Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение социальных субъектных способностей




В соответствии с авторским подходом к субъектности, если речь идет о человеке как субъекте, проявляющем психосоциальные отношения, то комплекс его возможностей будет связан не с элементарными формами психического – процессом, свойством, состоянием, а со сложными – способностями, а именно социальными субъектными способностями (ССС). Содержание этого понятия объединяет психологический и социальный (а значит, и правовой) контексты, поскольку проявление этих способностей входит как в психологическое определение личности и субъекта, так и в юридическое понятие правонарушителя, преступника. В связи с тем, что понятие «личность» уже включает в себя социальность, в контексте с ним термин «социальный» не используется.

Психолого-юридический подход требует выделения из всех способностей человека тех, которые имеют юридическое значение. Среди юридически значимых способностей в уголовном (как правовом, так и процессуальном) контексте можно выделить такие: осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, осуществлять неправомерное воздействие на окружающих, лидировать в преступной группе или поддаваться воздействию, давать свидетельские показания, оказывать сопротивление и т.д. Таким образом, понятием социальных субъектных способностей человека выражается психологическая основа для проявления способностей, релевантных различным уголовным нормам. В свою очередь понятие «субъектные способности» может отражать содержание, характеризующее с психолого-юридической стороны способности лица как субъекта.

Итак, социальные субъектные способности – это способности, которыми выражается субъектность личности в самых разнообразных социальных контекстах жизнедеятельности. Социальные субъектные способности, имеющие юридическое значение, - это способности, обеспечивающие эффективное самоуправление человека в правовом контексте жизнедеятельности. Согласно определяющему признаку понятия субъекта - возможность действовать в неопределенной системе координат, доопределяя их, - все 3 выделенные Б.М. Тепловым (1961) признака способностей характерны и для обсуждаемых способностей. ССС характеризуют возможности человека со стороны психофизиологических, психофизических и психосоциальных особенностей как субъекта деяния, а не объекта, подавленного условиями обстоятельств или чьим-то воздействием. Они обеспечивают дееспособность, преступную субъектность, противоположна им, таким образом, недееспособность, беспомощность в самоуправлении.

Уголовно-релевантные субъектные способности связаны с конкретными уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными нормами. Эти нормы позволяют осуществлять дифференцирование содержания деяния и психологического механизма его совершения, как, например, по пунктам статьи, так и по разным статьям УК. Например, по ст. 105: убийство (ч. 1); убийство лица, заведомо для виновного, находящегося в беспомощном состоянии (п. «в» ч. 2); убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д» ч. 2); либо убийство (ст. 105) и убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107). И речь идет не о способности или неспособности совершить то или иное преступление, а о специфике осуществления при этом осознанного самоуправления.

Если способности - это комплекс психических (включая психофизиологические, психофизические и психосоциальные) возможностей, обусловливающих успешное овладение и выполнение определенной активности, то ССС, имеющие юридическое значение, обеспечивают эффективное психосоциальное самоуправление человека в правовом контексте действительности. Они складываются из возможностей, во-первых, понимать социальный (в том числе социально-правовой) характер действительности, во-вторых, осознавать себя и социальное значение своих действий и, в-третьих, регулировать свои действия с учетом социальных норм и ценностей. Каждая из этих способностей имеет системное строение, иначе они не могут функцинировать целостно. В свою очередь, все эти способности системно связаны: опираясь на понимание действительности, проявляется способность осознавать себя, затем обе они становятся основой саморегуляции. Согласно пониманию механизма их работы как блоков самоуправления нарушение проявления предыдущих возможностей субъекта отражается на его последующих возможностях.

Описание обсуждаемых способностей в УК РФ (ст. 20, 21, 22) таким образом, как «мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими» при совершении деяния сформулировано некорректно. Прежде всего, потому, что способность руководить своими действиями должна пониматься как организация самоуправления в целом, включающая и осознание как необходимый, но не достаточный признак. Кроме того, поскольку субъектность человека, согласно нормам действующего УК (ст. 20, 21, 22), может: а) проявиться в полной мере, б) проявиться не в полной мере, в) не проявиться, - то при анализе его ССС (как и любых способностей), необходимо соотносить требования к нему и его психосоциальные, психофизические и психофизиологические возможности. Установление меры проявления способностей возможно при наличии измерительных приборов, которыми могут стать их эталонные модели, позволяющие в строении способностей выделить уровни, а в функционировании - этапы. Причем эталон будет задавать идеализированный стандарт, а «психологическое измерение становится измерением испытуемого» (В.Н. Дружинин, 1997. С. 180) для установления его индивидуальных особенностей.

Итак, для того чтобы установить снижение ССС при проведении СПЭ, необходимо создать аналитический инструмент – их модели, выделив компоненты и уровни, значимые для выполнения исследуемых задач. А поскольку корифеи системного подхода И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин считают, что «наверное, нет объекта более системного, чем психика» (1973. С. 215), следует устанавливать затем существенность влияния каждого компонента (или его утраты) на конечный результат функционирования ПСУ. О.Д. Ситковская справедливо отмечает, что «единое для всех случаев решение вопроса о конкретных проявлениях изменений сознания не представляется возможным» (1983. С. 49).

А.В. Юревич акцентирует в методологии психологического объяснения его разноуровневое проявление, поскольку «любой психологический феномен имеет различные уровни детерминации: феноменологический, физический, биологический и социальный, - требует объяснения на каждом из данных, не сводимых друг к другу, уровнях...» (2001. С. 16). Итак, выделение уровня функционирования всегда связано с обнаружением системы детерминант.

При моделировании учитывается также, что выделение уровней строения способностей, как и других сложных психических реалий (например, самосознания, по В.В. Столину, 1983. С. 80), имеет смысл, если: а) каждый из уровней их развития или структуры является необходимым для последующего; б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями; в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; г) вышележащий уровень управляет нижележащим; д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего.

Прежде всего, отмечу, что системообразующим признаком, объединяющим функционирование обсуждаемых способностей, является содержание значения, поскольку ПСУ человека происходит в контексте жизненных значений. Системой важных для человека значений обеспечивается объединение функционирования ССС, т.к. значения выступают ориентирующей основой при понимании действительности, образцами для контроля при осознании собственных действий и средствами при регуляции и т.п. Правовые отношения связаны с нормативным поведением людей, но в обществе проявляются нормы, правила, эталоны, во-первых, разных аспектов общественной жизнедеятельности (этические, моральные и др.), во-вторых, разной степени обобщенности (всеобщие, групповые, индивидуальные) и, в-третьих, разной степени константности (как устойчивые, так и изменяющиеся, разрушающиеся, развивающиеся).

Кроме этого, необходимо учитывать, что человек – социальное существо - ориентирован не только на социальные значения среды. Он существует как диалектическое единство материального объекта (индивид), биологической особи, личности и индивидуальности и живет в контексте 4-х типов значений. То есть наряду с общественно-социальными значениями, он ориентируется на физические, биологические и индивидуально-личностные значения действительности. Те или иные из них акцентировали как отечественные, так и зарубежные исследователи (Л.С. Выготский, 1982; Дж. Гибсон, 1988; Н.А. Леонтьев, 1979; др.). Актуализируясь или не актуализируясь на сознательном уровне, все эти значения используются в функционировании психики человека, образуя 4 разных уровня проявления его социальных субъектных способностей. Предположения, высказанные выше, будут обсуждаться на теоретическом уровне, а также проверяться при проведении СПЭ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных