Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цензура. Просвещение. Идеология




В XIX в. литература и периодическая печать являлись главными рычагами воздействия на общественные настроения. Николай I (1825 – 1855 гг.) хотел упразднить всякое общественное мнение или, по меньшей мере, обернуть его себе на пользу и поэтому придавал большое значение цензуре. 10 июля 1826 г. был издан новый цензурный устав, который современники прозвали «чугунным». Он содержал более 200 запретительных предписаний. Отныне автор книги или статьи не имел права высказывать свои суждения о монархической и республиканской формах правления, христианской вере, конституции, крепостном праве. Также запрещалось хвалить Европу и … отечественных чиновников, так как похвала — это оценка, а оценку деятельности чиновника может дать только его начальник. Короче говоря, запрещалось «всякое бесплодное и пагубное мудрствование». Цензоров серьезно наказывали, если они пропускали крамолу, и поэтому ими часто запрещались абсолютно невинные вещи. Цензорам вменялось в обязанность контролировать не только степень лояльности произведения, но и меру его художественности.

Многие литераторы и публицисты говорили тогда, что в России наступила «полная свобода… молчания». Цензура неоднократно «забраковывала» творения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского и др. Закрывались периодические издания. В 1832 г. П.В. Кириевскому запретили издавать его журнал «Европеец», в 1834 г. та же участь постигла «Московский телеграф» Н.А. Полевого, а 1836 г. — «Телескоп» Н.И. Надеждина.

Николай I стремился не только пресекать всякое инакомыслие, но и старался препятствовать его возникновению. В 1827 г. опубликован указ о запрете принимать детей крепостных крестьян в гимназии. В декабре 1828 г. вышел новый школьный устав, по которому среднее (семилетнее) образование стало доступно лишь детям дворян и чиновников. Выходцы из крестьянских семей обучались в церковно-приходских школах (1 год), а представители средних сословий (мещане и купцы) проходили трехлетний курс в специальных училищах. Для нерадивых учащихся во всех вышеперечисленных заведениях вводились телесные наказания. В 1835 г. одобрен новый университетский устав. Высшие учебные заведения лишались автономии. За студентами устанавливался жесткий надзор, осуществлявшийся специально назначенным чиновником — университетским инспектором.

В 1833 г. министр просвещения граф С.С. Уваров — ярый противник приобретения молодежью «роскошных (лишних) знаний» — заявил: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». Эта простая формула стала спасительным заклинанием всех русских консерваторов на долгие годы. Православие объединяет государя и народ, государь ответственен перед Богом за судьбу народа, а народ, в свою очередь, любит и слушается своего государя — вот секрет российского счастья и благополучия. В историю доктрина Уварова вошла под названием «теория официальной народности», однако многие современные исследователи справедливо называют ее «теорией казенного патриотизма».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных