Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способность правильно понимать действительность




Первая социальная субъектная способность - способность правильно понимать действительность в уголовно-правовой ситуации - обеспечивает процесс и результат присвоения и создания необходимой человеку информации. Эта способность лежит в основе его социальной компетентности, от нее зависит, какая «картина мира» им построена, как понято конкретное явление.

Для психологии традиционно выделение в психике функции отражения, его объективного и субъективного характера, непосредственного и опосредственного уровня познавательных возможностей человека. В сознании человека выделяется чувственная ткань, а также значения и личностные смыслы, причем личностные смыслы признаются как несовпадающие со значениями (А.Н. Леонтьев, 1983), так и имеющими в своей основе одну природу – социальную (Д.А. Леонтьев, 1999); выделяются физические, а также экологические значения действительности (Дж. Гибсон, 1988).

В работе автора (Л.В. Алексеева, 1996) аргументировалось принципиальное значение для моделирования обсуждаемой способности использование термина «понимание» вместо «отражение» за счет учета встречной активности субъекта и его пристрастности, сложной организованности способности, возможности создания информации, в отличие от воспроизводства явлений или их свойств в той или иной степени адекватности, характерных отражению как всеобщему свойству природы. Таким образом, при рассмотрении понимания выделяется объект понимания - окружающая действительность и предмет понимания - уровень понимания, которого требует от субъекта исследуемая ситуация либо на который оказался способен человек.

При моделировании способности учитывается, что понимание действительности организовано с учетом 3 параметров охвата: глубины, ширины и изменения во времени. Отражение человеком мира в разных значениях (физических, биологических, общественно-социальных и индивидуально-личностных) выражает глубину охвата действительности. Например, параметр глубины при понимании самого сложного феномена – человека - проявляется так. В физических параметрах он рассматривается в таких характеристиках, как вес, рост, скорость движения и т.п. При функционировании биолого-экологических значений субъект получает информацию о характере возможных отношений, о том, что с воспринимаемым человеком (или любым отражаемым явлением) может быть связано: чувство удовлетворения или опасность, болевые ощущения. Такое отражение может иметь латентный характер, например, как понимание исходящей опасности от существа, связанное со строением его зубов.

В общественно-социальных значениях происходит понимание социальных характеристик человека. Это могут быть его социальные, например, ролевые, статусные (ребенок, педагог, спортсмен, начальник), или ценностные значения («человек – мера всех вещей», «ценность», «ничтожество», «враг»). Наконец, индивидуально-личностным значением, т.е. личностным смыслом понятия «человек», может быть то, что он значит для субъекта. Он может быть другом, родственником, партнером, конкурентом, средством, преградой, ничем и смыслом жизни. Очевидно, что при тождественности личностного смысла и социального значения можно примерами личностных смыслов сделать перечень социальных значений и ценностей, сформировавшихся в результате развития культуры и цивилизации. Только став личностным смыслом, значение приобретает ценностный статус для человека, который может совпадать или расходиться с принятым в обществе.

Ширина охвата действительности обеспечивается уровнем проявления познавательной сферы психики: от элементарного и непосредственного отражения до отражения обобщенного и опосредствованного. Поскольку ширина понимания зависит от степени развитости и сформированности, а также уровня функционирования всего комплекса познавательных процессов, понимание у развитого и неразвитого человека, компетентного и некомпетентного будет отличаться. Еще одна координата в модели способности – временная, с ее помощью фиксируется связь настоящего с прошлым и будущим.

Чтобы представить себе, как функционирует интеллект социального существа, при моделировании обсуждаемой способности объединялись глубина, ширина понимания и временная координата таким образом, чтобы каждый уровень характеризовался общим содержанием и имел специфическое «качество» своего результата. При этом получилась модель способности как проявление четырехуровневой системы возможностей, при которой функционирование предыдущего уровня становится основой для последующего.

Эталон проявления способности правильно понимать действительность в уголовно-правовой ситуации:

1 уровень: непосредственное отражение предметов и явлений окружающей действительности, их физических свойств и эмоциогенных параметров, сохранение отражаемых следов, т.е. функционирование ощущений, восприятия, внимания и памяти; эмоций; проявление общей осведомленности.

2 уровень: обобщенное, опосредствованное отражение, т.е. отражение и закрепление непосредственно не проявляемых связей и последствий, благодаря функционированию мышления и воображения (при участии высших форм внимания и памяти).

3 уровень: понимание социального значения происходящего за счет объединения содержания в социально-нормативный (в том числе уголовно-правовой) контекст, проявление специальной осведомленности и социального мышления.

4 уровень: возможность выражения личностного смысла происходящего, тождественного социальному значению; наличие выбора между тождеством и отличием социального значения и личностного смысла.

Способность в полной мере понимать жизненную ситуацию предполагает эффективное проявление человеком возможности адекватного отражения и прогностического осмысления действительности, понимание ее социального-ценностного значения, актуализированых в речи; а в высшей степени, если ситуация - проблемная, проявление такого уровня осмысления, который позволяет ее разрешить. Итак, для понимания в полной мере уголовно-правовой ситуации необходимо наличие и соотношение всех компонентов и уровней проявления указанных возможностей человека таким образом, чтобы они соответствовали не только его потребности в получении информации, но и требованиям, предъявляемым к его психофизиологическим и психосоциальным возможностям характером сложившейся ситуации и совокупностью определенных социально-правовых норм.

Способность обвиняемого по уголовным делам проявлять понимание инкриминируемой ситуации в полной мере предполагает проявление уголовно-релевантных возможностей, связанных с социально-правовыми нормами и запретами как представленными обобщенно в Общей части УК РФ, так и конкретными, в Особенной его части. Названные параметры и уровни понимания отражают обобщенный психолого-социальный подход и являются диагностическими признаками проявления обсуждаемой способности. Учет уголовно-правовых норм предполагает обращение психолога к науке уголовного права и действующему УК, которые должны задавать критерии для проявления способностей как уголовно-релевантных. Причем для практикующего эксперта-психолога – это руководство к действию, а для психолога-теоретика – возможность оценки их психологической адекватности.

При проявлении у личности способности правильно понимать действительность системообразующим в функционировании психики оказывается социальный интеллект (интеллект как система познавательных процессов, объединенный с сознанием как возможностью понимать мир в социальных значениях). Итак, индивид в процессе социализации при развитии своего интеллекта и формировании сознания знакомится с социальным значением явлений действительности и вырабатывает к ним индивидуально-личностное отношение. При понимании действительности на индивидуально-личностном уровне предыдущие три уровня присутствуют «в снятом» виде. Это характеризует соотношение каждого последующего уровня с предыдущим, несмотря на то, что они имеют определенную содержательную автономность. Так, каждый уровень дает особые возможности понимания: первый уровень - непосредственное отражение и запечетление информации, второй – опосредствованное интеллектом, третий – опосредствованное социализированным интеллектом, четвертый – опосредствованное самосознанием. В целом качество функционирования, как и неполнота проявления способности, может быть связана с функционированием любого из ее уровней.

Человек может отражать (воссоздавать явление или его признаки) как адекватно и объективно, так и предельно неадекватно и предвзято, в зависимости от того, во-первых, как при понимании функционирует каждый уровень; во-вторых, какой уровень доминирует (преобладает) или приводит к деформации при функционировании. Например, следующие умозаключения подэкспертных демонстрируют особенности понимания действительности на разных уровнях. «Термометр нужен для воды, чтобы глубину воды измерять» - деформация на 1 уровне, характеризующем общую осведомленность, сказывается на 2 уровне этой способности в работе мышления, но как таковое мышление не характеризует. «Ежовые рукавицы – это значит, они из шерсти ежика» - характеризует конкретность мышления и имеет отношение к характеристике особенности 2 уровня понимания действительности.

В рассматриваемом контексте необходимо учитывать не деформации уровня понимания «вообще», а только значимые для права, прежде всего, для лица как субъекта преступления, проявленные в ситуации правонарушения. То есть насколько указанная неосведомленность (незнание таблицы умножения, неграмотность по русскому языку или нечто другое) повлияла на понимание самого явления правонарушения и его общественной опасности (кража, убийство, изнасилование, возбуждение национальной вражды, терроризм и др.). Таким образом, не всякая некомпетентность становится юридически значимой. Если формируется неадекватное социальное значение, то понимание деформируется на 3 уровне. Например, многие несовершеннолетние обвиняемые подэкспертные понимают волю только как свободу, как ожидаемое следствие для них – сложность осознанной организации волевого усилия.

На основе социальных значений вырабатывается личностный смысл. Если социальное значение понято неадекватно, личностный смысл будет соответствующим. Но даже при формировании личностного смысла на основе адекватного социального значения, он, в силу своей относительной автономности от значения, может как совпадать с ним, так и отличаться. Например, можно позитивно относиться к воровству, имея понятие о нем как о негативном общественном явлении. В случае, когда при проявлении смысла у человека сохраняется выбор в совпадении или несовпадении его с социальным значением, отмечается способность понимания явления в полной мере.

Если анализировать функционирование здоровой психики, то ее обладатель может быть по развитости разного уровня (в связи с возрастом) и разного качества (в связи с условиями социализации и особенностями развития). Например, в Ичкерии иностранные наблюдатели поразились реакцией детей-чеченцев на казнь коленопреклоненных военнопленных: ножом по горлу - дети веселились. В этом случае выражение личностного смысла у детей проявлялось адекватно демонстрируемым общественным значениям, которые в соответствии с социальными значениями цивилизованного общества понимаются как проявление дикости, бандитизма, комплекса сверхполноценности.

На 4 уровне понимание действительности деформируется, когда у человека субъективно нет выбора в формировании личностного смысла, который придается им самим происходящим событиям. В этом случае безальтернативно личностный смысл может не совпадать с социальным значением, быть не опосредствованным, а опосредованным или непосредственным. Наиболее ярко это происходит в эмоциогенных ситуациях, при угрозе жизни (как актуализиция витального смысла, противоположного летальному исходу), при проецировании на действительность эмоционально-личностного содержания.

Кроме того, для несовершеннолетней личности представляет определенную трудность возможность «отстроиться» от примеров противоправного поведения, когда такие примеры превалируют в ее жизнедеятельности. Например, воруют старшие братья, многие из друзей и знакомых в селе. В связи с этим более вероятно формирование личностного смысла, соответствующего демонстрируемым антиобщественным значениям, хотя социальное значение подростку все же известно. Личностный смысл – это не только субъективное, но и субъектное образование. Даже экскурсия в воспитательных целях в колонию, где содержатся заключенные, может оказаться недейственной, если у подростков возникнет восторженно-удивленное отношение: «Здесь совсем не жутко, чистота, порядок и цветы везде растут!». Итак, проявление 4–го уровня ССС своеобразно венчает понимание юридически значимых явлений.

Если рассматривать правонарушителей как субъектов преступного деяния, то возможность проявления специфики личностного смысла и общественного значения происходит в понимании преступного значения сложившейся ситуации, например, как кражи, а смысла – как обогащения. За счет этого расхождения, несмотря на понимание в полной мере ситуации как противоправной, возможно совершение преступления.

У личностей с патологической симптоматикой возможно нарушение понимания действительности на любом из уровней. Так, помрачение сознания (например, делирий и сумеречное расстройство сознания) не позволяет функционировать 1-му уровню и тотально нарушает проявление способности. В свою очередь, амнезия может влиять как тотально, так и фрагментарно. Непонимание причинно-следственной связи, в связи с недоразвитием или нарушением мышления, проявится как нарушение 2-го уровня. Незнание или непонимание социальной порицаемости происходящего из-за интеллектуального снижения – нарушение 3-го уровня. Проявление смысла воспринимаемого в виде бредовой симптоматики, например, бреда ревности или преследования – нарушение 4-го уровня. Таким образом, во-первых, нарушение любого из уровней сказывается на проявлении способности как целостной системы возможностей. Во-вторых, значительность деформации понимания зависит от степени дефекта и уровня понимания, на котором он произошел.

Способность правильно понимать действительность обеспечивает ориентировочную основу - построение субъективной модели значимых внешних условий активности в ПСУ. Особенность работы этого звена позволяет представить его как сложно организованный 4-х уровневый блок, связанный с работой других звеньев. Четырехуровневая «детализация» и выделенный «масштаб» рассмотрения модели этой способности представляются достаточными для диагностики меры ее проявления в уголовно-правовой ситуации.

В функционировании обсуждаемой способности видны проявления атрибутов субъектности или объектности личности. Например, для 1 уровня – реактивность, непосредственность, фрагментарность / неинтегративность, репродуктивность. Но чем выше уровень понимания, тем в большей мерепроявляются такие атрибуты субъектности, как активность, опосредствованность, автономность, целостность, креативность. В свою очередь, образование смысла, как витального, так и личностного, невозможно без проявления самоценностности / ничтожности.

Стремясь к полноте анализа уголовно-релевантной субъектности личности, нельзя абстрагироваться от способности правильно понимать действительность как несущественной: ее работа специфична, ее проявление дает основу функционирования способности осознавать себя, сбой в которой может проявиться именно в связи с ее дефектом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных