Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предоставление государственной помощи




Предоставлению государственной или муниципальной помощи посвящена гл. 5 Закона о защите конкуренции, а понятие государственной или муниципальной помощи содержится в ст. 4 данного закона. Под государственной или муниципальной помощью понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Исходя из приведенного определения государственную помощь нужно рассматривать как предоставление преимущества, в первую очередь имущественного характера.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, передача государственными органами исполнительной власти любого из перечисленных в ст. 128 Гражданского кодекса РФ объектов хозяйствующим субъектам подпадает под понятие государственной помощи, содержащееся в антимонопольном законодательстве.

Однако для того чтобы передачу объектов гражданских прав квалифицировать в качестве государственной помощи в том смысле, какой ей придается Законом о защите конкуренции, необходим еще один критерий - обеспечение хозяйствующим субъектам, получающим названные объекты, более выгодных условий деятельности на соответствующем товарном рынке.

Что касается предоставления информации, то согласно Закону о защите конкуренции под понятие государственной помощи подпадает лишь предоставление права доступа к соответствующей информации в приоритетном порядке. Оказание информационной и консультационной помощи субъектам предпринимательства, осуществляемое на равных основаниях (на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов), сюда не должно относиться.

Государственная помощь в таком понимании является разновидностью государственной поддержки, конкретной формой ее реализации.

Закон о защите конкуренции устанавливает законченный перечень целей, для достижения которых может предоставляться государственная помощь. Статья 19 Закона о защите конкуренции определено, что в соответствии с полномочиями органов государственной власти государственная помощь может предоставляться в целях:

обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

проведения фундаментальных научных исследований;

защиты окружающей среды;

развития культуры и сохранения культурного наследия;

производства сельскохозяйственной продукции;

поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

социального обслуживания населения;

социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.

При этом не является государственной помощью:

предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

закрепление государственного имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

передача, выделение, распределение государственного имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий и проведения контртеррористических операций;

предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.

Согласно ст. 20 Закона о защите конкуренции государственная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Таким образом, антимонопольный орган в сфере предоставления государственной помощи осуществляет предварительный государственный контроль.

Предварительного согласия антимонопольного органа не требуется в случаях, если государственная помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющие намерение предоставить государственную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. К ходатайству прилагаются:

проект акта, которым предусматривается предоставление государственной помощи, с указанием цели предоставления государственной помощи и размера такой помощи, если она предоставляется путем передачи государственного имущества;

перечень видов деятельности, осуществляемых хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную помощь, в течение 2 лет, предшествующих дню подачи ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуется специальное разрешение;

наименование видов продукции, объем продукции, произведенной и реализованной хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную помощь, в течение 2 лет, предшествующих дню подачи ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года, с указанием кодов видов продукции;

бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную помощь, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;

перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную помощь, с указанием оснований для вхождения таких лиц в эту группу.

Правительством РФ может быть установлен дополнительный перечень документов, которые представляются в антимонопольный орган одновременно с ходатайством о даче согласия на предоставление государственной помощи.

Антимонопольный орган рассматривает представленные ходатайство и документы и принимает по такому ходатайству решение в срок, не превышающий 2 месяцев со дня получения ходатайства и документов. В случае, если в ходе рассмотрения представленных ходатайства и документов антимонопольный орган примет решение, что указанные в ходатайстве действия, на осуществление которых испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной помощью, антимонопольный орган уведомляет заявителя о том, что согласия антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется.

Антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной помощи принимает одно из следующих решений:

удовлетворить ходатайство, если государственная помощь предоставляется в указанных в ст. 19 Закона о защите конкуренции целях и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

продлить срок рассмотрения ходатайства, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой помощи может привести к устранению или недопущению конкуренции, а также о возможном несоответствии такой помощи указанным в ст. 19 Закона о защите конкуренции целям, и о необходимости получить дополнительную информацию для принятия решения;

срок рассмотрения ходатайства может быть продлен не более чем на 2 месяца;

отказать в удовлетворении ходатайства, если государственная помощь не соответствует указанным в ст. 19 Закона о защите конкуренции целям, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

удовлетворить ходатайство и ввести ограничения в отношении предоставления государственной помощи; такое решение принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной помощи указанным в ст. 19 Закона о защите конкуренции целям и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию.

Статья 20 Закона о защите конкуренции содержит не исчерпывающий перечень возможных ограничений для предоставления государственной или муниципальной помощи. Такими ограничениями являются:

предельный срок предоставления государственной помощи;

круг лиц, которым может быть предоставлена государственная помощь;

размер государственной помощи в случае передачи, выделения, распределения государственного имущества;

конкретные цели предоставления государственной помощи.

В соответствии со ст. 21 Закона о защите конкуренции в случае, если акты о предоставлении государственной помощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган, такие акты могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, в том числе по иску антимонопольного органа. В случае признания судом акта о предоставлении государственной помощи недействительным полностью или частично антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставившим государственную помощь, предписание о принятии мер по возврату имущества, если государственная помощь была предоставлена путем передачи государственного имущества.

Кроме того, могут быть признаны недействительными закон субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или акт субъекта Российской Федерации о предоставлении государственной помощи за счет средств резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части предоставления государственной помощи, если исполнение этих актов приведет или может привести к недопущению или устранению конкуренции.

В случае, если при осуществлении контроля за использованием государственной помощи антимонопольный орган установит несоответствие ее использования заявленным в ходатайстве целям, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставившим такую помощь, предписание о принятии мер по возврату имущества, если государственная помощь была предоставлена путем передачи государственного имущества, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную помощь, если государственная помощь была предоставлена в иной форме.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных