Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.

Притвор

Первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор, или паперть.

Внутренний притвор называется трапезной, такое название происходит от того, что в некоторых церквах, и особенно в обителях, в этой части храма трапезничают иноки.

В древности притвор (внешний и внутренний) предназначался для оглашенных и кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму.

Оглашенными назывались люди, которые, изъявив желание принять христианство, изучали истины веры и правила христианского благочестия.

Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.

Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христианского учения или по степени раскаяния, делились на несколько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря.

Оглашенные разделялись на три степени:

1) слушающие поучения;

2) коленопреклоняющие;

3) готовящиеся к просвещению.

Все они могли стоять во внутреннем притворе.

Кающиеся разделялись на 4 степени:

а) плачущие,

б) слушающие,

в) припадающие;

г) стоящие с верными (купностоящие).

а) Плачущие — это те, кто во время совершения Богослужения стоял на открытом месте, вне храма (на площадке паперти), с плачем прося идущих к богослужению верующих молиться за них.

б) Слушающие — это те, кому дозволялось стоять вместе с оглашенными во внутреннем притворе, где они могли слушать чтение Священного Писания и поучения, удаляться оттуда они должны были одновременно с оглашенными, во время возгласа: «Елицы оглашении изыдите».

в) Припадающими, или коленопреклоняющимися, назывались те лица, которые при совершении Литургии имели право стоять в самом храме (в передней его части до амвона) и перед оставлением храма (вместе с готовящимися ко крещению, до начала Литургии верных), слушали особые произносимые за них епископом молитвы.

г) Стоящие совместно с верными (купностоящие) — это те, кто допускался к присутствию при всем совершении Литургии, только без права причащения.

Во внутреннем притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться:

1) часы (Типикон, глава 2, 9);

2) лития на вечерни (Типикон, глава 2);

3) повечерие (Типикон, глава 7);

4) полунощница (Типикон, глава 9) и некоторые другие чинопоследования.

Здесь священник в сороковой день читает молитву «жене родительнице», здесь же иногда производится продажа (просфор, свечей, икон и т.д.).

 

Средняя часть храма

 

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности состояла из трех отделений, называющихся нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный ¾ для мужчин, северный ¾ для женщин. Это разделение полов имело свои исторические основания: на Востоке женщины, как вообще в жизни общественной, так в частности и в богослужебных собраниях, отделялись от мужчин. В иудейских синагогах женщины помещались наверху на хорах, а мужчины внизу. Этот обычай был перенесен и в христианство. Уже во время св. Златоуста в базиликах женщины отделялись от мужчин особой решеткой. В храмах византийского типа все нижнее помещение храма предоставлялось мужчинам, а женщины помещались на хорах или особых высоких галереях, называвшихся "гиниконитами." В русских церквах мужчины помещались в южной правой половине храма, а женщины в северной левой.

 

При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда «стоящих с верными»), а перед ними верные — мужчины и женщины, каждые в своих отделениях. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами.

Принадлежностями этой части храма являются:

солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас.

а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение, составляющее продолжение алтаря. Отцы Церкви называли это возвышение солеей. Солея необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расширяется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном — «восхождением». Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам святителя Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ангела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиаконы и чтецы при чтении Апостола или паремий не восходят на амвон, а становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским.

Во время архиерейского служения среди храма устраивается особое возвышенное место для архиерея, или амвон, который в отличие от амвона на солее называется " архиерейским амвоном ", или "облачальным местом" или "рундуком", потому что на нем облачается архиерей пред совершением литургии. Для посвящения нового епископа этот амвон делается шире и выше и называется " феатром ", На архиерейском амвоне ставится седалище для архиерея, которое называется " кафедрой ", В древности оно называлось "столом" или "престолом." В известные периоды богослужения, как, например, при чтении часов, архиерей на кафедре сидит.

 

в) Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос — место для низших клириков — церковнослужителей. Около клиросов ставятся хоругви.

Хоругвь (в переводе на русский язык означает «управлять», «руководить») ¾ священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода — они как бы пролагают ему путь. Хоругви, имея вид воинских знамен, представляют собой победные знамена Церкви Христовой.

г) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, который представляет собой переносный столик, с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся:

1) Евангелие для лобызания и поклонения,

2) святые иконы в честь угодников Божьих или воспоминаемых священных событий, то есть праздничные иконы, также для поклонения и лобызания.

Аналои могут устанавливаться в различных местах храма, где имеется в этом необходимость.

е) Иконы. В храме по стенам размещаются иконы. Икона — это священное изображение лика Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых апостолов и всех вообще святых угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона — неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор — Господь Вседержитель.

 

Иконостас

 

Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом — дощатой стеной, украшенной святыми иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтаря. Для этой цели в древней Церкви ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем, а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ к алтарю мирянам, а завесами закрывалось совершение таинства Евхаристии от неверных и оглашенных; равно как и от верных в известное время. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и лобызания их верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай поставлять на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.

В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устраивается по следующему образцу.

Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса — широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются «Царскими» дверями, или вратами, потому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются «святыми» (Типикон, глава 23), так как через них выносятся Святые Дары; они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам); ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи (см. Новая Скрижаль).

Царские врата называются еще «великими» (Типикон, последование Пасхи, Литургия) по величине их, в сравнении с другими дверями, по величию благодатных даров, которых через них сподобляются верующие, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении.

Открытие Царских врат изображает то, что всем людям открыто Царство Небесное.

За Царскими вратами в алтаре привешивается «завеса» (katapetasma), которая во время Богослужения то задвигается, то отверзается, сообразно со значением молитв и священнодействий того или иного момента Богослужения. Завеса нам напоминает о непостижимости тайн Божиих. Отверзание означает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия; задергивание завесы напоминает нам о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

Завеса имела наименование «горних дверей» (так как она опускалась сверху вниз), или внутренних, тогда как Царские врата назывались «внешними».

На Царских вратах помещаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Царские врата в древности назывались также «райскими» (см. «Путешествие» архиепископа Антония Новгородского).

В первом, нижнем ряду направо от царских врат помещается икона Христа Спасителя, а налево Божией Матери. Направо от иконы Спасителя помещается икона того праздника или святого, которому посвящен данный храм храмовая икона. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными.

Двери с левой стороны Царских врат — узкие, одностворчатые — ведут к жертвеннику и называются «северными». Через них выходят священнослужители для каждения храма и произношения ектений.

С правой стороны от Царских врат расположены «южные двери» («полуденные»), ведущие в диаконник, или ризницу (сосудохранительницу) и потому в древности называвшиеся «диаконскими». Южными дверями священнослужители входят в алтарь по окончании каждения, после произнесения ектений и прочтения молитвословий.

Южными дверями в древности диаконы выносили народу благословенный хлеб и Богоявленскую воду. Кроме того, диаконы этими дверями выходили для выполнения своих обязанностей по наблюдению за благочинием народа. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются Архангелы Михаил и Гавриил как вестники воли Божией, либо святые диаконы (первомученик Стефан, Лаврентий, Филипп и др.) или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Перед иконами первого яруса обычно стоят подсвечники и висят лампады.

Во втором ярусе, прямо над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. По бокам Тайной вечери, во втором ярусе по обе стороны располагаются иконы всех двунадесятых праздников Господских и Богородичных.

В третьем ярусенад Тайной вечерей ставится икона, называемая «dehsiV» (Деисис), что значит "моление". "Деисис" изображает собою Господа Иисуса Христа, а по сторонам Его Матерь Божию и св. Иоанна Предтечу, обращенными к Нему в молитвенном положении тела. По обе стороны "деисиса" помещаются иконы святых апостолов и их преемников — святителей,

Третий ярус обычно называется «деисусным рядом».

В четвертом ярусе помещаются иконы святых пророков, а посредине — изображение Богоматери с Предвечным Младенцем.

В пятом последнем ярусе изображается посередине Бог Саваоф с Божественным Сыном на лоне или вся Святая Троица, а по сторонам ветхозаветные Праотцы. Вершина иконостаса увенчивается Св. Крестом изображением того знамения, которым даровано людям вечное спасение и открыты врата Царства Небесного. Иногда по сторонам креста изображаются Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов, стоявшие у креста Спасителя (Ин. 19, 25-26).

Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляем единую Церковь Христову.

Сверху вниз на иконостасе идут пути Богооткровения и осуществления спасения, все стягивается к образу Иисуса Христа на Деисисе. Это ключевая фигура иконостаса. Иисус - глава Своего тела - Церкви в ее эсхатологическом смысле. В ответ на Божественное Откровение снизу вверх на иконах Царских врат - путь восхождения человека. Через принятие Евангельского Благовестим (евангелисты), через сочетание человеческой воли с волей Божией (Благовещение), через молитву и Причащение (Евхаристия) мы приходим к Деисисному чину и к единству Церкви.

Иконостас — это «лестница Иакова», по которой восходят и нисходят не только святые ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Верующим представляется весь сонм святых живых, движущихся вверх и вниз.

Главная религиозная идея иконостаса - посредническая молитва, заступничество святых перед лицом Христа, Царя Небесного, вершащего суд над людьми. Воплощена в иконостасе и важная для православного христианства идея соборности - собрания всех святых, противостоящих злу. Вот почему на его иконах мы видим изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви и человечества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных