Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человеческий язык заранее запрограммирован на творение историй/мифов/метафор.




 

Шеллинг – «философия религия откровения»

 

Романтическая философия сыграла роль в складывании классической филологии.

Абсолютный дух воплощается в духе народа, а дух народа надо понять через миф и поэзию – т.е. постигая миф мы постигаем бога – т.е. человечество пытается осознать свою миссию – РОМАНТИЗМ

Религия откровений = мифология по Шеллингу.

 

Он также говорил есть разные способы строениея мифа

1 Схематизм особенное через общее

2 Аллегория общее через особенное

3 Символ – и то и другое

 

Например Пантеон –

 

иранская мифология схематична, потому что там существует единое божество, которое воплощает в себе все разновидность божественной силы и власти.

 

Аллегорическая – индийская мифология там нельзя разобраться кто за что отвечает и кто главный. Общий закон мироздания воплощается в разных божествах которые не иерархичны = всё едино и всё дробно

 

Греческая

С одной стороны всё понятно, но с другой есть много поколений богов – т.е. и то и другое.

 

Греческая – реалистическая,

(возможно это не очень правильно но такова позиция Шеллинга)

 

В индии – пребывание бесконечного стояния и ничего не делания даёт силу ор смснг.

Если долго стоять то мир рухнет.

 

Ницше полагал что греческая мифологи я это синтез!

 

Αληθια – истина=откровение=точтоявлено в мире

А у платона это «правильная» точка зрения.

 

В 20м веке развивается ещё языкознание был изобретен сравнительно исторический метод (языки можно сравнивать) (!)

Были открыты законы семей языков и проч.проч.проч.

Начали реконструировать праиндоевропейский язык.

Это подтолкнуло к изучению мифов.

 

Лекция

 

 

APA

 

Макс мюллер делал сравнительный анализ

Мюллер – «миф – болезнь языка»

Метафора – семантический сдвиг – миф

Солярная лунарная – основа любой начальной мифологии

Божественный пантеон - переосмысленное небо

Близнечный миф – миф о парных героях – «ахилл и патрокл» «кастр и полидевк»

Символическое осмысление солнца и луны. Солнце – живой брат, луна – брат который умирает. Это не является жёсткой оппозицией (они же не просто браться – а ипостаси одного и того же) = герой перед тем как соврешить подвиг должен умереть – универсальная вещи (патрокл умирает и ахилесс совершает подвиг убивая гетора – ведь патрокл ипостась ахиллеса) – это некие глубокие формы человеческого сознания. – как в голливудских фильмах где главного героя долго бьют и он «как бы из последних сил» восстаёт и всех убивает.

 

Вопрос древний – почему солнце зашедшее на западе – появляется утром на востоке

Например в индийской мифологии – бог солнца Санита (?) и у него есть вторая ипостась – Пушан (связан с подземным царством) – ночью солнце с запада на восток переезжает в лодке по подземной реке – путь вверх и вниз по течению. Великая река которая опоясывает весь мир (сверху вниз). Солнце в лодке. Солнце в колеснице. Идея кубка гелиоса – это лодка солнца. Бог солнца оказывается богом подземного мира.

 

Позитивистки историческая позиция –

Теория дарвина дала толчок естественным наукам – не только в био но и в соц смысле – антропологическая школа

Эдуард Тайлор Тэйлор. «первобытная культура/цивилизация»

Он применил методы дарвина и позитивизма в целом к истории человечества в практической плоскости иными словами он был этнограф. С тем чтобы на основании этого представить историю развития человечества как соц организации (взгляды институты). Непрерывность и стадиальность развития. Идея пережитков (рудиментов) – в современном обществе по некоторым представлениям сохраняющися в массовом сознании и в в обществах которые максимально консервативны. Приметы предрассудки – в действительности это чрезвычайно устойчивые вещи, которые изначально были у человечества. Например сглаз и оберег – за этим стоит глубинное представление особое значение слова и сопостовляемого предмета. Например нельзя хвалить маленького ребёнка или наоборот нельзя произносить имя «чёрта» т.е. «табу». Чёрта кстати называли «аггелом» чтобы не называть «чёртом». Во многих культурах табуировано слово для змеи.

Греческий «дракон» - «тот кто глядит» - ιος – индоевропейское слово для яда или змеи и в греческом и это опасное слово и лучше употрелять «фармакон».

Для Тайлера было важно слово «Анимизм» - одушевление природы. Мифология – человек наделяет жизнью духовной силой неодушивлённые предметы природного мира.

 

Антропологическая линия породила школу которая до сих пор влиятельна – это школа «Ритуала» или Кэмбриджская школа. Вождём этой школы был Джеймс Джонс Фрезер («Золотая ветвь» «Фольклор в Ветхом Завете» - прочитать). Соотношение мифа и обряда или мифа и ритуала. Все космогонические мифы объединены темой «от хаоса к космосу».(но при этом существует неизбежный конец в хаос) – ему параллелен ритуал «Нового года». В момент нового года происходит обряд который повторяет процесс мироздания. (диалог жрецов как вторить мир – это = диалогу богов как творить мир)

Новый год в западной культуре (у нас неправильно) – это время когда можно совершать плохие поступки – переворачивается привычный порядок вещей (пальба в небо – очень архаичный и традиционный способ проводить новый год) (фейрверки из китая – а там фейрверки отгоняют злых духов) (идея хаоса)

Что первично – ритуал или миф? Кэмбрижская школа утверждала что первичен ритуал.

Близнечный миф – частный вариант ритуала перехода – Арнольд ванн Ген «ритуалы перехода»

Проблема жизни смерти – ритуалы перехода – ритуалы переходных состояния – ритуалы жизни и смерти – близнечный миф – некий способ преодоления смерти – миф о близнецах миa о двух сторонах одного.

Лименальный=переходный=пограничный.

В погребальном обряде очень важно утверждение некоторых элементов жизни. Поминки – элемент жизни – их главная идея – в момент когда происходит смерть мы должны радоваться жизни. Более того делается так что как будто покойник присутствует за столом – т.е. идея вечной жизни. Хваление покойника – значит что он продолжает жить.

Свадебный обряд тоже пограничный обряд – который где угодно обязательно несёт в себе элементы погребального обряда. Например в русской культуре – оплакивание невесты подружками присуще обряду при этом в тех же формулировках что и в погребальном обряде.

Например в Антигоне когда её отправляют на смерть это описывается как свадьба с Аидом.

Идеи две – вступая в брак человек теряет свой прежний статус (прежний умирает – новый возрождается).- на этом основа мифология (по кэмбриджской школе)

 

Фрезер приводил ещё один важный для него ритуал. Календарный цикл и плодородие – человек наблюдает за смертью и возрождением природы – отсюда мифы об умирающем и возрождающемся боге. Например Асирис в египте или Дионис в греции.

Обряд «Инициации» - мальчики достигшие определённого возраста взросления – должны совершить нечто чтобы стать полноценными членами общины. Например они собираются и уходят из поселения (туда где люди не живут) или реально охотяться на медведя или изображают что охотятся на медведя. В африке учат танцу который делают воины который изображает как они кого-то убивают. Важно что приходя назад их встречают как будто они очень изменились либо их никто не знает – и они часто получают новое имя. Или же идея – мальчик умирает и рождается мужчина. Например парис александр. Когда он победил грабителей – он получил имя александр – «Отражающий мужей». Всякий мужчина должен иметь два имени – одно обыденное другое знаковое, героическое. Идея – сына зовут как отца одиссей телемах (теле – далеко мах – сражающийся т.е. одиссей. Полемус – птолемус. Полис-птолис. Ахилл и неопталим (ахилл рано пошёл на войну и сына назвали «рано пошедший на войну».

Ритуальная школа дала толчок исследованию – к ней близка соииалогическая школа связанная с именем Дурггейма, который говорил о мифе как об коллективном представлении – в человеке есть две стороны индивидуальная и социальная и это профанное и сакральное. Для него любимом словом был «тотемизм» с его точки зрения тотемизм предшествует анимизму. Фрейд был его антиподом которому приписывают (сик) наличие мифолог исследований. За Фрейда эту теорию достроили скорее.

 

Например космогония – всегда сын убивает отца в результате плохого отношения отца к матери.

Миф – воплощение глубинных человеческих идей.

«Насилие священное» - Жерар – осн. идея – всякая религия изначально возникает потому, что важнейшей движущей силой в человеке является насилие – миф и религия – насилие (жертва) с другой стороны преодоление его запретом на насилие.

 

 

Карл Юнг – коллективное бессознательное – некие общие структуры человеческого сознания которые существуют как некие универсалии или архетипы – они лежат в основе например мифа и литературных мотивов. У Юнга «Близнечный миф» это по его словам архетип «Тени» наличие в человеке чего-то что мы не знаем но ощущаем.

Сон это миф потому что они близки к архетипу и бессознательному а это вечные универсалии. Например сон об открывающейся двери – которая медленно открывается – если досмотреть до конца то там будет твой двойник. Это и есть миф о близнецах.

 

Ливии Брюля – первый исследователь которого в полной степени можно назвать?

Близок к школе Ритуала и к Юнгу.

Ливибрюль – первонство в формулировке – идея того что миф является не просто некоторым текстом, но порождением особого типа человеческого мышления

Его книга «Первобытное мышление» «Сверхъестественное в первобытном мышлении»
Он попытался выделить основные харки этого мышления в противоставление современному мышлению. «Примитивное – Цивилизованное» - некая неоценочная (!) категория. Миф как продукт первобытного мышления. Он говорил о том что (продолжая идея Кэмбриджской школы) – «первобытное мышление не является эмпирическим» т.е. идеи древних людей исходили из их ощущений.

Наприме, представление что огонь существует в определённых природных субстанциях – огонь внутри камней или деревьев (эмпир идея о том что огонь добывается трением дощечек или камней = огонь уже находится в дереве и камне). На самом деле эта идея эмпирически не проверяется – т.е. это не чистая эмпирика. Другая идея - идея мистического. «возможность того что некоторые элементы мироздания соеденины в неком континууме». Получается что в дереве огонь существует потенциально – если в дерево попадает молния то в нём появляется огонь – действие это не столько эмпирическое но мистическое – актуализация огня как ритуал/обряд.

Дубы – деревья громовержцев всех культур – потому что дуб выше всех деревьев и в него бьют молнии.

Первобытное мышление – «пре(до)логическое» - мы руководствуемся законами формальной логики – древние нет – закон исключённого третьего (предмет либо стул либо стол но не стулостол – а у них стулостол – похож вопрос с причатием – что это символ или буквальность – мы не можем принять то что это и то и то из-за логического мышления)

Мифологическое сознание – противоречий нет – современные же люди всегда настроены на решение противоречий. Похожесть свадебного и похоронного ритуалов = миф сознание не признаёт то что жизнь и смерть взаимоисключающие понятия.

Например мёртвая вода в сказке – является закрепителем например разрубленного тела – т.е. сказка объясняет существование мёртвой по сути ненужной воды. В мифе же для того чтобы человек жил он должен быть мёртвым.

Например греческие боги едят амброзию (бессмертный мброзос μβροτος – смерть – индевр корень)

Греки считали что νεκταρ = νεκρος т.е. боги пьют и живую и мёртвую воду.

В мифе и боги и люди и смертны и бессмертны одновременно.

Замена логики на иные законы управления человеческого сознания – например память и последовательность памяти. Т.е. в мифологии – то что случилось после того связано с тем что случилось до того. Он не противопоставлял Ритуал и Миф - для него это проявления одного и того же. Гадание – отменяет прошлое и будущее.

Например римское гадание по полёту птиц или внутренностях животных – предсказывание по прошлому будущее.

Представление о времени.

Прошлое то что сзади а будущее то что впереди – а в древних культурах всё наоборот

Οπισσο – переводится как будущее а означает прошлое (с нашей точки зрения – прошлое)

Прежде = прошлое и в то же время корни прежде и вперёд – одни и те же.

Задняя слава – слава в будущем.

 

Прошлое то что мы знаем – значит оно должно быть перед глазами (видеть и знать одно и то же) и тем самым прошлое то что мы знаем и ведаем и то что перед нами – будущее же нам неизвестно, значит оно за нами.

Совр. Культура – линейное движение во времени.

Миф система – объединено пространство и время = нет линейности = время это некий цикл и повторяемость.

Повтор как один из управляющих факторов бытия.

Эрнст Кассирор «Эволюция символичесикх форм» - символ понятие предполагающее многозначность = много смыслов в одном. Миф является одной из символичесих форм осмысления действительности. Символ – συμβαλλο – то что совпадает – предмет разломанный на две части который потенциально может обратно соединиться по разлому.

Миф не дириффенцирован – наша система основана на системе оппозиций – в мифе наоборот. В мифе не различается предмет и знак (табуированность слов значит что слово равно явлению). + идея сакральных чисел которые в себя вбирают некие принципы строения мифологического сознания.

Стукутрная теория мифов – Клод Леви-Стросс – основатель всего.

Наметились две основные линии в науке

  1. Истор антропология эмпирическая
  2. теоретико лингвистическая линия.

У него всё это сошлось поскольку он был этнографом «Мифологики» - основной труд Леви-Стросса.

Изобретение чего?

Изобретение структурного метода – связано со швейцарцем Соссюром – Шарль Бали его ученик – лекции Соссюра были изданы. Ещё он предсказал наличие в индоевр языках определённого класса звуков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных