Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Киев • Харьков • Минск




Т. В. Бендас

ГЕНДЕРНАЯ

Психология

 

Издательская программа

Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

Киев • Харьков • Минск


 

 

 

ББК 8 8 373я7 УДК 159 922.1(075) Б46

Рецензенты:

В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).

Бендас Т. В.

Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-94723-369-Х

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


Оглавление

Предисловие..................................................................................................................... 6

Глава 1. Введение в гендерную психологию............................................................. 9

Краткая история формирования гендерной психологии.................................. 9

Стратификация полов в разных культурах.................................................... 33

Предмет, задачи и методы гендерной психологии......................................... 38

Теории и концепции............................................................................................... 42

Выводы......................................................................................................................... 55

Вопросы для самопроверки.................................................................................... 58

Учебные задания........................................................................................................ 58

Глава 2. Индивидные характеристики................................................................... 60

Рост................................................................................................................................ 60

Вес................................................................................................................................. 65

Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии..................... 66

Питание и отношение к еде..................................................................................... 69

Телосложение............................................................................................................. 71

Некоторые физиологические показатели......................................................... 80

Выводы..................... '.................................................................................................. 82

Вопросы для самопроверки................................................................................. 83

Учебные задания........................................................................................................ 84

Глава 3. Гендерная демография.................................................................................. 85

Здоровье и болезни................................................................................................... 85

Пропорция полов в обществе................................................................................. 89

Продолжительность жизни и смертность........................................................... 97

Выводы....................................................................................................................... 102

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 102

Учебные задания................................................................................................... 103

Глава 4. Психомоторика.......................................................................................... 104

Моторика в детском возрасте.............................................................................. 104

Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного

напряжения, волевое усилие.......................................................................... 107

Скорость, точность и тренировка психомоторики........................................ 114

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.................... 17

Лифтинг и причины половых различий в моторике...................................... 122

Выводы....................................................................................................................... 124

Вопросы для самопроверки............................................................................... 125

Учебные задания................................................................................................... 126

Глава 5. Ощущения и восприятие............................................................................. 127

Зрительная модальность....................................................................................... 127

Зрительно-пространственные способности.................................................... 139


4 Оглавление

Слуховая модальность.......................................................................................... 152

Тактильная модальность...................................................................................... 156

Другие модальности............................................................................................ 159

Социальная перцепция.......................................................................................... 165

Выводы....................................................................................................................... 169

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 172

Учебные задания................................................................................................... 173

Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

Внимание и память................................................................................................. 174

Общий интеллект, речь и математические способности............................. 182

Эмоциональные состояния................................................................................... 192

Выводы..................................................................................................................... 197

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 198

Учебные задания.................................................................................................... 199

Глава 7. Личностные характеристики.................................................................... 200

Мотивация достижения и аффилиации.......................................................... 213

Мотивация власти и доминантность................................................................. 221

Другие характеристики личности................................................................... 229

Выводы.............................................................. ...................................................... 238

Вопросы для самопроверки....................................................,........................ 240

Учебные задания..................................................................................................... 241

Глава 8. Социальное поведение............................................................................. 243

Стиль поведения................................................................................................... 243

Успешность деятельности.................................................................................... 252

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола........ 263

Выводы....................................................................................................................... 272

Вопросы для самопроверки................................................................................. 274

Учебные задания..................................................................................................... 274

Глава 9. Гендерные отношения................................................................................ 276

Гендерная сегрегация в детских группах...................................................... 279

Мужчины и женщины в деловом мире.............................................................. 293

Дружеские и сексуальные гендерные отношения....................................... 299

Супружеские отношения....................................................................................... 309

Взаимоотношения родителей и детей в семье.............................................. 318

Девиантные отношения......................................................................................... 325

Выводы....................................................................................................................... 333

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 335

Учебные задания................................................................................................... 336

Глоссарий....................................................................................................................... 337

Литература...................................................................................................................... 346

Приложение к главе 1................................................................................................ 371

Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911).... 372


Оглавление 5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных