Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психосоциальное развитие. В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) социальная ситуация младенчества распадается: если раньше взрослый был центром мира ребенка




 

В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) социальная ситуация младенчества распадается: если раньше взрослый был центром мира ребенка, то теперь ребенок акцентирует свое внимание на предмете; если раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение происходило ради общения, то теперь связь между ребенком и взрослым опосредована предметом и, наоборот, связь ребенка с предметом опосредована взрослым как образцом действия с предметом, носителем собственно человеческих способов употребления предметов. Социальная ситуация развития в раннем детстве представляется следующим образом: ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый [Обухова, 2001]. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. Данная ситуация обусловливает новую форму общения – ситуативно-деловое общение. Ее предпосылки сложились уже во втором полугодии первого года жизни [Лисина, 1986]. Ситуативно-деловое общение представляет собой практическое сотрудничество по поводу действий с предметами, поэтому центральным мотивом общения начинает выступать деловой мотив.

При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого уже недостаточно – ребенку нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем он занимается, и участвовал в этом процессе [Там же]. Общение детей этого возраста в высшей степени ситуативно, т. е. привязано к конкретному месту и времени, малыши интересуются не вообще что делают взрослые, а что они делают в данный момент. Привязанность к взрослому рождает у ребенка желание ему подражать. Именно благодаря ситуативно-деловому общению дети в этом периоде переходят от неспецифических манипуляций с предметами ко все более специфическим действиям с ними, когда, по выражению П. Я. Гальперина, «логика руки» начинает подчиняться «логике орудия», предметы начинают использоваться по назначению в соответствии с той функцией, для которой они были созданы [Гальперин, 1980].

Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий достижения ребенка и эмоционально поддерживающий его. Похвалы и порицания взрослого человека приобретают для ребенка огромное значение, причем не только для усвоения нужных правильных действий с предметами, но и в целом для развития его личности.

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова [Шаповаленко, 2004] выделяют следующие характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

• инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

• предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

• доверчивость, открытость и эмоциональность по отношению к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

• чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

• активное использование речи во взаимодействии.

По мнению М. И. Лисиной [1986, с. 41–44], потребность детей в общении со сверстниками формируется в раннем детстве и отчетливо выявляется на третьем году жизни, о чем свидетельствуют:

• исчезновение обращения со сверстником как с объектом (бьет рукой, не реагирует на крики сверстника, тянет за волосы, тычет в ухо и т. д.) и сохранение по отношению к нему действий только субъектного характера (как заглядывает в глаза, смотрит с улыбкой, прикасается к руке и др.);

• выделение особой категории субъектных действий, применяемых только к сверстнику, но не к взрослому (дети могут нарочно падать, издавать необычные звуки, швырять игрушки, подушки и т. д., сопровождая свои действия бурным выражением эмоций: смехом, восторженным визгом, криками, прыжками и проч.);

• появление попыток «показать себя» сверстнику, продемонстрировать свои возможности и способности;

• развитие чувствительности к отношению сверстника.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не является еще полноценным. Двух-трехлетние дети, скорее, играют «рядом», а не вместе, это так называемая параллельная игра: ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей [Крайг, 2000]. В процессе игры могут возникать ссоры из-за игрушек, проявляться вспышки гнева и агрессивности. Ребенок раннего возраста рассматривает игрушки как свою собственность, а общаясь с другими детьми, из-за свойственного ему эгоцентризма всегда исходит из собственных желаний, не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопереживая ему. Дети, имеющие теплые отношения с родителями, вовлечены в более широкое общение со сверстниками [Берк, 2006]. Именно в общении с чуткими взрослыми они учатся, как посылать и интерпретировать эмоциональные сигналы в ходе своих первых контактов со сверстниками.

 

5.3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных