Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Атрибуты субъектно-объектной сущности личности




Комплекс неотъемлемых характеристик субъектности личности моделируется на основе аналитического подхода. Это позволяет направить и ограничить возможности конструировании теоретической модели атрибутов субъектности личности, исходя в целом из анализа требований жизнедеятельности. Предполагается, что противоположный набор психологических характеристик будет соответствовать проявлению личности в ее объектной ипостаси. Так, если субъектность и объектность личности, прежде всего, противоположны по своей сути, то и их атрибутивные характеристики как «неотъемлемые, существенные свойства» (А.Г. Спиркин и др. – ред., 1989. С. 61), имеющие психологическую природу, будут характеризоваться как противоположные. Аналитический подход требует представления теоретической модели субъектно-объектной психологической сущности личности с необходимым и достаточным набором характеристик, отраженных понятиями такого уровня обобщения, который позволит оперировать ими в различных жизненных ситуациях.

Существенные характеристики жизнедеятельности, в которую включен и сам человек, и требования, предъявляемые к нему, с учетом и его собственных, можно свести к следующим:

- наличие воздействий - необходимость жить по требованиям объективной и субъективной реальности, вступать с внешними и внутренними условиями во взаимодействие, проявлять тенденцию к самосохранению, отличать значимое и нейтральное, полезное и опасное, противостоять разрушению;

- возникновение, наряду с привычными, неизвестных, неожиданных, экстремальных и т.п. воздействий и ситуаций - необходимость их понимать и с ними совладать;

- наличие разнообразных контекстов жизненных миров - необходимость не сливаться с действительностью, иметь понятие о границах, иметь свободу самовыражения, выражать и отстаивать себя, свою самоценность, решать для себя, что благо, а что зло;

- наличие социума - необходимость и возможность социализации, вступление во взаимодействие с другими, необходимость принимать других в расчет с учетом обоюдных интересов, другие – не только средство, но и смысл жизнедеятельности, поскольку человек – социальное существо, равенство Я и Других;

- наличие разнообразных противоречий – необходимость принимать их как данность и разрешать «один на один»;

- непознанность мира и себя в мире, несовершенство человека и социальных отношений – необходимость моделирования и созидания мира, жизненных ценностей, себя, своей жизнедеятельности.

Если говорить об уголовно-правовой ситуации, она требует от человека такого уровня возможностей, которые позволяют ему проявлять самостоятельное управление собой, интегрируя при принятии решения ситуативный и прогностичный, индивидуально-ценностный и общественно-социальный контекст. Подобным требованиям могут соответствовать возможности человека, проявляемые им как активность, автономность, опосредствованность, целостность, креативность, самоценностность. Таким образом, создан гипотетический перечень атрибутов субъектности личности. Если личность хочет быть субъектом, она должна проявить эти качества. «Долженствование» исходит от требований жизнедеятельности, предъявляемых к ней как субъекту. Гипотетическая модель субъектно-объектной сущности личности человека конструируется с опорой на диалектический подход, поэтому она характеризуется дихотомией атрибутов, проявляемых как единство и борьба противоположностей. При этом получаются следующие возможности / способности человека как личности: активность – реактивность, автономность – зависимость, опосредствованность– непосредственность, целостность – неинтегративность, креативность – репродуктивность, самоценностность - ничтожность / малоценностность.

Объектная сущность человека и человека как личности является необходимой для жизнедеятельности, но не достаточной (и ни в коей мере не может оцениваться как недостаток), она дает ему возможность воссоздавать отношения, адаптироваться к действительности, выживать на уровне индивида или сообщества. Но человеку, наделенному свободой, даны предпосылки для б о льших возможностей – быть субъектом. Благодаря атрибутам субъектности, для человека становится возможным совладание, противодействие деформациям, преобразование, самоактуализация. Кроме того, возможны также и разрушительные последствия как частного, так и глобального масштаба, в виде прямых или побочных результатов его деяний.

Субъектность человека выступает в единстве с его объектностью и в противопоставлении ей, поэтому у зрелой личности может проявляться как активность, так и реактивность, как автономность, так и зависимость, как опосредствованность, так и непосредственность, как целостность, так и неинтегративность (фрагментарность), как креативность, так и репродуктивность, как самоценностность, так и ничтожность. Свобода личности проявляется в возможности выбора и его осуществлении. Когда же выбор невозможен и объектная атрибутика «навязана» внешней или внутренней средой, субъектность не может проявиться или проявляется не в полной мере. Итак, конструирование атрибутов субъектно-объектной сущности человека как личности дает основание представить их следующим образом в самоорганизации его жизнедеятельности.

1. Активность – Реактивность.

Субъектность человека проявляется через его активность. Отсутствие этого признака превращает человека лишь в объект приложения каких-либо сил.

Активность – возможность человека детерминировать, т.е. инициировать, налаживать, поддерживать жизненно значимые связи, преодолевать воздействия.

Активный – инициативно действующий и проявляющий себя, пытающийся совладать с чем-то и преодолевать что-то.

Предпосылки активности – это наличие, во-первых, потребности или цели, основанной на потребности, и, во-вторых, энергии, продуцированной потребностью, эмоциями, резервами организма человека, а также его стеничными чертами и ценностными смыслами, т.е. особенностями человека, обусловленными как его константными, так и ситуативными психофизическими, психологическими, а затем и психосоциальными возможностями. Отсутствие энергии прежде всего обусловливает пассивность. Эффект проявления активности - целестремительность действий личности, причем уровень целесообразности этих действий будет зависеть от того, каким образом активность дополнена другими субъектными атрибутами. Одной активности для преобразования и развития недостаточно. Поэтому порой, инициируя действия, человек говорит вместо «сделаю» - «попробую сделать».

Устремление - это реальное побуждение, направленность человека на выполнение действий, положительное переживание не только от результата, но и от процесса осуществления. Устремление к активности возникает при позитивном соотношении возможностей личности и требований к ее осуществлению, апатия – при нейтральном или постнегативном, а выученная беспомощность – при привычно негативном соотношении или лишь при такой его привычной оценке. Таким образом, можно говорить как об активной пассивности (бездействие), так и о реактивной. Феномен личностной силы выводится благодаря анализу компонентов, из которых она складывается, обеспечивая не только потребность, но и возможность осуществления эффективной активности.

Противоположна активности – реактивность.

Реактивность - автоматическое реагирование человека на текущие или предыдущие изменения внешней или внутренней среды.

Реактивный – реагирующий, отзывающийся на воздействие.

Наличие атрибута «активность - реактивность», присущего человеку, приводит прежде всего к возможности жизни в виде функционирования общественного и приватного «организма». Примерами проявления активности личности могут стать инициативность, целеустремленность, а реактивности – чувствительность, отзывчивость.

Отсутствие атрибута «активность - реактивность» переводит человека в состояние существования неживого тела.

Отсутствие активности в этой паре атрибутов приведет человека к вынужденности реагирования, к невозможности проявить инициативность и преодоление воздействий.

Отсутствие реактивности с необходимостью отвлечет человека на инициирование действий, связанных с его существованием и выживанием.

Таким образом, «активность-реактивность» – проявление единства и борьбы противоположностей. Если определенное реагирование нежелательно для личности, прежде всего она, будучи субъектом самоуправления, может попытаться своей активностью противодействовать реактивности, связанной с силой или неожиданностью значимого раздражителя. В таком случае личности для противодействия необходима энергия, которая может отсутствовать или не аккумулироваться по следующим причинам: истощение резервов организма; проявление слабых, неуравновешенных, инертных свойств нервных процессов по возрастным, аномальным или патологическим причинам; мощь эмоциональной энергии или неожиданность возникновения глубокого переживания. Можно также указать на ценностную «астенизацию», или «уплощенность» личности, и тем самым подчеркнуть связь активности с другими субъектными атрибутами. Итак, человек может проявить реактивность ситуативно либо быть типично (физиологически или психически) предрасположенным к ней. Иные возможности для субъектного самоуправления будут зависеть от других атрибутов.

2. Автономность – Зависимость.

Человек как отдельное существо соответствует требованию субъектного проявления, если его активность автономна.

Автономность - возможная мера независимости человека от внутренней (природной/сформированной) предрасположенности и внешних (природных/общественных) влияний/требований.

Автономный – существующий отдельно, самостоятельный, самоуправляющийся, самоопределяющийся, индивидуалистичный.

Противоположна автономности – зависимость.

Зависимость – недифференцированность от окружающей внутренней или внешней среды, слитность с ней или озабоченность приспособлением к ней, делегирование другим прав принимать решение или оценивать, беспомощность в решении проблемы.

Зависимый – связанный со средой, несамостоятельный, конформный, подчиняющийся, стремящийся к дополнению себя вплоть до слияния с чем-то / кем-то.

Наличие атрибута «автономность – зависимость», приводит к идентификации с другими и собой, возможности проявить позиции: «Мы - Они»; «Я - Другие»; «Я - Ты»; «Я - Я».

Отсутствие атрибута «автономность – зависимость» приводит к отчуждению как в отношениях к другим, так и к себе, деформации или потере внутреннего (приватного, уникального) и внешнего (общественного) образа Я, к невозможности взаимодействовать как с другими, так и с собой.

Отсутствие автономности приводит к растворению в среде существования, не только внешней, но и внутренней. В этом усматривается общее у зависимости и непосредственности.

Отсутствие зависимости, по большому счету, не позволяет проявиться взаимосвязи с собой и с другими людьми, ориентировке на себя и других, учету этих позиций.

«Автономность–зависимость» – проявление единства и борьбы противоположностей. Проявляя жизнедеятельность, личность действует в контексте, где существует Я в Среде обитания; Я с Другими людьми; Я в Мире, который был до нее и будет после нее, причем не только мир существует для личности, но и она – для него. Если взять для анализа взаимоотношение «Я и Другие», то существуют не только позиции «Я» и «Другие» как отдельные, но и их частичное наложение, объединение. Так образуется групповой или коллективный субъект.

Автономная активность может проявляться как деятельность, направленная вовне, а также как самоуправление. Субъектное самоуправление личности вполне самодостаточно: она может самостоятельно осуществить все его функциональные звенья. При автономном управлении личность может подключать и других людей для повышения своих возможностей и достижения результата, причем участие других людей может быть как автономным, так и зависимым. Этот факт делает актуальным психологический анализ взаимодействия соучастников преступления, взаимоотношения преступника и жертвы, а также взаимодействия участников уголовного процесса. Например, при функционировании преступной группы по принципу разделения труда, «вес» вложения и участие каждого можно соотнести и сравнить с полным набором функциональных звеньев организации и осуществления преступного деяния.

При проявлении психологической зависимости личность не может осуществить автономно одно или ряд функциональных звеньев самоуправления. Она по своей инициативе или под влиянием другого лица вовлекается в деяние, осознавая свою зависимость от другого человека или не осознавая этого, будучи неспособной «отстроиться» от этого влияния. Таким образом, например, у двоих участников образуется одно общее самоуправление. Причем наиболее зависимый вариант возникает, когда принятие решения и регуляция у респондента (адепта - последователя) как объекта воздействия происходит под влиянием воздействующего (мошенника, представителя религиозного культа, агитатора, лидера, авторитетного лица и др.), но он этого не осознает, как не осознает «интересы» воздействующего и свои издержки.

3. Опосредствованность– Непосредственность.

Человек, становясь личностью – социальным существом, субъектом социальных отношений, избавляется от прямого влияния внутренних побуждений на свою активность, выходит за рамки элементарного психического проявления на сложный, опосредствованный, осмысленный, осознанный - высший уровень.

Опосредствованность – возможность проявления активности с использованием психологических средств и организации функциональных звеньев в психическом самоуправлении.

Опосредствованный – использующий в функционировании средства, поступающий осмысленно, целесообразно, мотивосообразно, конвенционально, культурно, осознанно, децентрированно.

Опосредствованными могут быть:

- познавательные процессы, имеющие опосредствованную природу: мышление, воображение и другие (как высшие психические функции);

- психическое управление на основе социальных значений и ценностей, выраженных с помощью языка, благодаря функционированию психики на уровне сознания;

- позиция децентрации как результат построения образа Я и оценки себя «глазами другого»;

- психическое самоуправление (ПСУ), имеющее в отличие от схемы «стимул – реакция» или «потребность - активность», сознательно организуемые промежуточные звенья, такие, как целеполагание, построение субъективной модели значимых внешних условий активности, программирование, получение информации о результате, позволяющие психике работать в режиме сознавания;

- рефлексивное самоуправление, имеющее промежуточные звенья, позволяющие психике работать с помощью самосознания в режиме рефлексии, а именно: построение субъективной модели значимых внутренних условий активности, проявление отношения, самоконтроль, самооценка, прогноз, самокоррекция системы самоуправления в любом звене, т.е. осознанное проявление любого функционального звена ПСУ.

Противоположна опосредствованности – непосредственность.

Непосредственность – возможность прямолинейного способа активности человека, детерминированная спецификой его внутреннего побуждения или состояния.

Непосредственный – действующий по принципу удовольствия, побуждаемый внутренними импульсами, основанными на собственных ощущениях, желаниях и оценках, состояниях; натуральный, импульсивный, эмоциональный, искренний, страстный.

Непосредственность личности связана со значимостью внутреннего стимула, или мерой скрытости от сознания его влияния в виде физиологического, бессознательного, эмоционального, как нормального, так и патологического, проявления. К непосредственно организованным относятся также промежуточные звенья в ПСУ (цель, программа, прогноз), обусловленные болезненным состоянием психики, т.е. навязанные личности патологическим функционированием организма и/или психики. Корни агрессивной сути человека, видимо, в реактивности и непосредственности - натуральной, простой и низшей формы организации ПСУ.

Наличие атрибута «опосредствованность- непосредственность» позволяет активности личности наполняться значением и окрашиваться в личностный смысл, иметь объективный и субъективный характер, дает ей возможность проявляться, объединяя общественные и индивидуальные интересы.

При целостном рассмотрении смысла следует отметить, что он образуется не только на основе социальных значений как личностныйсмысл, но также на основе биологических или патологических значений как витальный или психопатологический смысл. При витальном смысле регуляция переходит в разряд непосредственной или реактивной и обусловлена выживанием. Например, вздрагивание, отпрыгивание, убегание, замирание, эмоциональное переживание. Психопатологический смысл возникает как деформация.

Отсутствие атрибута «опосредствованность- непосредственность» приводит к бессмысленности существования, к пассивности.

«Опосредствованность-непосредственность» – проявление единства и борьбы противоположностей в соотношении значений и смыслов, имеющих общее и специфичное содержание; а также низших и высших форм активности.

Отсутствие опосредствованности не позволяет проявиться разумному, социальному, социально-ценностному, децентрированному, осознанному в активности человека. Наличие свободы, отсутствие генетической программы «разумности» и наличие личной безответственности приводят к хаотичности, случайности, разрушительности человеческих проявлений.

Отсутствие непосредственности исключает спонтанность и естественность проявления. Можно также предположить, что непосредственность связана с природной духовностью человека, если она врождена.

Особенности российской ментальности связаны с непосредственностью как русской душевностью, эмоциональностью и эмпатийностью; с облегченным возникновением эмоционального чувства «Мы», жалостливостью (например, сочувствием пьяному как блаженному); с терпимостью (которая, истощившись, выливается в русский бунт, «бессмысленный и беспощадный»); с нечеткостью социальных значений, замененных эмоционально насыщенными смыслами (по типу: «нельзя, но если очень хочется, то можно»; «ты – мне, я - тебе»); с ориентировкой на закон в его карающей функции; в большей мере с совестливостью, чем праведностью, отсюда так беспредельно проявление бессовестности на фоне беззакония. Такие особенности требуют учета при создании условий для развития субъектности и формирования личности.

4. Целостность - Неинтегративность/Фрагментарность.

Человек, будучи субъектом, должен проявляться как интегрированная из элементов целостность, обозначенная границами. Именно целостность определяет проявление ее составляющих. Характеристика «долженствования» снова исходит из требований, предъявляемых к человеку как субъекту.

Целостность – возможность проявляться самоорганизующейся системой, определяющей связь и единство составляющих ее элементов.

Целостный – объединенный; созданный из частей, но единый; способный во взаимодействии повышать ранг интеграции, объединяться с другими, не теряя своих границ и существенных признаков; гармоничный.

Противоположна целостности - неинтегративность/фрагментарность.

Неинтегративность/Фрагментарность – возможность проявлять разобщенность, неорганизованность; наличие внутренних или внешних противоречий, существенная неполнота, частичность в понимании себя или значимых сторон действительности; выход за границы Я, нарушение границы другого, неспособность к субъект-субъектным отношениям.

Неинтегративный/Фрагментарный – разобщенный, расстроенный, растерянный, озабоченный, конфликтный.

Наличие атрибута «целостность – неинтегративность» позволяет проявиться ответственному совладанию. Степень социальной ответственности человека будет соответствовать той степени целостности, которую он может проявить в отношениях с собой, другими людьми, окружающим миром. Примерами могут являться уровни в развитии самосознания личности: эгоцентризм, группоцентризм, гуманизм, духовность (Б.С. Братусь, 1993). Человек как семьянин, патриот, друг представляет себя, соответственно, объединенным с членами семьи, страной, друзьями, и будет страдать, если эти связи нарушатся.

Отсутствие атрибута «целостность – неинтегративность» приводит к невозможности существования в определенном качестве.

«Целостность–неинтегративность» – проявление единства и борьбы противоположностей, позволяющее человеку интегрироваться, сдерживать разрушающие и саморазрушающие тенденции, а также, наоборот, позиционировать, конфликтовать, разрушать и разрушаться, после чего невозможно вернуться к прежнему качеству, что, в свою очередь, может являться условием для возникновения в дальнейшем новой системы.

Отсутствие неинтегративности приведет личность и систему ее отношений к стагнации - застою. Стагнация возникает, когда человек не разрешает противоречие, чтоб создать целостность более высокого ранга, а приспосабливается к нему, включает психологические защиты, чтоб «уйти от решения» или «оставить все как есть», но сохранить при этом себя, «свое лицо». Деградация личности – это снижение уровня ее целостности и качества ее возможностей.

Отсутствие целостности приведет к хаосу, беспорядку, расщеплению, разрушению Я или структуры личности, переструктурированию системы психики, доминированию иррационального или режима бессознательного в ее функционировании, невро- или психотической деформации личности. Определение нарушения психической системы возможно при сравнении с эталоном, а оценка дефекта - при наличии определенных критериев.

5. Креативность – Репродуктивность.

Человек как субъект, чтобы найти свое предназначение и осуществлять себя, несовершенного, в противоречивом и несовершенном мире, должен проявлять творчество, развивающее и усиливающее его.

Креативность - возможность создания нового.

Креативный – преобразующий, созидающий, творческий, способный творить.

Противоположна креативности – репродуктивность.

Репродуктивность – возможность воссоздавать полученную информацию в виде знаний, опыта, образования; восприятие и восстановление по памяти, использование известных знаний, демонстрируемых форм поведения, ценностей, проявление стереотипности.

Репродуктивный – воспроизводящий биологически, социально, психологически запечатленную информацию, накапливающий знания и опыт, повторяющий известное, проявляющий полученное образование.

Наличие атрибута «креативность – репродуктивность» приводит к эффективности, успешности, результативности активности человека, а значит, к психическому развитию или росту.

«Креативность–репродуктивность» – проявление единства и борьбы противоположностей между созиданием и воспроизводством, новым и старым, изменением и постоянством, развитием и формированием (образованием).

Отсутствие атрибута «креативность – репродуктивность» влечет за собой неуспешность и беспомощность.

Отсутствие креативности будет приводить к беспомощности в новой, проблемной ситуации.

Отсутствие репродуктивности приведет к тому, что каждая ситуация должна будет разрабатываться как уникальная.

Чем меньше у личности выражена репродуктивность, тем в большей мере проявляется ее индивидуалистичность, или уникальность. По большому счету, жизненный путь, пройденный человеком, может стать основным результатом его творчества. Творчество в науке позволяет человеку понять природу явлений, выйти на более высокий, чем прежде, уровень обобщения и преобразования действительности. В свою очередь, искусство - сфера жизнедеятельности, которая не является необходимой для выживания человека, но предоставляет ему возможность выражать свое представление о совершенстве и гармонии, опробовать предлагаемые ценности.

6. Самоценностность – Ничтожность /Малоценностность.

Субъекту, чтобы инициировать активность, нужно быть для себя точкой отсчета и опоры, а для этого необходимо чувствовать, понимать и ценить себя. Субъект должен принимать себя в расчет, доверять себе, он должен быть наделен ценностным отношением к своему Я. Характеристика «долженствования» снова исходит от требований к человеку как субъекту.

Со-бытие в мире людей обеспечивает у ребенка запуск механизма формирования его сознания и развития его самосознания. Самосознание – «психический орган» субъектного самоуправления, позволяющий человеку осознавать себя, проявлять самоотношение и самооценку, входить с собой в диалог, руководить собой и т.п. Функционирование самосознания обеспечивает обретение ребенком его самости (своего Я), формирование аутентичности (тождественности себе), формирование/саморазвитие и самореализацию в жизнедеятельности своей Я-концепции (собственной теории о себе).

Самоценностное отношение к себе дает возможность человеку чувствовать свое достоинство, иметь истоки формирования своей внутренней личностной силы, верить в себя, что в целом является предпосылкой его открытости и продуктивности, приводит к самоактуализации, взаимодействию с другими, а также к самозащите, отстаиванию своих интересов и прав. Позитивное отношение к себе способствует формированию и поддержанию адекватной и устойчивой самооценки, при которой человек не завышает и не принижает себя, свои возможности, не стремится заработать одобрение окружающих, естественно принимает комплименты и относительно спокойно - критику в свой адрес. Вера в себя и убедительная самооценка способствуют формированию адекватного уровня притязаний и принятию решений, приводящих к достижениям в деятельности, межличностных отношениях, самоуправлении и саморазвитии, а также к возможности пережить и принять неуспех. Самоценностное отношение не актуализирует напряженность межличностных отношений, имеющих статусный характер, содержащих сравнение и оценку себя с другими, не акцентирует проявление потребности в самоутверждении.

Самоценностность – возможность принимать себя и относиться к себе как ценности, несмотря на несовершенство и наличие недостатков; самодостаточность.

Самоценностный – позитивно относящийся к себе на бессознательном и сознательном уровне.

Противоположна самоценностности – малоценностность/ничтожность.

Ничтожность – возможность проявлять низкое принятие себя или неприятие, недостаток любви по отношению к себе и/или самоуважения.

Ничтожный/малоценностный – чувствующий свою никчемность, ущербность, излишне критичный, «озабоченный» самозащитой или нападающий на других.

Наличие атрибута «самоценностность – ничтожность» приводит к возможности самоактуализации.

Отсутствие атрибута «самоценностность – ничтожность» приведет к исчезновению «чувства самости», потере себя. Можно предположить, что отсутствие в русском языке глагола существования («я – ценность», вместо: «я есть ценность») облегчает растворение «самости».

«Самоценностность–ничтожность» – проявление единства и борьбы противоположностей между самодостаточностью как внутренней наполненностью и никчемностью как внутренней пустотой.

Отсутствие самоценностности приведет к невозможности видеть в себе или в результатах своей активности позитивное, а также к депрессивности, апатичности, неспособности к любви, выходу за рамки себя, чтобы поделиться собой с другими.

Неценностное отношение способствует тому, что личность начинает либо «опускаться», либо напряженно сравнивать себя с другими и компенсировать отсутствие ценности чем-то внешним, вплоть до проявления гиперкомпенсации (по А. Адлеру). Например, напряженно искать отношений, подтверждающих ее ценность, либо доказывать окружающим и себе соответствие высокому статусу или стандарту; стремиться подтверждать успехами или внешними атрибутами свою ценность, например, гнаться за престижным; оспаривать в межличностных отношениях мнения и нормативы, лежащие в основе оценки.

Отсутствие малоценностности/ничтожности влечет за собой проявление самовлюбленности, нереальности притязаний, некритичности.

Угроза неучета ценности личности значимыми другими приводит к самозащите, защите своего достоинства, различным проявлениям гиперкомпенсации, инициативной или функциональной агрессии, с помощью которой, по представлениям личности, в межличностных отношениях изменяются критерии оценки. Собственное достоинство при этом существует как самолюбие – болезненная установка на возможность ущемления своей самости. Недостаточная подтвержденность самоценностности в своем крайнем варианте приведет личность к агрессии или аутоагрессии (суициду). Уничтожение внешнего источника угрозы самоценностности приводит личность к ощущению ее восстановления. По этой причине агрессия в межличностных отношениях «оправдывается» восстановлением самоценностности личности путем наказания «носителя» иной оценки или его уничтожения.

Впрочем, истинно развитая самоценностность не зависит от отношения других, хотя в онтогенезе она развивается на основе отношения к ребенку значимых окружающих или как отраженная ценностность, связанная с получением информации о его достоинствах. Итак, нельзя отнять у человека собственное достоинство или честь, этого самоотношения может лишиться лишь сам его носитель; понятно, что внешнее воздействие может создать для этого условия.

В результате выделения и определения атрибутов субъектности и объектности конструируются следующие параметры модели личности, включающие и ее уголовно-релевантные характеристики.

1. Человек как личность функционирует по закону единства и борьбы противоположностей, поэтому и субъектная, и объектная характеристики являются для него неотъемлемыми. Его психологическая сущность - амбивалентная - субъектно-объектная.

2. Функционирование человека как личности в континууме пространства между полюсами «субъект – объект» позволяет ему достигать по закону перехода количества в качество доминирования субъектной позиции или становиться объектом, т.е. проявлять по преимуществу субъектные или объектные возможности (атрибуты). Это касается и личности, находящейся в контексте уголовно-правовых отношений.

3. Наличие субъектной и объектной позиции всегда полагает человека как личность в ситуацию выбора между ними, который становится условием его гибкого проявления. В крайних позициях: если проявляется объектность - личность природна и натуральна (проявляя реактивность, непосредственность, но также и креативность), если субъектность - выхолощенна и искусственна (проявляя активность, опосредствованность, но также и репродуктивность). Если характер ситуации не дает возможности выбора между объектностью и субъектностью, превращая личность в объект воздействия, следовательно, такая ситуация имеет для нее насильственное значение.

4. Если у человека в определенной ситуации нет свободы выбора намерений между субъектной и объектной позицией или возможности проявить субъектность на уровне регуляции, значит, он находится в беспомощном состоянии.

5. Проявление человеком способностей конструировать жизнь, разрешать жизненные противоречия, продуктивно переживать эмоциогенные и преодолевать проблемные или критические ситуации возможно только в субъектной позиции, что подчеркивает актуальность разработки психологии субъекта как научной проблемы, относящейся к центральным проблемам психологии. Снижение таких способностей приводит к формированию аномальных личностей, среди которых можно выделить такие типы, как невротики, алкоголики, наркоманы, бомжи, культовые фанаты, адепты религиозных сект, правонарушители. Правонарушители относятся к такому типу аномальных личностей, которые ведомо или неведомо для себя нарушают (или крушат) границы поведения, определенные общественными / юридическими нормами. Таким образом, субъектом преступления человек становится, «не взяв планку», соответствующую, по большому счету, субъекту жизнедеятельности. Однако он также может совершить преступление, будучи в объектной или не в полной мере субъектной позиции в инкриминируемой ему ситуации.

6. Юридическая дифференцированная оценка человека как действующего объекта воздействия, субъекта и субъекта не в полной мере в уголовно-правовой ситуации должна быть обусловлена наличием психологической модели субъектности и критериев ее оценки.

Выводы по главе

2.1. Вслед за противопоставлением объекта и субъекта, пониманием субъектности и объектности человека дифференцируются две его онтологические сущности, позиции, проявляемые не только противоположно, но и в единстве – субъектная и объектная. «Субъектное» и «объектное» - значит относящееся, соответственно, к субъекту и объекту, характеризующее существо как субъекта и как объекта. Содержания понятий личности, субъекта, субъектности дифференцированы с помощью таких определяющих признаков: личность – это социальное существо; субъект – существо, способное действовать в ситуации неопределенности; человек как субъект – это самореализующееся существо, способное разрешать противоречия во все расширяющемся взаимодействии с миром; субъектность – базовая врожденная характеристика человека, которая проявляется и развивается в процессе его жизнедеятельности, позволяя ему эффективно самореализоваться, доопределяя систему жизненных координат.

2.2. Субъектностьчеловека несводима к простым формам психического (процесс, свойство, состояние), это интегральная форма - способность. Субъектные способности обеспечивают человеку особый способ существования - эффективное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат. У личности - социального существа они названы социальными субъектными способностями, поскольку личность – социальный субъект.

Выделение понятия субъектности, наряду с понятием субъекта, дает преимущества в понимании психологии человека, т.к. оно включает следующее: не обобщенное, а конкретное содержание в виде возможностей к определенной активности; множественность и динамичность способностей, а также меру их проявления в зависимости от конкретных требований; возможность понимания субъектно-объектной психологической сущности человека / человека как личности. Эти преимущества значимы для психологической характеристики субъектности преступного деяния личности.

2.3. Обобщение субъектных характеристик человека, обсуждаемых в литературе, представление о его субъектно-объектной сущности, а также системный анализ требований жизнедеятельности позволили представить характеристики человека как личности в виде шести дихотомий атрибутов: активность - реактивность, опосредствованность - непосредственность, креативность – репродуктивность, автономность – зависимость, целостность - фрагментарность, самоценностность – ничтожность. Обе характеристики - субъектная и объектная - являются для личности неотъемлемыми, предоставляя ей в единстве и борьбе противоположностей различные функциональные возможности. Функционирование человека как личности в пространстве между этими полюсами позволяет ему либо достигать доминирования субъектной позиции, либо проявлять себя преимущественно объектно, либо амбивалентно: одновременно и в той, и в другой позиции, т.е. не в полной мере субъектно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных