Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания к теме 10.




Задание 1. На рисунке изображена классическая пирамида мотивации А.Маслоу. Напишите названия тех уровней, на которых стоят знаки вопроса:

 

Задание 2. Заполните пропуски в определениях:

1. Потребность – объективная испытываемая субъектом <…> в чем-то, которая отражается и субъективно является источником <…>, <…> личности, социальной общности.

2. Первый закон Йеркса - Додсона утверждает, что по мере <…> интенсивности мотивации качество деятельности изменяется соответственно колоколообразной кривой: сначала <…>, а затем, перейдя через <…>, постепенно <…>.

3. Второй закон Йеркса - Додсона утверждает, что чем <…> для субъекта деятельность, тем более <…> уровень мотивации для нее оптимален.

4. Мотивация - совокупность стойких <…>, определяющих содержание, направленность и характер <…> личности, ее поведения.

Задание 3. Установите соответствие между авторами теорий мотивации и тезисами, которые раскрывают содержание теорий:

Ученые Подходы к исследованию интеллекта
  Фрейд З.   Бессознательное человека содержит комплексы, которые возникают при вытеснении и при действии коллективного бессознательного и которые влияют на намерения человека. Поведение и активность человека обусловлены интроверсией-экстраверсией и зависят от преобладания одной из психической функции: мышления, эмоции, ощущения и интуиции.
  Адлер А.   Мотивация возникает как стремление к гармонии, согласованности и непротиворечивости представлений (образов) внешнего мира и себя. Диссонанс (противоречие) является движущей силой поведения личности
  Торндайк Э.   У человека есть свой индивидуальный своеобразный мир. Человек стремится к конечной цели, соответствующей собственному «Я». А движущие им душевные феномены – это творческие установки
  Левин К.   Исходным пунктом является проблемная ситуация, которой организм противостоит как целое. Он активно действует в поисках выбора и со временем выучивается путем упражнения
  Фестингер Л.   Источником энергии человека является инстинкт. Под мотивом понимается различные формы проявления инстинкта жизни: желания, потребности, присущие всем людям
  Юнг К.Г.   Данный автор рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Возникающие побуждения зависят от времени, расстояния, вероятности успеха, ожидаемой ценности, взвешивания затрат и времени и т.д.

 

Задание 4. Укажите, какое утверждение характеризует личность с преобладающей мотивацией достижения успеха, а какое – с преобладающей мотивацией избегания неудач:

Утверждение Мотивация достижения успеха Мотивация избегания неудач
  Активный поиск и принятие участия в проблемных ситуациях, отсутствие страха конкуренции, соревнования    
  Постановка легких либо очень трудных целей, успех или неуспех которых влияет на самооценку    
  В случае постановки реалистичных целей склонны к поиску помощи и поддержки, отвлечению от деятельности    
  Эффективны в достижении реалистичных целей. В случае неудачи выбирают более эффективную стратегию поведения    
  Выбирают цели несколько выше средней трудности, успех в достижении которых позволяет подтвердить самооценку    
  Не стремятся получить или игнорируют информацию о результатах    
  Умеренное планирование, ориентируются на отдаленное будущее    
  Самооценка завышенная или заниженная, неустойчивая. Успех оценивается как стечение обстоятельств, неудача – как подтверждение недостатка способностей    

 

 


 

 

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

Основные категории и понятия дисциплины (ключевые слова с определением)

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. А. п. необходимый компонент адаптации профессиональной, однако психическая адаптация включена в контур саморегуляции, а потому предполагает осуществление адаптации самой личностью.

 

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – высшая жизненная способность личности – субъекта жизненного пути, его целенаправленно организующего в соответствии с типом своей личности. Выделяют две основные формы активности – инициатива и ответственность. В структуру активности включаются притязания, саморегуляция и удовлетворенность.

Активность проявляется и в познании, и в общении, и в деятельности, однако различие активности и деятельности, которое не учитывается некоторыми авторами, заключается в том, что деятельность побуждается потребностью в предмете, а активность – личностной потребностью в деятельности, позитивным или негативным отношением к ней (последнее отметил В.Н.Мясищев).

 

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ – личность с характерологическими отклонениями от нормы выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера; им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Акцентуации характера граничат с психопатиями. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые являются для данных личностей психотравмирующими.

Основными типами а. х. являются: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий (параноидальный), демонстративный (истероидный), дистимный, неустойчивый (экстравертированный), конформный. В принципе любая черта личности может достигнуть уровня акцентуации. Однако чаще встречаются не чистые типы а. характера (личности), а промежуточные, смешанные. Теорию акцентуированных личностей развил немецкий психиатр и психолог К. Леонгард. Акцентуированные черты личности могут как способствовать, так и препятствовать эффективности профессиональной деятельности.

 

БОРЬБА МОТИВОВ – психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Б. м. характеризуется одновременным существованием в психике личности, «сшибкой» взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действия.

Психологические особенности Б.м. раскрыты С.Л.Рубинштейном в работе "Бытие и сознание".

ВНИМАНИЕ – психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего он отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик в. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида в.: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

 

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ – разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком-то явлении, объекте в результате его самонастройки; оно требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели.

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ – разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого.

ВНИМАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивают более эффективное восприятие информации. Ведущая роль в достижении этого эффекта принадлежит активирующей системе, включающей в себя структуры мозга разного уровня и обеспечивающей генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. Корковая активация выражается на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа-ритма). При этом снижаются пороги восприятия и возрастает скорость протекания нервных процессов. Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ обнаруживает более тонкие механизмы мозговой организации внимания. В момент привлечения внимания к стимулу, на фоне ЭЭГ- реакции активации, проявляющейся в виде блокады альфа-ритма и десинхронизации, наблюдается как распад сложившейся системы (снижение функций когерентности), так и формирование локальных функциональных объединений корковых зон, адекватных реализуемой деятельности (увеличение когерентности). Распад системы (генерализованная активация) преобладает в ситуации неожиданности, неопределенности (напр., при ориентировочном рефлексе). Функциональные объединения структур под влиянием локальной активации формируются тогда, когда стратегия деятельности определена и деятельность эффективно реализуется. Т. о. генерализованная активация в ответ на новизну обеспечивает непроизвольное внимание. Избирательное активирование областей коры и их функциональное объединение под влиянием локальной активации, имеющей управляемый характер и находящейся под контролем лобных отделов коры, лежат в основе произвольного внимания. Лобные области, одной из функций которых является определение значимости информации и организация реакций на этой основе, по кортикофугальным связям регулируют восходящие активирующие влияния ретикулярных структур мезэнцефального, диэнцефального уровней, лимбической системы, которые избирательно активируют определенные области коры больших полушарий. Это обеспечивает эффективность деятельности в условиях внимания.

В онтогенезе по мере функционального созревания лобных областей коры возрастает регулируемость активирующих структур, совершенствуются механизмы локальной активации, определяющие развитие произвольного внимания.

ВОЛЯ – понятие, философски связанное с соотношением свободы и необходимости.

Исследованиям воли и волевых качеств личности в отечественной психологии специально посвящен цикл работ под руководством В.И.Селиванова. Основная проблема, связанная с теоретическим определением воли, заключается в альтернативе, связать ли волю с организованностью, целостностью, направленностью поведения человека или с преодолением трудностей, препятствий, противоречий. Одни авторы, считают, что воля связана прежде всего с преодолением внутренних противоречий, с борьбой мотивов, которая разрешается левым выбором, или, напротив, с разрешением внешних противоречий и трудностей. Общее признание, что воля является чертой характера волевой личности, но в последнее десятилетие исследование проблемы воли оказалось направлено на волевые проявления личности в деятельности, в частности, на способности удержать целостный контур деятельности, провести в деятельности последовательную стратегическую линию.

 

ВОСПРИЯТИЕ – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении.

 

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – исключительное качество наиболее выдающихся людей, высший уровень развития способностей человека, высшая степень подъема его творческих сил, проявляющаяся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые определяют ход общественного, научного или культурного развития в конкретный исторической период.

 

ГИПОТЕЗА – научно оформленное (или житейское) предположение, включающее вопрос, требующий проверки, исследования или обоснованного доказательства. Гипотеза – одна из составляющих научного мышления, направляющая и организующая исследовательский поиск.

Гипотетические утверждения организуются системой вопросов, выдвижение которых составляет особую составляющую культуры мышления при поиске возможностей расширения объема и качества знания. Она базируется на процедуре проблематизации.

 

ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями. Ее воздействие изучается путем погружения человека в воду в специальном оборудовании (сурдокамере, боксе и пр.).

В условиях депривации сенсорной актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом воздействуя на память образную. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, кои оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях депривации сенсорной на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения – заторможенность, депрессия, апатия, кои на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, прямо зависимые от цикличности состояний эмоциональных. Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются состояния гипнотические с появлением гипнагогических представлений; в отличие от состояний просоночных, бывающих в обычных условиях, они затягиваются на относительно большое время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности.

Чем жестче условия депривации сенсорной, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-то сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Отмечается снижение функции экстраполяции и продуктивности при выполнении несложных умственных действий. При увеличении времени воздействия депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального Я и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация системы нервной и развитие гипнотических фаз в коре полушарий мозга головного.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, удовлетворение жизненных и творческих потребностей. В философии в качестве ее структуры рассматривается цель, средство и результат, в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностной уровне – притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание результата; рассматривается соотношение деятельности и ее составляющих, соотношение внешней и внутренней деятельности, превращение внешней во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единство сознания и деятельности.

 

ДОМИНАНТА – очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающий поведению определенную направленность. Термин введен А.А. Ухтомским. Доминанта рассматривается как общий принцип работы головного мозга.

 

ЗАДАТКИ – врожденно обусловленные анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

 

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА – логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е = k log P + c, где k и c - некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Фехнером на основе закона Бугера - Вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя. Закону Вебера - Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, согласно коему эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер.

 

ЗАКОН БЛИЗОСТИ – один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

 

ЗАКОН ЗАМЫКАНИЯ – один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

 

ЗАКОН ПЕРЕНОСА НАВЫКА – тенденция более быстрого образования навыка в деятельности, которая по своей психической структуре близка к деятельности в процессе которой сформированы прочные навыки. Так переучивание с одного типа самолета на другой протекает более быстро, чем первоначальное овладение данным типом самолета; тракторист быстрее учится водить танк, чем представители других гражданских профессий и т. д.

 

ЗАКОН ‘ПЛАТО’ В РАЗВИТИИ НАВЫКА – временная тенденция отсутствия улучшения или ухудшения навыка при продолжении обучения. Наличие этой тенденции связано с неравномерным характером перестройки психики в овладении новыми, более продуктивными способами деятельности, которые обеспечивают последующий прирост навыка.

 

ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА – установление зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности т интенсивности (уровня) мотивации. Открыт американскими психологами Р.М.Йерксом и Дж.Д.Додсоном при исследовании зависимости научения от силы подкрепления у мышей. Подтвердились на материале других видов деятельности и мотивации у животных и человека.

Первый закон Йеркса - Додсона утверждает, что по мере возрастания интенсивности мотивации качество деятельности изменяется соответственно колоколообразной кривой: сначала повышается, а затем, перейдя через точку высших показателей успешности деятельности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при коем деятельность максимально успешна, называется оптимумом мотивации. Второй закон Йеркса - Додсона утверждает, что чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален.

 

ЗАКОН КЛАПАРЕДА – закон психологии, согласно которому эффективность функционирования психики личности тем выше, чем больше из сознания перешло в бессознательное, то есть чем больше образовалось динамических стереотипов. Причина этого заключается в том, что в мозгу человека может существовать лишь один очаг возбуждения, который целесообразно направить на отражение наиболее сложного раздражителя, остальные же должны отражаться как бы автоматически, бессознательно.

 

ЗАКОН КОНСТАНТНОСТИ – один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

 

ЗАКОН ПРЕГНАНТНОСТИ – один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в постулировании априорного наличия в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, “хорошую” форму (“хорошей” формой считается простая, упорядоченная фигура с набором большего количества плавных линий, нежели резких, угловатых).

 

ЗАКОН УГАСАНИЯ НАВЫКА – тенденция деградации в развитии навыка при отсутствии повторений.

 

ЗАКОН ФИГУРЫ И ФОНА – один законов гештальтпсихологии, открытый датским психологом Рубином, суть которого заключается в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры. Если отдельные части рисунка могут восприниматься как в качестве фона, так и в качестве фигуры, то возникает двойственность восприятия (пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля).

 

ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТАНТНОСТИ – закон функционирования эмоциональной сферы человека, утверждающий, что общий запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества: чем больше эмоциональных ситуаций, тем менее рельефно они проявляются. Сила и длительность эмоциональных реакций может существенно меняться в однотипных конкретных ситуациях в зависимости от количества таких ситуаций. Например, контакт с ранеными вызывает сильные эмоциональные реакции; но у врача, постоянно имеющие дело с ранеными, эта эмоциональная реакция на конкретного человека выражена меньше. Он просто не в состоянии реагировать на каждого так, как обычный человек. Формально эту зависимость можно выразить следующим образом:

IЭ • NЭ = Э = const.

где: Э – общая эмоциональность человека в данный момент времени;

IЭ – интенсивность каждой эмоциональной реакции;

NЭ – количество эмоциональных ситуаций.

 

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ – явление зависимости эффективности запоминания материала от меры законченности действия. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенными. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

 

ИНДИВИД – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт. 2) Отдельный представитель человеческой общности.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ – устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направление, разработанное отечественными психологами (Е.А.Климовым, В.С.Мерлиным, Е.П.Ильиным). Это направление отличается от зарубежных "деятельностным", а не "личностным" подходом к детерминации стиля. Индивидуальный стиль деятельности определяется, в узком смысле, как обусловленная индивидуальностью субъекта устойчивая система приемов, способов деятельности, которая складывается у субъекта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. B широком смысле – как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

ИНТЕЛЛЕКТ – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений; способность человека успешно адаптироваться к окружающей среде за счет опережающего отражения действительности.

 

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – буквально: переход извне во внутрь. Интериоризация – одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате и., становится компонентом психики отдельного индивида.

 

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ РЕТРОАКТИВНАЯ – ухудшение сохранения заученного материала, вызванное заучиванием или оперированием с последующим (интерферирующим) материалом. Относительная величина ее уменьшается по мере достижения устойчивого критерия усвоения первоначального материала. Интерференция ретроактивная возрастает по мере увеличения сходства заученного и интерферирующего материала и достигает максимума при их совпадении. С ростом объема запоминаемого материала при неизменном объеме последующего она постепенно уменьшается, а при неизменном объеме запоминаемого материала и росте объема последующего – увеличивается. Определение интерференции ретроактивной осуществляется так же, как и проактивной: сравниваются результаты воспроизведения или повторного заучивания в группах экспериментальных и контрольных.

 

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ПРОАКТИВНАЯ – явление деятельности мнемической, состоящее в ухудшении сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала.Увеличивается при возрастании степени заучивания интерферирующего материала и увеличении его объема, а также по мере нарастания степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала. Экспериментально интерференция проактивная обнаруживается при сравнении результатов воспроизведения или повторного заучивания группы контрольной и экспериментальной.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СЕЛЕКТИВНАЯ – явление мнемической деятельности, выражающееся в задержке ответа на вопрос в результате непроизвольного влияния на него значения слова. Наглядно выступает при решении задачи называния цвета букв некоторого слова, особенно если само это слово – название цвета. Аналогичные эффекты проявляются во многих других случаях: например, если нужно ответить, высоким или низким голосом произносится слово "низкий" или "высокий"; если нужно назвать изображение объекта, на коем написано название этого или другого объекта, и пр. Явление интерференции селективной используется при исследовании процессов понимания.

 

ИНТРОВЕРТ – тип личности (по классификации 3. Айзенка, К. Юнга и др.), активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешне деятельностью. Для типичного интроверта характерны следующие черты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям, профессиям не связанным с общением, с работой с людьми.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ – сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

 

ЛИЧНОСТИ СТРУКТУРА – совокупность психических качеств, состояний, особенностей и личностных образований, способ связи которых образует некоторую целостность. В зависимости от авторской концепции личности и ее определения, структура личности трактуется существенно по-разному, включая в разных вариантах направленность, характер, способности, типологические и индивидуальные особенности, а также темперамент, психогенетические и морфофункциональные задатки (а иногда исключая их из структуры личности). Многие авторы, рассматривая личность как чисто социальное образование, не включают в ее структуру биологически обусловленные образования. Одна из трактовок личности в рамках деятельностного подхода рассматривает не столько ее внутренние диспозиции в широком смысле слова, сколько сферы ее деятельностных взаимодействий с предметной и социальной действительностью (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.), признавая при этом ведущую роль социальной детерминации.

Наиболее распространена четко структурированная модель личности К.К.Платонова. Она включает четыре подструктуры: 1. Социально обусловленные качества личности (направленность, моральные качества, духовные потребности); 2. Биологически обусловленные качества (темперамент, задатки, патологические изменения); 3. Качества, обусловленные опытом (знания, навыки, умения, привычки); 4. Качества, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных психических процессов (тип памяти, степень эмоционально-моторной устойчивости и пр.).

Другая концепция личности (В.Н.Мясищева) преодолевает взгляд на структуру личности как ограничивающее ее “контур”, в известном смысле замкнутое образование. Согласно Мясищеву, преодолевающему дихотомию внешнего и внутреннего отношения, есть способы связи личности с миром (позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.). Эта концепция существенна как реализация системного подхода к личности, который методологически должен предшествовать рассмотрению структуры.

 

ЛИЧНОСТЬ – индивидуальная форма, уровень бытия человека, индивидуальный способ существования и осуществления им себя в социальной и личной жизни.

Личность определяется, во-первых, в контексте понятий “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”, во-вторых, в разных системах связей – с деятельностью, общением, познанием и жизненным путем в целом. В отечественной психологии общепринятым является определение личности как устойчивого психического склада человека и как одновременно проективной, динамической иерархической системы его организации, высшим уровнем которой является сознание.

Перефразируя определение личности С.Л.Рубинштейна можно сказать, что личность есть способ реализации ее намерений, желаний (потребностей, мотивов и т.д.) ее способностями и возможностями в соответствии с ее характером и объективными жизненными условиями и требованиями. Этим подчеркивается интегральная и интегрирующая сущность личности, самореализация которой (и определение) осуществляется во времени и пространстве жизненного пути.

Высшими жизненными “способностями” личности являются сознание, активность (инициатива и ответственность) и способность к организации времени жизни и деятельности. В свою очередь, активность есть интеграл ее притязаний (обобщенных мотивов, направленности), саморегуляции и удовлетворенности (достижений), семантически связанных прямыми и обратными связями.

 

МНЕМОТЕХНИКА – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Создаваемые ассоциативные связи между старым и новым рядами значительно улучшают запоминание новой последовательности.

МОТИВ – динамическое смысловое выражение потребности, включающее то, чего хочет (хотел) сделать человека, почему и в какой степени он хочет этого, на какие затраты, мобилизацию (жертвы) он готов (значимость мотива). В широком смысле слова мотивы включают в себя (или через них реализуются) самые различные личностные и психические образования, побуждающие поведение: потребности, влечения, интересы, стремления, цели, ценностные ориентации, установки, идеалы. А.Н.Леонтьев и другие различают смыслообразующую и побудительную функции мотива. Некоторые психологи понимают под мотивом лишь осознанные потребности, другие допускают наличие неосознанных мотивов (при более широком их понимании).

 

МОТИВАЦИОННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – построение деятельности и поведения личности в целом в соответствии с актуально действующими мотивационными образованиями. В М.р. деятельности фигурирует, с одной стороны, нежелательное для человека состояние наличной действительности, а с другой – желательное состояние действительности, фиксируемое в побуждении. Процесс М.р. – это процесс преобразования действительности через акт деятельности. При этом уровень деятельностной мобилизации и готовность к функциональным, временным и материальным затратам примерно эквивалентна уровню значимости актуального побуждения. Переживаемая значимость ожидаемого результата может быть выше, но мобилизация, строго говоря, не может быть выше сложившегося уровня значимости. В процессе М.р. действует, как правило, целый ряд и даже множество мотивов (полимотивированность деятельности), когда одни мотивы обеспечивают процессуальную сторону деятельности, другие – направленность всего акта деятельности; одни мотивы обеспечивают, скажем, в основном количественные показатели, другие – в основном качественные; одни компоненты деятельности обеспечиваются модальностью типа желательности, другие – модальностью типа необходимости, отражающей возможные негативные последствия, и т.д. Важной особенностью М.р. деятельности является оптимальность ее стимуляции, в соответствии с которой слабая мотивационная стимуляция не приводит к необходимому эффекту, но чрезмерная стимуляция в ряде случаев также блокирует высокую мотивацию виду либо функциональной перегрузки, либо снижения ожидаемой вероятности успеха (закон Йеркса-Додсона, данные Дж.Аткинсона, О.Хебба и др.). Принцип оптимальности в данном случае, как в ряде других, отражает ключевые акмеологические закономерности, лежащие в основе высших достижений профессионального и иного плана. В последнее время в русле этих представлений развивается зональная концепция мотивационной регуляции поведения (В.Г.Асеев).

 

МОТИВАЦИЯ – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В широком смысле слова под мотивацией имеется в виду совокупность всех психологических моментов, определяющих поведение человека. В более узком смысле под мотивацией подразумевают систему смысловых образований личности, имеющих определенную субъективную значимость. В этом плане мотивация определяется как отражение в субъективной значимости и регулятивное осуществление объективно важных для личности состояний действительности.

Различают два истока и структурные составляющие мотивации: содержательную, фиксирующую желательные (нежелательные) состояния действительности результативно-целевого типа, и динамическую, связанную с мотивационной характеристикой самого процесса деятельности (потребность в деятельности или функциональном покое). Результативно-целевые установки в принципе могут быть реализованы вне деятельности самого человека, другими людьми или машинами. Роль динамической составляющей мотивации состоит в том, что через нее в виде потребности в самых разнообразных видах деятельности осуществляется биологическая, психологическая и социальная самореализация человека как личности.

 

МЫШЛЕНИЕ – сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью. Оно позволяет познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность. Различают наглядно-практическое, образное, теоретическое мышление. Все виды М. обычно выступают в единстве, преобладание того или иного из них зависит от задачи, опыта, знаний, индивидуальных особенностей, интересов и возраста человека.

М. начинается с постановки задачи, вопроса. Затем идет поиск, построение предварительного ответа (гипотезы), умственная или практическая проверка принятого решения. Особый характер носит творческое М., которому чужд способ проб и ошибок или простейший перебор известных вариантов решения сходных задач. Творческое М. предполагает выход за пределы исходных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний, опыта. Творческое М. связано с решением проблем или новых задач с созданием нового знания, концепций, парадигм.

 

МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ – проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, тем большее место в нем занимают психические процессы.

Соответственно задачам и содержанию мышления различают такие его виды, как научное, техническое, поэтическое, музыкальное, художественное и т. д. По преобладающим способам и психическим процессам, включенным в мышление, выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, конкретное, теоретическое, практическое и другие В. м. Так, наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, оно связано с практическими действиями, с реальным физическим преобразованием ситуации. В элементарной форме оно присуще людям, профессии которых предполагают практический анализ, конструирование (химик, лаборант, конструктор и т. д.). Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление, позволяющие воссоздать многие свойства предмета. Этот вид мышления характерен для дошкольников, а в развитых формах – для писателей, художников, музыкантов, актеров. Абстрактное мышление протекает на основе понятий с малым количеством образов, оно функционирует на основе языковых средств и характерно для старших школьников и взрослых. Теоретическое мышление вскрывает связи и отношения между понятиями и выражает эти связи в суждениях. Оперативное мышление перерабатывает текущую информацию, обеспечивает планирование, контроль, регулирование деятельности. Практическое мышление направлено на создание реальных предметов, поиска возможностей изменения действительности.

Все В. м. обычно выступают в единстве, преобладание того или иного из них в деятельности зависит от задачи, опыта, знаний, индивидуальных особенностей, интересов и возраста человека. Например, теоретическое и практическое мышление можно разделить только при их изучении. Фактически эти два вида мышления функционируют одновременно.

МЫШЛЕНИЯ ОПЕРАЦИИ – умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими О. м. являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления. Синтез– объединение частей, элементов в единое целое. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знание отдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом.

Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Абстракция – отвлечение от каких-либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделение существенных свойств и признаков предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, числе, человеке, обществе, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – это движение мысли от общего к частному, приведение примера. Классификация – это отнесение предмета, явления к группе предметов, явлений или конкретного понятия к более общему понятию. Систематизация – это приведение объектов в порядок; систематизировать можно знания, технические устройства и т. д.

 

НАВЫК – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развитии н., закон угасания, закон переноса н. и др.).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – психическое свойство личности – система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В н. л. обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность. В «акме» личности входят те компоненты направленности, которые способствуют высшим достижениям человека в избранном виде деятельности.

 

НАСТОЙЧИВОСТЬ волевое качество, направленное на достижение цели при преодолении препятствий или трудностей на пути к ней.

Существенными признаками настойчивости являются: приложение усилий, принятие решений и их реализация. Как волевое качество настойчивость предполагает борьбу мотивов в условиях конкурирующих, разноплановых влечений. Настойчивость предполагает самоограничение, сдерживание достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.

Настойчивость проявляется в сознательном регулировании человеком своего поведения, выраженном в умении видеть и преодолевать препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

На личностном уровне настойчивость проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и других. Она связана также с такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпении, упорство, стойкость, последовательность и т.л.

НАСТРОЕНИЕ одна из форм эмоциональной жизни человека, характеризуется более или менее устойчивым эмоциональным состоянием человека, окрашивающим в течение некоторого времени все его переживания.

 

ОБРАЗ – форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений – воли, эмоций, установок, мотивов и т. д.

 

ОБЩЕНИЕ – непосредственные контакты, опосредованные отношения, взаимоотношения и взаимодействие людей друг с другом, коммуникативные процессы, включающие все сферы и уровни психологии людей, личности и психика (перцептивную, познавательную, мотивационную и др.).

Г.М.Андреева выделяет в структуре общения три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация, по ее мнению, заключается в обмене информацией между общающимися индивидами, интерактивная – в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями, перцептивная – в восприятии и познании людьми друг друга, приводящими к их взаимопониманию. Последний аспект общения – перцептивный – был впервые разработан в отечественной психологии А.А.Бодалевым, под руководством которого было осуществлено исследование восприятия человека человеком и некоторых характеристик социального интеллекта.

Общение может рассматриваться также в парадигме “отношений”, которая – в основном была предложена В.Н.Мясищевым применительно к личности. Эта парадигма включает и позволяет учесть и эмоциональные, и оценочные отношения людей друг к другу, а также рассмотреть общение как способы связей (более постоянных или временных, формальных или неформальных и т.д.) людей друг с другом на основе совпадающих по характеру или не совпадающих (позитивных или негативных) отношений. Тогда открывается перспектива для анализа конфликтного или гармоничного или проблемного типов общения.

 

ОДАРЕННОСТЬ – высшая, вершинная форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности.

 

ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные моменты, качества и отношения других объектов. Характер о. зависит от уровня организации материи.

 

ОЩУЩЕНИЕ – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

 

ПАМЯТЬ – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

 

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ – одна из разновидностей памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до десятилетии) сохранение и последующее воспроизведение той или иной ранее воспринятой информации.

 

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ – одна из разновидностей памяти, обслуживающая деятельность личности в данный момент и обеспечивающая удержание и преобразование информации, полученной как в результате текущего восприятия, так и путем извлечения из памяти долговременной. В п. к. информация обычно хранится от нескольких секунд до нескольких минут и объем ее весьма ограничен (не более 7± 2 единиц материала).

 

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ – отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранящимися в памяти долговременной.

 

ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ – вид памяти, фиксирующий информацию в виде образов, в которых может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения, а также установлена система непривычных, “невероятных” сочетаний предметов и их свойств; хранилище невербальной информации.

 

ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ – вид памяти, характеризующийся использованием понятий, категорий, логических конструкций, обобщений и функционирующей на базе языковых или других знаковых средств.

 

ПОВЕДЕНИЕ – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «п.» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не п., а деятельность. П. при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющей природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленной, опосредованной языком и другими знаково-смысловыми системами, типичными формами которой является познание, труд, игра, общение.

 

ПОТРЕБНОСТЬ (в психологии) – объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности. В самом общем виде п. людей принято делить на биологические и социальные, нередко это деление называют иначе материальные и духовные. П. в психологии рассматриваются и как особые психические состояния – состояния «напряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т. д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. П. изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены. Удовлетворение п. протекает в результате целенаправленной деятельности. У человека на определеном этапе развития может формироваться и потребность самоактуализации, высших достижений, что входит в предмет исследования акмеологии.

 

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека. В акмеологии эти закономерности, тенденции, особенности носят комплексный характер и нередко выходят за рамки собственно психологических.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. П. обычно менее ярки и устойчивы, чем восприятия. Эта разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств, протекают более активно, чем тогда, когда мы что-либо представляем. Вместе с тем П. более изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности.

П. разделяют по функционированию ведущего органа чувств (зрительные, двигательные и др.), по содержанию (технические, топографические, музыкальные и т. д.). Их делят также в зависимости от степени обобщенности и новизны образов на единичные и общие, П. памяти и П. воображения. Следствием сочетания различных П. является схематическое П., охватывающее группу объектов, их соотношение в пространстве и времени.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – характеризует психику и сознание как единство знания и переживания, отражения и отношения, идеального и экзистенциально-онтологического.

Роль сознания проявляется в регуляции деятельности, а последняя представляет собой реальное антологическое социальное качество бытия человека. Сознание обладает своей специфической активностью, проявляющейся в познании, понимании мира, самоопределении в нем личности и регуляции ее деятельности. Можно говорить, что сознание не только отражение мира, но и выражение отношения к нему субъекта. Согласно Рубинштейну, сознание репрезентирует индивиду в настоящем времени все то, что имело место в любом другом времени и пространстве. Сознание как идеальное способно строить модели, конструкты, интегрирующие специфическое субъективное смысловое время и пространство. Субъективность – вторая важнейшая характеристика сознания проявляется в его ценностном характере, в способности переживания, выражения своего отношения к миру выбора.

Связь сознания и деятельности была выражена в формуле “сознание (и личность – добавим мы сегодня) проявляется и развивается в деятельности”. Таким образом, связь эта носит двусторонний характер: в деятельности реализуются цели, мотивы, устремления, притязания субъекта и его способности и одновременно происходит обратное влияние реализованных возможностей субъекта на его сознание, способности, дальнейшее развитие.

 

ПРИНЦИП СЕНСИБЕЛЬНОСТИ – стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным психическим нарушениям, узнаются быстрее всех прочих.

 

ПРОБЛЕМА – понятие, обозначающее наличие в бытии некоторого противоречия, которое оформляется, присваивается сознанием субъекта в виде проблемы. Проблема – идеальная форма репрезентации в сознании и познании человека объективно существующего противоречия.

Способность личности осознать существующую проблему или сформулировать новую называется проблематизацией, которая была исследована в контексте изучения социального мышления личности.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.

 

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – воспроизведение давно усвоенного и забытого материала, отсроченное припоминание информации с более поздними наслоениями. Нередко первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное, реминисцентное.

 

РЕФЛЕКСИЯ – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни субъектом. К рефлексии относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся.

Смысл Р.– переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р.– выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р.– это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.

 

РЕЧЬ – исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком Р. выполняет ряд функций: обозначения (каждое слово, предложение имеют определенное содержание); сообщения (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений); воздействия (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов).

 

САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

САМОСОЗНАНИЕ – высшее выражение сознании человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие «самосознание» активно развивается в рамках «Я»-концепции.

 

СИНЕСТЕЗИЯ – явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо волн субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры – "мрачные звуки" и "светлый голос". Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.

Наиболее распространенное проявление синестезии – т. н. цветной слух, при коем звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Римского-Корсакова, Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – повышение чувствительности анализаторов в результате действия раздражителя.

 

СОЗНАНИЕ – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий (трактовка сознания в русле традиции марксистской философии).

Согласно С.Л.Рубинштейну, сознание не только отражение мира, но выражение отношения к нему, единство знания и переживания и регулятор деятельности.

Важнейшей функций сознания является способность репрезентации в настоящем всего того в мире, что совершалось в другом времени и пространстве, сочетающаяся с высочайшей изобретательностью и замыканием своего внутреннего мира. Замкнутость внутреннего мира охраняющая самоидентичность и автономность и способность “выхода за свои пределы” – две полярные способности сознания, дающие ему гигантское смысловое пространство функционирования.

 

СПОСОБНОСТИ – психические и личностные особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.

Наиболее крупным теоретиком проблемы способностей в отечественной психологии является Б.М.Теплов, проводивший исследование музыкальных способностей. С.Л.Рубинштейн определял способности как обобщение психических деятельностей, подчеркивая их индивидуальный характер, с одной стороны, с другой, сближая способности выдающихся личностей (таланты) со способностями обычных людей. В шкале Рубинштейна проблема способностей была поставлена в контексте соотношения потенциального и актуального. Актуальные способности не исчерпывают всех не раскрытых, нереализованных возможностей человека, которые необходимо диагносцировать, актуализировать, поддерживать.

 

СТРЕСС – состояние психического и физиологического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, как неспецифический адаптационный синдром, сущность которого заключается в приспособлении организма к фактору, воздействие которого может оказаться губительным. Теория С. была создана Г. Селье (1907–1982), канадским биологом и врачом.

В развитии стресса различают три стадии: тревоги, резистентности и истощения. Стресс – как неспецифическая реакция адаптации, является системным явлением всего живого мира. Применительно к человеку принято говорить о психическом стрессе, развитие которого включает в себя сложную иерархию психических процессов, опосредующих влияние стрессогенной ситуации. Т.о. возникновение эмоционального стресса ставится в зависимость от особенностей личности и ее предшествующего опыта, характера индивидуального восприятия и индивидуальной интерпретации стимула. С. вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д.

В состоянии С. нарушаются прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное влияние С., например, в деятельности учащихся, выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений и т. д. Положительные эффекты С. выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т. д.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ – индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений психики. Т. влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение, например, учащихся на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Т. влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

По взглядам ряда физиологов и психологов, основные нервные корковые процессы – это возбуждение и торможение. У разных людей они различны по силе, уравновешенности и подвижности. Эти особенности нервных процессов, сочетаясь, образуют типы нервной системы, выражением которых являются темперамент.

 

ТРЕВОЖНОСТЬ – склонность индивида к переживанию тревоги психического состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Т. обычно предшествует страху.

 

УСТАНОВКА – готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. У. может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению. Примером является ожидание, намерение, ценностная ориентация. У. выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям. Различают позитивные, негативные и нейтральные У. При позитивных У. информация воспринимается активно, доброжелательно, с доверием. При негативных У. информация воспринимается в известной мере искаженно, с недоверием или как чуждая, вредная, неприемлемая. В нейтральных У. субъективные моменты не являются четко выраженными. Д.Н.Узнадзе является автором отечественной теории установки и главой одноименной научной школы.

 

ФРУСТРАЦИЯ – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи. Ф. может выражаться в текущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии. Характерным результатом ф. является отказ от неудавшейся деятельности.

ХАРАКТЕР – совокупность общественных и индивидуально своеобразных особенностей личности, влияющих на поведение и поступки человека. В отечественной психологии теория личности первоначально развивалась как характерология: первая теория характера принадлежит Н.Н.Лазурскому, который объединял в характере, с одной стороны, сложность и богатство личности, с другой – как приспособленность к среде, и разделял характеры на чистые и комбинированные по преобладанию одного или многих качеств.

Н.Д.Левитов определял характер как устойчивый психический склад человека. Он включал в характер направленность, определяя ее как: 1) осмысленность, рассудочность, 2) эмоциональные черты, 3) волевую устремленность (даже энтузиазм) и дифференцируя направленность по: 1) глубине; 2) устойчивости и гибкости; 3) определенности (целостности); 4) уровню аспирации, притязаний. Психический склад, в свою очередь, он дифференцировал по: 1) определенности; 2) целостности; 3) широте; 4) сложности; 5) яркости выражения; 6) оригинальности; 7) силе; 8) динамичности.

Оригинальное определение характера дал Б.Г.Ананьев, связав его с разрешением внутренних противоречий личности между желанием и волей, потребностями и способностями, намерениями и поступками, обеспечивающим целостность, единство личности.

С.Л.Рубинштейн определил характер как совокупность закрепленных в индивиде обобщенных побуждений: основа характера не сами способы поведения, а регулирующие его генерализованные побуждения. Он подчеркнул не статичность, а открытость характера, благодаря которой один поступок, совершенный в силу определенных обстоятельств, может превратиться в черту характера.

ЦЕЛЬ – идеальный результат деятельности отдельного человека, группы людей. Содержание Ц. в известной мере определяет средства ее достижения. Ц. могут быть отдаленными, близкими, ситуативными, общественно-ценными или вредными, альтруистическими или эгоистическими. Значимые Ц. побуждают, мобилизуют, направляют волю и поведение людей. Личность ставит перед собой Ц. на основе потребностей, интересов или же осознания и принятия задач, которые выдвигаются другими людьми в силу социальных связей и зависимостей. В целеполагании важную роль играют мышление, воображение, эмоции, чувства, мотивы поведения.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ц. о. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей – начало определения иерархии Ц. о.: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д. Непротиворечивость Ц. о.– показатель устойчивости личности.

 

ЦЕННОСТЬ – значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, других людей. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентаций личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных