Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственная поддержка субъектов внешнеэкономической деятельности




Законодательство Российской Федерации закрепляет значительное число мер поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности и защиты отечественных товаропроизводителей.

В ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Однако меры поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности и защиты отечественных товаропроизводителей закрепляются в других нормативных правовых актах, поскольку упомянутый федеральный закон посвящен порядку осуществления некоторых ограничительных мер в отношении отечественных хозяйствующих субъектов при экспорте товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

В соответствии со ст. 46 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:

кредитование участников внешнеторговой деятельности;

функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировой рынок.

В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры Российской Федерации, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности Правительство РФ в исключительных случаях может установить такую форму нетарифного регулирования, как количественные ограничения, временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование устанавливается в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" в отношении определенных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В соответствии с федеральным законом могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей.

Рроссийская продукция, даже иной раз превосходящая по качеству зарубежную, с трудом пробивается не только на международный, но и на отечественный рынок. Исправлять такое положение сокращением импорта в наше время было бы неправильно по двум причинам: во-первых, это ограничило бы право выбора потребителей, а во-вторых, непременно привело бы к падению качества российской продукции. Но все-таки представляется, что в некоторых случаях без ограничительных мер при импорте товаров не обойтись, поскольку для определенных видов и субъектов предпринимательской деятельности такие меры являются наиболее эффективными формами государственной поддержки.

С целью защиты экономических интересов российских производителей товаров был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Он применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению названных мер; проведение таких расследований в настоящее время осуществляет Минэкономразвития России.

В соответствии с Законом о специальных мерах при импорте товаров специальная защитная мера - это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Антидемпинговая мера - это мера по противодействию демпинговому импорту (импорту товара на таможенную территорию Российской Федерации по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Например, постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 95 "О мерах по защите российских производителей никельсодержащего проката" сроком на 3 года установлена антидемпинговая пошлина на коррозионно-стойкий плоский прокат, содержащий 2,5 мас.% или более никеля, происходящий из государств - членов Европейского союза, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации.

В целях защиты экономических интересов российских производителей постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 824 сроком на пять лет установлены антидемпинговые пошлины на некоторые виды стальных труб.

Компенсационная мера - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Иную сферу регулирования, более широкую, чем Закон о специальных мерах при импорте товаров, имеет Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах". Согласно ст. 1 этого закона специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.

В соответствии со ст. 2 Закона о специальных экономических мерах целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан.

Таким образом, Закон о специальных экономических мерах может применяться, в частности, и в случаях нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации при осуществлении ими предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также в случаях угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о специальных экономических мерах специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов РФ, а также защиту прав и свобод ее граждан.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения, т.е. речь идет о методе обязательных предписаний.

Специальные экономические меры могут быть направлены на:

приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;

запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;

прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;

запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

Специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.

В соответствии со ст. 4 Закона о специальных экономических мерах решение о применении специальных экономических мер и о сроке, в течение которого они будут применяться, принимается Президентом РФ на основе предложений Совета Безопасности РФ с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ о таком решении.

Предложения о применении специальных экономических мер могут быть внесены Президенту РФ также Советом Федерации, Государственной Думой или Правительством РФ.

Правительство РФ на основании решения Президента РФ в соответствии с Законом о специальных экономических мерах устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.

Согласно ст. 42 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях особых экономических зон устанавливается Законом об особых экономических зонах. Закон об особых экономических зонах предусматривает некоторые меры государственной поддержки резидентов особых экономических зон. В соглашении о создании особой экономической зоны устанавливаются обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам.

Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.

Особое внимание Закон об особых экономических зонах уделяет таможенному режиму свободной таможенной зоны (ст. 37); под этот режим подпадают товары резидентов. Под свободной таможенной зоной понимается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары помещаются резидентами особой экономической зоны под таможенный режим свободной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются:

товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;

товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;

товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Товары могут находиться на территории особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока существования особой экономической зоны, за исключением случаев, когда таможенный режим свободной таможенной зоны прекращается в соответствии с положениями ст. 37 Закона об особых экономических зонах.

С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правительство РФ при принятии решения о создании особой экономической зоны вправе установить перечень запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Ввоз в особую экономическую зону резидентами особой экономической зоны товаров, предназначенных для осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, и вывоз из особой экономической зоны любых товаров как резидентами особой экономической зоны, так и нерезидентами осуществляются с разрешения таможенных органов.

При вывозе товаров, подпадающих под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы территории особой экономической зоны (за исключением перемещения товаров в другую особую экономическую зону в целях их использования в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны) или при передаче этих товаров нерезиденту использование режима свободной таможенной зоны должно быть прекращено.

Положения, направленные на поддержку отечественных товаропроизводителей, содержатся в нормах налогового законодательства, в частности, в нормах о налоге на добавленную стоимость. В Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 41-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Оренсал" на нарушение конституционных прав и свобод пп. 1 и 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ установлено, что по общему правилу обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, осуществляется в стране назначения. Данная мера направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей с целью усиления конкурентоспособности экспортируемых товаров на мировом рынке. Поэтому в пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ установлено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы необходимых документов налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных