Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Излишнее напряжение и освобождаться от него




Упражнения

1. Предложить ученикам сесть поудобнее и начать проверку лишних напряжений. Даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т. д. Чтобы точнее научиться определять и снимать зажимы, слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т.д., а затем, расслабившись, объяснить себе разницу в состояниях и ощущениях.

2. Сесть на ручку кресла. Определить зажимы и снять их.

3. Походить по комнате, определить излишнее напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти рук в локоть или шею, а из шеи в плечи и т.д.

4. Прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и вновь найти лишнее напряжение.

5. Лежа отдыхать. Определить зажимы и снять их.

Все эти упражнения надо варьировать до тех пор, пока ученик не почувствует ощущения хотя бы частичной мышечной свободы. Только тренажем можно добиться умения наблюдать и контролировать зажим и свободу мышц.

Раздел 2. Как научиться подчинять мышцы своему намерению

Необходимо выработать умение, навык ощущать работу мышц и подчинять их своей сознательной воле.

 

Упражнения

1. Сесть прямо и отвести плечи назад, проверить, какие мускулы спины работают. Эти движения повторить несколько раз. В той же позе отвести сначала правое, а потом левое плечо, не помогая руками.

2. Проверить работу кисти рук. Подвигать каждым пальцем руки в отдельности, согнуть пальцы рук поочередно. Потрясти кистями рук, следя за тем, чтобы тело было свободно.

3. Сидя на стуле или прохаживаясь по комнате, поочередно напрягать мышцы правой руки, затем левой руки, право - левой ноги. Напрягать одновременно мышцы правой руки и левой ноги, переводить напряжение с одной точки на другую, при этом следить, чтобы тело было свободно. Дополнительно можно воспользоваться еще рядом упражнений, но главное заключается в том, чтобы ученики переносили свои наблюдения за телом в каждодневную жизнь, вели постоянный тренаж. Затрачивая энергию на выполнения какого-либо действия следили за тем, чтобы в этот момент остальные части тела были свободны. Важно выработать навык и уметь определять, какие мышцы несут нагрузку при конкретном физическом действии и пользоваться ими ровно настолько, насколько это бывает необходимо в обыденной жизни. Как пример: взять в руки вазу, часы, книгу, бросить смятый листок бумаги просто на полили в корзину, достать из «реки» уплывающий платок и т. д. Все эти действия должны выполняться без излишнего напряжения, с необходимой затратой физической энергии.

4. Руки - выразительная часть человеческого тела, и они требуют особого тренажа:

 

- согнуть руки в локте, приподнять кисти, «прицелиться» в какую-нибудь точку и «стрелять» пальцами в цель, сгибая кисти, а затем «хватать», тщательно выгибая запястья;

- упражнение «жарко»: пальцы свободно обмахивают лицо. Вращать обеими руками в разные стороны. Стряхивать «капли» с пальцев, стряхивать «крошки» с колен каждым пальцем, «привычка, — говорил К. С. Станиславский, — должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время занятий

класса и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни, т. е. в то время,

когда человек встает, обедает, гуляет, работает, отдыхает» [1].

II. Внимание

В каждой сфере творческой деятельности человеку необходимо внимание, сосредоточенность мыслей чувства, - все это во многом зависит от волевых качеств характера.

Внимание лектора должно быть непрерывным и находиться в зависимости от его собственной воли. В лекторской практике встречается много обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают рассеянность: атмосфера перед лекцией, волнение публичного творчества, реакция слушателей, чувство ответственности перед аудиторией, - все это влияет на внимание, отвлекает и ослабляет его. В эти минуты творчество прекращается.

Педагог прежде всего должен выработать у учеников навыки и умение сосредоточить свое внимание на данном, конкретном объекте, научить их абстрагироваться от всех внешних раздражителей, освобождаться от всех условий, мешающих творчеству.

Раздел 1. Объекты — точки внимания

На все пять чувств

Каждый человек или предмет, на котором мы фиксируем свое внимание, называется объектом внимания.

Упражнения

1. Педагог дает ученику какой-нибудь предмет и предлагает рассмотреть его форму, цвет, детали, затем студент рассказывает о предмете то, что он заметил и запомнил. Потом предмет снова попадает в его руки, и он сравнивает свое первое впечатление, выясняет, что удалось заметить, а что он пропустил. Этот тренаж необходимо перенести в жизнь и каждодневно заниматься этим.

В данном упражнении педагог знакомит учеников с близким объектом — «точкой», объясняя, что когда наше внимание рассеивается и нам нужно собрать его, то мы пользуемся в эти моменты близким объектом — «точкой».

2. Рассмотреть предмет, находящийся на среднем расстоянии, рассказать о нем. Это — средний объект — «точка».

 

3. Рассмотреть предмет, находящийся на дальнем расстоянии и рассказать о нем. Это — дальний объект — «точка». При выполнении данных упражнений, педагог должен
следить за тем, чтобы студенты смотрели по-настоящему, осмысленно, а не механически, формально; необходимо также следить и за тем, чтобы во время данного процесса ученики снимали излишнее напряжение.

4. Упражнение на переключение внимания с одного объекта на другой. Эти упражнения хорошо выполнять группой. По хлопку встать со стула; по второму - взять свой стул; по третьему - идти со стулом по кругу, сохраняя дистанцию, ускоряя, замедляя темп и давая по ходу разные задания.

5. Упражнение на проверку внимания всех пяти органов чувств человека - зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное, обоняние.

Подобные упражнения укрепляют внимание лектора на объектах. Это полезно и для слушателей: переключая внимание с объекта на объект, аудитория тоже невольно участвует в этом процессе. Объектом внимания является каждый, слушающий лекцию. А лектору важно овладеть следующим умением: «взяв объект», донести до него мысль логично, последовательно, ис­черпать ее до конца.

III. Воображение

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности. Задача лектора и его творческой техники заключается в том, чтобы превратить лекцию, образно говоря, в художественное произведение. Чем больше развита фантазия, воображение лектора, тем разнообразнее и глубже его творчество. Воображение воскресает то, что было когда-то пережито или видено представление, но из обычного, реального, жизненного явления, Следовательно, воображение имеет два свойства: 1) воспроизводить образы, пережитые раньше в действительно­сти, и 2) комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Изучение элемента «воображение» ведется следующим образом:

 

Раздел 1. Упражнения на «офантазирование» предметов

1. В упражнениях на офантазирование предметов необходимо следить, чтобы данный предмет был главным, чтобы на нем был построен сюжет.

2. «Офантазирование» двух или трех предметов: эти предметы должны быть логически связаны между собой и входить в ткань единого сюжета.

3. Сфантазировать и логически ввязать два действия, к примеру: искать — уничтожать; подслушать — читать и т.д.

4. Сфантазировать предмет и глагол (действие), логически связать их в одном сюжете: собираться — телефон; ждать - цветы и т. д.

Следует проделать дополнительные подготовительные уп­ражнения для приобретения такого навыка, как «видение» -оно необходимо лектору для действенного обращения к вообра­жению слушателя.

Раздел 2. Развитие воображения и фантазии в «воображаемой» (или мысленной) плоскости

Упражнения

Необходимо действовать столь же активно и логично. К примеру, представим: действие происходит днем, в лесу. От студента требуется придумать прелюдию — прошлое: как оказался в лесу, что там видел, что там слышал. Может быть такая цель: собрать грибы.

Можно предложить ученикам мысленно перенестись в Заполярье, в Африку и т. п.

Главное, что должно присутствовать в упражнении, — это прошлое, нафантазированная прелюдия, настоящее — происхо­дящее сейчас. И все это должно подчиняться конкретной цели.

Раздел 3. Видение внутреннего зрения. «Кинолента»

Видений

Как показывает многолетняя педагогическая практика, подобные упражнения следует проводить в процессе работа над воображением. К примеру: ученик рассказывает о том, что он поехал в лес за грибами. Педагог прерывает студента: «Что вам представляется, когда вы говорите о лесе и грибах? Какая картина возникает в вашем воображении?» Ученик подробно начинает рассказывать свои видения, не выпуская из виду ко­нечную цель рассказа, а по его ходу и рождаются разнообразные видения.

Очень верно заметил К. С. Станиславский: стоит ученикам дать тему для мечтаний, как они уже начинают «видеть» так на­зываемым «внутренним взором» соответствующие зрительные образы или видения «внутреннего зрения», по профессиональ­ной терминологии.

Эти упражнения весьма полезны для будущих лекторов, ибо тренируют и развивают способности лектора «заражать», увлекать слушателей своими видениями и идеями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных