Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Признаки приближения грозы.




Давление: скачет или медленно, но неуклонно понижается Темп-ра воздуха: повышается при слабом ветре днем парит. 0блачность кучевые облака появляются рано утром, интенсивно развиваются, принимая форму башен или наковален, и к вечеру не рассеиваются: если с утра по ясному небу быстро движутся высококучевые облака в виде башен или столбов, то грозу следует ожидать после полудня; если грозовые облака имеют форму отдельных узких и высоких башен, то гроза будет кратковременной с ливнем; если же облака громоздятся друг на друга, образуя горы с темным основанием, то вероятнее всего гроза будет сильной; если в теплый и душный вечер небо затягивается сплошной пеленой облаков, то вероятнее всего ночью будет гроза. Атмосферные и др. явления: ясно слышны далекие слабые звуки; пауки выходят на охоту в жаркий полдень.

Лит. Карманная книга натуралиста и краеведа. Ч, 1961, Адамов П. Н., Местные признаки погоды, Л. 1961, Шепфер Э, Какая будет погода, пер с нем, Л, 1963, Вайсберг Д., Погода на Земле, пер с англ., Л 1980; Данилова Н А, Климат и отдыхе нашей стране М, 1980, Астапенко П Д, Вопросы о погоде, 3 изд. Л 1987

ПОРОГ

речной, участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется, как правило, в местах пересечения рекой скалистых гряд, выходов трудноразмываемых горных пород, скоплений валунов, обломков скал и т. п. Несложные П, встречаются уже на водных маршрутах 2 – 3 КС. Характерными элементами П. являются водосливы, к-рые в зависимости от угла падения воды – больше 45', ок. 45' или меньше 45' – подразделяются соотв. на водопады, водоскаты и просто сливы

Сливы – обычно самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в П. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от скал, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косы«струи вызывают появление стоячих волн (см. Волна стоячая) или цепочки волн за вершиной треугольника. В П. может быть один слив во всю ширину реки либо неск сливов разл. высоты и мощности, разделенных выступающими скалами или камнями. Если П. состоит из неск. последовательно расположенных сливов, расстояние между к-рыми непр е вышает длины судна то такой П наз. одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то П. наз. многоступенчатым, Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого – образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в к-ром глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, наз. крученым или винтовым.

При определении возможности прохождения П. учитывают особенности слива, мореходные качества судна и подготовленность экипажа. Самый простой для прохождения тур. судов – П. с прямым сливом; наиболее сложный и опасный – с крученым сливом. Одиночные пологие прямые сливы и водоскаты проходимы для тур. судов всех типов. На малых реках рекомендуется держаться ср. линии треугольника, образованного сходящимися струями потока, т. к. здесь обычно глубина больше, а русло чище. На больших реках следует избегать движения через вершину треугольника слива, т. е. здесь наибольшая опасность для судна быть перевернутым крутыми стоячими волнами. Если в результате предварит. осмотра П. (а такой осмотр обязателен, особенно для тех, кто впервые идет этим маршрутом) появляются сомнения в успешности его прохождения, надо обносить суда (см. Обнос) или проводить их вдоль берега.

Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.

ПОТЕРТОСТИ

местное воспаление кожи, вызванное механич. раздражением чаще всего длит. трением, давлением неправильно подобранной и подогнанной обуви, одежды и др. снаряжения. К появлению П. предрасполагает повышенное потоотделение. В тур. походах П. наиболее часто отмечаются на ногах {пальцы, пятки, лодыжки), ладонях, спине и плечах. Проявляются П. первоначально чувством жжения, болезненностью, покраснением кожи в местах давления, трения. При дальнейшем раздражении кожи образуются пузыри с прозрачным содержимым (т. н. водяная мозоль), к-рые могут нагнаиваться. После вскрытия пузырей остаются эрозии, к-рые также могут осложниться нагноением.

При умеренно выраженных П, (покраснениях) кожу промывают 5%-нымводным раствором танина или 2%-нымраствором борной кислоты, либо смазывают 1 – 2%-ными спиртовыми растворами бриллиантового зеленого или метиленового синего. При резкой боли можно наложить повязку с цинковой пастой или смягчающим кремом (“Детский” и др.). Пузыри прокапывать нельзя. Если они прорвались самостоятельно, надо промыть пораженную кожу указанным выше дезинфекц. средством и наложить сухую повязку.

Для предупреждения П. необходимо правильно подобрать снаряжение, подогнать и проверить его до выхода на маршрут. В походе надо учитывать изменения погодных условий и соответственно менять одежду, темп движения, не допуская перегрева тела, движения в сырой одежде, не оправданных обстановкой марш-бросков. Обнаружив малейшее неудобство в снаряжении, нужно, не дожидаясь появления П., постараться устранить причину переодеться, переобуться сменить носки, подогнать, ремни рюкзаков и т п. В качестве профилактич. мер можно бинтовать ноги эластичным бинтом, носить перчатки (во время гребли), прокладывать между рюкзаком и спиной мягкие вещи и т п. Важен регулярный уход за кожей (борьба с потливостью, ежедневное мытье ног прохладной водой и т, д.).

ПРИВАЛ

кратковременная остановка тур. группы в походе для отдыха, обеда, оказания мед. помощи и т. д. При движении по маршруту П. обычно устраивают (в зависимости от трудности переходов и состояния участников группы) продолжительностью от 5 до 20 мин через 30 – 50 мин (малый П.); продолжительность П. для обеда составляет от 30 мин до 2 3ч (большой, или обеденный, П.), Во время П. туристы записывают походные наблюдения, осуществляют мелкий ремонт одежды и снаряжения, проводят разведку дальнейшего пути и т. п. Место П. выбирается с учетом удобного и безопасного размещения группы, близко к источникам питьевой воды, обзорным точкам и т. п. См. также Бивак.

ПРИЖИМ

нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение ее уровня с характерными для П. сильными поверхностными потоками, направленными от берега, к-рые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) легкое судно с малой осадкой, затянутое в П. Если скальный (прижимной) берег имеет отрицат. угол наклона или подводные «карманы», то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие П наиболее опасны – их трудно обнаружить. а затягивающее действие их очень велико. Родственным П. препятствием является завал скопление разл, предметов, гл. обр. стволов деревьев, в русле реки. На малых таежных реках, а также в сильно суженных местах русла завалы могут существовать годами. Завал опасен подсосом - воды к-рый может привести к перевороту тур. судна. При подходе кзавалу судно следует вынуть из воды и протащить вдоль завала.

Лит. Путешествия на гребных судах, М, 1979

ПРОВОДКА

движение судов через опасные для плавания места (пороги, шиверы), как правило, посредством веревок, привязанных к носу и корме судна. Осуществляется всей группой участников водного похода, при этом один или неск. туристов удерживают веревку, привязанную к наиболее нагруженной потоком части судна (той, к-рая выше по течению, обычно к корме); один держит носовой конец веревки, остальные страхуют. При большой протяженности участка П. делают предварит. разведку. Во время П. угол между направлением течения и кормовым концом веревки должен быть минимальным, Иногда, при резком увеличении этого угла и невозможности удержать корму, приходится отпускать (стравливать) кормовой конец настолько, что судно разворачивается кормой вперед (в это время оно удерживается за носовой конец). Этот разворот предотвращает заливание судна водой или его переворот вверх дном. На коротких участках с хорошим проходом по берегу допускается П. судна одним туристом на кормовом конце, другой турист в это время помогает П., отталкивая судно от берега или подтягивая его веслом либо шестом.

При П. судно может оказаться залитым водой, поэтому весь груз перед П. помещают в водонепроницаемую упаковку, а кокпит байдарки или лодки закрывают фартуком. Туристы, выполняющие П., должны быть в спасат. жилетах и в касках, на ногах иметь обувь, не скользящую по камням. Страхующие П. держат наготове бросательные концы, чтобы в любой момент иметь возможность перехватывать концы, привязанные к судну (если пройти по берегу нельзя, напр., из-за отвесных скал, крупных камней и т. п.).

Лит.: Путешествияна гребных судах, М., 1979.

ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

(от итал. рrоfilo– очертание), чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью; дает наглядное представление о характере рельефа по избранному направлению. При построении П. м. на горизонтальной оси отмечают точки с известными высотами, в них восстанавливают перпендикуляры, длина к-рых соответствует высоте точек, причем вертикальный масштаб берется значительно крупнее горизонтального для более наглядного отображения деталей рельефа (напр., балок, речных террас). При этом происходит неизбежное преувеличение крутизны склонов. Линия, соединяющая концы перпендикуляров, представляет собой П. м. (рис.). Его можно построить по карте с горизонталями или на основе полевых измерений. Составляются также сокращенные П. м., при построении к-рых учитываются только границы подъемов и спусков и места резких перегибов скатов.

ПРОХОДИМОСТЬ РЕКИ

минимальные количеств. и качеств. данные о реке, определяющие возможность сплава по ней на тур. судах и ориентировочную категорию сложности маршрута. Определяется ее водностью, или средним расходом воды (в водном Т. измеряется в м'/с), и средним уклоном реки, а также макс значениями уклона отд. ее участков (измеряются в м/км). Для тур. судов доступны реки со ср. уклоном до 15 м/км и уклонами отд. участков до 20 – 25 м/км, при ср., расходах воды не более 25 – 35 м3/с.

В отличие от ср. уклона русла, являющегося постоянной величиной, расход воды изменяется в течение года. Чтобы осуществить сплав по горной реке при допустимых значениях расхода воды, необходимо выбирать время для проведения похода. Так, на Кавказе по рекам чаще всего ходят весной и осенью, на Памире и Тянь-Шане – осенью, в период меньших расходов воды, т. к. при больших расходах сплав по этим рекам, имеющим значит. уклон русла, становится опасным. Уточнить возможность сплава помогут данные о характере долины реки. Таежные и равнинные реки со ср. уклоном не более 1 – 2 м/км, как правило, доступны для сплава в 40 – 60 км от истока, где ср. расход воды может быть очень малым, порядка 3 – 6 м'/с; возможность сплава по ним определяется гл. обр. кол-вом и характером лесных завалов.

Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных