Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ




вид самодеят. Т. – путешествия и спорт. походы на велосипедах. Походы в Вело т. подразделяются на 5 КС в зависимости от протяженности маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Напр., маршрут похода 1 КС может проходить по любым дорогам, его протяженность не менее 250 км, продолжительность 6 дней. Маршруты походов 3 КС (протяженность не менее 600 км, продолжительность похода 10 – 12 дней) включает несложные горные перевалы выс. до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы – не менее 40% маршрута. Маршруты походов 5 КС (протяженность св. 1100 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным р-нам с преодолением неск. перевалов, по горным тропам и автодорогам на выс. 3000-4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 КСпрокрадывается через малонаселенную местность, причем не менее 60%протяженности маршрута должны приходиться на естеств. грунтовые дороги и тропы струднопроходимыми участками, бродами завалами, осыпями и др. препятствиями.

Спорт. разряды и звания по В. т. присваиваются велотуристам при выполнении ими соответств. требований и норм Единой Всес. спорт. классификации. Так 3-й разряд по Т. присуждается тем, кто участвовал в велопоходе 1 КС. Для получения 2-го разряда требуется принять участие в походе 2КС и руководить походом 1 КС. Норматив 1-м разрядавключает руководство походами 1 – 3КС и участиев походе 4 КС. Для присвоения звания «Кандидат в мастера спорта» необходимо участвовать в походе 5 КС и провести в качестве руководителя поход 4 КС. Звание «Мастер спорта» присваивается велотуристам, участвовавшим в неск. походах 4 и 5КС и имеющим опыт руководства не менее чемдвумя походами 5 КС (дляженщин – походами 4 КС).

«ВЕРЕВКА»

условная единица длины, равная наиб. распространенной длине осн. веревок (30 или 40 м). Используется в альпинизме и горном Т. для измерения расстояний на участках маршрута с подъемом, спуском или траверсом, где требуется навеска перил или попеременное движение. На таких участках обычно приходится выполнять весь комплекс страховочных действий – от подготовки личных средств страховки (страховочных поясов, жумаров, восьмерок и т. д.) до создания точек закрепления веревки, оборудования позиций для страховки, мест накопления участников и т. д. Применение термина «В.» позволяет лаконично характеризовать трудоемкость прохождения маршрута (напр., «Вертикальные перила на ледовом склоне на 3В.», «Подъем по крутым скалам с попеременной крючьевой страховкой протяженностью 5 В.»).

ВЕРЕВКИ

туристские, являются осн. техн. средством для страховки в тур. походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетич. (капроновых, перлоновых, нейлоновых) прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, к-рая окружена защитной оплеткой, – т. н. плетеные В. (рис. 1).

Для страховки и передвижения туристов на маршруте служат В., называемые основными, имеющие диам, 9 – 12мм и погонную массу 50 – 90 г/м. Испытание прочности и качеств новой В. производится на образцах, отрезанных от бухты (150 – 500 м). В. диам. 11 – 12 мм подвергается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг, В. диам. 9 – 10 мм – 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того. образцы доводятся до разрыва при статич. нагрузке (рис. 2).

 

Рис. 1. Конструкция плетеной веревки.

Рис. 2. Схема испытания веревки по методике Международного союза альпинистских ассоциаций

 

В качестве опоры при передвижении, а также длянавески перил лучше применять относительно жесткие В., слабо удлиняющиеся вод нагрузкой; для страховки – более упругие, способные поглощать за счет значит. удлинения (до 3О%) часть энергии рывка в случав падения туриста. В. должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть легкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длит. эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну (т. н. одинарную) В. диам. не менее 11 мм; на сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную В. – две В. одинакового (как правило, 9 – 10 мм) либо разного (напр., 11 и 9 мм) диаметра. При работе с двойной В. обычно подбирают концы разного цвета. Для навески перил могут служить осн. В. любого диаметра. Работая с В., необходимо учитывать, что в узле происходит значит, снижение прочности В. (напр., в узле «стремя» на 40%, вузлах «булинь» и «восьмерка» на 25%).Прочность В. на перегибе в карабине снижается на 30%.Обычная длина одной В. (или, как принято говорить, конца В.) 40 м – условная единица длины, наз. «верев ка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы В. дл. 25 – 30 м. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют В. дл. 45 – 60 м и более. Срок службы страховочной В. в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность В. необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. В. со значит. повреждениями оплетки или выдержавшую большую динамич. нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнит. (страховочной) В. В случае намокания В. просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в теплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием, хранят в прохладном, сухом закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, В пропитывают спец. составами. Основные В. переносят смотанными в одинарные или двойные кольца (рис. 3).

Рис. 3. Веревки, смотанные водинарные кольца для переноски через плечо или в рюкзаке (а) в двойные кольца для переноски арюкзаке или за спиной (б).

Для грудных обвязок и «беседок» (см Обвязки страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с осн. 8. при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая В. диам. 6 – 8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром, Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диам. 20 – 3О мм такой же прочности.

В ситуациях, когда применение В. несвязно непосредственно с безопасностью людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч. крученые), а такжеВ. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100 – 150 кг.

Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки) движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке. Для торможения В. используют выступы рельефа (рис. 4); карабин, навешиваемый на выступы или искусств. точки опоры Ш (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью петли (рис. 5и 6); тормозные приспособления без возможности блокировки В. – «шайба Штихта», «лягушка», «восьмерка» (рис. 7); тормозные приспособления, блокирующие В., – «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решетка», «каталка» (рис. 8); автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова (рис. 9); карабинные тормоза (рис. 10), карабины в сочетании с тормозными узлами (рис. 11), а также корпус и руки туриста. Торможение 8., в к-ром принимают участив только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу (см. рис. 4,б и в к ст. Страховка), иногда в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл. способах спуска по В.(рис. 12и рис. 13). Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз (см.

Блок) и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова (рис. 14).

Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры В. (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего {«протравливающего») ненагруженный свободный конец В. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности В. или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно В. (троса) без приложения удерживающего усилия человека.

Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.

 

 

Рис.4. Торможение веревки через скальный выступ при малом угле охватас петлей (а) и карабином(б).

Рис. 5. Торможение веревки через карабин, навешенный на одиночный крюк (а) и крюк с петлей (б).

Рис. 6. Торможение веревки через ледоруб.

 

Рис. 7. Тормозное приспособление, не блокирующее веревку, типа «восьмерка ».

Рис. 8. Тормозные приспособления, блокирующие веревку: а – " лепесток"(1 – положение остановки или полного торможения; 2 – положение спуска с торможением); б – бугель Мунтера.

Рис. 9. Автоблокирующиеся фрикционные устройства: а–Петцла; б – Серафимова.

Рис. 10. Карабинные тормоза: а–"карабинный крест"; б – из скального молотка и ледоруба.

Рис. 11. Карабинные узлы для спуска по веревке (на примере узла "три щелчка").

Рис. 12. Спуск на веревке(самостраховка не показана) с применением «восьмерки».

Рис. 13. Торможение веревки через корпус и ру ки туриста с использованием шайбы Штихта.

Рис. 14. Фрикционное устройство, применяемое для торможения троса ("трубка").

ВЕСЛО

приспособление для продвижения гребного судна по воде. В водном Т. используются преим. байдарочные, канойные и шлюпочные В. (обычно распашные, реже вальковые), а также спец. В. для управления движением плота – гребь. Байдарочное В. состоит из веретена, 2 лопастей и 2 водосбрасывателей (рис., а), канойное и шлюпочное распашное В. – ' из веретена, лопасти и рукоятки (рис., б, в). Длина байдарочных и канойных В. подбирается с учетом роста и длины рук гребцов и высоты сиденья над уровнем воды, к-рая в свою очередь зависит от ширины судна, точнее от расстояния между гребцом и наружным обводом судна (чтобы В. при гребле не задевало бортов лодки). Длина байдарочного В. обычно выбирается равной росту гребца с вытянутой рукой; лопасти В. для эффективного выполнения всех гребков управления развернуты под углом 900. Размеры лопасти байдарочного В.: шир. до 200 мм, дл. до 500 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина канойного В.

Весла: в – байдарочное; б – канойное; в – распашное шлюпочное; 1 – рукоятка; 2 – веретено; 3 – водосбрасыватель; 4 – лопасть.

выбирается по росту гребца – до его переносицы. Размеры лопасти канойного В.: шир. до 220 мм, дл. до 600 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина шлюпочных В. достигает 2,2 – 2,5 м при длине лопасти 450 – 600 мм и шир. 150 – 180 мм. Чем длиннее В., тем меньше должна быть площадь его лопасти. Большинство В. для тур. судов изготавливают из дюралюминиевых труб диам. 30 – 32мм (веретено) и дюралюминиевого листа толщ. 1 – 1,6 мм (лопасть). Лопасти дюралюминиевых В. профилируют для придания им жесткости; выпуклости обращены против прямого хода В. при гребке.

Лит.: Путешествияна гребных судах, М., 1979.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных