Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, координации действий всех субъектов НИС, а с дру­гой — интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способ­ствующих инновационному процессу. Эти задачи и возлагаются на национальную систему государственного регулирования инно­вационной деятельности.

Цель государственного регулирования инновационной деятель­ности — разработка стратегии развития инновационно-технологи­ческого потенциала страны, создание условий, позволяющих зна­чительно активизировать ИТД, стимулировать организации. Цели и направления использования фонда развития производства непо­средственно определяются инновационной политикой организа­ции, пакетом инновационных проектов, инновационной деятель­ностью в целом и стабильным участием предпринимателей страны в международном разделении труда и получении от этого выгод.

Регулируют инновационную деятельность на различных уров­нях: на уровне государства в целом и на региональном уровне.

Инновационная политика государства — совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство в целях выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных това­ров.

Структура механизма государственного регулирования иннова­ционной деятельности в РФ приведена на рис. 1.

 

Рис. 1. Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в РФ

 

Это регулирование проводят на базе инновационных прогнозов и стратегий, выработки инновационной политики.

В инновационном прогнозе, который является составной частью прогноза социально-экономического развития страны, раз­рабатывают предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). В инновационных стратегиях определяют приоритетные направления инновационной деятельности.

В России стратегические приоритеты государственной иннова­ционной политики отражают в концепции социально-экономиче­ского развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную пер­спективу, докладывают Федеральному Собранию РФ.

 

К настоящему времени в России выработаны Концепция ин­новационной политики и разработан Федеральный закон «Об ин­новационной деятельности и государственной инновационной политике».

Координирует деятельность федеральных органов исполнитель­ной власти инновационной деятельности Правительственная ко­миссия по научно-инновационной политике. Важную роль в управлении инновационными проектами играют постановления Правительства РФ по вопросам инновационной деятельности, принятые в 1999 г. постановления «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», «Об использовании резуль­татов научно-технической деятельности» и др.

Следующий уровень государственного регулирования иннова­ционной деятельности реализуется в виде программ технологичес­кого развития (ПТР) и федеральных целевых программ (ФЦП). Федеральные целевые программы (ФЦП) концентрируют сред­ства федерального бюджета и внебюджетных источников на фи­нансировании как научных исследований и разработок, так и ин­новационной деятельности по использованию их результатов.

Программы технологического развития (ПТР) формируют в рам­ках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основную часть инвестиций в этих программах обеспечивают участвующие в них предприятия из собственных средств или кредитных источ­ников, а роль государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском.

Инновационные проекты включают в ФЦП или ПТР на осно­вании конкурсного отбора, участвуют в котором на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные про­екты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизам.

Государственное регулирование инновационной деятельности проявляется в форме поддержки отдельных инновационных высо­коэффективных проектов большой степени коммерциализации.

Экономические механизмы государственного регулирования инновационной деятельности направлены на активизацию пред­принимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инновационной деятельности, создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизин­га наукоемкой продукции и др.

Регулирование государством инновационной деятельности про­является в поддержке инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы, а также отдельных инновационных проектов в государственном содей­ствии развитию инновационной деятельности, содействии подго­товке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осу­ществляющих инновационную деятельность.

Важный механизм регулирования инновационной деятельно­сти — ее информационная поддержка государством, например, обе­спечение свободы доступа к информации о приоритетах государ­ственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завер­шенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.

Финансовое регулирование инновационной деятельности ос­новано на проведении государством бюджетной политики, обес­печивающей финансирование инновационной деятельности, на­правление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации программ и проектов, важных для общественного развития.

В России основными источниками финансирования иннова­ционной деятельности являются бюджетные средства (средства -федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюд­жетов) и внебюджетные средства, включая собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов.

Финансируют инновационную деятельность за счет бюджетных средств в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и сред­него инновационного предпринимательства.

Государство создает законодательную среду для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и ин­тересов, в частности охрану таких наиболее существенных для раз­вития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности.

Важный механизм регулирования процесса развития и распро­странения инноваций — создание благоприятного инновационно­го климата, обеспечение приоритета инновационной деятельно­сти.

Инновационный климат в экономике, от которого во многом зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке, отчас­ти определяют структурой, объемом и характером проводимых НИОКР.

Фундаментальные исследования направлены на получение зна­ний, составляющих основу целых научных областей, на выявление наиболее существенных закономерностей. Цель этих исследова­ний — раскрытие новых связей между явлениями, познание глу­бинных закономерностей развития природы и общества, получе­ние знаний, составляющих фундамент научного познания безот­носительно к их практическому использованию.

Эти исследования делят на теоретические и поисковые. Резуль­татом теоретических исследований может стать обоснование новых понятий и представлений, создание новых теорий. Задача поисковых ФИ — например, открытие новых принципов создания про­дуктов и технологий, новых, неизвестных ранее свойств материа­лов и их соединений и т.п.

Результаты фундаментальных исследований обычно невозмож­но непосредственно использовать на практике, но они имеют при­оритетное значение для развития инновационных процессов, прак­тического внедрения новаций. Это значение фундаментальной науки для развития инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновацион­ной деятельности являются множественность источников, гиб­кость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляют на финансирование государственных инновационных фондов (та­ких, как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-техниче­ской сфере, Федеральный фонд производственных инноваций), федеральных целевых инновационных программ и высокоэффек­тивных инновационных проектов, а также программ государствен­ной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка эффективных инновационных про­ектов предусматривает такие формы участия государства в их фи­нансировании (как правило, на конкурсной основе), как централи­зованные инвестиционные кредиты на возвратной основе; закреп­ление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым россий­скими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектами инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности самостоятельно опре­деляют источники, структуру и способы привлечения внебюджет­ных средств (внебюджетные средства на финансирование иннова­ционной деятельности привлекают из государственных и негосу­дарственных источников).

Инновационную деятельность организация может вести не только за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, но и за счет собственных средств. Важные внутренние источники финансирования инновационной деятельности организаций — фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства.

Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по тех­ническому Перевооружению, реконструкции действующего про­изводства и строительству новых объектов осуществляют за счет средств фонда развития.

Правовое обеспечение СИМ включает законодательные и нор­мативные акты по различным вопросам разработки, функциони­рования и развития НИС, принятых на федеральном (государ­ственном) и региональном уровнях. К этим актам относят действу­ющие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Правовое обеспечение осуществляют по следующим направле­ниям:

1) правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой систе­ме, финансовой и кредитной политике, внешнеэкономической
деятельности и др.);

2) законы и нормативные акты по:

• стандартизации;

• метрологии;

• сертификации товаров и услуг;

• защите прав потребителей;

• антимонопольной политике;

• управлению качеством товаров;

• безопасности и охране труда и др.;

3) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окру­жающей природной среды;

4) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируют «Положение о государственной системе науч­но-технической информации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.07.1997 г. № 950 и статистика науки и ин­новаций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Рассмотрим эти материалы.

К федеральным органам НТИ, обеспечивающим формирова­ние, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:

• Всероссийский научно-технический информационный Центр;

• Всероссийский Центр межотраслевой информации;

• Всероссийский институт научной и технической информа­ции Российской академии наук;

• Государственная публичная научно-техническая библиоте­ка Министерства науки и технологий РФ;

• Библиотека РАН;

• Библиотека по естественным наукам РАН;

• отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комитета по науч­но-технической политике ОЭСР было принято Руководство по сбору и интерпретации данных в области технологических инно­ваций.

Международные стандарты в статистике науки и инноваций — комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методо­логию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статисти­ке.

Система статистических показателей, характеризующих инно­вационную деятельность промышленных предприятий, строится по следующим разделам:

1. Инновационная активность предприятий.

2. Источники информации об инновациях.

3. Цели инновационной деятельности.

4. Затраты на технологические инновации.

5. Исследования и разработки.

6. Количество совместных проектов по выполнению исследо­ваний и разработок.

7. Технологический обмен.

8. Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций.

9. Результаты инновационной деятельности.

10.Факторы, препятствующие инновациям.

 

Установлены следующие направления инновационной полити­ки государства:

1. Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стиму­лирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введе­ние ее в хозяйственный оборот.

2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспо­собности и экспорта наукоемкой продукции. В активизации ин­новационной деятельности должны участвовать не только органы государственного управления, коммерческие структуры, финан­совые учреждения, но и общественные организации, как на феде­ральном, так и региональном уровнях.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-техноло­гическую поддержку, систему сертификации и продвижение раз­работок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потен­циал отечественных исследований и разработок, а слабая инфра­структура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа кон­курентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенци­ала отечественной прикладной науки и техники.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и ус­пешного функционирования малых высокотехнологических орга­низаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Совершенствование конкурсной системы отбора инноваци­онных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных про­ектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и ор­ганизации, усилить приток в них частных инвестиций.

6. Реализация критических технологий, приоритетных направ­лений, способных преобразовать соответствующие отрасли эконо­мики страны и ее регионов. Ключевая задача формирования и ре­ализации инновационной политики — выбор относительно не­большого числа важнейших базовых технологий, влияющих наповышение производства и конкурентоспособности продукции в

отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому техно­логическому укладу.

7. Использование технологий двойного назначения. Такие тех­нологии будут применять как для производства вооружений и во­енной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Основные методы реализации инновационной политики госу­дарства:

• Формирование институционных и нормативно-законода­тельных условий для положительных изменений в иннова­ционной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных тех­нологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяют институционными преоб­разованиями, обеспечивающими развитие новых прогрес­сивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане долж­ны предусматриваться меры по разработке правовых ак­тов, в первую очередь Федерального закона об инвестици­онной политике в Российской Федерации, указов Прези­дента РФ по вопросам государственной инновационной политики, по инвестированию капитала, постановлений
Правительства РФ по развитию рынка интеллектуальной собственности, по использованию результатов научно-тех­нической деятельности и др.

• Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологи­ческое производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государствен­ных гарантий и кредитов.

• Совершенствование налоговой системы в целях создания выгодных условий для ведения инновационной деятельно­сти всеми субъектами независимо от форм собственности и
видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении
амортизационной политики для обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в ка­честве источника инвестиций в инновации.

Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с ино­странными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятель­ности, вхождение в международные информационные сис­темы для обмена информацией по инновационным проек­там.

• Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для раз­вития инновационной инфраструктуры, закупки оборудо­вания в целях реализации высокоэффективных инноваци­онных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.

• Консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаи­модействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими го­сударствами.

• Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.

• Участие инновационно-активных организаций в междуна­родных конкурсах.

• Выделение прямых государственных инвестиций для реа­лизации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для
частных инвесторов.

Для государственной реализации инновационной политики не­обходимы институционные и законодательно-правовые преобра­зования, которые создали бы рыночную инфраструктуру и способ­ствовали бы активизации инновационной деятельности.

Среди институционных преобразований важная роль принад­лежит демонополизации в инновационной сфере и развитию ма­лого предпринимательства.

Концепцией инновационной политики Российской Федерации предусмотрено создать в регионах инновационные центры для обеспечения координации взаимодействия и поддержки участни­ков инновационной деятельности.

Необходимо создать условия для привлечения к инновацион­ному процессу субъектов малого предпринимательства, в том чис­ле и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Намечено также создание фонда имущества инноваций для пре­доставления малым организациям, занимающимся инновацион­ной деятельностью, высвобождающихся производственных пло­щадей и оборудования на льготных условиях. Для развития инновационной деятельности предусмотрен комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выпол­нения инновационных проектов, организации торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, обос­нования нормативов, работающих на эту сферу деятельности, от­мены правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.

В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные орга­низации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование нужд действующего производства и в редких слу­чаях — на освоение новых технологий и наукоемкой конкуренто­способной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного капитала и иностранных инвесторов.

Для проведения активной инновационной политики требуется принятие мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политик, внебюджетного финансирования.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры госу­дарственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта.

К мерам по­вышения эффективности расходования бюджетных средств отно­сят:

1. Финансирование на безвозвратной основе только инноваци­онных проектов, имеющих общенациональный характер, влия­ющих на повышение экономической безопасности страны.

2. Расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае госу­дарственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на патентных началах.

3. Совершенствование механизма образования и использование внебюджетных источников для реализации инновационных про­ектов. Прежде всего это касается внебюджетных фондов поддержки НИОКР, часть средств которых будет использована на финанси­рование отечественного и зарубежного патентования и поддержку международных патентов, используемых в инновационных проек­тах.

Сейчас развивается система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содей­ствия развитию малых форм предпринимательства в научно-тех­нической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе.

Основной орган, координирующий деятельность министерств»и ведомств в научно-технической и инновационной области, — Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правитель­ства. Основные функции комиссии — обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполни­тельных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отрас­левых академий наук по формированию и реализации государ­ственной научно-технической политики.

Министерство экономического развития РФ, определяя формы и методы государственного воздействия на экономику, непосред­ственно разрабатывает государственную инновационную полити­ку, основные направления инвестиционной политики, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, организует разработку федеральных целевых программ по разви­тию приоритетных отраслей и сфер экономки, решению первооче­редных социально-экономических проблем.

Минфин РФ обеспечивает бюджет инновационной политики, аудит использования финансовых ресурсов. В мае 2002 г. Госсовет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом РФ 9 основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии. Необходимо организовать процесс так, чтобы решить эти задачи. В 58 государственных науч­ных центрах работает свыше 80 тыс. человек (138 академика и чле­нов-корреспондентов РАН, 1800 докторов наук и 8500 кандидатов наук).

Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулирования инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленче­ских инструментов и решений.

Государство осуществляет организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое, методическое регулирование инновационной деятельности. Финансируют инновационную деятельность за счет средств ин­весторов в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности; прямых вложений в денежной фор­ме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и ин­теллектуальной собственности и прав на них; осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном веде­нии инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

 

Источник: Инновационный менеджмент – учебник / под ред. Горфинкеля В.Я., Чернышева Б.Н. – М.: Вузовский учебник, 2009.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хронометраж – 49 мин. | Расчет кратчайших путей передвижения между районами


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных