Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личностное развитие. Юность – это время усиления саморефлексии, потребности в углубленном самоанализе, повышения интереса к себе




 

Юность – это время усиления саморефлексии, потребности в углубленном самоанализе, повышения интереса к себе, поисков и обретения идентичности, достижения устойчивой Я-концепции, время напряженного осмысления вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Чего я хочу?», «Каковы мои возможности и перспективы?», «Какой жизненный путь мне избрать?» и т. д. [Крайг, 2000; Ливехуд, 2000; Практическая психология, 2000; Эриксон, 1996].

Источником, внутренним динамическим фактором развития личности, согласно модели В. А. Петровского [2010, с. 267], начинает выступать противоречие: «Я не похож на других» и «Я – как все» (противоречие «Я» уникального и «Я» заурядного). Данное противоречие порождает новую цель: осознать свою уникальность, свое несходство с другими, найти свою идентичность и благодаря ей обрести значимость в глазах других. Действительный путь развития, как подчеркивает В. А. Петровский [2010], состоит не в том, чтобы использовать уже имеющиеся варианты и шаблоны поведения (например, через подражание своим кумирам), а в том, чтобы осознать свою исключительность, непохожесть на других, начать движение к самоопределению.

По мере накопления опыта реального взаимодействия с другими, общения и деятельности складывается более обобщенная, устойчивая, реалистическая и независимая Я-концепция. Она становится более сложной и дифференцированной, возрастает значимость системы собственных ценностей для построения Я-образа и для самооценивания. В юности по сравнению с подростковым образом теряется аффективная окрашенность по отношению к своему «Я». Многие исследователи отмечают, что при переходе к юности, т. е. после 15 лет, происходит повышение глобальной самооценки, более устойчивыми становятся частные самооценки. На первый план выступает когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций, адресующихся собственному «Я»; растет осознанное отношение к себе, сбалансированность развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки [Захарова, 1989]; расширяется содержание самооценки. Она становится более обобщенной, интегрированной, и в то же время проявляется стремление к тонкой индивидуальной характеристике, создающей абрис собственного «Я», неповторимого и резко отличного от других. Ключевое место начинают занимать личностные и моральные ценности; растет реалистичность, устойчивость, объективность самооценки [Кон, 1984]. Структурирование времени жизни от прошлого к будущему – преобразование прошлого опыта («Я» в прошлом), преодоление узости и ограниченности настоящего («Я» в настоящем), обретение способности предвидения своего будущего («Я» идеальное) – выступает важнейшей детерминантой возрастного развития [Болотова, Штроо, 2002].

Что касается гендерных особенностей самооценки, то в ряде исследований установлено, что глобальное самоуважение у девушек ниже, чем у юношей, и эта разница наибольшего значения достигает в возрасте 15–18 лет [Бороздина, 1999; Кон, 2009].

Хотя самооценка и Я-образ в юности по сравнению с подростковым возрастом становятся более позитивными, целостными, устойчивыми и независимыми, они все же еще далеки от оптимальных. В данный возрастной период важную роль в процессе самооценивания и построения Я-образа играют внешние условия: социальное признание, физическая привлекательность, достижения, успехи. Поиск своего «Я», своих внутренних стандартов и ценностей обусловливает стремление к соотнесению себя с другими людьми («Я – значимые другие», «Я – мы», «Я – они», «Я – близкий другой»). Отсюда на первый план выходит такой механизм самооценивания, как социальное сравнение. Подросток оценивает свои качества, способности и возможности, а также ценность своего «Я» в сравнении с другими: «лучше, чем кто-либо» или «хуже, чем кто-либо». Обострение противоречия между собственными и чужими представлениями о себе выступает в юности как конфликт: уникальное «Я» – заурядное «Я» [Петровский, 2010]. Преобладание именно такого противоречия и механизма самооценивания, равно как еще не принятые, не выработанные устойчивые цели, ценности и стандарты, обусловливают хрупкость самооценки.

Расширение временно́й перспективы в сторону отдаленного будущего создает у подростка выраженную интенцию к временному сравнению на континууме «Я есть – Я буду». Он оценивает себя не по реальным качествам, способностям, результатам деятельности, а по предполагаемым, будущим или желаемым, что может привести к росту неадекватности самооценки, к излишней самоуверенности или, наоборот, к росту тревожности и пессимизма. Только достижение целостности и устойчивости Я-концепции, понимание и принятие «Я» во всех его аспектах, выработка своих стандартов и целей позволяют юношам и девушкам при самооценивании опираться на свою идентичность и, следовательно, быть менее зависимыми от внешних факторов и оценок.

Одной из основных проблем юношеского возраста выступает проблема смысла жизни. Некоторые исследователи говорят о философской направленности личности в период юности [Практическая психология, 2000], для которой характерны романтизм, стремление решать свою судьбу в мировом масштабе, потребность найти себя, свое предназначение в жизни, определить смысл своего существования. При этом отмечается, что для юношей и девушек характерны, с одной стороны, лишенные конкретики, носящие крайне общий характер искания смысла своего существования, а с другой – деловой, достаточно прагматичный выбор профессии. Искания своего предназначения, смысловых жизненных опор, смысла своего существования так или иначе связаны с процессом становления идентичности.

Центральным психологическим новообразованием юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению [Там же], или установление первой цельной формы идентичности [Эриксон, 2000]. Становление идентичности – это долгий и трудный процесс определения самого себя, своих ценностей и жизненных целей, формирования представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою непрерывность, тождественность, целостность и уникальность [Там же]. Поиск и определение сущности своего «Я» включает многие жизненные выборы: сексуальной ориентации и полоролевых идеалов, образования и профессии, стиля межличностных взаимоотношений и референтных групп, этнической и религиозной принадлежности, нравственных принципов и ценностных ориентаций. Э. Эриксон связывает юность с кризисом идентичности. Он представляет собой выбор жизненного пути, когда молодой человек должен осмыслить и объединить различные собственные качества и способности, связанные с семейными, гендерными, социальными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность, переосмыслить ценности, планы и приоритеты, согласовать их с собственным прошлым и с будущими проектами, а также с оценками значимых других людей. В результате подростки, которые проходят через данный процесс внутреннего душевного поиска, достигают зрелой идентичности. Негативное завершение юности описывается Э. Эриксоном как смешение идентичности, когда подростки не могут сделать жизненно важные выборы, определить свое «Я», свои цели и свой жизненный путь. Как следствие, они оказываются неподготовленными к психологическим задачам взрослости. Э. Эриксон полагал, что общая дилемма юности достижение идентичности – диффузия идентичности может быть конкретизирована следующими дилеммами [Райс, 2000]:

1) временная перспектива – расплывчатое чувство времени;

2) уверенность в себе – застенчивость;

3) экспериментирование с различными ролями – фиксация на одной роли;

4) ученичество – паралич трудовой деятельности;

5) сексуальная поляризация – бисексуальная ориентация;

6) отношения лидер/подчиненный – неопределенность авторитета;

7) идеологическая убежденность – размытость системы ценностей.

Э. Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий» для обозначения санкционированного обществом определенного интервала времени между подростковым периодом и взрослостью, когда юноши и девушки занимаются ролевым экспериментированием, пробуют себя в различных социальных и профессиональных ролях. Он указывает, что в различных обществах продолжительность и интенсивность протекания этого периода различны, но если к концу периода юности индивиду не удается сформировать свою идентичность, когда он не может оптимально разрешить представленные выше дилеммы, то возникают специфические трудности:

диффузия времени – нарушение восприятия времени: возникает ощущение либо жесточайшего цейтнота и человек ничего не успевает, либо растянутости и пустоты, скуки и никчемности;

застой в работе – нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;

отрицательная идентичность, проявляющаяся прежде всего в отрицании всех предлагаемых социально-значимых ролей и ценностей, ориентация на противоположное – опасный, вредный, асоциальный образец.

Дж. Марсиа, основываясь на концепции Э. Эриксона, выделил четыре основных варианта (статуса) формирования идентичности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности [Берк, 2006; Крайг, 2000]. Они определяются с учетом двух факторов: 1) прошел ли человек через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности; 2) принял ли он решения, связал ли себя твердыми обязательствами относительно сделанного вы бора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.

Предрешенность, или предрешенная идентичность, наблюдается тогда, когда молодой человек или девушка, не проходя через кризис идентичности, т. е. не проходя периода выработки самостоятельных решений, приняли определенные ценности, цели, социальные обязательства. Они выбрали профессию, религиозные и ценностные ориентации, но этот выбор не был самостоятельным. Они усваивают готовую идентичность, выбранную за них и для них авторитетными фигурами, обычно родителями. У этой категории молодых людей переход к взрослости происходит гладко, практически без конфликтов. Они, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими, их действия отличаются последовательностью и стабильностью. Юноши и девушки в статусе предрешенности склонны к меньшему самоуважению по сравнению с теми, кто находится в статусе моратория или зрелой идентичности, они более зависимы от других, их отличают догматичность, ригидность, нетерпимость.

Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Подростки с этим статусом еще не сделали четкие жизненные выборы, находятся в процессе исследования, заняты поиском себя, экспериментированием с различными ролями, пытаются разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор из многих альтернатив. Их отличает высокий уровень тревоги, неудовлетворенность своей жизнью и собой, конфликтность в общении, борьба за свободу.

Диффузия идентичности – наименее благоприятный вариант развития. Молодые люди, находящиеся в этом статусе, не придерживаются каких-либо четких целей и ценностей, не принимают никаких решений и не обдумывают их принятие. Они пытаются уйти от любой ответственности, живут сегодняшним днем, стремятся лишь к получению удовольствия, полагаясь на милость удачи или судьбы. Молодые люди с этим статусом гораздо чаще, чем их более зрелые сверстники, употребляют наркотики и злоупотребляют алкоголем, отличаются склонностью к депрессии или суицидальному поведению. В этой группе чаще встречаются юноши и девушки, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны.

Статус достижения идентичности – статус тех, кто прошел через кризис идентичности и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений. В результате молодые люди стремятся жить в соответствии с собственными нравственными принципами, установленными ценностями, профессиональными выборами. Их отличает чувство психологического благополучия и самоуважения, низкий уровень тревожности, высокая мотивация достижения, более гармоничные отношения с родителями, большее соответствие между реальным и идеальным «Я».

Подлинная (достигнутая) идентичность является показателем психической зрелости человека, его способности самостоятельно решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь, и самому нести ответственность за принятые решения.

Статусы идентичности не всегда сменяют друг друга в точном соответствии с описанной Дж. Марсиа последовательностью: предрешенность, мораторий, достижение идентичности. При этом статус диффузии идентичности в юности рассматривался как отклонение от нормального хода развития. Такая последовательность не всегда соответствует действительности [Райс, 2000]. Во-первых, значительное число подростков вступает в период юности в статусе размытой идентичности; кто-то в нем так и остается. Во-вторых, некоторые молодые люди вообще не проходят статус моратория и не достигают зрелой идентичности, прочно закрепившись в статусе досрочной (предрешенной) идентичности. В-третьих, иногда достигшие зрелой идентичности люди регрессируют и возвращаются к более низким статусам, например, на этап моратория или предрешенной идентичности. Кроме того, поскольку идентичность многокомпонентна (сексуальная, психическая, этническая, социальная, профессиональная, моральная, религиозная и т. д.), то разные компоненты идентичности могут находиться в разных статусах. Например, юноша может установить сексуальную идентичность, но в это же время в профессиональной идентичности он находится в статусе моратория, в религиозной – в статусе предрешенной идентичности, а в идеологической – в статусе диффузной идентичности. Некоторые психологи считают, что личностное самоопределение, т. е. определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, рассматривается как исходное, дающее начало всем другим видам самоопределения [Гинзбург, 1994].

Частью разрешения кризиса идентичности является построение системы ценностей и этических принципов, приобретение личных моральных норм как ориентиров собственного поведения. Построение и переоценка ценностей – основной процесс в моральном развитии в период юности. Разрушение авторитетов, отрицание родительских ценностей или их переоценка, восприимчивость к новым идеям и ценностям позволяют юношам и девушкам выработать собственную систему ценностей, которой они руководствуются, принимая жизненно важные решения. Согласно концепции Л. Колберга, в нравственном развитии юноши и девушки уже могут находиться на постконвенциональном уровне, основанном на моральных принципах. Они ориентируются на мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона (5-я стадия: нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния) или на мораль, основанную на законах свободной совести (6-я стадия: нужно следовать универсальным этическим принципам) [Крайг, 2000]. Однако содержание ценностей и моральных принципов в период юности во многом зависит от культурного контекста и исторического периода, в котором живут юноши и девушки. Кроме того, процесс нравственного развития личности в период юности, так же как и в предшествующие периоды, тесно связан с социальным контекстом, в первую очередь с взаимоотношениями с родителями и сверстниками.

Важнейшей психологической особенностью периода юности является устремленность в будущее. Из всей полученной информации об обществе и о себе вступающий в самостоятельную жизнь человек строит свой проект будущего. Поэтому развитие готовности и способности к предварительному самоопределению предполагает построение жизненных планов на будущее, которые включают в себя не только цели, но и конкретные способы их достижения, оценку своих субъективных и объективных ресурсов. В первую очередь жизненные планы юношей и девушек касаются профессионального становления. Более совершенные когнитивные способности помогают молодым людям сделать свой профессиональный выбор и наметить пути его реализации. Они в состоянии проанализировать реальные и гипотетические варианты, а также оценить свои таланты и способности, соотнести их с требованиями профессии и уровня подготовки к ней. Недаром Э. Гинзберг [Райс, 2000] считает, что профессиональный выбор становится реалистическим не раньше чем в конце юности.

Становление эго-идентичности и формирование жизненных планов обусловливают в период юности переход к самодетерминации поведения, смещение движущих сил личностного развития извне вовнутрь на основе интеграции и полноценного развития механизмов свободы и ответственности. Исследователями выделены четыре паттерна самодетерминации у подростков [Калитеевская, Леонтьев, 2007].

1. Автономный: стабильное позитивное самоотношение, внутренняя опора при принятии решений, основанных на личных ценностях и собственных критериях оценки. Принятие со стороны родителей без ограничений автономии.

2. Симбиотический: подростки страдают от постоянного контроля и эмоционального отвержения со стороны матерей, отцы же считают их недостаточно взрослыми. У подростков формируется нестабильное и негативное самоотношение, зависимое от внешней оценки. Они чувствуют себя несвободными, но ответственными за реализацию ценностей, причем заданных извне, а не своих собственных. Это квазиответственность. Причина – страх потерять родительскую любовь, высказывая собственное мнение и протестуя против неограниченного влияния родителей. Подросток отказывается от своей автономии для сохранения внешней поддержки, покупаемой ценой собственного «Я».

3. Импульсивный (обнаруживается у мальчиков): диффузное, нестабильное, скорее, положительное самоотношение и внешний локус контроля, т. е. дефицит ответственности. При этом внутренняя опора – в принятии решений. Родительское отношение: попустительство со стороны матери, давление и отсутствие личностной включенности со стороны отца. Свобода заменена бунтарством и конфронтацией, однако поскольку молодые люди не имеют четких идеалов, ими легко манипулировать.

4. Конформный (у девочек): характеризуется критериями выбора, заданными извне, и ссылкой на внешние обстоятельства при оценке результатов деятельности. Родительское отношение: скрытое отвержение, воспитание по типу «как все». Самоотношение нестабильно, зависит от внешних оценок, которые требуется заслужить поведением «как надо».

Согласно эмпирическим исследованиям [Калитеевская, Леонтьев, 2006], среди молодых людей с автономным паттерном самодетерминации больше девушек и старших подростков (16–17 лет), т. е. эта форма самодетерминации представляет собой примерно то же, что и достигнутая идентичность. Причем и та и другая формы являются, скорее, идеалом. В реальности же большая часть юношей и девушек сохраняет черты психической незрелости: диффузной идентичности, конформной самодетерминации или импульсивности. Таким образом, критерием окончания юношеского возраста следует признать не личностную, а психосоциальную зрелость – соответствие уровня психического развития индивида требованиям, которые предъявляет ему общество. Человек, адаптировавшийся к условиям современного ему социума, может считаться взрослым, завершившим важнейший период своего психического развития. Достиг ли он подлинной психической зрелости, покажет его дальнейшая жизнь, а точнее, будет ли в ней происходить дальнейшее личностное развитие или нет.

 

* * *

 

Итак, основными новообразованиями периода юности являются готовность к личностному и профессиональному самоопределению (становление идентичности); устойчивая и независимая Я-концепция; построение системы ценностей и этических принципов как ориентиров собственного поведения; формирование мировоззрения и жизненных планов; переход к самодетерминации поведения.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем своеобразие социальной ситуации развития в период юности? Каковы основные задачи развития в юношеском возрасте?

2. В чем специфика общения с близкими взрослыми в период юности?

3. Каковы особенности взаимоотношений со сверстниками в юношеском возрасте?

4. Раскройте основные этапы и закономерности профессионального самоопределения в период юности.

5. Охарактеризуйте особенности когнитивного развития в юношеском возрасте.

6. В чем состоит специфика самосознания и Я-концепции в период юности?

7. Раскройте понятие идентичности и варианты ее формирования.

8. Объясните понятие «психосоциальный мораторий». Приведите примеры, характеризующие психосоциальный мораторий.

9. Почему исследователи говорят о философской направленности личности в период юности? В чем она заключается?

10. Установите соответствие между стадиями идентичности по Дж. Марсиа и формами самодетерминации по Е. Р. Калитеевской [2007].

 

Тестовые задания

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

Берк Л. Развитие ребенка. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 726–735; 775–792; 856–861.

Калитеевская Е. Р., Леонтьев ДА. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49–55.

Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Бородкина И. В. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68–79.

Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. С. 192–207.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 558–640.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогич. об-во России, 2001. С. 338–361.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 176–183; 238–250; 394–404.

Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 313–317.

 

Часть четвертая






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных