Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственно-частное партнерство




Определенной формой государственной поддержки предпринимательской деятельности может стать и государственно-частное партнерство, о котором в последнее время много говорится на официальном уровне в рамках дискуссий о взаимодействии власти и бизнеса. Для этого необходимо соответствующее нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее в первую очередь организационные, экономические и правовые гарантии для хозяйствующих субъектов - участников партнерства, а также меры по государственной поддержке инвестиционной деятельности.

Важнейшей проблемой является стабильность законодательства, и в первую очередь законодательства о налогах и сборах, где изменения следуют за изменениями, правила игры меняются на ходу, появляются всё новые многостраничные формы налоговой отчетности. Конечно, многое объясняется непрекращающимся процессом реформирования налоговой системы, но нередки случаи, когда законы, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, требуют доработки сразу же после их принятия - по причине элементарных нарушений законодательной техники.

Субъекты предпринимательской деятельности не должны видеть в самом государстве фактор риска. Определяющим в понимании государственно-частного партнерства может стать, например, понятие "социальное партнерство" это такой характер взаимоотношений между государством, институтами гражданского общества, предпринимательством, различными социальными группами, когда при различных социально-экономических интересах достигается приемлемый их баланс на основе компромисса взаимовыгодных целей и согласованных действий.

Государственно-частное партнерство получило широкое развитие за рубежом, прежде всего в Западной Европе. В марте 2005 г. Совет Европы официально рекомендовал странам - членам Евросоюза использовать механизмы государственно-частного партнерства для инфраструктурных проектов. В России идею государственно-частного партнерства активно продвигает, например, Министерство транспорта РФ.

Суть государственно-частного партнерства как прямой экономической формы государственной поддержки предпринимательской деятельности заключается в участии государства в финансировании определенной социально значимой деятельности субъектов предпринимательства, а также, например, в предоставлении во владение и пользование объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности.

Действующим законодательством не предусмотрено создание государственно-частного партнерства в качестве хозяйствующего субъекта. Что касается государственно-частного партнерства как вида предпринимательского договора, то под ним можно понимать, в частности, концессионное соглашение. Кроме того, например, предлагается рассматривать в качестве формы экономического партнерства органов государственной власти с товаропроизводителями, банками и товаропроводящей сетью заинтересованность органов государственной власти в формировании финансово-промышленных групп.

В соответствии со ст. 179.2 Бюджетного кодекса РФ средства Инвестиционного фонда РФ используются в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Согласно ст. 79 Бюджетного кодекса РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. Именно Закон о концессионных соглашениях, по замыслу его разработчиков, должен стать мотором государственно-частного партнерства, объединяющего финансовые возможности бизнеса и власти, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве и дорожном строительстве.

В целом концессионное соглашение представляет собой основанную на методе автономных решений (согласования) правовую форму государственного регулирования предпринимательской деятельности, в рамках которой, в частности, осуществляется государственная поддержка субъектов такой деятельности.

Согласно ст. 5 Закона о концессионных соглашениях в качестве одной из сторон концессионного соглашения - концедента могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование. Разумеется, если в качестве концедента выступает муниципальное образование, то нужно вести речь уже о муниципально-частном партнерстве.

В качестве объекта концессионного соглашения выступает недвижимое имущество, созданное и (или) реконструированное концессионером (субъектом предпринимательской деятельности), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту. Именно в предоставлении объекта недвижимого имущества концессионеру, который осуществляет свою деятельность с использованием такого объекта, и заключается суть государственной поддержки концессионера. При этом согласно ст. 3 Закона о концессионных соглашениях концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять гарантии концессионеру в соответствии с законодательством, т.е. не исключается и финансовая поддержка концессионера.

Кроме того, в соответствии со ст. 3 Закона о концессионных соглашениях продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Концессионная плата может быть установлена в форме определенной доли продукции или доходов, полученных концессионером, а также в форме передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:

автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

объекты железнодорожного транспорта;

объекты трубопроводного транспорта;

морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

объекты единой системы организации воздушного движения;

гидротехнические сооружения;

объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства;

метрополитен и другой транспорт общего пользования;

объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Согласно ст. 6 Закона о концессионных соглашениях срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

В соответствии со ст. 8 Закона о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе:

распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях и концессионным соглашением;

исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц;

при этом концессионер несет ответственность за действия других лиц, как за свои собственные;

пользоваться на безвозмездной основе в порядке, установленном концессионным соглашением, и при соблюдении установленных этим соглашением условий конфиденциальности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан:

осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и порядке, которые установлены концессионным соглашением;

осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента;

обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;

предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и порядке, которые установлены концессионным соглашением;

поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

Согласно ст. 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;

обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

срок действия концессионного соглашения;

состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

Таким образом, Закон о концессионных соглашениях содержит открытый перечень существенных условий концессионного соглашения.

Помимо существенных условий, концессионное соглашение может содержать иные, не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе:

объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;

обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг на внутреннем рынке в течение срока, установленного концессионным соглашением;

обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта.

Как правило, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право его заключения.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом. Этим решением устанавливаются:

конкурсная документация, в том числе условия концессионного соглашения;

порядок заключения концессионного соглашения;

состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия.

Статья 20 Закона о концессионных соглашениях устанавливает гарантии прав концессионера при неблагоприятном для него изменении законодательства. В случае, если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, стороны концессионного соглашения изменяют его условия в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания концессионного соглашения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных