ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В античной и русской поэзииПлан 1. Возникновение античной лирики. Роль лирики в греческом обществе VП-VI вв. до н.э. и в римском обществе эпохи Августа. 2. Виды и жанры античной лирики. 3. Мир человеческой души в лирике греческих поэтов (чтение и анализ стихотворений). 4. Традиция стихотворения-«памятника» в античной литературе: Солон - Гораций - Овидий. 5. Развитие этой традиции в русской лирике: М.В. Ломоносов - Г.Р. Державин - А.С. Пушкин.
Задание: 1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов. 2. Опираясь на материалы учебников и рекомендованной литературы, подготовьте сообщение об одном из античных поэтов. 3. Выпишите в читательский дневник образцы лирики Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея, Архилоха и др. поэтов и подготовьте анализ. Подготовьте чтение наизусть выбранного стихотвлрения. 4. В читательском дневнике или на полях лекций сделать дополнения к материалу лекцией: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., о ее возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе. 5. Из хрестоматий или поэтических сборников выпишите в читательский дневник тексты шести «памятников»: • Солон – «Народ созвал я...» (или, в пер. Вяч. Иванова, «Моей свидетельницей пред судом времен...»); • Гораций – «Создал памятник я...» (ода III, 30) в пер. С.В. Шервинского; • Овидий – «Вот завершился мой труд...» в пер.С.В. Шервинского; • Ломоносов – «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»; • Державин – «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...»; • Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 6. Используя материалы учебников и рекомендованной научной литературы, составьте письменные комментарии к каждому стихотворению. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы: • Кем был Солон? О чем он говорит в своем стихотворении? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Солона? • Почему именно стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона? • Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные идеи оды Горация, сравните с соответствующими идеями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции. • Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Овидий использовал идею «Памятника» Горация, опубликованного в 23 г. до н.э. • В чем каждый из поэтов (античных и русских) видит свое право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чем смысл их обращения к музе? 6. Выучите наизусть «Памятник» Горация в пер. М.В. Ломоносова или др. поэта.
Тексты и литература · Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида. · Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание. Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV. Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V. Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI. Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V. Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии: Творческий поиск Пиндара. М., 1990. Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989. Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265. Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978. Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963. Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. Занятие № 5 (2 часа) Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» План 1. Миф о Прометее и особенности его воплощения в трагедии Эсхила. 2. Особенности образной системы трагедии. 3. Образ Прометея и его идейный смысл. Особенности эсхиловской трактовки образа Прометея по сравнению с трактовкой Гесиода в поэме «Труды и дни». 4. Образ Зевса и его идейное значение. Переосмысление образа Зевса по сравнению с мифами. 5. Образ Гермеса в трагедии и его переосмысление по сравнению с мифами. 6. Общее идейное значение трагедии. 7. Особенности построения трагедии и роль хора в ней. 8. Роль диалога и монолога в трагедии.
Задание: 1. Прочитайте трагедию Эсхила «Прометей прикованный». 2. Определите, на какие два противостоящих друг другу лагеря можно разделить всех героев трагедии? 3. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Прометея: что говорит о себе сам Прометей? Что говорят о нем другие герои: Гермес, Океан, Океаниды, Ио? Сделайте вывод: Какие основные черты воплощает в себе этот герой? Какой идейный смысл заключен в этом образе? Как это соотносится с идейно-политической ситуацией в Афинах в эпоху Эсхила? Сравните идейную трактовку образа Прометея у Эсхила и Гесиода. 4. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Зевса. Как его характеризуют Прометей? Океан? Океаниды? Ио? Гефест? Гермес? Сделайте вывод: Какие основные черты несет в себе этот образ? Какую идею он воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Зевса Эсхил по сравнению с традиционными мифами? 5. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Гермеса: Что говорит о нем Прометей? Как характеризует себя сам Гермес? Сделайте вывод, на каких чертах построен этот образ? Какую идею он в себе воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Гермеса Эсхил по сравнению с традиционными мифами? 6. Сделайте вывод об общем идейном содержании трагедии и идейной позиции самого автора. 7. Проследите соотношение диалога, монолога, песен хора и действия в трагедии. 8. Выпишите в тетрадь определение следующих понятий: пролог, парод, стасим, эписодий.
Тексты и литература Миф о Прометее Эсхил. Прометей прикованный. Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, Гл. IX: Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. Занятие № 6 (2 - 4 часа) Трагедии Софокла «Эдип - царь» и «Антигона» План 1. Трагедия «Эдип-царь». Особенности сюжета трагедии. 2. Образ царя Эдипа, его характеристика и идейное содержание. 3. Эпизод с Тиресием и его значение в трагедии. 4. Роль хора в трагедии «Эдип-царь». 5. Основные идеи трагедии. 6. Драматический конфликт и особенности его решения в трагедии «Антигона». 7. Система действующих лиц в трагедии. 8. Анализ образов Креонта и Антигоны, их идейное значение. 9. Главная идея трагедии. 10. Сравнительная характеристика образов Эдипа-царя (трагедия «Эдип-царь») и Креонта («Антигона»). Задание: 1. Прочитайте мифы Фиванского цикла по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (см. литературу к практическому занятию № 1). 2. Прочитайте трагедию Софокла «Эдип-царь». 3. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики царя Эдипа. Что говорит о себе царь Эдип? Что говорят о нем другие герои трагедии? Как характеризуется Эдип в песнях хора? Сделайте вывод. Охарактеризуйте Эдипа как человека и как правителя города Фивы. 4. Проанализируйте эпизод с Тиресием в трагедии. Для этого ответьте на вопросы: Кто такой Тиресий в античной мифологии? Для чего Софокл вводит этот образ в трагедию? Какое место занимает эпизод с Тиресием в композиции трагедии? в ее идейном замысле? 5. Внимательно прочитав песни хора, найдите в них и выпишите в читательский дневник основную идею трагедии. 6. Прочитайте трагедию Софокла «Антигона», сделайте выписки, характеризующие главных действующих лиц трагедии: Антигону, Креонта, Исмену, Гемона. 7. Проанализируйте особенности композиции трагедии и характер ее конфликта, ответив на следующие вопросы: - Какова роль пролога? - Какова роль агона и коммоса в композиции трагедии, в раскрытии ее конфликта? - Почему трагедия не заканчивается смертью Антигоны? - Какие последствия имел для города приказ Креонта? - Какую позицию в споре Антигоны и Креонта занимают Исмена и Гемон? Какова роль этих персонажей в трагедии Софокла? - Каково отношение хора к приказу Креонта, к конфликту Антигоны и Креонта? - Прав ли Гегель, считая Креонта выразителем государственных интересов? («Приказ Креонта в значительной степени оправдан, ибо он продиктован заботой о благе родного города» Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т.1.- С. 229). Аргументируйте свой вывод, подтвердив его примерами из трагедии. 8. Найдите в песнях хора и выпишите в тетрадь основную идею трагедии «Антигона». 9. Выпишите в читательский дневник определения следующих понятий: коммос, агон, катарсис. 10. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже статей и монографий. Тексты и литература Мифы Фиванского цикла. Софокл. Эдип-царь. Антигона. – Полные тексты. Боннар А. Обещание Антигоны // Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. I. Боннар А. Софокл и Эдип – ответ Року. Там же. Гл. IV:. Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы. М., 1990. С. 467-508.
Занятие № 7 (2 часа) Трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит» План 1. Трагедия Еврипида «Медея». Особенности сюжета. 2. Главный конфликт трагедии. 3. Образ Ясона в мифах об аргонавтах и в трагедии Еврипида, его особенности и идейный смысл. 4. Образ Медеи в мифах и в трагедии Еврипида, его идейное значение. 5. Особенности идейного содержания трагедии «Медея». 6. Трагедия «Ипполит». Особенности сюжета и образной системы в трагедии. 7. Образы богов в трагедии и их смысл. 8. «Снижение» героических и божественных образов в трагедиях Еврипида и его смысл. 9. Особенности женских образов в трагедиях Еврипида.
Задание: 1. Прочитайте мифы об аргонавтах по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (См. список литературы к практическому занятию № 1). 2. Прочитайте трагедию Еврипида «Медея». 3. Сделайте выписки в читательский дневник, характеризующие главных героев трагедии – Ясона и Медею. Сделайте вывод о характере героев, ответив на следующие вопросы: Каковы особенности этих образов? Что в них общего? В чем различие? В чем проявляется «снижение» образа Ясона по сравнению с мифами? Каков смысл этого «снижения»? Каково идейное значение образов Ясона и Медеи»? Выразите собственное отношение к этим образам. 4. Прочитайте трагедию Еврипида «Ипполит». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие Афродиту и Артемиду, Ипполита и Федру. Сделайте вывод. 5. Проанализируйте идейное содержание трагедии, ответив при этом на вопросы: Для чего вводит Еврипид в трагедию божественные образы? В чем их смысл? Сравните образы Ипполита и Ясона, Медеи и Федры. 6. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже монографий. Тексты и литература Мифы об аргонавтах. Еврипид. Медея. Ипполит. - Полные тексты. Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. Боннар А. Трагическое в «Ифигении в Авлиде». Там же. Гл. II. Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1986. Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.. 1990. Боннар А. Упадок и искания. Трагедия Еврипида «Медея» // Греческая цивилизация. М., 1995. Т.III. Гл. I.
Занятие № 8 (2-4 часа) Греческая комедия План 1. Идейные и художественные особенности комедий Аристофана. 2. Комедия «Облака». Особенности названия комедии. 3. Характеристика основных образов. 4. Изображение Сократа и софистов в комедии. 5. Особенности идейного содержания комедии. 6. Приемы комического в комедии. 7. Особенности новой аттической комедии. Комедия Менандра «Брюзга». Особенности построения характеров. Идейное содержание комедии.
Задание: Прочитайте комедию Аристофана «Облака». 1. Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедии: Сократа, Стрепсиада, Федиппида. 2. Определите, какие приемы комического использует Аристофан при создании образов. Сделайте в читательский дневник соответствующие выписки. 3. Законспектируйте главу «Загадка Сократа» из монографии А. Боннара «Греческая цивилизация» (Т. II, гл. X). Опираясь на материалы данной главы, а также на соответствующие статьи Словаря античности или Философского словаря, ответьте на следующие вопросы: Кем был Сократ как историческая личность? Каким он был? Чем он прославился? Был ли он софистом? Что известно о его жизни и о его смерти? Кто такие софисты? Был ли Сократ софистом? Чем отличается литературный образ, созданный Аристофаном, от реального исторического образа Сократа? Что именно и с какой целью домыслил или переосмыслил Аристофан в образе Сократа? Как это связано с идейным содержанием комедии? Какие черты личности Сократа Аристофан изобразил правдиво? Почему? 4. Прочитайте комедию Менандра «Брюзга». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедий. Определите принципы построения характеров в комедии. 5. Сделайте выводы об особенностях проблематики и идейного содержания комедий Менандра и Аристофана, об основных принципах построения характеров у обоих авторов. В чем заключаются различия? В чем вы видите причину этих различий?
Тексты и литература Аристофан. Облака. Менандр. Брюзга (Угрюмец). Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. Боннар А. Смех Аристофана / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. VIII. Боннар А. Загадка Сократа / Там же. Гл. X. Боннар А. Царство книг. Александрия. Библиотека и Мусейон / Там же. Т. III. Гл. XI. Гусейнов Г. Ч. Аристофан. М., 1988. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.
Занятие № 9 Античный роман (2-4 часа) План 1. «Греческое возрождение» в античной литературе II в. н.э. 2. Плутарх (ок. 45 – после 120 гг. до н.э.) – греческий писатель периода «греческого возрождения». «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: особенности жанра, мастерство художественной биографии, монументальность и психологизм в создании образов. Морализм Плутарха. 3. Греческий роман II в. н.э. Мифологизм в буколическом романе Лонга «Дафнис и Хлоя». Отражение сознания эпохи в романе. 4. Луций Апулей (ок. 125 – ок. 180 гг. до н.э.). Особенности личности и мировоззрения. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел»: проблематика и образы, своеобразие жанра, аллегорический смысл сюжета, поэтика контрастов. Отражение кризиса идеологии периода римской античности в романе. Задание: 1. Прочитайте из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха: Солон («Солон и Попликола»), «Демосфен и Цицерон», Перикл («Перикл и Фабий Максим»). В соответствии с вопросами плана сделайте соответствующие выписки из текста и научной литературы. 2. Прочитайте роман Лонга «Дафнис и Хлоя» – полный текст. 3. Законспектируйте главу из книги А. Боннара «Греческая цивилизация (Т. III, гл. XVII). 4. Прочитайте роман Апулея «Метаморфозы» - полный текст. В соответствии с вопросами плана сделайте в читательский дневник выписки из текста и научной литературы.
Тексты и литература Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лонг. Дафнис и Хлоя. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел». * * * Учебники, энциклопедии и словари по античной литературе. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973. Античный роман. М., 1969. Боннар А. Иные способы бегства от жизни. Город и реалистический мим. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» / Греческая цивилизация. Т. III. Гл. XVII. М., 1995. Джонс А. Гибель античного мира / Пер. с англ. Т. Горяйновой. Ростов-на-Дону. М., 1997. Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М, 1988.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|