Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственные меры поощрения субъектов предпринимательской деятельности




Меры материального и морального поощрения добросовестных субъектов предпринимательской деятельности представляют собой своеобразную форму государственной поддержки, связанную с их позитивной оценкой со стороны государства и направленную на повышение их деловой репутации, дальнейшую активизацию их созидательной деятельности, а также усиление заинтересованности в укреплении социально-экономического положения страны.

Даже в условиях плановой экономики наряду с мерами ответственности к предприятиям - нарушителям хозяйственных обязательств по отношению к добросовестным предприятиям применялись меры государственного поощрения, например, в зависимости от выполнения договорных обязательств формировались фонды материального поощрения предприятий.

Рыночная экономика не исключает применение мер государственного поощрения добросовестных субъектов предпринимательской деятельности. Наоборот, меры государственного поощрения должны стать одной из приоритетных форм государственной поддержки хозяйствующих субъектов. Необходимо поощрять тех, кто производит качественную продукцию, выполняет качественную работу, оказывает качественные услуги, добросовестно выполняет обязательства в вертикальных хозяйственных отношениях.

Правительство РФ постановлением от 24 февраля 1999 г. N 206 утвердило Положение о премиях Правительства РФ в области качества. В соответствии с данным Положением Министерство промышленности и энергетики РФ представляет в Правительство РФ предложения по присуждению премий. Названное министерство приказом от 4 февраля 2005 г. N 24 образовало Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, к функциям которого, в частности, относятся:

определение порядка проведения конкурса;

определение организаций - участников конкурса, подтвердивших свои достижения в области качества;

подготовка предложений по присуждению премий для представления в Правительство РФ;

поощрение дипломами Совета организаций, подтвердивших свои достижения в области качества.

Таким образом, в Положении о премиях Правительства РФ в области качества предусмотрены как материальные меры поощрения в области качества (премии), так и моральные (дипломы Совета).

Как материальные, так и моральные меры государственного поощрения субъектов предпринимательской деятельности представляют собой организационную форму государственной поддержки. Несмотря на то что материальные меры государственного поощрения имеют некую экономическую составляющую, их главное предназначение, как и моральных мер, состоит в позитивной оценке деятельности субъектов предпринимательской деятельности со стороны государства в лице его компетентных органов и должностных лиц.

Указом Президента РФ от 25 июня 1997 г. N 630 было установлено звание "Поставщик продукции для государственных нужд России". В Положении об этом звании, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 августа 1997 г. N 1062, было в том числе предусмотрено, что это звание присваивается поставщикам, выигравшим торги (конкурс) не менее трех раз подряд и поставлявшим при этом продукцию в соответствии с заключенными государственными контрактами. Поставщику, получившему такое звание, предоставлялось право соответствующей маркировки своей продукции и использования этого звания в рекламных целях.

Закон о размещении заказов содержит положения, касающиеся недобросовестных поставщиков и порядка ведения их реестра; меры поощрения добросовестных поставщиков этим Законом не предусмотрены. Однако меры морального стимулирования, связанные с получением звания "Поставщик продукции для государственных нужд России", способствуют повышению деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Следовало бы отразить в специальном реестре и меры воздействия на хозяйствующих субъектов, не ограничиваясь фиксацией только их недобросовестных действий.

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "добросовестный налогоплательщик", там даже не употребляется этот термин, не говоря о понятии поощрения добросовестных налогоплательщиков.

Согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Это позволяет сделать вывод лишь о том, что в соответствии с этой нормой в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, которая далеко не всегда соблюдается в правоприменительной практике.

Добросовестность субъектов предпринимательской деятельности как факт, имеющий юридическое значение, не может быть установлена в судебном порядке. Заявление с требованием дать правовую оценку поведению лица не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.

В качестве специфической моральной государственной меры поощрения можно рассматривать присвоение имен граждан и юридических лиц учреждениям и объектам недвижимого имущества. Постановлением Правительства РФ от 31 января 2007 г. N 57 утверждено Положение о присвоении имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимости.

В соответствии с п. 2 этого Положения присвоение имен благотворителей (граждан и юридических лиц) перечисленным учреждениям и объектам недвижимого имущества является одной из форм поощрения лиц, имеющих безупречную репутацию, которые своей активной благотворительной деятельностью внесли значительный вклад в развитие российской науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Решения о присвоении имен благотворителей учреждениям и объектам недвижимого имущества принимаются Правительством РФ на основании рекомендаций межведомственной комиссии по вопросам поощрения благотворительной деятельности (п. 3 Положения о порядке присвоения имен).

Согласно п. 4 Положения о порядке присвоения имен решение о присвоении имени благотворителя учреждению или объекту недвижимого имущества может быть принято в случае, если благотворительные пожертвования в формах, установленных ст. 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", осуществлялись или осуществляются благотворителем на постоянной и долговременной основе (не менее 5 лет). Общая стоимость пожертвований должна быть не менее объемов бюджетного финансирования учреждения или объекта недвижимого имущества за соответствующий период.

Учреждениям и объектам недвижимого имущества не могут быть присвоены, в частности, имена лиц, имеющих просроченную задолженность по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

В качестве косвенных мер государственного поощрения субъектов предпринимательской деятельности можно рассматривать соответствующие почетные звания, присваиваемые их работникам.

Положения о почетных званиях Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".

Названным Указом Президента РФ, в частности, установлены следующие почетные звания Российской Федерации:

Заслуженный агроном Российской Федерации;

Заслуженный архитектор Российской Федерации;

Заслуженный зоотехник Российской Федерации;

Заслуженный конструктор Российской Федерации;

Заслуженный лесовод Российской Федерации;

Заслуженный машиностроитель Российской Федерации;

Заслуженный металлург Российской Федерации;

Заслуженный мелиоратор Российской Федерации;

Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Заслуженный работник лесной промышленности Российской Федерации;

Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации;

Заслуженный работник транспорта Российской Федерации;

Заслуженный строитель Российской Федерации;

Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации.

Почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам предприятий, учреждений и организаций машиностроения за заслуги в выполнении производственных заданий, разработке и внедрении новейшей техники, технологии, обеспечении высокоэффективного функционирования производства и работающим в области машиностроения 15 и более лет.

Что касается мер материального поощрения, то в настоящее время можно предположить, что такие меры, не предусмотренные федеральными законами, должны применяться с учетом требований Закона о защите конкуренции, касающихся предоставления государственной помощи.

 


Заключение

В данном лекционном курсе оассмотрены далеко не все правовые аспекты государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, не все направления (сферы) такого регулирования. на основании проведенного анализа можно сделать следующие основные выводы.

1. Объем изученного материала свидетельствует о том, что тезисы о саморегулируемом рынке являются несостоятельными и не имеют под собой реальной основы. Этот вывод подкрепляется огромным массивом нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

2. Законодательство в сфере государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности отличается излишним динамизмом. Оно постоянно изменяется и совершенствуется, но это происходит бессистемно и зачастую поспешно. Одна из объективных причин этого - развитие и совершенствование экономических отношений. В этих условиях задача законодателя должна состоять не только в правовой регламентации и констатации сложившихся хозяйственных отношений, но и в предвидении возможных тенденций их развития.

Можно было предположить, что при таком сложном и многоступенчатом (в угоду Европейскому союзу) механизме разработки и принятия технических регламентов, особенно с учетом российской специфики, Закон о техническом регулировании не заработает.

Другой пример - Закон об особых экономических зонах. В первоначальной редакции Закона об особых экономических зонах предусматривалось создание промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон; затем Закон был дополнен нормами, касающимися создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в настоящее время подготовлен проект федерального закона, предусматривающий создание портовых особых экономических зон.

3. В сфере государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны происходит экспансионизм частного права, а с другой - при осуществлении государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности чрезмерно используются административно-правовые принципы и подходы, которые изначально по своей сути неадекватны рыночным отношениям.

4. Отсутствие системообразующего нормативного правового акта в сфере государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, каким мог бы стать предпринимательский (хозяйственный) кодекс, свидетельствует о том, что у государства в данной сфере регулирования нет единой стратегии.

5. Отсутствие такого системообразующего акта активно восполняется отдельными нормами актов бюджетного и налогового законодательства, регулирующими вертикальные предпринимательские отношения. Положения Бюджетного и Налогового кодексов РФ в некоторой степени восполняют пробелы публично-правового регулирования предпринимательских отношений, однако фрагментарность и бессистемность, а также - в некоторой мере - административно-правовая основа этих норм не позволяют добиться последовательности в решении правовых проблем государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

6. Автор попытался обратить внимание читателя на то, как со стороны законодателя, так и со стороны правоприменительных органов имеют место нарушения и игнорирование таких основополагающих принципов предпринимательского (хозяйственного) права, как принцип свободы предпринимательской деятельности и принцип равенства хозяйствующих субъектов, несмотря на то что эти принципы закреплены в Конституции РФ.

7. В качестве позитивного момента можно отметить повышение роли саморегулируемых организаций в сфере регулирования экономики и предпринимательской деятельности, однако, во-первых, деятельность таких организаций не должна выходить из-под контроля со стороны государства, во-вторых, в отдельных сферах (например, строительство) эта деятельность ни в коем случае не должна заменять государственное регулирование и контроль - она может лишь дополнять их.

8. Повышение роли договора как правовой формы государственного регулирования вертикальных предпринимательских отношений также является положительной тенденцией, адекватной реалиям рыночной экономики.

9. Большие перспективы имеет государственная поддержка предпринимательской деятельности, являющаяся специфической формой государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Особенно это касается таких сфер, как инвестиционная и инновационная деятельность.

10. Все правовые, экономические и организационные формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности должны быть систематизированы и в значительной мере унифицированы на базе единого нормативного правового акта. В первую очередь это необходимо сделать в отношении организационных форм, без определенного минимума которых не обойтись и в условиях развитой рыночной экономики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных