Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть j?. Практическая психология человека





а) условный пример социограммы

б) принятая символика

— положительный выбор j-ro члена группы
со стороны z'-ro

— отрицательный выбор^-го члена группы со
стороны t-ro

Рис. 12. Элементы символики социограммы

Количество задаваемых вопросов (критериев) в ходе социометрии может быть расширено, охватывать сферы деятельности, отдыха, развлечений. Например, часто ис­пользуются вопросы типа: «С кем бы Вы хотели (не хоте­ли) дежурить?»; «С кем бы хотели (не хотели) быть по­сланным в командировку?»; «С кем бы Вы предпочли про­водить (не проводить) досуг?» и т. п. Эти вопросы следует занести на специальные социометрические карточки, ко­торые раздаются каждому участнику опроса для записи своих ответов. При опросе удобно пользоваться специаль­но подготовленными списками коллективов, из состава которых делается выбор. Чтобы результаты социометрии имели достаточную достоверность, следует учитывать следующие рекомендации:

• проводить обследование в коллективе с опытом совме­
стной деятельности, общения не менее нескольких
месяцев;

• учитывать, что обоснованное мнение людей друг о
друге формируется в коллективах, численно ограни­
ченных пределом в 10-15 человек;

• необходимо обеспечить конфиденциальность резуль­
татов социометрии.

Знание неформальной структуры коллектива, ее соот­ношения с формальной структурой способствует решению задач психологического обеспечения совместной практи­ческой деятельности. Но, с другой стороны, произвольно


3.2. Психологические средства формирования личности



устанавливая тот или иной межличностный статус для членов специально созданной группы, то есть стимули­руя проявление соответствующего их статусу ролевого поведения, можно способствовать появлению у членов такой группы новых склонностей, новых личностных черт. Кроме того, в процессе группового общения, взаимодей­ствия у их участников происходит принятие ценностей других, тех, кто имеет общие проблемы и переживания. Важно, что процессы, имеющие место в реальной соци­альной группе, в искусственно созданной протекают бо­лее концентрированно, а в успешно функционирующих группах происходящие с их участниками изменения рас­пространяются на внешний мир.17

В качестве примера таких искусственных групп, созда­ваемых с целью личностного формирования их участни­ков, можно привести так называемые группы встреч. Груп­пы встреч, которые порой называют группами личностно­го роста, группами интенсивного общения, фокусируются не на групповом процессе или на процессе развития на­выков межличностного взаимодействия, а на поиске каж­дым отдельным участником группы своей аутичности, то есть на умении жить в согласии с реальным течением жиз­ни, открытости во взаимоотношениях с другими, на пре­одолении отчужденности. Соответственно в группу встреч добровольно объединяются люди, испытывающие затруд­нения в самореализации, самопонимании. Поэтому глав­ная задача в организации работы групп заключается в пре­доставлении возможности для усвоения новых форм по­ведения, создании атмосферы безопасности, доверия, свободы выражения участниками групп интимных мыслей и чувств. Тем самым расширяется поле межличностного взаимодействия и устраняются препятствия на этом пути.

Основными признаками групп встреч в результате ста­новятся открытость и честность участников, их направ­ленность на осознание самих себя, ответственность за свои

17 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.


166______________ Часть 3. Практическая психология человека

поступки, внимание к чувствам и принцип «здесь и сей­час». Группы встреч поощряют участников к раскрытию себя другим и таким образом дают им возможность уста­навливать близкие контакты друг с другом. Осознание самого себя происходит, когда человек узнает свои силь­ные и слабые стороны, те образцы поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также то, как он воз­действует на окружающих и как окружающие воздейству­ют на него самого. Ответственность участников групп встреч заключается в том, что они должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого они отказываются в группах; группы должны не защищать своих членов, а поощрять их к реализации собственных резервов и способностей к принятию решений. Провозгла­шая необходимость осознания и принятия чувственных переживаний и внутренних ощущений, группы встреч восстанавливают ценность эмоциональной выразительно­сти как наиболее тонкой формы человеческих отношений, что достигается посредством интеллектуальной защищен­ности, которая ограничивает чувственные переживания, их осознание. Принцип «здесь и сейчас» ориентирует уча­стников групп на анализ сиюминутных чувственных пе­реживаний.

Для обеспечения достижения целей группами встреч их участникам могут предлагаться для выполнения неко­торые задания, например задания «прорвись в круг», «оди­ночество», «доверие», «слушание» и др. При выполнении упражнения «прорвись в круг» наименее включенному в группу участнику предлагается прорваться внутрь круга, созданного взявшимися за руки остальными членами группы. Выполняя упражнение «одиночество», участник группы должен воскресить свои чувства, которые он ис­пытывал, когда был более всего одинок, а затем поделить­ся этими переживаниями с другими. Упражнение «дове­рие» предполагает разбиение группы на пары, в которых каждый из участников последовательно становится ведо­мым, одевая повязку на глаза, и ведущим, перемещающим


3.2. Психологические средства формирования личности



ведомого в пространстве; затем они делятся друг с другом своими впечатлениями. При выполнении упражнения «слушание» каждый участник группы садится в центр круга, образованного остальными ее участниками, и в те­чение десяти минут высказывается на тему «мужчина сре­ди мужчин и среди женщин» или «женщина среди жен­щин и среди мужчин». После завершения каждого упраж­нения все участники группы проводят обсуждение, во время которого они могут обменяться своими ощущени­ями и чувствами.

Сравнивая содержание упражнений, можно заметить, что в них моделируются определенные статусы человека в системе межличностных отношений, тем самым вызы­вая соответствующее ролевое поведение, расширяющее возможности человека для самовыражения. Также изме­няется межличностный статус человека, когда он, обыч­но ничем не примечательный, вдруг становится в центре внимания всех в ходе обсуждения внутри группы. В ре­зультате появляются новые впечатления, навыки, ценно­стные ориентации, то есть то, что формирует личность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных