Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственная поддержка агропромышленного комплекса




Государство всегда оказывало определенную поддержку агропромышленному комплексу.

В период плановой экономики основными нормативными правовыми актами, регулирующими эту сферу экономики, служили совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. С переходом к рыночной экономике в 90-е годы ХХ века сельское хозяйство пришло в упадок, и отдельные нормативные правовые акты той поры, которые либо имели декларативный характер, либо не исполнялись вообще, либо не могли кардинально исправить ситуацию. Лишь в начале ХХI века были предприняты попытки системного, комплексного правового регулирования развития и поддержки сельского хозяйства.

В настоящее время основными острыми проблемами агропромышленного комплекса являются диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень качества жизни на селе, нерешенность земельной проблемы. Рост производства пищевой промышленности в 2006 г. за счет импортного сырья вдвое опережал рост сельского хозяйства, соответственно цены на отечественную сельскохозяйственную продукцию падали, обострялась проблема ее сбыта.

В 2006 г. стартовал приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", и только благодаря этому производство сельскохозяйственной продукции выросло на 2,8 процента; однако пока объем производства составляет лишь 75 процентов от уровня 1990 г.

В Европейском союзе существуют жесткие ограничения на ввоз сельхозпродукции на местный рынок. В то же время в России нарастает импорт продовольствия: примерно 60 процентов общего объема импорта поступает к нам из стран Евросоюза, США и Канады, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на один гектар пашни от 20 до 40 раз выше, чем у нас.

Приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" теперь опирается на надлежащую законодательную базу. Системообразующим нормативным правовым актом в данной сфере является Закон о развитии сельского хозяйства. Этот закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности - сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий.

В соответствии со ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее 70 семьдесят процентов в течение календарного года.

Эта норма имеет принципиальное значение для предпринимательского (хозяйственного) права. Во-первых, здесь, по существу, дается понятие хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем на первое место поставлено производство, т.е. производственная составляющая является преобладающей в такой хозяйственной деятельности. Во-вторых, в рассматриваемой норме предусматривается развитие арендных отношений в сельском хозяйстве, которые до недавнего времени сводились на нет. В-третьих, дано понятие собственно сельскохозяйственного товаропроизводителя (организация или индивидуальный предприниматель), являющегося субъектом предпринимательского (хозяйственного) права.

Статья 3 Закона о развитии сельского хозяйства уточняет и расширяет субъектный состав сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ими признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные); граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Таким образом, эта статья закона определяет круг субъектов, являющихся адресатами государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Согласно ст. 4 Закона о развитии сельского хозяйства под сельскохозяйственным производством понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Так же как и Закон об особых экономических зонах, Закон о развитии сельского хозяйства является мини-предпринимательским (хозяйственным) кодексом в отношении конкретной сферы экономики.

Согласно ст. 5 Закона о развитии сельского хозяйства государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Основными целями государственной аграрной политики, в частности, являются:

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сферу сельского хозяйства.

Доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей определяется ст. 5 Закона о развитии сельского хозяйства как принципы, на которых основывается государственная аграрная политика, а собственно государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей названа одним из основных направлений государственной аграрной политики.

Статья 6 закон о развитии сельского хозяйства, перечисляющая меры по реализации государственной аграрной политики, дает не исчерпывающий перечень форм государственного регулирования и государственной поддержки агропромышленного комплекса. Согласно этой статье формами государственной поддержки являются:

предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд;

таможенно-тарифное и нетарифное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (являясь формами государственного регулирования, данные меры могут выступать одновременно косвенными формами государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей);

информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также предоставление им консультационной помощи;

проведение закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций.

Согласно ст. 7 Закона о развитии сельского хозяйства государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

развитие племенного животноводства;

развитие элитного семеноводства;

обеспечение производства продукции животноводства;

обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование названных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год для поддержки сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством РФ.

Правительство РФ вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

В соответствии со ст. 11 Закона о развитии сельского хозяйства государство обеспечивает поддержку формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий, устанавливаются Правительством РФ. При этом ст. 11 Закона о развитии сельского хозяйства установлено, что размер субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов не может быть менее 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, действующей на дату заключения договора кредита (займа), и более 95 процентов фактических затрат.

Согласно ст. 13 Закона о развитии сельского хозяйства государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель заключается, в частности, в стимулировании применения удобрений за счет средств бюджетов всех уровней.

Статья 12 Закона о развитии сельского хозяйства определяет, что сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений. Таким образом, закон вводит понятие "сельскохозяйственное страхование". Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере 50 процентов от уплаты страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.

До недавнего времени одной из основных форм государственной поддержки российских сельскохозяйственных товаропроизводителей было осуществление государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Согласно п. 1 Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 580 (в ред. от 15 июля 2005 г.), государственные закупочные интервенции организовывались путем закупки сельскохозяйственной продукции для формирования интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции. Государственные товарные интервенции организовывались путем продажи указанной продукции из интервенционного фонда.

В соответствии с п. 2 Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций государственные закупочные интервенции осуществлялись, если рыночные цены на сельхозпродукцию опускались ниже уровня, установленного для проведения закупочных интервенций. Государственные товарные интервенции осуществлялись в случае недостатка на рынке сельхозпродукции и повышения рыночных цен сверх уровня, установленного для проведения товарных интервенций. Уровни цен, при достижении которых проводились государственные закупочные и товарные интервенции, определялись Министерством сельского хозяйства РФ по представлению Федерального агентства по сельскому хозяйству, согласованному с Федеральной службой по тарифам.

Проведение государственных закупочных и товарных интервенций, размещение запасов интервенционного фонда и организация их сохранности осуществлялись государственным агентом, отобранным на конкурсной основе Федеральным агентством по сельскому хозяйству.

Государственные закупочные и товарные интервенции осуществлялись путем проведения торгов на биржах, имеющих лицензию на организацию биржевой торговли и отобранных на конкурсной основе Федеральным агентством по сельскому хозяйству, на основании договоров, заключенных с ними агентом. По решению Правительства РФ возможно было использование запасов интервенционного фонда без проведения торгов на биржах.

Согласно ст. 14 Закона о развитии сельского хозяйства государственные закупочные интервенции проводятся при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен путем закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенной ими сельскохозяйственной продукции или путем проведения залоговых операций в отношении данной продукции. Таким образом, данная норма, в отличие от Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций, предусматривает осуществление государственных закупочных интервенций путем проведения залоговых операций в отношении сельскохозяйственной продукции.

Относительно государственных товарных интервенций ст. 14 Закона о развитии сельского хозяйства предусматривает, что они проводятся при росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчетных цен путем продажи закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе на биржевых торгах. Законодатель здесь не предусмотрел проведение товарных интервенций в случае недостатка сельхозпродукции на рынке.

Определение предельного уровня минимальных и максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию в целях проведения товарных и закупочных интервенций Закон о развитии сельского хозяйства оставил в ведении Министерства сельского хозяйства РФ; порядок определения предельных уровней цен устанавливает Правительство РФ. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 апреля 2007 г. N 209 определены предельные уровни минимальных цен на продовольственное зерно при проведении государственных закупочных интервенций в 2007 г.

Министерство сельского хозяйства РФ должно ежегодно, не позднее марта текущего года, опубликовывать в средствах массовой информации установленный им уровень минимальных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию для проведения закупочных интервенций.

По предложению Министерства сельского хозяйства РФ Правительство РФ может устанавливать меры по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции на территорию Российской Федерации и вывоза этой продукции с территории Российской Федерации при проведении товарной, закупочной интервенции.

Одной из экономических форм государственной поддержки агропромышленного комплекса является установление системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, закрепленная гл. 26.1 Налогового кодекса РФ и применяемая наряду с другими режимами налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В соответствии со ст. 346.1 Налогового кодекса РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Аналогичным образом решен вопрос о налоге на добавленную стоимость в отношении индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Правила, предусмотренные гл. 26.1 Налогового кодекса РФ, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства. Согласно ст. 346.4 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка установлена в размере 6 процентов.

Правительством РФ ежегодно принимаются необходимые меры по обеспечению надлежащего проведения сельскохозяйственных работ. П. 2 постановления Правительства РФ от 21 марта 2005 г. N 143 "О мерах по обеспечению проведения в 2005 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ" предписывает Министерству финансов РФ в случае необходимости предоставлять в установленном порядке субъектам Российской Федерации по их заявкам кредиты на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с оказанием ими финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных