Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отождествление себя с определеннымполом, освоение соответствующих ему форм поведения и формированиеличностных характеристик — это становление гендерной идентичности.




В ее изучении выделяют 4 этапа. Первый — начало XX в.: наивное житейское представление о том. какой должна быть женщина. Второй — психоаналитический (1920-е гг.): здоровая гендерная идентичность связывалась с фемининными качествами у женщин (зависимостью, подчиненностью, низкой самооценкой) и маскулинными — у мужчин (уверенностью в себе и стремлением к власти), подчеркивалась роль мужчин в формировании здоровой идентичности обоих полов. Третий этап — 70-80-е гг. XX в.: привлечение идеи андрогинии для объяснения различных вариаций гендерной идентичности. Четвертый этап — последние несколько лет: разочарование в идее андрогинии и предпочтение маскулинных характеристик как обеспечивающих успех и психологическое благополучие индивида.

Механизмом формирования гендерных установок детей (3-7 лет) в нашей стране является эмоционально-когнитивный диссонанс (рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу).

У мальчиков и мужчин наблюдается превосходство по «маскулинному» аспекту самооценки (связанному с физическим развитием и доминантностью), а у девочек и женщин — по фемининным аспектам (социальная сенситивность, коммуникативность).

Изменения самооценки в сторону любования собой (нарциссизм) обнаруживаются в равной степени у детей обоего пола, но девочки восхищаются своим


Выводы 239

внешним видом, а мальчики — своими физическими кондициями и социальным статусом.

Самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. На эти половые различия влияют 4 фактора: степень открытости во взаимоотношениях, реакция на обратную связь, стресс, связанный с отношениями с близкими людьми, и защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии самопрезентации и самоусиления).

Мужчины выстраивают более мощную защиту своей самооценки. Некоторые феномены проявляются у них более ярко, чем у женщин («фальшивая уникальность», «эффект SEM»).

С дошкольного до подросткового возраста мальчики и девочки практически не отличаются по уровню притязаний и мотивации по отношению к учебе и оценкам ее успешности. В то же время девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономным достижениям и по реальным успехам в школе на протяжении всего периода обучения.

У взрослых (по проективным методикам) обнаружилось, что женщины демонстрируют более высокую мотивацию достижений в нейтральных условиях, мужчинам для повышения мотивации нужна специальная достиженческая (интеллектуально-лидерская) стимуляция, а женщинам для повышения мотивации необходимы социальные стимулы (связанные с принятием их группой). Мотивацион-ный профиль также связан с полом проективного образа.

У девочек в дошкольном возрасте преобладает ориентация на задачу, а у мальчиков — личностная ориентация (на взаимодействие со сверстниками); ориентация на взаимодействие со взрослыми одинакова у обоих полов. Мотивация аффи-лиации более развита у девочек.

В целом ни один пол не проявляет большего интереса, чем другой, ни к самой деятельности, ни к наградам и одобрению, которые с ней связаны. Однако во взрослом возрасте два вида мотивации — достижения и аффилиации (связанные с карьерой и семьей) — могут порождать у женщин ролевой конфликт — в зависимости от культуры, в которой они формируются.

Доминирование у животных рассматривается как доказательство биологического происхождения половых различий по доминантности у человека. В парном взаимодействии и самцы и самки чаще всего доминируют над представителями своего пола. Тип доминирования связан с типом сексуальных взаимоотношений: в моногамных семьях наблюдается либо равенство полов, либо доминирование самца или самки, но в полигамных семьях роль самца является превалирующей (хотя часто это наблюдается лишь в период спаривания). Существуют три варианта доминирования в сообществах: вожак целого сообщества (стада, стаи и т. п.), вожак группировки и фаворит или помощник вожака. Самец может доминировать во всех трех случаях, а самка, как правило, лишь в двух последних.

Картина доминирования у детей является более сложной, чем у животных. Выделяют 4 его типа: агрессивное, эгоистическое (в собственных целях), макиа-веллистское и просоциальное (внушающее ответственность).

Мальчики демонстрируют превосходство по следующим типам доминантности: агрессивной (и по отношению к мальчикам, и по отношению к девочкам). эгоистической (только в возрасте 3-6 лет), по форме макиавеллизма (более грубому варианту манипулирования). Они делают большее число попыток домини-


240 Глава 7. Личностные характеристики

рования — и над детьми, и над взрослыми (в 4-5 лет) и считают себя более доминантным полом. Доминируют они и в смешанных по полу группах. Девочкам свойственна просоциальная доминантность (в 3-6 лет), доминирование в однополых парах (2-6 лет) и более тонкая форма макиавеллизма. Девочки проявляют и «контрдоминантность» (нежелание подчиняться), но только по отношению к сверстникам обоего пола, а не к взрослым.

Половые различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Половые различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).

Женщины обладают большей общей, а мужчины — социальной тревожностью. Фактор культуры оказывает существенное влияние на проявление тревожности у обоих полов.

Данные по локусу контроля противоречивы: по одним личностным шкалам большая интернальность обнаруживается у мужчин, по другим — у женщин.

Комплексная характеристика заботливости включает три главные составляющие: забота о потомстве, альтруизм и эмпатию. По этой характеристике обнаружено значительное превосходство женщин, но по заботе о потомстве и альтруизму различий нет.

Гендерные различия по личностным характеристикам устойчивы во всех возрастах, независимо от уровня образования испытуемых, страны и года получения данных. Есть основания считать культуру важным фактором формирования гендерных стереотипов, влияющих на эти различия.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое гендерная идентичность? Назовите этапы в истории ее изучения и охарактеризуйте каждый из них. Кто из психологов внес вклад в это изучение?

2. Что такое андрогиния? Как менялись взгляды психологов на это явление? Как она связана с понятием здоровой гендерной идентичности?

3. Что такое гендерная идеология? Приведите ее примеры в разных культурах. Чем отличаются инструментальная и экспрессивная гендерные роли? Чем отличаются автостереотипы и гетеростереотипы?

4. Расскажите об исследованиях различных аспектов самооценки у обоих полов. Чем можно объяснить полученные результаты?

5. Какие факторы влияют на устойчивость самооценки у представителей обоего пола? Обоснуйте свой ответ.

6. Расскажите о мотивации достижения у детей и подростков.

7. Что такое проективный образ? Как пол этого образа влияет на мотивационный профиль испытуемого?


Учебные задания 241

8. Расскажите о феномене боязни успеха. Кто его обнаружил? Какие половые различия выявлены при его исследовании?

9. Как соотносятся ориентация на задачу и на межличностные отношения у обоих полов в детстве и взрослости?

 

10. Какие половые различия проявляются в доминировании у животных?

11. Назовите формы доминантности у детей и приведите примеры их проявления.

12. Что такое макиавеллизм? Как он проявляется у мужчин и женщин?

13. Какие виды и формы агрессивного поведения вы знаете? Как они проявляются у обоих полов? Назовите гипотезы, объясняющие половые различия по агрессивности.

14. Имеются ли половые различия по тревожности, заботливости, локусу контроля и другим характеристикам? Обоснуйте свой ответ.

Учебные задания

1. Внимательно прочитайте материал об андрогинии. Выберите для исследования 5 женщин и 5 мужчин (тех, кого вы хорошо знаете). Попытайтесь до эксперимента оценить их по выраженности у них маскулинности, фемининности и андрогинности по десятибалльной шкале. Затем проведите исследование с испытуемыми с помощью вопросника С. Бэм (см. Приложение). Обработайте результаты. Сравните их с вашими оценками. Если результаты вопросника и ваших оценок не совпадают, попытайтесь объяснить, в чем причина такого несовпадения. Обсудите результаты исследования в вашей группе.

2. Обсудите в группе две концепции андрогинии: С. Бэм и Д. Спенс. Какая из них кажется вам более правдоподобной? Используйте в дискуссии данные мета-анализа М. Тейлор и Д. Холл.

3. Проведите в группе дискуссию на тему «Нарциссизм у мужчин и женщин», используя соответствующий материал настоящей (а также первой) главы и ваши собственные житейские наблюдения за представителями обоего пола.

4. Проведите исследование с тремя мальчиками и тремя девочками дошкольного возраста по методике В. Е. Кагана «Гендерные установки» (см. Приложение). Сравните ваши данные с теми, которые получил В. Е. Каган, и обсудите результаты.

5. Проведите исследование по методике ТАТ («деловой» вариант X. Хекхаузе-на — см. Приложение) с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения, мотива власти и мотива аффилиации, о структуре мотивов (какой из них преобладает) и о позитивной или негативной направленности каждого мотива (например, преобладание мотива успеха над мотивом неудачи). Сравните результаты у обоих испытуемых.

6. Проведите исследование по методике изучения мотивации достижений (см. Приложение) с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения. Имеются ли различия результатов у испытуемых разного пола?


242 Глава 7. Личностные характеристики

7. Выберите для исследования две пары испытуемых (в каждой — юноша и девушка). Проведите с первой парой исследование по проективной методике изучения избегания успеха (см. Приложение) — по варианту 1, а со второй парой — по варианту 2. Сравните результаты по вариантам и у девушек и юношей. Обсудите результаты в группе.

8. Проведите исследование с 5 женщинами и 5 мужчинами-испытуемыми по шкале макиавеллизма (см. Приложение). Используя свои результаты, проведите в группе дискуссию на тему «Кто большие макиавеллы: мужчины или женщины?»

9. Разбейтесь на две подгруппы. Первая отстаивает позицию: «Гендерные стереотипы оказывают существенное влияние на половые различия по личностным характеристикам», вторая — «Роль гендерных стереотипов в личностных различиях между мужчинами и женщинами сильно преувеличена». Проведите дискуссию, обсуждая эти позиции.


 


Глава 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных