Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 3. Практическая психология человека. та как суммы специальных интеллектуальных способно­стей можно изобразить схематично (рис





та как суммы специальных интеллектуальных способно­стей можно изобразить схематично (рис. 13).

\К /

специальные общие

способности способности

Рис. 13. Условная модель интеллекта как суммы специальных интеллектуальных способностей

Так, например, тест структуры интеллекта Амтхауэра, созданный специально для целей профессиональной ори­ентации и отбора, состоит из 9 разделов-субтестов. Каж­дый из них предназначен для оценки отдельной познава­тельной способности:

• раздел 1 (логический отбор) — индуктивного мышле­
ния;

• раздел 2 (определение общих черт) — способности к
абстрагированию, оперированию вербальными поня­
тиями;

• раздел 3 (аналогии) — комбинаторных способностей;

• раздел 4 (классификация) — способности выносить
суждения;

• раздел 5 (задания на счет) — развития практического
математического мышления;

• раздел 6 (ряды чисел) — индуктивного математичес­
кого мышления;

• раздел 7 (выбор фигуры) — пространственного
воображения;

• раздел 8 (задания с кубиками) — пространственного
трехмерного воображения;

• раздел 9 (запоминание слов) — внимания и памяти.
Выраженность каждой отдельной способности и их

суммы определяется по нормированным оценкам, рассчи­тываемым по формуле


3.4. Научно-практические методы психологии человека...



I


4, = loo+io-^—^,

гдех — первичный показатель, М. — среднее арифметичес­кое, стг — стандартное отклонение первичных показателей по каждому разделу и всей методике. По полученным нормированным оценкам строится профиль интеллекта, имея в виду, что оценки больше 110 А свидетельствуют о качественно более высоком уровне способностей, а меньше 90 — качественно более низком.

Второй подход к оценке интеллекта исходит из пред­положения о самостоятельной природе общих познава­тельных способностей, существования собственной суб­станции общего интеллекта, которая не исчерпывается специальными способностями. Такой субстанцией в раз­ных концепциях выступают общая одаренность, задатки, генеральный фактор и т. д. (рис. 14).


специальные способности


субстанция интеллекта


Рис. 14. Условная модель интеллекта, предполагающая существование его отдельной субстанции

Из представленной модели отдельной интеллектуальной субстанции становится очевидно, что для оценки интеллек­та в этом случае необходимо непосредственно оценивать общие предпосылки его развития, так как опосредованная оценка интеллекта через определение специальных способ­ностей с одной стороны охватывает лишь часть общей структуры интеллекта, а с другой — делает ее неустойчи­вой, зависимой от развития специальных способностей в практической деятельности, зависимой от индивидуаль-


 

 





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных