Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КРОВЕНОСНОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ.




 

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Рассмотреть биологическую сущность дыхания.

2. Изучить закономерности морфофизиологических преобразований дыхательной системы в процессе филогенеза.

3. Изучить происхождение и эволюцию кровеносной системы.

4. Знать онтофилогенетические причины формирования врожденных пороков развития кровеносной и дыхательной систем человека.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Представлять основные закономерности эволюционного процесса.

2. Знать закономерности индивидуального и исторического развития живых организмов.

3. Основные понятия эволюционной морфологии.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Характеристика функций дыхания.

2. Происхождение органов дыхания.

3. Развитие дыхательной системы у первичноротых

4. Развитие дыхательной системы у вторичноротых.

5. Особенности строения и развития дыхательной системы у человека. Врожденные пороки развития органов дыхания.

6. Функции кровеносной системы.

7. Филогенез кровеносной системы.

8. Врожденные пороки развития кровеносной системы человека.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 121-133.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Бо-говлнский). - М., 1979. - С. 203-208.

4. Иванов В.П., Гребеник Л.А., Солодилова М.А., Падалка Л.А. Основы филогении животных. - Курск, 2001.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

 

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дыхание как одна из важнейших функций живых организмов. Пути энергетического обмена (аэробный, анаэробный).

2. Основные пути эволюции системы дыхания у первичноротых организмов (кишечнополостные, черви, членистоногие).

3. Филогенетические закономерности морфофизиологических преобразований органов дыхания у хордовых, их основные ароморфозы.

4. Врожденные пороки развития органов дыхания у человека: незаращение жаберных щелей, синдром дыхательных расстройств (СДР), аспирационный синдром, ателектазы, диафрагмальные грыжи.

5. Состав и основные функции крови. Значение ее форменных элементов и плазмы в жизнедеятельности организмов.

6. Возникновение и эволюция кровеносной системы у первичноротых организмов.

7. Происхождение и филогенез кровеносной системы хордовых. Основные ароморфозы сердечно-сосудистой системы у позвоночных:

а) закладка и преобразование жаберных артериальных дуг,

б) эволюция сердца.

8. Онтофилогенетические причины возникновения врожденных пороков развития ССС человека (дефекты межпредсердной и меж-желудочковой перегородки, транспозиция сосудов, "аортальное кольцо", незаращение боталлова протока, эктопия сердца.

9. Функциональное взаимодействие кровеносной и дыхательной систем, их роль в филогенезе позвоночных животных.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
 
1. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.

 

1. Используя таблицу эволюции органов дыхания, определить основные ароморфозы дыхательной системы позвоночных. 2. Зарисовать в альбом схему строения легких лягушки. На рисунке отметить: 1 – трахейно-гортанная камера; 2 – легочные мешки.
 
 
 
Схема легкого рептилии

2. Зарисовать в альбом схему строения легких рептилий. На рисунке отметить: 1 – трахея; 2 – бронхи; 3 – легкое.

   
   
 
Схема легкого млекопи-тающего

1. Изучить строение легких млекопитающих. Обратить внимание на ветвление бронхов, строение альвеол. 2. Зарисовать в альбом схему строения легких млекопитающего. На рисунке отметить: 1 - трахея; 2 - бронхи; 3 – альвеолы; 4 – бронхиолы.
 
А
ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОГЕНЕЗА КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ

Артериальные дуги рыб  
     
 

 

1. Изучить схему развития жаберных дуг аорты. Отметить редукцию числа жаберных дуг в филогенезе. 2. Используя муляжи, изучить строение сердца рыб, амфибий, рептилий и млекопитающих. Обратить внимание на имеющиеся различия: количество предсердий, количество желудочков, расположение и число крупных сосудов сердца. 3. Зарисовать в альбом сердечно- сосудистый комплекс рыбы (А). Указать: 1 – предсердие; 2 – желудочек; 3 - луковица аорты; 4 – брюшная аорта; 5 – проток Кювье; 6 – сонная артерия; 7 - корень спинной аорты.
 
 
Б

Б) Сердечно–сосудистый комплекс амфибий. Указать: 1 – правое предсердие; 2 - левое предсердие; 3 - желудочек; 4 - легочные артерии; 5 – дуги аорты; 6 - сонные артерии.
       
 
В

В) Сердечно–сосудистый комплекс рептилий. Обозначить: 1 - правое предсердие; 2 - левое предсердие; 3 - правый желудочек; 4 - левый желудочек; 5 - легочные артерии; 6 - дуги аорты; 7 - сонные артерии.
 
       
Г

Г) Сердечно–сосудистый комплекс млекопитающих: 1 - правое предсердие; 2 - левое предсердие; 3 - правый желудочек; 4 - левый желудочек; 5 - легочная артерия; 6 - левая дуга аорты; 7 - сонная артерия; 8 - легочная вена; 9 - полая вена.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных