Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗМЕРЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ




расстояний, высоты объектов, крутизны скатов, используют для картографирования, маршрутных съемок и др. целей. Расстояния измеряют шагами, по времени и скорости движения, на глаз и др. способами. Для определения длины шага известное расстояние (100 или 200 м) проходят ровным шагом неск. раз и находят ср. величину шага. На маршруте счет шагов ведут парами, отмечая в блокноте круглое число пар шагов (100, 200 и т. д.). С этой целью используют также шагомер. Ошибка при измерении расстояний шагами обычно не превышает 2 – 4%.

 

Рис. 1Определение расстояния по угловым величинам предметов.

Пройденное расстояние определяют по затраченному времени и скорости движения, к-рую устанавливают на известном отрезке пути, а также по спидометру автомобиля, счетчику на велосипеде; иногда с этой целью используют ср. показатели скорости движения (км/ч): для пешехода без рюкзака – 5 – 6, с рюкзаком – 4,5 – 5. Ошибки измерений опытного наблюдателя при расстояниях до 1 км не превышают 10%,при больших (особенно в горах и в тундре) возрастают до 30 – 50%.Можно также определять расстояние по степени различимости предметов невооруженным глазом в зависимости от их удаленности: насел. пункты – 10 – 12 км; большие строения – 8; заводские трубы – 6; отд. небольшие дома – 5; стволы деревьев, столбы линий связи – 1 – 1,5; движения рук и ног идущего человека – 0,7; переплеты рам в окнах – 0,5; черепица на крышах, листья деревьев – 200 м; черты лица, кисти рук – 100 м; глаза человека в виде точек – 60 м.

Более точно определяют расстояние по линейным размерам и по угловым величинам предметов на местности. Для этого линейку с миллиметровым делением держат перед собой на расстоянии 50 см от глаз и подсчитывают по ней длину отрезка, закрывающего удаленный предмет, размеры к-рого известны (рис. 1). Расстояние до объекта (м):

 

где d – линейный размер объекта, м; l – отрезок линейки, закрывающий объект, см.

 

 

Используют также формулу «тысячных», если угловую величину предмета выражают в делениях угломера (в тысячных), основываясь на том, что одно миллиметровое деление на удалении 50 см соответствует углу 0-02 (2 тысячных). При этом

где d – линейная величина объекта, м; b – его угловая величина, в тысячных. Угловая величина объекта может быть измерена также по шкале призматич. бинокля, малое деление к-рой равно 5 тысячным, а большое – 100, а также при помощи подручных средств со стандартными размерами: спичка (дл. 41 мм, угловая величина 0-82), диаметры монет – 1 копейка (15 мм, 0-30), 20 копеек (22 мм, 0 44), 5 копеек (25 мм, 0-50).

В нек-рых случаях расстояния (напр., ширину реки или к.-л. недоступного препятствия) определяют следующими способами: а) проектируют козырек фуражки на предмет на противоположном берегу, затем плавно поворачиваются, не меняя положения головы, и на своем берегу отмечают место проектирования козырька; расстояние от точки стояния до этого места и будет соответствовать ширине препятствия; б) используя изображенный на картоне равнобедренный прямоугольный треугольник, один из катетов его направляют на избранный ориентир на др. берегу реки; затем, двигаясь перпендикулярно к первому направлению, находят точку, в к-рой гипотенуза совпадает с направлением на ориентир; расстояние между начальной и конечной точками и будет соответствовать ширине реки; в) стоя в точке I, наблюдатель держит в вытянутой руке травинку (прутик) такой длины, чтобы она закрывала промежуток между двумя ориентирами на противоположном берегу; затем он складывает травинку пополам и отходит от точки! до тех пор (в точку П), пока половина травинки не «уложится» в намеченный промежуток на др. берегу; расстояние между точками! и П будет равно ширине реки (рис. 2). См. также Глазомерная съемка.

Азимуты направлений измеряют компасом. Высоту объектов определяют:

Рис. 2.Определение ширины реки при помощи травинки.

Рис. 3. Определение крутизны ската на глаз при помощи пальцев рук.

 

а) по его угловой величине (b) и расстоянию до него (D) исходя из формулы

 

б) по тени предмета, используя формулу

где h – высота известного предмета; – длина тени этого предмета; – длина тени определяемого объекта.

Крутизну скатов можно установить: а) на глаз, сравнивая с известными углами; б) при крутизне не более 200 – 250 – горизонтальным визированием и промером шагами: стоя внизу ската, держат линейку (папку) горизонтально на уровне глаз и замечают точку визирования, измеряют расстояние до неб парами шагов и высчитывают затем крутизну по формуле

 

 

где n число пар шагов, 60 – постоянное число;

 

 

в) при помощи угломера, т. е. транспортира с прикрепленной в его центре нитью с грузом (отвес), прямолинейный диаметр устанавливают на уровне глаз и направляют его вдоль линии ската; угол между штрихом 90' и нитью покажет крутизну ската; г) по углам между вытянутыми пальцами рук (рис. 3); д.) по топографич. карте с графиком крутизны.

Для определения скорости течения реки на прямом ее участке на ровном берегу забивают два колышка на расстоянии 100 м; у каждого из них стоит наблюдатель с часами (с секундной стрелкой). Выше первого створа в воду бросают, напр., кусок дерева и при прохождении его через створы отмечают время, определяя затем скорость по формуле

 

 

где t – отрезок времени (с), за к-рое предмет проплыл между створами.

Лит,: Меньчуков А. Е ., В мире ориентиров, 5изд., М., 1977; Ганьшин В. Н., Простейшие измерения наместности, 3изд., М.,1983.

КАРАБИН

разъемное соединит. металлич. звено овальной, треугольной, трапецеидальной и др. формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с др. элементами тур, снаряжения (страховочной обвязкой, крюком и т. д.) при страховке, навеске перил, а также в качестве блока, тормозного устройства и др. К., применяемые совместно с осн. веревкой для страховки туристов и передвижения, изготовляются из высокопрочных легир. сталей, титановых и дюралюминиевых сплавов и снабжаются спец. замками – защелками с муфтами, предохраняющими их от случайного размыкания (рис. 1). Форма К., размеры его сечений и конструкция замка должны гарантировать не только высокую прочность, но и отсутствие заметных деформаций под нагрузкой, нарушающих совмещение деталей замка. Сечение силовой скобы К., применяемых для осн. веревок, принято не менее 9 мм, габаритные размеры от 50х10,5 до 60х11,5 мм.

Рис. 1. Наиболее распространенные типы карабинов: а – стальной треугольный карабин Абалакова с винтовой муфтой; б – грушевидный карабин с муфтой; в – титановый карабин “ирбис” с винтовой муфтой; г – титановый карабин ирбис» с байонетной защелкой; д – карабин «ирбис» без защелки.

Рис. 2.Пластинчатые спелео карабины для шлямбурных крючьев.

Рис. 3. Карабины типа “Майон рапид”: а – овальный; б – треугольный; а – Д-образный.

Рис. 4. Стальные вспомогательные карабины.

 

Стальные К. при массе 100 – 160 г выдерживают нагрузку (до разрыва) в продольном направлении не менее 2000 кгс, алюминиевые К. имеют такую же прочность при массе до 40 г, титановые К. типа «ирбис» при массе 75 г выдерживают усилие до 2500 кгс, трубчатые стальные К. при такой же массе – до 4000 кгс. В практике спелеопоходов распространены пластинчатые К. для навески на шлямбурные крючья (рис. 2).Особой разновидностью К. являются “Майон рапиды” («Маillоn Rapide»), обладающие повышенной прочностью (в среднем в 3 раза выше, чем у других К. с таким же сечением силовой скобы). Они выполняются из стального или дюралюминиевого стержня (диам. 3 – 12 мм) обычно овальной, треугольной, Д-образной или трапецеидальной формы, с резьбовой муфтой вместо защелки (рис. 3). Кроме того, в тур. практике для подстраховки в случае потери молотков, крючьев, а также для соединения ремней рюкзака и др. целей применяются стальные вспомогат. К., форма, размеры и тип защелки к-рых весьма разнообразны (рис. 4).

Лит.: Х уб ер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М.,1980Горный туризм, Тал., 1981: Школа альпинизма, М., 1969.

КАРНИЗ СНЕЖНЫЙ

(нем. Karnies, от греч. koronis – конец, завершение), скопление плотного снега в виде навеса на подветренной стороне острых гребней, возникающее во время метелей из-за «всасывающего» ветрового эффекта и завихрений (рис.).

 

 

Карниз с линией отрыва (показана пунктиром)

 

Ширина может достигать неск. м с выемкой (карманом) внизу. Срываясь, К. с. увлекает за собой массу снега и может вызвать сход лавины. Особенно опасны К. с., свисающие по обе стороны гребня.

Для безопасности движения по К. с. следует отступить от его вершины на таков расстояние, чтобы оказаться на наветренном склоне хребта. По острому гребню с К. с. необходимо передвигаться с веревочной страховкой. Недопустим траверс под К, с. Нередко К. с. является гл. препятствием при выходе с крутого склона на гребень. В таких случаях К. с. подрубают ледорубом или подрезают веревкой. Если обойти или сбить К. с. невозможно, сквозь него пробивают тоннель (Делается это только при выходе на наветренную сторону). На К. с. нельзя устраивать биваки, т. к. снежная масса может оторваться от скалы и «улететь» вместе с палаткой.

КАТАМАРАН

(от тамильского каттумарам, букв. – связанные бревна), судно с 2 параллельно расположенными корпусами, соединенными в верх. части. В водном Т. применяют преим, надувные К. (рис. 1). Каждый из корпусов такого К. представляют собой надувную гондолу; между собой гондолы соединяются жестким каркасом. Для увеличения запаса плавучести и остойчивости К., улучшения его аэродинамич. качеств в сложном водном потоке на каждую гондолу в носовой, кормовой и ср. частях поверх каркаса укрепляют.

Рис. 1. Катамаран надувной: 1 – надувные гондолы; 2 – каркас 3 – места посадки членов экипажа; 4 –

"багажник".

 

Гондола К. состоит из надувного баллона и чехла на нем, последний предохраняет баллон от механич. повреждений и частично или полностью определяет форму гондолы. Ее сигарообразное тело плавно сужается к носу и корме, оконечности приподняты; поперечное сечение имеет форму круга («круглые» гондолы) или овала (рис. 3) либо сегмента («плоские» гондолы). Круглые» гондолы выполняются из 1 баллона в чехле, «плоские» – либо из 2 круглых баллонов, вставленных в чехол с перегородкой, либо из 1 баллона с внутр. перегородкой и нижней емкостью, либо из 1 баллона, к-рому в сечении придается форма сегмента за счет стрингеров, вставляемых в чехол и удерживаемых.

 

 

2. Посадочное место гребца: 1 – корпус катамарана; 2 – сиденье (мешок с личными вещами туриста); 3 – страхующие дуги.

 

на расстоянии друг от друга балками. К. с «круглыми» гондолами обладает лучшей ходкостью и остойчивостью, имеет меньшую массу и проще в изготовлении, однако у К. с «плоскими» гондолами лучше маневренность.

Рис. 3. Поперечное сечение надувных гондол: а – двухбаллонной с перегородкой вчехле: б – двухбаллонной с перегородкой в баллоне; в – однобаллонной; 1 – чехол; 2 – надувной баллон; 3 – перегородка в чехле; 4 – перегородка вбаллоне; 5 – балка; 6 – стрингер

Баллоны гондол делают из легкой прорезиненной ткани, напр. ткани 500. Для чехла можно использовать достаточно прочный капрон или лавсан; днищевую часть чехла делают из прочного материала (напр., поливинилхлорида, армированного лавсаном) массой не св. 1 кг на 1 м'.

Каркас К. обычно состоит из 4 продольных (стрингеры), 4 – 5 поперечных (балки) и 2 диагональных элементов (для ужесточения конструкции). Деревянные каркасы делают из жердей (или планок) диам. 60- –?0 мм в ср. части; деревянные элементы соединяются проволочными скрутками. Годятся любые породы дерева. металлич. каркас собирается из дюралюминиевых труб марки Д1Т или Д16Т с толщ. стенок 1,5 – 2 мм; крепление – на болтах. В качестве диагональных элементов используются тросы с талрепами. Наиболее простая конструкция каркаса – плоская прямоугольная рама. В более сложных каркасах стрингеры повторяют обводы гондол; иногда для увеличения прочности каркас делают в виде фермы.

Четырехместные К. более распространенны и обладают лучшими мореходными качествами, чем двухместные (рис. 3). Их дл. 4,5 – 5,5 м, шир. 1,8 – 2,4 м, полный объем гондол 1,2 – 2,5 м', масса (с дюралюминиевым каркасом) 35 – 55 кг. По сравнению с другими тур. судами К. обладают лучшей ходкостью, большей поперечной и продольной остойчивостью и, как правило, большим запасом плавучести.

Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных