестиционных проектов, выполняя некоторые контрольные функции и не являясь кредитной организацией, не будет подконтролен Банку России. Но основные идеи и цели, зафиксированные Правительством РФ в данном законопроекте, должны найти законодательное решение, тем более что Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ "О Бюджете развития Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Согласно ст. 67 Бюджетного кодекса РФ в составе капитальных расходов соответствующих бюджетов может быть сформирован бюджет развития. При этом под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В данной норме вызывает недоумение то, что только юридические лица могут иметь инвестиционные цели.

Согласно Федеральному закону от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" ст. 67 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2008 г. утрачивает силу, а ст. 69 Бюджетного кодекса РФ (в редакции названного федерального закона) в числе бюджетных ассигнований называет предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. При этом под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также соответствующими нормативными правовыми актами (ст. 79 Бюджетного кодекса РФ).

Статья 80 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц.

Согласно ст. 179.1 Бюджетного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются на основании федеральной адресной инвестиционной программы, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством РФ.

Среди действующих нормативных правовых актов следует выделить Положение об Инвестиционном фонде РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 (в ред. от 24 августа 2006 г.). Оно определяет формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

В соответствии со ст. 179.2 Бюджетного кодекса РФ, также введеной упомянутым Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. Инвестиционный фонд РФ - это часть средств федерального бюджета. Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение размера Инвестиционного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде.

Согласно п. 16 Положения об Инвестиционном фонде предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:

софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;

направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства РФ.

Государственные гарантии предоставляются за счет средств Инвестиционного фонда коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проекте, в пользу кредитных организаций, включая кредитные организации с иностранными инвестициями.

Для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда необходимым этапом является отбор инвестиционных проектов, который представляет собой организационную форму государственного регулирования инвестиционной деятельности. Отбор проектов осуществляет Минэкономразвития России.

Предоставляя государственную поддержку в формах, определенных Положением об Инвестиционном фонде, государство фактически выступает в качестве инвестора, не снимая с себя при этом полномочий по государственному регулированию инвестиционной деятельности.

Государственные инвестиции не рассматриваются как альтернативные частным. Правительство РФ стремится использовать инвестиционные возможности государства для формирования нормальных условий работы бизнеса в стране. Осуществляя инвестиции, прежде всего в инфраструктурные проекты, государство готово взять на себя часть рисков, которые на протяжении многих лет ложились на плечи частных инвесторов. Речь идет об улучшении качества дорог, электросетей, средств связи, различного вида транспорта. Правительство РФ 9 августа 2006 г. приняло постановление N 476 "О создании открытого акционерного общества "Российский фонд информационно-коммуникационных технологий". В качестве вклада в уставный капитал данного ОАО вносятся средства Инвестиционного фонда РФ; 100 процентов акций ОАО находится в федеральной собственности; в качестве исключительного предмета деятельности ОАО предусмотрено инвестирование в имущество организаций отрасли информационно-коммуникационных технологий.

Возможность осуществления инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе путем софинансирования таких проектов на договорных условиях, а также то, что государство в современных условиях может (и способно в финансовом отношении) выступать в качестве инвестора и гаранта, - это факторы, свидетельствующие о повышении роли такой собственно правовой формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности (как договор, который применительно к инвестиционной деятельности является одной из основных форм государственного регулирования).

В юридической литературе справедливо отмечается, что тенденцией современного инвестиционного законодательства является сближение условий инвестирования для отечественного и иностранного инвестора посредством единообразного подхода к регулированию конкретного вида правоотношений. Представляется, что необходима унификация форм государственного регулирования инвестиционной деятельности без их дифференциации в зависимости от видов инвестиций и видов инвестиционной деятельности. Это относится в первую очередь к правовым и организационным формам государственного регулирования. Техническое регулирование как правовая форма государственного регулирования касается практически всех видов инвестиционной деятельности. Например, согласно ст. 11 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, государство разрабатывает и утверждает стандарты (нормы, правила).

Для экономических форм государственного регулирования (например, для налогового регулирования), дифференциация в зависимости от видов инвестиций и видов инвестиционной деятельности является вполне оправданной.

Организационные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть сведены к отбору и экспертизе соответствующих инвестиционных проектов, антимонопольному регулированию и государственному контролю за соблюдением со стороны профессиональных инвесторов обязательных требований законодательства в целях защиты публичных интересов. Кроме того, может применяться и лицензирование, если определенная деятельность подпадает под установленные законодательством критерии.

Что касается конкретных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, то здесь государство может применять дифференцированный подход, например, в зависимости от своего прямого участия в инвестиционной деятельности в качестве инвестора, необходимости приоритетного развития определенных видов инвестиционной деятельности, таких как лизинговая деятельность.

В ст. 11 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в качестве одной из форм государственного регулирования инвестиционной деятельности названо развитие финансового лизинга в Российской Федерации. По сути, здесь заявлена цель развития одного из видов инвестиционной деятельности. Названная цель, в частности, может быть достигнута с помощью мер государственной поддержки лизинговой деятельности, закрепленных в ст. 36 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге". Согласно данной статье вполне убедительно выглядят такие формы государственной поддержки лизинговой деятельности, как разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности, долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования, предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов, предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга.

Вместе с тем в качестве форм государственной поддержки лизинговой деятельности сформулированы рекомендации законодателя самому себе: о создании, развитии, формировании и совершенствовании нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности, о предоставлении налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям. Такие рекомендации законодателем в определенной мере все-таки выполняются. В Налоговом кодексе РФ для целей амортизации учитывается специфика имущества, переданного в лизинг (ст. 256, 259 кодекса). Лизинговые платежи, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 264). На сумму произведенных расходов уменьшаются полученные доходы, соответственно уменьшается величина прибыли, подлежащей налогообложению, а расходы на содержание переданного в лизинг имущества (включая амортизацию этого имущества) включаются в состав внереализационных расходов (ст. 265).

Предоставление налоговых и других льгот должно осуществляться последовательно и системно. Это позволит в том числе избегать различных неопределенных ситуаций и проблем, подобных той, что возникла в свое время с применением ст. 34 Закона о лизинге в его начальной редакции. Государственный таможенный комитет РФ (по существу, превысив свои полномочия) в связи с многочисленными обращениями таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в письме от 24 мая 1999 г. N 01-15/1458 разъяснил, что Закон о лизинге не относится к законодательству о налогах и сборах и соответственно применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, поэтому порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации предметов международного лизинга, установленный ст. 34 Закона о лизинге, не соответствует части первой Налогового кодекса РФ.

Именно отсутствие системного единства в регулировании предпринимательских отношений приводит к подобного рода ситуациям. Кроме того, необходимо учитывать и то обстоятельство, что в ряде стран, например, во Франции, нормы о лизинге включены в торговое (коммерческое) право. В некоторых странах, например в США и Англии, законодатель все свое внимание сосредоточил на финансовых и налоговых аспектах лизинга. В России нормы о лизинге содержатся в Гражданском кодексе РФ, являющемся нормативным правовым актом частного права, а для того чтобы отразить публично-правовые аспекты лизинга, был принят Закон о лизинге, который в настоящее время действует в чрезмерно усеченной редакции.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности иностранных инвесторов осуществляется главным образом посредством правовых и экономических форм. Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов:

гарантию от неблагоприятного изменения законодательства;

гарантию правовой защиты деятельности;

гарантию использования различных форм осуществления инвестиций;

гарантию компенсации при национализации и реквизиции имущества и др.

В соответствии с таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются льготы по уплате таможенных платежей.

Одной из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности иностранных инвесторов, помимо антимонопольного регулирования, является государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранных юридических лиц. Представляется, что в такой форме государственного регулирования нет необходимости, а контрольные мероприятия в отношении предпринимательской деятельности иностранных субъектов должны осуществляться в порядке и пределах, предусмотренных для отечественных субъектов такой деятельности.

Государство должно осуществлять поддержку иностранных инвестиций в первую очередь в инновационную и другие приоритетные сферы, а не в сборочные производства.

Государственный контроль за исполнением соглашений о разделе продукции является организационной формой государственного регулирования инвестиционной деятельности по поиску, разведке и добыче минерального сырья на соответствующих участках недр.

Одна из основных организационных форм государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, - экспертиза инвестиционных проектов. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ проводится государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства.

Деятельность профессиональных инвесторов на рынке ценных бумаг регулируется соответствующим законодательством.

Особыми участниками инвестиционной деятельности являются инвестиционные фонды. В качестве субъектов предпринимательского права выступают акционерные инвестиционные фонды. В соответствии со ст. 2 Закона об инвестиционных фондах акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом об инвестиционных фондах. Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, т.е. акционерный инвестиционный фонд обладает специальной и, более того, исключительной правоспособностью. Акционерный инвестиционный фонд осуществляет свою деятельность на основании лицензии.

Согласно ст. 10 Закона об инвестиционных фондах паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выданной управляющей компанией.

Паевой инвестиционный фонд как имущественный комплекс не является субъектом права и не пользуется правами юридического лица. Он представляет собой целевое имущество, используемое в процессе инвестиционной деятельности.

Имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, и имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, должно учитываться в специализированном депозитарии и храниться в нем. Кроме того, специализированный депозитарий согласно ст. 43 Закона об инвестиционных фондах осуществляет контроль за использованием средств инвестиционного фонда.

Размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии должен соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Государственное регулирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и государственный контроль за их деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В сфере деятельности инвестиционных фондов используются такие организационные формы государственного регулирования, как:

лицензирование акционерных инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и управляющих компаний;

аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов;

контроль за деятельностью акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, включая проверку их деятельности;

направление предписаний об устранении нарушений законодательства акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией, специализированным депозитарием;

аннулирование квалификационных аттестатов физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Данная мера является не организационной формой государственного регулирования, а вертикальной оперативно-хозяйственной санкцией, применяемой как результат контрольных мероприятий.

Что касается такого вида инвестиций, как корпоративные инвестиции, т.е. осуществляемые корпоративными предприятиями (а в определенных пределах - и унитарными предприятиями) в собственное производство, то здесь регулирующая роль государства сводится к минимуму. Вместе с тем в данной сфере велика роль, например, норм налогового законодательства в отношении налога на прибыль, в том числе касающихся уменьшения полученных доходов на суммы экономически обоснованных расходов. При этом налоговое законодательство должно содержать четкие и понятные нормы. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению.

Понятия "нераспределенная прибыль" и "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" не определены налоговым законодательством. В связи с этим предприятия, направляющие средства на капитальные вложения, имеют определенные проблемы вследствие того, что меняется практика арбитражных судов. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2003 г. по делу N А 82-104/02-А/6 говорится, что указание в ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" на расходование средств на капитальные вложения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является указанием на объект учета, а не на источник финансирования названных затрат. Исходя из этого, арбитражные суды не принимали во внимание фактическое наличие или отсутствие нераспределенной прибыли по данным бухгалтерского учета. Затем практика изменилась, поскольку Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 21 октября 2003 г. по делу N 5049/03 установил, что использование прибыли прошлых лет в качестве источника покрытия затрат на капитальные вложения текущего периода не соответствует закону.

Арбитражные суды стали исходить из того, что наличие у налогоплательщика нераспределенной прибыли прошлых лет не имеет значения, и средства, находящиеся в фонде развития производства, не могут быть отнесены к прибыли, оставшейся нераспределенной. В свою очередь, налоговые органы, руководствуясь такими выводами, проводили повторные налоговые проверки и привлекали предприятия к налоговой ответственности за занижение налогооблагаемой базы. Доводы налогоплательщиков о том, что такое изменение судебной практики ухудшает их положение и этому изменению придана обратная сила, арбитражными судами не принимаются.

Необходимо учитывать, что инвестиционные программы субъектов естественных монополий могут затрагивать интересы других хозяйствующих субъектов и граждан страны, поскольку они в значительной степени касаются тарифной политики. Формирование и реализация таких инвестиционных программ должны осуществляться и с участием государства, и под его контролем. Государство, в частности, может предоставлять гарантии для привлечения заемного финансирования. Классические займы, предусмотренные в инвестиционной программе РАО "ЕЭС России", не вызывают сомнений, но под особым контролем со стороны государства должно находиться включение затрат в соответствующие тарифы; государство не должно допускать включения в тарифы необоснованных и неоправданных затрат. Но, однако, поскольку тарифы в сферах естественных монополий являются, по существу, единственным источником доходов, то для привлечения инвесторов государство через некоторое увеличение тарифов может гарантировать, что инвестору в течение определенного периода времени вернутся его вложения. Все это актуально и для тарифов организаций коммунального комплекса.

Что касается инвестиций, например, в сетевое хозяйство электроэнергетики, которое остается в собственности государства, то РАО "ЕЭС России" предлагает эмиссию инфраструктурных компаний в пользу государства. Фактически речь идет о выпуске акций, которые в силу особенностей сетевого бизнеса может купить только государство, так как именно оно по закону должно владеть этими компаниями, т.е. государство само у себя должно покупать акции. Здесь комментарии излишни.

Все формы государственного регулирования инвестиционной деятельности следует закрепить в соответствующей главе предпринимательского (хозяйственного) кодекса, который должен содержать исчерпывающий перечень организационных форм такого регулирования, в том числе и применительно к конкретным видам инвестиций и видам инвестиционной деятельности. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности могут быть конкретизированы в едином законе об инвестиционной деятельности, а налоговые и таможенные льготы - в соответствующих кодексах.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных