Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема субъекта в психологии




В отечественной психологии человек характеризуется как субъект и социальный субъект, используется понятие субъектности, выделяются характеристики субъекта как обобщенные, так и проявляемые в конкретных видах деятельности. Подход к проблеме субъекта жизнедеятельности представлен в концепциях С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, ставших классическими, и продолжается в работах К.А. Абульхановой, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, В.А.Петровского и др. Кроме того значимым для понимания субъекта является направление исследований Н.А.Бернштейна, П.Я. Гальперина, О.А. Конопкина, Н.М. Пейсахова и др., рассматривающее психическую регуляцию. Как в генетическом, так и в функциональном плане важными оказываются подходы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, В.О. Татенко, Л.М. Веккера, В.Н. Панферова, а также исследования А.К. Осницкого, Е.Н. Волковой и др., выполненные в различных отраслях психологии.

Становление субъектного подхода в отечественной психологии, прежде всего, связано с С.Л. Рубинштейном, разрабатывающим синтетическую психологию как онтологию человеческого бытия, а также с Б.Г. Ананьевым, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьевым, создавшими психологические школы, рассматривающие человека как субъекта, хотя и использующие это понятие специфично.

Согласно С.Л. Рубинштейну (1922; 1934; 1935; 1969), личность как субъект определяется на высшем категориальном уровне через творческую самодеятельность, через комплекс характеристик, но как целостность. Человек как субъект – это познающее существо, он преобразователь действительности, способный отнестись к ней ценностно. Субъект проявляется через сознание и деятельность; он детерминирует свою деятельность и взаимоотношения с миром, формирует самодетерминацию как самоорганизацию, самосозидание, самоопределение. Исходя из того, что, по С.Л. Рубинштейну, в деятельности объект преобразуется в целях субъекта, в созерцании – сохраняется субъектом (и для субъекта) для раскрытия его ценности, следует отметить, что обе эти способности деятельного субъекта - деятельность и сознание - объединяются в самоуправлении. С.Л. Рубинштейн (1946) писал, что психические качества человеком не только присваиваются, но и созидаются, это созидание себя, своего внутреннего мира. Эти идеи легли в основу методологии субъектного подхода.

Дальнейшим выражением школы С.Л. Рубинштейна стал субъектно-деятельностный подход, представленный работами К.А. Абульхановой, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского и др., в которых даны авторские характеристики субъекта.

К.А. Абульханова (1973) рассматривала субъекта психической деятельности в методологическом ракурсе на основе диалектики индивидуального и общественного в индивиде, стремясь представить его психологию цельной. Как важное для психологии выделено изучение субъективирования объективного и объективирования субъективного в организации жизнедеятельности индивида. В способе реализации этого превращения отмечались его активность или пассивность, индивидуальность или стандартность, случайность или осознанность, творчество или функциональность. Кроме того, выделены способности: желать, ставить цели, обрести знания и понимание, соразмерить задачи со своими возможностями, оценить ситуации по отношению к себе, достичь цели имеющимися средствами, соотнести цель с возможным результатом, отдать себе отчет, расшифровать значения действий других людей, дифференцировать последствия для себя и других. К.А. Абульханова подчеркивала, что определение личности через сознание исключает ее неосознаваемую, но реально действующую, в том числе социальную детерминацию, так же и принцип деятельности не объяснит всю психологию личности. Таким образом, актуализирован целостный психологический подход к человеку, в котором вопрос организации его жизнедеятельности в разных ипостасях требовал специальных иследований.

Согласно теоретической позиции А.В. Брушлинского (1991; 1992; 1994; 1999; 2000), человек выступает в качестве объекта общественного влияния и субъекта. Субъект – не всякий человек, а лишь тот, которого среди всех других людей отличает особый способ организации в виде активности, автономности, креативности, самосозидательности, предельной целостности и интегральности всех противоречивых и многообразных компонентов и подуровней; человек становится субъектом на высшем уровне развития его активности, целостности и автономности. Однако этот подход оказывается непродуктивным как при определении понятия субъекта преступления (поскольку, обладая указанными качествами, человек не станет совершать преступление), так и при проведении судебно-психологических экспертиз обвиняемых (идеализированное представление о субъекте не даст возможности обнаружить это качество у лиц, совершивших преступление).

Л.И. Анцыферова (2000) характеризует субъекта как хозяина своей судьбы, способного противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных и культурных сил, способного к созиданию и самосозиданию. Л.И. Анцыферова связывает понятие субъекта с эффективным, творческим психологическим обеспечением жизни, с жизнетворческими способностями и с особенностями, связанными с духовностью и гуманностью. Предполагается разноуровневость в проявлении личности как субъекта, но она не раскрывается.

В противоположность позиции А.В. Брушлинского, в современных работах К.А. Абульхановой-Славской (2001) не сам субъект есть совершенство, но он постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся задача. К.А. Абульханова-Славская считает, что субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что он разрешает противоречия между своими потребностями и возможностями, условиями их удовлетворения и т.д. Автором выделены такие атрибуты субъекта деятельности: способность к саморегуляции; творческое отношение к осуществлению деятельности; целостность деятельности; самостоятельность; способность самосовершенствования и совершенствования деятельности. Таким образом, в русле субъектно-деятельностного подхода идея С.Л. Рубинштейна о самоорганизации субъекта рассматривается в русле самоорганизации его деятельности, хотя и признается их неидентичность.

В исследованиях Б.Г. Ананьева (1967; 1980; 2001), давших истоки своеобразия Ленинградской психологической школы, выделяются несколько ипостасей существования человека: индивид, личность, субъект социальных деятельностей (а именно - труда, общения, познания) и индивидуальность.
Б.Г. Ананьев отмечает в человеке сочетание свойств объекта и субъекта, а в качестве свойств субъекта деятельности выделяет продуктивность деятельности и ее преобразовательный и творческий характер. Среди наиболее важных характеристик индивидуальности Б.Г. Ананьев (1967; 1996) отметил следующие: целостность, обособленность, автономность, неповторимость, наличие у человека внутреннего Я, творчество. Б.Г. Ананьев подчеркивал качество, отличающее одних людей от других: умение противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. Он считал, что личность не только субъект, а субъект не только личность. Однако, если интегрировать понимание субъекта деятельности, по Б.Г. Ананьеву, с понятием субъекта преступления, получится, что субъектом преступления становится только человек с криминальным талантом. В то же время идея сочетаемости свойств субъекта и объекта в человеке / личности, а также характеристика субъекта через проявление эффективности являются в этом контексте продуктивными.

По А.Н. Леонтьеву (1975; 1983), человек как субъект телесен и функционален; это существо, которое действует активно и целесообразно, строит свою деятельность, выделяя ее структурные компоненты, прогнозирует результаты; проявляя опосредствованность, ориентируется на другого человека как носителя социальных значений; выделяет не совпадающие со значениями личностные смыслы, открывает их для себя; выделяет себя из общества, осознает себя, сравнивает с окружающими. Д.Н. Узнадзе, а также А.Н. Леонтьев представляли свои теории в виде ядра общей психологии через такие центральные категории, соответственно, как «субъект деятельности» и «деятельность субъекта» и через такие единицы анализа, как установка и отдельная деятельность.

Однако подчеркну, что механизм функционирования человека как субъекта жизнедеятельности не может быть сведен к психической деятельности как единице анализа, поскольку она сама нуждается в организации. А.Н. Леонтьев сам писал о необходимости в поисках характеристик субъекта исходить из возможностей человека осуществлять самоуправление при проявлении жизнедеятельности. Это же имел в виду С.Л. Рубинштейн, а также Б.Г. Ананьев (характеризуя индивидуальность как постсубъектный уровень развития человека). Отличие деятельности и самоорганизации важно и в психолого-юридическом плане, оно позволяет дифференцировать совершенное и его организацию.

Установка, по Д.Н. Узнадзе (1997 и др.), это субъективное состояние, детерминируемое единством потребности и предмета, ее удовлетворяющего. Д.Н.Узнадзе рассматривал в виде объяснительного принципа идеи первичной и фиксированной установки. В соответствии с работами Д.Н. Узнадзе и его последователей, установка понимается как опосредующая субстанция в противоположность нейтральному состоянию сознания.

А.Г. Асмоловым, В.А. Петровским (1978), А.Г. Асмоловым (1979 и др.) разрабатывалась идея об иерархической уровневой природе установок (смысловых, целевых, операциональных), рассматриваемая как механизм стабилизации деятельности. А.Г. Асмолов связывает импульсивное реагирование с установкой, «оно осуществляется под влиянием актуального импульса сиюминутной потребности и отвечающего ей предмета, диктующего, в буквальном смысле этого слова, что нужно делать» (1979. С. 45). Приобретшая самостоятельность целевая установка – это форма, вырвавшаяся из-под власти содержания: это сила, ушедшая из-под контроля в тенденции закончить действие, либо стереотипное их повторение.

Таким образом, при анализе связей субъектности человека и установки выявляется противоречие такого рода: при проявлении установки выражается уровень субъектности, не всегда адекватный характеру целостности наличной ситуации. Проявление установки может приводить к ошибочному восприятию, оценке, регуляции. И хотя установка была открыта как характеристика субъекта, в юридически значимых ситуациях проявление установки может противоречить самоорганизации человека как субъекта виновного деяния.

Раскрытие субъектности человека / личности зависит от понимания ее природы. Это, прежде всего, идея о культурно-исторической природе психики - научный подход, связанный с именем Л.С. Выготского (1982; 1983; 1984). Согласно подходу, развитие всех способностей человека происходит сначала в интерпсихическом пространстве, а подлинным субъектом ребенок становится, когда начинает использовать язык как психологическое орудие, способствующее преобразованию его психических процессов из элементарных, непроизвольных, непосредственных, низших - в сложные, произвольные, опосредствованные, высшие. Однако не субъектная активность в противоречивой действительности, а социальное окружение выделялось ученым как причина развития психики.

В свою очередь Н.А. Бернштейн, разрабатывающий идею самоорганизации на основе принципа активности, писал, что «процесс жизни есть не "уравновешивание с окружающей средой".., а преодоление этой среды, направленное не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения» (1966. С. 313-314). Данный принцип дает основание пониманию, что субъектность - доличностное образование.

Л.И. Божович (1968), в отличие от Л.С. Выготского, считала, что ребенок в процессе формирования личности, благодаря своим потребностям, проявляет активность, а также избавляется от подчинения внешним влияниям, превращаясь в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений. Активность и развитие личности рассматривается как самодвижение, благодаря наличию потребностей. Стремление рассмотреть личность как целостность осуществляется путем разработки понятий направленности личности, внутренней позиции. Периодизация онтогенеза личности в дошкольном детстве построена Л.И. Божович таким образом, что преобразования можно понять как целостную перестройку психики ребенка в результате развития его как социального субъекта. Психологическое содержание понятий субъекта и социального субъекта, таким образом, отличаются.

Л.М. Веккер (1981; 1998) рассматривал психические процессы и личность как субъекта в русле интегративного подхода. В нем поэтапно выделяются разные уровни организации: от непосредственного и пассивного - сенсорно-эмоционального, локомоторного и активного, перцептивно-эмоционального, манипулятивного, до социально-детерминированного, деятельностного. «Высшим уровнем интеграции системы психических носителей является личность как психический субъект – носитель своих свойств» (1981. С. 303). Саморегуляция психической деятельности субъекта возникает благодаря самосознанию. Из чего следует, что сознательную и осознанную регуляцию надо различать.

В.О. Татенко (1995), обобщив результаты исследований, пишет, что развитие человеческого индивида происходит по пути наращивания с возрастом его субъективного потенциала, саморазвития и преодоления «объектности», то есть зависимости от внешних условий. Однако этой точке зрения не противоречит и другая, согласно которой индивид изначально включается в жизнедеятельность в качестве субъекта собственного психического развития. Автор раскрывает субъектность как универсальное свойство живой материи, как предрасположенность к воспроизведению, творению себя, даже в неблагоприятных условиях. В.О. Татенко использует и понятие развития, и формирования, говоря о становлении субъекта, и выделяет у человеческого индивида в онтогенезе его как субъекта следующие этапы взаимодействия: биологическая регуляция, психическая активность и сознательная регуляция деятельности. Автор предполагает, что сам субъект психической активности, как живой регуляторный механизм, развивается в онтогенезе, все четче выделяя себя в чувстве и понятии Я, отделяя себя от своей психики и от субъектно-деятельностных структур, обеспечивающих непосредственное взаимодействие с миром. В.О. Татенко подчеркивает, что признание за субъектом «авторства» в развитии собственной психики отводит социальному окружению адекватную ему роль внешних факторов, условий, но не детерминант; может приблизить к подлинно диалектическому пониманию психического развития как спонтанного процесса.

Развивая идею событийной общности пространства развития субъекта, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман (1996) представляют субъекта как хозяина и автора собственной биографии. Его саморазвитие понимается как сознательное изменение и/или столь же сознательное стремление сохранить в неизменности собственную самость (русский эквивалент субъектности). Авторы пишут: «Открытие возможности собственного авторства в творении поведенческого текста самости, а главное, обнаружение себя в качестве его главного героя - это и есть знаменитое отроческое открытие собственного Я. Действительная же практика и расширение масштаба авторского творчества в развитии своей самости - содержание более поздних - взрослых этапов саморазвития… (1996. С. 42-43).

В исследованиях А.А. Гудзовской и Ю.А. Поссель тоже проявляется стремление к более дифференцированному анализу субъектности. А.А. Гудзовская (1998) отмечает, что человек, в конечном счете, всегда является субъектом, хотя может и не осознавать себя таковым, т.е. быть субъектом, но неподлинным. Субъектность определяется ею как выражение активности человека, «как свойство человека осознавать себя субъектом, целенаправленно влиять на что-либо на основании своих собственных потребностей, интересов, целей; субъектность является результатом осознания своей свободы в отношении чего-либо, свободы выбора» (А.А. Гудзовская, 1998. С. 20). Атрибуты подлинного субъекта: осознание себя субъектом, целенаправленность действий, свобода и осознание своей свободы, активность. Ю.А. Поссель (2000) считает, что к субъектной позиции личности может относиться как реализующаяся субъектность (характеризующаяся доминантностью, радикализмом, нонконформизмом и интернальностью), так и латентная субъектность (характеризующаяся подчиненностью, консерватизмом, конформизмом и экстернальностью). Возникает вопрос: не объединяются ли в таком случае признаки субъекта и объекта?

С решением проблемы субъекта тесно связаны исследования психической регуляции. Так, П.Я. Гальперин (1976) считал, что понятие «субъект» служит для обозначения уровня регуляции активности: субъекту предшествует сигнальная регуляция, а за ним следует личностная. В целом представление об уровнях активности было продуктивным для психологии субъекта, хотя понимание уровней у С.Л. Рубинштейна (1959), Н.А. Бернштейна (1966), А.Н. Леонтьева (1975) и др. отличалось. Выделенные уровни психической активности (поступок, деятельность, действие, операция, движение) имеют значение для квалификации преступного деяния как субъектного или несубъектного.

Человека, выступающего субъектом, характеризует технологичность активности. Это акцентировано в концепциях, имеющих отношение к обучению, особенно при планомерном формировании умственных действий и понятий. П.Я. Гальперин (1998) показал, что в структуре действия необходимо различать ориентировочную и исполнительную части. Уровень целесообразности, а не только целестремительности действий субъекта будет зависеть от их ориентировочной основы. Эффективность сформированного действия зависит как от типа ориентировки, так и от качества отработки.

О.А. Конопкин (1980, 1995) представил процесс саморегуляции произвольной активности человека состоящим из следующих компонентов, функционирующих как звенья: 1) принятая субъектом цель деятельности; 2) субъективная модель значимых внешних и внутренних условий активности; 3) программа исполнительских действий; 4) система субъективных критериев успешности достижения цели; 5) информация о достигнутых результатах; 6) контроль и оценка реальных результатов; 7) решение о коррекции системы саморегулирования в любом звене. Оценивая значимость этой модели в изучении самоорганизации субъекта деятельности, выражу сомнение в правильности отсутствия звеньев, отвечающих за собственно регуляцию и интеграцию, выделенных в исследованиях Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина.

Н.М. Пейсахов (1984 и др.) различал самоуправление как творческий процесс самоизменения, а саморегуляцию как то же изменение, но стереотипное или осуществленное по правилам. В отличаи от модели О.А. Конопкина в самоуправление включены 8 звеньев: 1) ориентировка, 2) прогнозирование,
3) целеполагание, 4) планирование, 5) критерии оценки качества, 6), принятие решения, 7) самоконтроль, 8) коррекция.

В.О. Татенко (1995) представил функциональную структуру индивида как субъекта психической активности, включающую 6 взаимосвязанных мотивационно-операциональных механизмов, характеризующих субъекта со стороны его потребности и способности к целеполаганию своего психического развития и себя как регулятора этого процесса; выбору, продуцированию или нахождению психологических средств, необходимых для достижения цели; принятию решений о времени и условиях достижении цели избранными средствами в максимальной мере; исполнению решений; оценке результатов выполнения, анализу причин успеха-неуспеха; накоплению индивидуального опыта, фиксации результатов и способов развития своей психики и своих субъектных качеств.

Кроме активности и деятельности, анализу подвергается такая реальность, как организация психического. А.К. Осницким и Т.С. Чуйковой субъектность понимается «как специфическая организация психического, способствующая активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта при решении задач жизнедеятельности» (1999. С. 97). Классификация субъектов осуществляется авторами в зависимости от решаемой человеком в данный момент частной задачи управления своей деятельностью: человек как субъект этой деятельности выступает субъектом то определения целей деятельности, то анализа условий и определения предмета потребности, то субъектом выбора средств и способов осуществления действий, то оценки и коррекции результатов и, наконец, субъектом развития опыта собственной активности.

В подходе В.Н. Панферова (2000) акцентируется принцип объектно-субъектного единства человека, обозначающий взаимосвязь телесной и психической его организиции. Рассматривая последнюю, В.Н. Панферов пишет: «Имплицитные функции психики проистекают из высшей нервной деятельности и обеспечивают координацию жизнедеятельности организма в процессах его взаимодействия с предметным миром» (2000. С. 100). К этим функциям относятся гностические, аффективные и регуляторные. «Эксплицитные функции возникают в результате трансформации имплицитных функций в процессах предметно-практического и социального взаимодействия людей» (Там же. С. 100). К этим функциям относятся коммуникативные, информационные, когнитивные, эмотивные, конатативные и креативные. «В них раскрывается психический потенциал человека как субъекта предметно-практической и общественно-трудовой деятельности» (Там же. С. 58). Эти функции «обеспечивают коммуникацию человека в мире вещей и людей, доставляют и перерабатывают информацию об объектах взаимодействия, формируют познавательные конструкты, генерируют чувства и отношения, задают направленность субъектной активности, преобразуют психическую организацию человека» (Там же. С. 100).

Итак, отметив отсутствие обобщенной модели субъектной самоорганизации, перейду к анализу атрибутов субъекта и определений субъектности.

Среди подходов, отличающихся системностью, можно выделить подход В.В. Давыдова (1990), его учеников и последователей, которыми в условиях экспериментального обучения было показано, что субъект полноценной деятельности обладает такими психологическими качествами, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к рефлексии. На вопрос, подходит ли этот перечень для описания субъекта социальной жизнедеятельности, к которым относится как ученик, так и правонарушитель, отмечу следущее: необходимы универсальные характеристики.

В.А. Петровский (1993; 1996) характеризует субъекта как самоопределяющееся существо. Атрибутами субъектности человека автор называет целеполагание, свободу, целостность, развитие и самодетерминацию. Видно, что в этом подходе атрибуты субъекта выражаются в понятиях разного ранга, либо относящихся к разным контекстуальным системам, либо соотносящихся как общее и частное. Эта тенденция характерна для современных исследований в общей психологии (К.А. Абульхановой-Славской, 2001; Л.И. Анцыферова, 2000), а также в различных отраслях психологии (Е.Н. Волкова, 1998; А.А. Гудзовская, 1998; Н.С. Глуханюк, 2001; др.), причем значимые психологические характеристики рассматриваемых субъектов в этих подходах отличаются.

Так, Е.Н. Волкова (1998), изучающая субъектность педагога, определяет субъектность как свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке, в основе которого лежит отношение к себе (и к другому) как к деятелю. Среди атрибутов субъектности: активность; способность к целеполаганию, самосознание, самообладание, самооценка, самоконтроль в процессе деятельности; а также свобода; ответственность; уникальность. Н.С.Глуханюк (2001), изучая психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации, выделяет иные признаки его субъектности: готовность к педагогической деятельности; профессиональное самосознание; аутопсихологическая компетентность: знания о себе, адекватная оценка возможностей, возможность оптимального взаимодействия с окружающим миром, внутренний локус контроля, потребность в самопознании и саморазвитии.

В исследованиях отмечается разное понимание как субъектности, так и соотношения содержания понятий субъекта и субъектности. Так, А.К. Осницкий (1996 б) считает, что субъектность как характеристику можно описать некоторой совокупностью свойств, чего не сделаешь по отношению к субъекту – интегральной характеристике, претендующей на системность (целостность и неразрывность, не сводимые к более простым свойствам). Противореча себе, автор пишет, что проявление субъектности – это собственно субъектная активность, это собственный инструмент освоения мира, свойство, которое совершенствуется всю жизнь, но в основном завершается в формировании в подростковом периоде. В целом А.К. Осницкий (1996 а) отождествляет субъектность и самостоятельность и уповает на обучение этому свойству.

В.В. Знаков в материалах последнего съезда российских психологов отметил: «Психология субъекта представляет собой сформированную область психологических знаний, обладающую ясно очерченными контурами, методами решения и теоретико-методологическими основаниями» (2003. С. 467). Однако проблемы в построении психологической теории субъектности человека становятся более явными: противоречия обнаруживаются в понимании природы, содержания, структуры и функционирования субъекта, существует неясность и в соотношении понятий субъекта и личности (Л.В. Алексеева, 2004).

Итак, в отечественной психологии рассматривается человек, характеризующийся как субъект и социальный субъект; выделяются как обобщенные характеристики, так и характеристики разных субъектов или субъектов разных деятельностей. Как субъект, так и субъектность определяются выраженно вариативно. Кроме того, психологи отмечают объектную ипостась человека, но не описывают объектные и субъектные атрибуты в системе. Человек как субъект характеризуется в целом как субъект жизнедеятельности, или дифференцированно: как субъект познания, отношения, регуляции, коммуникации. Разнообразная картина понимания субъекта, психической и субъектной организации свидетельствует о необходимости систематизировать знания на таком уровне обобщения, чтобы концептуальную модель можно было использовать независимо от того, какую активность проявляет человек и в какой ситуации он находится, а также деятельность либо общение он реализует. Без решения этих проблем в общепсихологическом плане невозможно осуществление психолого-юридического подхода к субъекту преступления.

В зарубежной (западной) психологии понятие субъекта занимает значимое место, особенно в теориях личности, построенных в русле психотерапевтической парадигмы. Оно обозначает способность человека быть инициирующим началом, первопричиной своих взаимодействий с миром, с обществом; способность быть творцом своей жизни, создавать условия своего развития, строить внутренний мир, а также преодолевать деформации своей личности. В западной психологии, как и в отечественной, целостного концептуального представления о субъекте, которое можно перенести на психолого-юридическую почву, нет, но значимые характеристики можно выделить в работах различных авторов.

Прежде всего, выделяется признак активности, возведенный в принцип жизнедеятельности человека. Э. Фромм писал: «Человек – не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он – существо, заряженное энергией и структурированное определенным образом, существо, которое, адаптируясь, реагирует специфическим и установленным образом на внешние условия. Если бы человек адаптировался к внешним условиям, гибко изменяя свою природу, подобно животному, и был способен к жизни только при определенных условиях, к которым он развил специальную адаптацию, он достиг бы тупика цивилизации, которая является судьбой всякого животного вида, а значит, и прекращения истории. Если бы, с другой стороны, человек мог адаптироваться ко всем условиям, не сопротивляясь тем, которые противны его природе, он никогда не имел бы никакой истории вообще» (1997. С. 26)

Рассматривая признак активности, Г. Олпорт (G. Allport, 1953) писал, что скорее форма поддержания и направления напряжения, нежели его избегание, является нормальной. Психогенные интересы всегда таковы – они заставляют людей неограниченно усложнять и напрягать свою жизнь. Люди, жаждущие лишь уменьшения напряжения, ничего не могут созидать, не могут принять страдание, отсрочку, расстройство как случайный инцидент в своих поисках ценностей, поэтому такое проявление скорее не нормально, а патологично.

Характеризуя активную жизнедеятельность человека, К. Юнг (1996; 1998) писал, что у человека - миссия доопределять, достраивать, совершенствовать мир. Человек создал и продолжает создавать среду обитания, достраивает своим трудом и творчеством жизненный мир для себя. Э. Фромм (1992) распространяет креативность человека на всю его жизнь: «искусство жить».

Начиная с З. Фрейда, многие исследователи отмечали позитивную связь самодетерминации с осознанием и свободой человека. К. Юнг (1996; 1998), исследуя процесс индивидуализации, значимый для западных подходов, изучал напряженную работу человека над своим внутренним миром. Ученый показал, как человек, проникая в область отчужденных им от себя личностных свойств, распознает отличие Маски, связанной с выполнением социальной роли, от истинной личности; как он, постигая метафоры и символы коллективного бессознательного, обнаруживает свое истинное Я, свою Самость.

А. Маслоу, подчеркивая самосозидательную сущность человека, отмечает: «Сердцевина», или Самость, проявляется во взрослом человеке только отчасти посредством ее раскрытия и принятия того, что есть в человеке изначально. Отчасти же она является творением самой личности» (1997. С. 234). Высшее проявление активности, креативности и продуктивности человека и его развитие «изнутри», по А. Маслоу (A. Maslow, 1967), выражается самоактуализацией. Самоактуализация - это реализация себя, становление человека таким, каким он способен стать, это постоянный выбор: быть самим собой или конформным. Ее важным условием является наличие Я, возможность познать его, прислушаться к нему или научиться высвобождать подавленное Я. Важно, что самоактуализирующийся человек не зациклен на себе, он вовлечен в какое-то дело, его жизнь посвящена предельным ценностям, выше и подлиннее которых в бытии нет: добру, закону, справедливости, красоте, истине и т.д.

В. Франкл (2000) истоки свободы человека видел в том, что его поведение определяется ценностями и смыслами, локализованными в высшем, духовном измерении. По В. Франклу (V. Frankl, 1962), значимым для человека является отыскание смысла жизни, влияние его наличия на устремление к жизни. Э.Фромм (1992) связывает искусство жить не только со свободным проявлением человека, но и с существованием определенных норм.

Наряду с признаками ценностей и норм, субъект рассматривается в контексте признака целостности. Несмотря на акцент на индивидуализации, о котором сказано выше, взаимоотношения с обществом занимают важное место в зарубежных исследованиях. Разрабатывая индивидуальную психологию,
А. Адлер писал, что «хорошо приспособленная к жизни в обществе личность не может сформироваться, если не прививать ей глубокого сознания единства с человечеством и не обучать искусству быть цельным человеком» (1997. С. 32). Если в социальном взаимодействии у индивидуума формируется чувство тревожности и опасности, собственной неполноценности, возникают защиты, подключаются компенсаторные механизмы для получения признания. Важным из них является борьба за самоутверждение, уверенность в себе и превосходство, стремление к власти как гиперкомпенсация недостатка, поскольку «он не удовлетворится простым восстановлением равновесия. Он будет стремиться отклонить весы в другую сторону» (Там же. С. 69). При компенсации чувства неуверенности формируется два типа людей: агрессивные и обороняющиеся.

Постулат целостности стал базовым для гештальт психологии и впоследствии для гештальттерапии. Ф. Перлз (F. Perls, 1969) пришел к идее работы с пациентом как с целостной и уникальной личностью. Ф. Перлз (1995) считал, что при незавершенности гештальта вместо роста и развития мы имеем стагнацию и регрессию. Целостности, цельности личности противопоставляется дезинтеграция. Основой существования и взаимодействия индивида со средой гештальтисты считали понятия контакта и границы (Ф. Перлз, 2001). И. Польстер и М. Польстер ввели понятие границы «я», которую «человек свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно отвлекаться на свои внутренние реакции» (1997. С. 91-92). Это границы телесные и ценностей, границы доверия, открытости.
Ф. Перлз (1995) подчеркивал, что хорошо интегрированный человек находится в полноценном контакте с обществом, в котором живет, «не будучи поглощенным им, но и не отчуждаясь от него». Однако преступник не умеет отличать себя от остального мира, из-за чего не видит потребности других и пренебрегает ими. Но он, в противоположность невротику, ставит себя выше, а общество ниже, он переступает через контактную границу в поисках точки равновесия, заходя на сторону общества, так что оказывается с ним в остром конфликте.

В целом в анализе невротичной личности можно увидеть признаки деформированной или разрушенной субъектности, это дает основание противопоставить невротичность и субъектность, связать субъектность и эффективность. К. Хорни (1997 а) подчеркивает наличие противоположных тенденций, конфликтов, в отношении которых невротик чувствует свою беспомощность, и если даже они разрешаются, то эффект от этого является менее удовлетворительным, чем в решениях нормального человека, причем его непродуктивные проявления выраженно ригидны, стереотипны. Невротическая потребность в любви, как ее понимает К. Хорни, на мой взгляд, объединяет проблему внешних и внутриличностных отношений невротичной личности, а также акцентирует значение самоценности для продуктивных жизненных отношений.

Такое соотношение невозможно без чувства Я и Я-концепции, о чем писали ряд исследователей. Р. Мэйли (1975), обобщая подходы к личности, писал, поддерживая идею Джемса о «Я и Мое», что ощущение Я может быть более или менее отчетливым или диффузным и зависеть от степени интеграции субъективной системы; граница между Мое и Не Мое может быть в разной степени четкости, вплоть до ощущения, что «Я уже не Я». Вмешательство другого может приводить к тому, что возникает чувство утраты или обеднения. Центрация большинства психических функций в связи с «Я-субъектом», а также совокупности объектов, определяющих содержание Я, приводит в действие механизмы, направленные на защиту и укрепление чувства своей силы и ценности. Эти небиологические побуждения как особые впервые подчеркнул А. Адлер.

Еще раз отмечу, что с феноменом субъекта, Я человека связана самодетерминация, обусловленная свободой. Человек, в отличие от животных, способен выбирать, вырабатывать и формулировать цель своей жизни (А. Адлер, 1997). Согласно исследованиям Э. Фромма (1992; 1994; 1997), В. Франкла (1990; V.Frankl, 1962) и др., это достаточно проблематичный процесс не только в плане определения и достижения цели, нахождения смысла, но и в плане конструктивности – деструктивности по отношению к окружающей среде, другим людям и даже самому субъекту, могущему целенаправленно либо в виде побочного результата разрушить свое здоровье, личность, жизнь.

Раскрытие понятия субъекта в контексте понятия свободы в зарубежной психологии 60-80 гг. связано с работами Э. Фромма, В. Франкла, Р. Мэя. В 80-90 гг. субъект изучается в контексте самодетерминации, автономии, которые разрабатываются в теории самоэффективности А. Бандуры, личностной автономии Э. Деси и Р. Райан, теории субъектности Р. Харре и др.

Э. Фромм (1992; 1997) представляет свободу как условие роста и развития человека, связанное со спонтанностью, целостностью, креативностью, биофилией – стремлением к утверждению жизни в противовес смерти. Свобода для Э.Фромма – это изначальная свобода выбора или свобода действовать на основе разума, принимать ее или отказываться от нее. Она – дар и бремя, вот почему бегство от свободы – путь наименьшего сопротивления как способ человеческой жизни. Э. Фромм подчеркивал: «Наше знание человеческой природы ведет не к этическому релятивизму, а напротив – к убеждению, что источники норм этического поведения следует искать в самой человеческой природе; что моральные нормы основаны на присущих человеку свойствах, и грубое их попрание ведет к душевному и эмоциональному разладу» (1997. С. 12). Принцип удовольствия, выполняющий, по Г. Спенсеру, объективную функцию в процессе биологической эволюции, не может, по утверждению Э. Фромма, выполнять функцию объективного социального критерия, «ибо есть люди, наслаждающиеся повиновением, а не свободой, извлекающие удовольствие из ненависти, а не из любви, из эксплуатации, а не из плодотворного труда» (1997. С. 19).

Ценностное отношение объединялось с признаком целостности и распространялось на самоотношение. Э. Фромм (1992) отмечал проблему человека, которую он видел в тотальном отчуждении, нарушении естественных, гармоничных связей человека и природы. Единственно адекватной формой человеческого существования он считал любовь, где обретается человеком его подлинное Я. Наряду с различными видами любви, как отношениями, связывающими людей, Э. Фромм выделял любовь к себе, которая может иметь как условный, так и безусловный характер, связанный лишь с фактом существования.

Р. Мэй (R. May, 1969) определяет свободу как способность человека управлять своим развитием, которая тесно связана с самосознанием, гибкостью, открытостью, а также готовностью к изменениям. Именно работа самосознания может опосредовать связь между стимулом и реакцией: чем менее развито самосознание, тем более несвободным является человек.

Р. Харре (R. Harre, 1983), создавая теорию субъектности, считал, что наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является его обладание определенной степенью автономии. Под этим он подразумевает неполную детерминированность поведения субъекта условиями его непосредственного окружения.

Исследуя проблему личностной автономии, Э. Деси и Р. Райан (E. Deci, R. Ryan, 1985; 1991) пишут о развитии автономии (как универсального критерия и механизма нормального развития человека), которая происходит от внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и переживанию контроля над своим поведением (внутренне мотивированный контроль над своим поведением).

А. Бандура (A. Bandura, 1986; 1997) специально исследовал самоэффективность человека – убеждение в способности организовать и осуществлять требуемые действия. Основой человеческой свободы является воздействие на себя, которое возможно благодаря двойственной природе Я – одновременно как субъекта и объекта. Одним из основных проявлений субъектной детерминации является способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в ситуациях принуждения – сопротивляться ему. Благодаря самодетерминации, по А. Бандуре, люди в какой-то мере являются архитекторами собственной судьбы. Автор эмоционально-когнитивной теории мысли и действия подчеркивает, что важно не только то, что происходит с человеком, но и отношение человека к себе. Усиление рефлексивной позиции, осознание непродуктивной ориентации не всегда автоматически порождает самосозидание. По А. Бандуре (А. Bandura, 1986), самоэффективный человек способен присваивать успех себе, считать исходящими от себя эффективные действия; формировать убеждения в собственной эффективности, удерживать позитивную самооценку. Поскольку человек выступает субъектом в разных сферах социальной жизни, его самоэффективность в них может быть на разном уровне.

За несколько последних десятилетий в зарубежной психологии в психотерапевтически ориентированных теориях личности оформилось направление «human agency», в котором человека определяют как активного деятеля, распорядителя, созидателя, режиссера-постановщика своей жизни. Проанализировав историю психотерапии - значительного приобретения культуры конца ХIХ века, Ф.Е. Василюк (1997) обобщил психотерапевтические упования (сердцевина психотерапевтического процесса) как историю идей и предположений о том, какой ответный процесс, приводящий к выздоровлению, вызывают или должны вызвать лечебные мероприятия, какой механизм, какой процесс обеспечивает психотерапевтический эффект. Осмысление упований З. Фрейда, Дж. Морено, К.Роджерса, Г. Бейтсона и Ж. Лакана как «позволений» дает возможность понять, что в процессе развития психотерапии было обращено внимание на открытие личностью в себе и развитие у нее ряда возможностей, которые она по каким-то причинам не могла себе позволить: собственную активность; проявление своего Я, а также веру в себя, опору на себя, уверенность в своих силах; проявление себя как целостности; осознание себя и связь с собой. Таким образом, изучение психотерапевтических упований открывает ряд особенностей, лежащих в основании самоэффективной жизнедеятельности личности.

Обобщение этого материала дает представление, на мой взгляд, о возможностях «освобождения» от депривации или «выправления» деформации и создания условий для развития не столько личности, сколько субъектности личности. Анализ разных психотерапевтических подходов убеждает, что позитивные результаты достигаются за счет осознанной управляемости как расширения в структуре и функционировании психики сознания-осознания и воли, а также таких способностей личности, как осознавать и понимать себя, быть хозяином своих желаний и переживаний; быть самим собой, естественным, свободным, спонтанным, гармоничным; целостным; живущим и чувствующим; диалогичным и способным к взаимодействию.

Итак, субъект и личность рассматриваются в контексте развития и личностного роста. Понятие личностного роста вышло из экзистенциально-гуманистически ориентированной психотерапии (А. Маслоу, Р. Мэй, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл, И. Ялом). Хотя до сих пор не вполне понятно, что же именно растет в личности в ходе ее развития, что мешает этому у невротичной личности, значимо, что понятие личностного роста исследователями связывается с разрешением разного рода противоречий.

И. Ялом (1999) указывал, что многие особенности, ценимые в личности, могут проявиться и с негативной стороны. Так, убеждение (как вера) в своей исключительности, личной неуязвимости, в конечном спасении могут не только наполнять человека самоценностью, давать ему энергию для активности и силу для проявления индивидуалистичности, но и приводить к гипертрофированному ощущению самодостаточности, исключительности и нарциссизму, жажде власти. У противоположного типа людей ориентировка на других, казалось бы, безусловно положительная, приводит к пассивно-зависимому поведению, потерянности, гипертрофированной необходимости постоянно получать подтверждение своего существования через присутствие и выражение любви к нему других людей и стремление к подчинению. И. Ялом пишет, что в психотерапии выделено множество типов, создающих особые отношения с действительностью, и отмечает в отношении вышеописанных примеров, что при объединении они образуют экзистенциальную диалектику. Таким образом, анализ показывает, что, когда речь идет о субъекте, мы имеем дело не с мистическим застывшим гармоничным идеалом, а с диалектикой отношений.

Итак, несмотря на впечатление об отсутствии целостного представления о субъекте в западной психологии ХХ века, понятие субъекта занимает значимое место в теориях личности. Оно обозначает способность человека быть инициирующим началом и первопричиной своих взаимодействий с миром; способность быть творцом своей жизни, создавать условия для своего развития, строить внутренний мир, преодолевать деформации своей личности и другие противоречия, быть самоэффективным. Западным психологам было свойственно акцентировать внимание на проблемах и противоречиях, которые возникают в жизнедеятельности человека, что позволило дифференцировать личностные и субъектные возможности, хотя описание последних так же, как и в отечественной психологии, представлено многообразием авторских подходов.

Итак, для психологии значимы такие признаки личности как субъекта: активность, эффективность, свобода, автономность, самодетерминация, социальность, рефлексивность, развитие, ценностность, целостность, креативность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных