Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субъектность и объектность личности




Понятия «человек», «субъект», «личность» взаимосвязаны, но не сводимы друг к другу. Проведенный анализ (Л.В. Алексеева, 2004) показал, что понятия «субъект» и «личность» в психологии имеют общее поле, но полностью не совпадают по содержанию, отражают разные характеристики человека, при потере которых теряется их суть. Они определяются соответственно как: психическое – социальное; индивидуальное - общественное; развитие – формирование; деятель – существо; эффективность функционирования – проявление; преобразование – адаптация; креативность – репродуктивность.

Связь феноменов, отраженных понятиями «личность» и «субъект», заключается в том, что полноценной личностью (социальным существом) человек может сформироваться, будучи субъектом, а субъектом более высокого ранга (например, социальным субъектом) может развиться благодаря своему формированию (образованию) как личности. Можно предположить, что понятиями субъекта и личности отражаются сущности, выражающие единство и борьбу противоположностей в природе человека, представляющие собой вариант механизма его психического развития. В целом природа человека – субъектна и духовна, но она лишь предполагает вероятность таких достижений.

Исходя из того, что понятие «человек» объемнее по содержанию понятия «личность», когда в науке говорится о человеке как субъекте и о личности как субъекте, подразумевается различный контекст проявления активности. Личность традиционно рассматривается как социальное существо и как субъект социальных отношений, а человек - в более широком контексте, ведь можно быть человеком, но не быть личностью. Такое рассмотрение позволяет объединить содержание понятий человека, личности и субъекта следующим образом: определить человека как субъекта жизнедеятельности, а личность как социального субъекта. Такие определения встречаются в литературе, но они не включают содержание объектной ипостаси (лица, сущности) человека.

«Сущность» и «явление» – философские категории, «под которыми принято понимать, в одном случае, внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (сущность), в другом – способы выражения предмета (явление)» (В.Е. Кемеров – общ. ред., 2004. С. 695). В теории познания сущность связана с раскрытием законов развития того, что познается. Познание углубляется от явления к сущности, от постижения сущности первого порядка ко второму и так без конца.

О наличии у человека субъектных и объектных потенций писали Б.Г.Ананьев, Е.Н. Волкова, Ю.А. Коржова. Будучи субъектом, человек / человек как личность не перестает быть объектом, т.е. тем, что «существует» и является «предметом познания и воздействия…» (А.Г. Спиркин и др. – ред., 1982. С. 341). Таким образом, используя диалектический подход и определяя человека как субъекта, подчеркну, что ему свойственна и объектная форма существования во взаимодействии с окружающим, даже если он достиг уровня личности. В связи с этим объектную и субъектную позиции человека предлагается раскрыть понятиями «объектность» и «субъектность». Таким образом, пониманием субъектности и объектности человека дифференцируются две его онтологические сущности, которые проявляются не только противоположно, но и в единстве. То есть у человека – субъектно-объектная сущность.

Человек как субъект – это самореализующееся существо, способное разрешать противоречия во все расширяющемся взаимодействии с миром. Человек, способный проявлять себя субъектом, умеет противостоять в жизнедеятельности принципу удовольствия, жертвенной уязвимости от жизненных травм, потери границ Я, регрессу или деструкции своей личности. Используя разные основания, можно предположить существование разнообразных классификаций человека как субъекта. Очевидно, что такие характеристики, как «социальный субъект», «субъект развития», «субъект определенной деятельности», «субъект жизненного пути», несмотря на общность, специфичны и не рядоположены. Субъектность - свойство субъекта, базовая характеристика человека, которая проявляется и развивается в процессе его жизнедеятельности. При этом развитии меняется качество субъекта, расширяется продуктивное овладение человеком жизненного пространства, включая себя самого, проявляются его возможности жить в гармонии с миром.

Словосочетание «субъектность личности» - нетрадиционное, но используемое в психологии, наряду с термином «субъектность». Обращение к этим понятиям требуется реальностью, выделенной для изучения, т.к. человек, даже будучи развитой личностью, не всегда может инициировать свою активность или в полной мере бывает ее хозяином, оказывается неспособным разрешить какую-то проблему, проявляет беспомощность, становится объектом воздействия. Кроме того, вариативность использования термина «субъектность» в психологической литературе требует доопределения этого понятия. Анализ показал, что различные авторы указывают большое количество характеристик человека как субъекта, наряду с противоположными им, но как объектные последние не трактовались. Представление о субъектно-объектном системо-комплексе психологических характеристик человека требует обоснования.

Объектность человека, т.е. его способность проявлять свойства объекта, имеет множественную природу. Во-первых, человек существует как материальный объект, субстанция, имеющая временн ы е, пространственные и другие характеристики любых тел, на которые распространяются законы существования материального мира. Во-вторых, он может становиться объектом разнообразных социально-психологических воздействий. В-третьих, Я человека, его самость может быть объектом влияния изнутри. И чем более выражено влияние «внутреннего контекста»: патологического состояния, бессознательных установок и тенденций, глубоких и сильных эмоциональных состояний, невротических тенденций и акцентуированных черт, - тем в большей мере Я человека будет, попадая под их воздействие, выступать в объектной ипостаси.

Необходимость использования понятий субъектности и объектности возникает в связи с тем, что понятия «личность» и «субъект» так же, как и «психика» («душа»), провоцируют понимание этих явлений как субстанции, хотя сущность психического заключается в том, что оно проявляется. Если субъект – существо, реально функционирующее, наделенное самостью, то понятие «субъект» прежде всего обозначает субстанцию, характеризующуюся определенной константностью. Например, когда говорят: «человек», «личность», «лицо» (в уголовно-правовом контексте), то, прежде всего, представляется образ человека, а не его орган или функция. Однако в контексте, например, такой фразы из постановления следователя: «Предоставить в распоряжение экспертов личность обвиняемого», - чувствуется несоответствие. Личность – это функция или характеристика – личностность, и ее нельзя предоставить для обследования даже под конвоем, но можно выделить в качестве предмета исследования.

Парадоксально, но, выделяя личность или субъекта как существо, их прежде всего подразумевают как объект. Именно функциональный подход к психике, к человеку, наделенному психикой, обусловливает выделение понятия субъектности. Таким образом, если субъекта допустимо понимать как существо, то субъектность – его функциональная характеристика. Можно говорить о субъектности и объектности человека или человека как личности. Словосочетание «субъектность субъекта» - тавтологично.

В другой паре понятий «субъективный» – «объективный» акцент делается на гносеологической сущности явления. Объективная или субъективная характеристика реальности формируется в зависимости от нейтральной или оценочной, т.е. предвзятой, позиции познающего субъекта. Та или иная из них дается в зависимости от того, соответствует она действительности или нет
(А.Г. Спиркин и др. – ред., 1982) и является «присущей самому объекту или соответствующей ему» (т.е. объективной) или является присущей субъекту, познающему реальность, и привнесена в нее им (т.е. субъективной). Итак, человек может проявлять себя субъектно и объектно, субъективно и объективно.

Что прежде всего характеризует субъектность личности в конкретно-психологическом контексте анализа ее деятельности и самоуправления? Исходя из определения субъекта как хозяина своей активности, определение субъектности должно затрагивать эффективность, действенность, успешность осуществляемой активности. Значит, если человек продуктивно функционален, результативен в определенной ситуации, он проявляет субъектность. Наоборот, неуспешность активности в большей мере характеризует личность не как субъекта, а как объекта каких-то воздействий. Однако нужно учесть, что успешность - не обязательно результат индивидуального субъектного самоуправления. Успешность конкретной личности может быть следствием «коллективного разума», групповой активности, симбиотических отношений, когда какие-то действия выполняются с помощью других людей или вместо этой личности. Успешность также может быть связана с проявлением случайного сочетания событий либо закономерных процессов, функционирующих помимо сознания человека, например, биологических, бессознательных. Таким образом, при оценке субъектности должны учитываться не только результаты, но и процессуальные детерминанты. При определении субъекта необходимо понять смысл этого явления. Зачем нужен субъект, зачем человеку субъектность? Прежде всего затем, чтобы эффективно осуществлять самодетерминацию в неопределенной системе координат, достраивая их (инициируя активность, ориентируясь в действительности, проявляя оценку, создавая смысл и т.п.).

Итак, успешность (эффективность) – необходимая процессуально-результирующая характеристика субъектности – способности быть субъектом. Определение субъектности через способность в свою очередь подчеркивает связь этого понятия с успешностью. Способность быть субъектом, как и любая другая способность, возникает на основе соотношения требований жизнедеятельности и возможностей человека. Таким образом, субъектность как способность человека не всегда должна или может проявляться. Во-первых, чем неординарнее жизненное событие, тем выше требования к человеку как субъекту, тем труднее проявить субъектность. Во-вторых, чем более развит, компетентен и организован человек, тем более стабильно, устойчиво, типично для него проявление субъектности. Однако в любом случае проявление субъектности вероятно и не гарантировано в любой ситуации в отношении выполняемой деятельности и самоуправления. Например, в момент осознания неуспешности деятельности субъектность человека как развитой личности проявляется в отношении осознания (как специфической активности со своей психикой), а не в отношении той деятельности, которая не удалась.

Понятие «субъектность человека» по объему более широкое, включающее в себя понятие «субъектность личности», поэтому в нем отражается в целом способность человека быть субъектом жизнедеятельности. Понятием «субъектность личности» актуализируется функциональность человека в общественно-социальном контексте. Так, право, квалифицируя деяние человека, использует дифференцированно такое содержание в понятиях «дееспособность», «субъект уголовной ответственности», «субъект преступления» либо «невменяемость», «беспомощное состояние» и др. Исходя из того, что личность может проявлять как субъектность, так и объектность, оба понятия значимы для категориального аппарата психологии и права.

Использованием понятий «субъектность» и «объектность» по отношению к человеку / человеку как личности отмечается как вероятность способности быть субъектом (мог или не мог), так и ее качество (в какой мере). Показатели успешности как возможности становятся необходимы как критерии определения субъектности, в том числе для определения субъектности личности в уголовно-правовом контексте. В связи с этим, во-первых, возникает проблема качественных признаков определения эффективности активности: включение в анализ результирующих и процессуальных характеристик. Во-вторых, кроме качественного признака определения возможностей личности как субъекта, существует и количественный признак, требующий анализа, разработки его показателей и критериев взаимосвязи с качественным признаком. По большому счету, в уголовно-правовом аспекте проблема встает таким образом: может ли быть субъектом преступления человек, который не в полной мере мог осуществлять самоуправление в инкриминируемой ему ситуации. Таким образом, понимание сущности личности человека как субъектно-объектной имеет значение как для психологии, так и для уголовного права.

Разработка проблемы субъектно-объектной сущности личности требует сравнения содержания понятий «субъект» и «личность», которое специально проведено автором (Л.В. Алексеева, 2004). Согласно анализируемой литературе и авторской позиции, можно определить эти понятия в отношении к человеку таким образом. «Личность» – понятие, обозначающее комплекс психологических особенностей человека, характеризующих его как социальное существо в его типичном и уникальном проявлении. «Субъект» - понятие, обозначающее человека как отдельное существо и охватывающее комплекс психологических особенностей, обусловливающих его активное, автономное, эффективное функционирование в ситуации неопределенности. Кроме варианта, когда человек проявляет себя как субъект и как личность, возможны и три других в этой типологии. В случае понимания личности как субъекта она подразумевается как социальный субъект. В целом человек как субъект – это самореализующееся существо, способное эффективно проявлять автономную активность в не заданной полностью системе жизненных координат.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных