ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, координации действий всех субъектов НИС, а с другой — интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих инновационному процессу. Эти задачи и возлагаются на национальную систему государственного регулирования инновационной деятельности. Цель государственного регулирования инновационной деятельности — разработка стратегии развития инновационно-технологического потенциала страны, создание условий, позволяющих значительно активизировать ИТД, стимулировать организации. Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, инновационной деятельностью в целом и стабильным участием предпринимателей страны в международном разделении труда и получении от этого выгод. Регулируют инновационную деятельность на различных уровнях: на уровне государства в целом и на региональном уровне. Инновационная политика государства — совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство в целях выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Структура механизма государственного регулирования инновационной деятельности в РФ приведена на рис. 1.
Рис. 1. Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в РФ
Это регулирование проводят на базе инновационных прогнозов и стратегий, выработки инновационной политики. В инновационном прогнозе, который является составной частью прогноза социально-экономического развития страны, разрабатывают предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). В инновационных стратегиях определяют приоритетные направления инновационной деятельности. В России стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражают в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладывают Федеральному Собранию РФ.
К настоящему времени в России выработаны Концепция инновационной политики и разработан Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти инновационной деятельности Правительственная комиссия по научно-инновационной политике. Важную роль в управлении инновационными проектами играют постановления Правительства РФ по вопросам инновационной деятельности, принятые в 1999 г. постановления «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», «Об использовании результатов научно-технической деятельности» и др. Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в виде программ технологического развития (ПТР) и федеральных целевых программ (ФЦП). Федеральные целевые программы (ФЦП) концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. Программы технологического развития (ПТР) формируют в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основную часть инвестиций в этих программах обеспечивают участвующие в них предприятия из собственных средств или кредитных источников, а роль государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском. Инновационные проекты включают в ФЦП или ПТР на основании конкурсного отбора, участвуют в котором на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизам. Государственное регулирование инновационной деятельности проявляется в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциализации. Экономические механизмы государственного регулирования инновационной деятельности направлены на активизацию предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инновационной деятельности, создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции и др. Регулирование государством инновационной деятельности проявляется в поддержке инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы, а также отдельных инновационных проектов в государственном содействии развитию инновационной деятельности, содействии подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. Важный механизм регулирования инновационной деятельности — ее информационная поддержка государством, например, обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п. Финансовое регулирование инновационной деятельности основано на проведении государством бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации программ и проектов, важных для общественного развития. В России основными источниками финансирования инновационной деятельности являются бюджетные средства (средства -федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) и внебюджетные средства, включая собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов. Финансируют инновационную деятельность за счет бюджетных средств в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Государство создает законодательную среду для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности охрану таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности. Важный механизм регулирования процесса развития и распространения инноваций — создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности. Инновационный климат в экономике, от которого во многом зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке, отчасти определяют структурой, объемом и характером проводимых НИОКР. Фундаментальные исследования направлены на получение знаний, составляющих основу целых научных областей, на выявление наиболее существенных закономерностей. Цель этих исследований — раскрытие новых связей между явлениями, познание глубинных закономерностей развития природы и общества, получение знаний, составляющих фундамент научного познания безотносительно к их практическому использованию. Эти исследования делят на теоретические и поисковые. Результатом теоретических исследований может стать обоснование новых понятий и представлений, создание новых теорий. Задача поисковых ФИ — например, открытие новых принципов создания продуктов и технологий, новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений и т.п. Результаты фундаментальных исследований обычно невозможно непосредственно использовать на практике, но они имеют приоритетное значение для развития инновационных процессов, практического внедрения новаций. Это значение фундаментальной науки для развития инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области. Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов. Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляют на финансирование государственных инновационных фондов (таких, как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций), федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов, а также программ государственной поддержки инновационной деятельности. Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает такие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе), как централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе; закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектами инновационной деятельности. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств (внебюджетные средства на финансирование инновационной деятельности привлекают из государственных и негосударственных источников). Инновационную деятельность организация может вести не только за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, но и за счет собственных средств. Важные внутренние источники финансирования инновационной деятельности организаций — фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому Перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляют за счет средств фонда развития. Правовое обеспечение СИМ включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития НИС, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровнях. К этим актам относят действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение осуществляют по следующим направлениям: 1) правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредитной политике, внешнеэкономической 2) законы и нормативные акты по: • стандартизации; • метрологии; • сертификации товаров и услуг; • защите прав потребителей; • антимонопольной политике; • управлению качеством товаров; • безопасности и охране труда и др.; 3) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды; 4) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируют «Положение о государственной системе научно-технической информации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.07.1997 г. № 950 и статистика науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Рассмотрим эти материалы. К федеральным органам НТИ, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся: • Всероссийский научно-технический информационный Центр; • Всероссийский Центр межотраслевой информации; • Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук; • Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ; • Библиотека РАН; • Библиотека по естественным наукам РАН; • отраслевые библиотеки. Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций. Международные стандарты в статистике науки и инноваций — комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий, строится по следующим разделам: 1. Инновационная активность предприятий. 2. Источники информации об инновациях. 3. Цели инновационной деятельности. 4. Затраты на технологические инновации. 5. Исследования и разработки. 6. Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок. 7. Технологический обмен. 8. Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций. 9. Результаты инновационной деятельности. 10.Факторы, препятствующие инновациям.
Установлены следующие направления инновационной политики государства: 1. Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот. 2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В активизации инновационной деятельности должны участвовать не только органы государственного управления, коммерческие структуры, финансовые учреждения, но и общественные организации, как на федеральном, так и региональном уровнях. 3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижение разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники. 4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности. 5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций. 6. Реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевая задача формирования и реализации инновационной политики — выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, влияющих наповышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу. 7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применять как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения. Основные методы реализации инновационной политики государства: • Формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяют институционными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь Федерального закона об инвестиционной политике в Российской Федерации, указов Президента РФ по вопросам государственной инновационной политики, по инвестированию капитала, постановлений • Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологическое производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов. • Совершенствование налоговой системы в целях создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам. • Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции. • Консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими государствами. • Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования. • Участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах. • Выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для Для государственной реализации инновационной политики необходимы институционные и законодательно-правовые преобразования, которые создали бы рыночную инфраструктуру и способствовали бы активизации инновационной деятельности. Среди институционных преобразований важная роль принадлежит демонополизации в инновационной сфере и развитию малого предпринимательства. Концепцией инновационной политики Российской Федерации предусмотрено создать в регионах инновационные центры для обеспечения координации взаимодействия и поддержки участников инновационной деятельности. Необходимо создать условия для привлечения к инновационному процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. Намечено также создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Для развития инновационной деятельности предусмотрен комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка). Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, обоснования нормативов, работающих на эту сферу деятельности, отмены правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности. В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование нужд действующего производства и в редких случаях — на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного капитала и иностранных инвесторов. Для проведения активной инновационной политики требуется принятие мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политик, внебюджетного финансирования. Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств относят: 1. Финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, влияющих на повышение экономической безопасности страны. 2. Расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на патентных началах. 3. Совершенствование механизма образования и использование внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего это касается внебюджетных фондов поддержки НИОКР, часть средств которых будет использована на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержку международных патентов, используемых в инновационных проектах. Сейчас развивается система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе. Основной орган, координирующий деятельность министерств»и ведомств в научно-технической и инновационной области, — Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основные функции комиссии — обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики. Министерство экономического развития РФ, определяя формы и методы государственного воздействия на экономику, непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, основные направления инвестиционной политики, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономки, решению первоочередных социально-экономических проблем. Минфин РФ обеспечивает бюджет инновационной политики, аудит использования финансовых ресурсов. В мае 2002 г. Госсовет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом РФ 9 основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии. Необходимо организовать процесс так, чтобы решить эти задачи. В 58 государственных научных центрах работает свыше 80 тыс. человек (138 академика и членов-корреспондентов РАН, 1800 докторов наук и 8500 кандидатов наук). Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулирования инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений. Государство осуществляет организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое, методическое регулирование инновационной деятельности. Финансируют инновационную деятельность за счет средств инвесторов в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности; прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них; осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.
Источник: Инновационный менеджмент – учебник / под ред. Горфинкеля В.Я., Чернышева Б.Н. – М.: Вузовский учебник, 2009.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|