Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭВОЛЮЦИЯ ГОМЕОСТАЗА.




 

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить происхождение и закономерности эволюции нервной системы и органов чувств.

2. Изучить происхождение и эволюцию желез внутренней секреции. Роль эндокринной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма.

3. Рассмотреть современные представления о гомеостазе и пути его эволюции.

4. Уметь обосновывать происхождение пороков развития нервной системы.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать основные закономерности онто- и филогенеза.

2. Представлять эволюцию основных органов и систем: скелета, кожных покровов, дыхательной, кровеносной, пищеварительной и выделительной.

3. Иметь представления о причинах возникновения врожденных пороков развития.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Значение нервной системы и органов чувств.

2. Филогенез нервной системы.

3. Появление и развитие органов чувств.

4. Значение и развитие эндокринной системы.

5. Основные пути эволюции гомеостаза. Нервная и эндокринная регуляция гомеостаза.

6. Врожденные пороки развития нервной и эндокринной систем. Возможные нарушения гомеостаза.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекция.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 141-151.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 197-202.

4. Иванов В.П., Гребеник Л.А., Солодилова М.А., Падалка Л.А. Основы филогении животных. - Курск, 2001.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Роль нервной системы в жизнедеятельности организмов.

2. Происхождение и эволюция нервной систем у первичноротых.

3. Основные ароморфозы нервной системы в филогенезе хордовых:

а) закладка и развитие нервной трубки;

б) формирование головного мозга как прогрессивный этап исторического развития.

4. Основные этапы развития головного мозга у позвоночных как предпосылка формирования субстрата мышления человека. Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах.

5. Врожденные пороки развития нервной системы и органов чувств: аналгия, церебральный гигантизм, микро- и анэнцефалия, гидроцефалия, врожденная глухота, деформация и гипоплазия ушных раковин, микро- и анофтальмия, атрофия зрительных нервов и др.

6. Общая характеристика эндокринной системы, ее роль в жизнедеятельности организмов. Понятие о гормонах.

7. Формирование и развитие эндокринных желез в филогенезе. Закладка и морфофизиологические преобразования тимуса, щитовидной железы, гипоталамо-гипофизарной системы, надпочечников.

8. Понятие о гомеостазе. Роль нервной системы и эндокринных желез в регуляции гомеостаза.

9. Значение филогенетических преобразований систем и органов в поддержании постоянства внутренней среды организмов в исторически изменяющихся условиях среды обитания.

10. Врожденные пороки развития эндокринных желез: эндокринопатии, гипо- и гиперразвитие желез внутренней секреции. Возможные причины нарушения гомеостаза.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
 
 

 

 
 

1. Изучить по таблице типы строения нервной системы: 1 – кишечно-полостных; 2 - плоских червей; 3 - кольчатых червей; 4 – хордовых животных. 2. Обратить внимание на концентрацию нервных клеток на переднем конце тела и в направлении его продольной оси. Проследить образование головного и спинного мозга у хордовых животных. 3. Зарисовать таблицу в альбом и отметить: 1 - нервная система диффузного типа; 2 - лестничный тип нервной системы; 3 – брюшная нервная цепочка; 4 – нервная трубка.  
II. ИЗУЧИТЬ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ.
       
 
I
 
II
 

IV
III

1. Разобрать основные ароморфозы в эволюции головного мозга классов позвоночных животных с помощью муляжей и учебных таблиц. 2. Оценить уровень развития головного мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Обратить внимание на филогенетические изменения в соотношениях отделов головного мозга, уменьшение размеров обонятельных долей, увеличение полушарий переднего мозга, уменьшение среднего мозга. 3. Зарисовать в альбом схемы строения головного мозга: I – рыб; II - амфибий; III - рептилий; IV - млекопитающих; соблюдая имеющиеся соотношения основных отделов. 4. На рисунках обозначить: 1 - обонятельные луковицы; 2 - обонятельные доли; 3 - передний мозг; 4 - промежуточный мозг; 5 - средний мозг; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг; 8 – спинной мозг.   Одноименные отделы головного мозга у представителей различных классов выделить на рисунках одним цветом.  

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА.

 

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить структурно-функциональную организацию биосферы.

2. Изучить роль человека в эволюции биосферы.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать теории возникновения жизни.

2. Знать уровни организации живого.

III. СОДЕРЖАНИЕ:

1. Понятие о биосфере и ее современные концепции.

2. Роль отечественных ученых в развитии учения о биосфере (В.И. Вернадский, В.В. Докучаев).

3. Структура биосферы.

4. Функции биосферы.

5. Живое вещество биосферы и его характеристика.

6. Биотические круговороты (углекислый газ, вода, азот и др.).

7. Эволюция биосферы.

8. Учение о ноосфере.

9. Пути воздействия человека на природу.

10. Проблемы охраны окружающей среды.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 327-340.

3. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

 

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Что такое биосфера?

2. Роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.

3. Границы биосферы.

4. Основные концепции биосферы.

5. Структурная организация биосферы.

6. Функции биосферы.

7. Живое вещество и его биомасса.

8. Соотношение растительных и животных организмов в биомассе суши и океана.

9. Круговороты углекислого газа, кислорода, воды, азота.

10. Этапы эволюции биосферы.

11. Понятие о ноосфере.

12. Пути воздействия человека на природу и ее охрана.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных