Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработка системы критериев опенки знаний и умений по дисциплине




Разработка контрольных заданий, зачетных и экзаменационных вопросов, заданий для тестирования — важная часть работы преподавателя по разработке учебного курса. Содержание и характер этих заданий определяются программой учебного курса, целями и задачами, которые ставит преподаватель. В процессе этой работы может оказаться полезным уже существующий опыт других преподавателей (Турусова, 1994; Полякова, 1995; Контрольные работы по психологии, 1998; Климов, 1999; Каган, 1999).

При подготовке курса важно заранее спланировать некоторые аспекты оценочной системы.

1. Общий принцип оценивания: 1) по «кривой нормального распределения» или 2) в соответствии с определенными заранее заданными критериями.

2. Из каких проверочных процедур (тестов, контрольных заданий, письменных самостоятельных работ, зачета, экзамена) будет складываться общая оценка успешности изучения студентами курса.

3. Значение, которое будет придаваться различным заданиям и экзаменационным процедурам в оценивании успешности освоения студентом курса в целом.

4. Критерии в оценке успешности выполнения проверочных заданий и сдачи экзамена.

5. Какие «премиальные» и «штрафные» баллы будут начисляться в процессе учебных занятий, выполнения самостоятельных заданий, при сдаче экзамена.

6. Какие «штрафы» будут предусмотрены за более позднюю сдачу заданий, тестов?

7. Каковы минимальные критерии для получения удовлетворительной отметки по курсу?

8. Какие требования существуют в отношении сроков и способов пересдачи неудовлетворительно выполненных заданий?

Подробнее о разработке оценочной системы, проверке и оценке знаний по психологии мы говорили выше.

Рабочая программа, тематический план, критерии оценки знаний студентов необходимы для методического обеспечения работы преподавателя. Однако не менее важно, чтобы они были известны студентам с самого начала учебного курса (желательно с первого дня занятий). В этом случае они будут служить им руководством в изучении курса, напоминанием об основных сроках и заданиях, которые они должны выполнить.

Общий обзор целей, содержания и организации учебного курса, детальное разъяснение рабочей программы, ответы на вопросы студентов дают им отличное введение в курс и обычно занимают значительную часть времени на первом занятии.

 

Планирование отдельных учебных занятий и составление конспектов

Следующей задачей преподавателя является подготовка учебных занятий — лекций, семинаров, практических занятий, уроков, а также разработка заданий для самостоятельной работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что, естественно, отражается и на подготовке к ним. Об этом речь шла в предыдущих главах.

Здесь мы остановимся на некоторых общих моментах. Задачами подготовительной работы преподавателя к занятию являются:

1) определение целей занятия;

2) выбор знаний и умений, которые должны быть изучены в ходе занятия;

3) подбор методов и приемов обучения;

4) разработка методов контроля и оценки успешности занятия;

5) планирование этапов занятия;

6) подготовка конспекта (плана) занятия.

При этом важно обратить внимание на следующие вопросы:

1. Какие цели ставятся на занятии? Что должны узнать студенты (учащиеся), что изучить, какими знаниями овладеть, какие умения приобрести? Какие ценности, личностные (или профессиональные) качества будут развиваться благодаря участию в занятии?

2. Какие знания приобретут студенты (учащиеся)? Какие психологические феномены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности будут изучаться на занятии?

3. Какие примеры и иллюстрации будут использоваться для объяснения данного учебного материала? Будут ли это данные эмпирических исследований, практической психологической работы или примеры из жизни?

4. Каким образом будут демонстрироваться возможности практического применения психологических знаний?

5. Какие умения оперирования психологическими знаниями будут формироваться на занятии?

6. Какие методы учебной работы наиболее подходят для достижения поставленных целей занятия?

7. Какие методические приемы будут способствовать усвоению определенных знаний и умений?

8. Какие раздаточные и демонстрационные материалы потребуются?

9. Какие критерии и процедуры будут использоваться для контроля и оценки успешности занятия?

10. Какие основные этапы будет включать занятие? Каковы цели каждого этапа? Какова их ориентировочная длительность? Какие виды деятельности преподавателя, с одной стороны, и студентов (учащихся), с другой стороны, планируются на каждом этапе?

Заключительным этапом подготовки к занятию является составление его конспекта, в котором обычно отражаются ответы на все вышеперечисленные вопросы. Его полезно писать (или печатать) достаточно четким и крупным шрифтом, чтобы он был читабельным и удобным в использовании в любых условиях учебного занятия. Оформление конспекта может быть разным в зависимости от вида занятий (лекция, семинар, практическое занятие, урок), однако его расположение на листе бумаги должно помогать преподавателю быстро и четко выделять наиболее важные методические аспекты занятия.

Важными задачами при разработке преподавателем заданий для самостоятельной работы студента являются:

1) формулировка цели задания, а также знаний и умений, которые должны быть усвоены при его выполнении;

2) постановка задач, которые должны быть решены при выполнении задания;

3) характеристика средств выполнения задания;

4) характеристика источников, которыми можно пользоваться при выполнении задания;

5) примерная оценка времени, которое потребуется для выполнения задания;

6) определение срока, к которому задание должно быть выполнено, и места, куда оно должно быть сдано;

7) формулировка штрафных санкций за сдачу задания позже назначенного срока;

8) разработка и формулировка критериев оценки выполненного задания.

В соответствии с вышеперечисленными задачами должна быть подготовлена четкая (желательно письменная) методическая разработка указаний по выполнению задания для студентов.

9. Разработка опросного листа для оценки курса студентами

Преподавателю полезно разработать опросный лист для оценки курса студентами, которая будет дана ими в конце семестра. Можно попросить студентов высказывать свои мнения также в ходе курса с помощью коротких экспресс-процедур или записок, содержащих ответы на вопросы об их отношении к содержанию и методике проведения занятий. Конечно, такая оценка должна быть анонимной. Главная задача таких опросов — получение обратной связи от студентов относительно того, насколько они удовлетворены содержанием и методикой проведения курса, какие замечания и пожелания у них есть. Регулярная практика оценивания курса студентами поможет преподавателю совершенствовать методические аспекты преподавания психологии.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте особенности научной психологии и возможности ее использования в преподавании психологии.

2. Охарактеризуйте особенности практической психологии и возможности ее использования в преподавании психологии.

3. Охарактеризуйте особенности житейских психологических знаний и возможности их использования в преподавании психологии.

4. Охарактеризуйте особенности психологических знаний в искусстве и возможности их использования в преподавании психологии.

5. Охарактеризуйте особенности иррациональной психологии и возможности ее использования в преподавании психологии.

6. Что такое поп-психология?

7. Перечислите основные типы печатных и электронных источников, используемых при подготовке учебного курса по психологии.

8. Назовите важнейшие дидактические критерии учебника по психологии.

9. В чем заключается особенность научной литературы, достоинства и недостатки ее использования в преподавании психологии?

10. В чем заключается особенность словарей и справочников, каковы достоинства и недостатки их использования в преподавании психологии?

11. В чем заключается особенность научно-популярной литературы, каковы достоинства и недостатки ее использования в преподавании психологии?

12. В чем заключается особенность электронных ресурсов для преподавания психологии, каковы достоинства и недостатки их использования?

13. Охарактеризуйте основные технологические этапы разработки учебного курса по психологии.

14. На какие критерии необходимо ориентироваться при выборе учебника и учебных пособий?

15. Какие критерии отбора содержания учебного курса могут быть взяты за основу?

16. Приведите примеры постановки учебных целей при изучении психологии.

17. На какие вопросы следует обратить внимание при разработке формата проведения учебного курса?

18. На какие вопросы важно обратить внимание при разработке оценочной системы, которая будет использоваться в процессе проведения курса?

19. Как следует планировать учебные занятия и самостоятельную работу студентов?

20. Что должна содержать рабочая программа учебного курса?

21. Что представляет собой тематический план занятий и как он оформляется?

22. На что важно обратить внимание при разработке критериев оценки знаний и умений по дисциплине?

23. На что важно обратить внимание при подготовке к отдельным занятиям?

24. Какие задачи решаются преподавателем при составлении конспекта занятий?

25. Как следует завершать проведение учебного курса?

 

 

Глава 10






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных