Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С точки зрения орфиков – наша тело это темница и похоронный курган нашей души и в то же время и символ нашей души.




 

 

ПРОЧИТАТЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ

ГЕСИОД ТРУДЫ И ДНИ – МИФ О ПОКОЛЕНИЯХ ЛЮДЕЙ

 

Лекция

У дракона зубы каменные – т.е. люди из камня как и фиванцы

И в гомеровских текстах есть выражение – не очень понятное «человек не от дуба и не от камня» - употребление – когда встречаются два героя для поединка и когда они выясняют родословную друг друга и говорят «так ты не от дуба и от камня» - например Диомед и Глафк – выясняется что они родственники и драться не будут.

Т.е. не от дуба не от камня значит ты не от первых людей а у тебя есть родословная.

От дуба и от камня – это значит ты из незопамятной древности. – значит первые люди родились из дерева и камня. При этом надо помнить что из дерева и камня появляется и огонь. Тема рождения человечества и тема обретения огня связаны между собой.

Даймонес – некоторое бодественное присутствие в мире от глагола дайо что значит «делить»

Гюбрис – когда ктото делает то что выходит за рамки ему отведённого – выход за пределы социальных рамок – связано с айдос – «стыд» - как надо себя человека вести себя человека определённого соц статуса.

Гюбрис от гюпер – выше – «сверхчеловек» - люди серебряного века – гибристы.

Они стали даймонес но подземными.

Поколение героев теперь на блаженных островах или елисейские поля илюсион педион.

Изначально это особая область в Аиде – престижный район.

У Гомера Менелай первым туда попадает. Почему? Потому что он зять Зевса – про него заранее известно – женат на дочери Зевса.

Героическое поколение выбивается – из металлических поколений. Символика металлов во всех культурах (бывает 3 бывает 4 – варьируются металлы)

Героическое поколение это медное+, а обычное медное- т.е. героев искусственно вставили и искусственно выделили.

Была предложена ещё одна трактовка – непоследовательность не ограничивается героическим веком. Например героический век похож не только на медный но и на золотой. Между прочим Крон царит на островах блаженных – золотое время.

Похожи золотой и серебряный век – одних в даймонов таких других в даймонов других. У обоих проблемы с возрастом одни никогда не старятся. Гесиод пишет что хочет позже родится??? – т.е. в следующем цикле т.е. в золотом????

Некоторый параллелизм между железным и серебряным – с седением

Вернан предложил что веков должно было быть 6 – и они должны были группироваться попарно.

Золотой+серебряный (плохо хорошо)

Медный+героический (плохо хорошо)

Железный 1+Железный 2 (который будет если послушают его Гесиода).


Эти три пары соответствуют парам Демюзиля – золотой медный – сакральный, медный героический – воинственный, железные – земледеление.

 

Однако эта конструкция вызывает сомнения.

У Орфиков было три поколения людей.

 

У Гесиода – в любом случае преображённая схема.

 

В любом случае за людей отвечают Титаны – во всех дошедших до нас версиях – за людей занимающех срединное положение в мире несут ответственность боги которые занимают срединное положение среди богов – Титаны. Люди связаны и с верхним миром и с нижнем миром – титаны тоже связаны с верхним и нижнем миром. Прометей тоже Титан – прометей – зевсу двоюродный брат или кузен.

В одних мифах Прометей их лепит в другой его сын делает людей из камней.

Прометей одно из главных действующих лиц в обоих штуках гесиода. В Золотом веке – не существовало разницы между богами и людьми и они вместе ели. Брат Атлант у Прометея. (атлант – тот кто держит/тот кто страдает) Эпемитей – брат Прометея – один видит вперёд а другой назад. У прометея есть ещё брат менетий. (менетий от мэнос (жизненная сила, и слово ойтос – гибел – т.е. «жизнь смерть»).

Эпемитей – вторая ипостась Прометея. Эпемитей это Прометей который думает назад.

Прометей и мясо – этиологический миф. В «Птицах» город птиц перекрывает дым от жертвенных жжёных костей и боги сдаются поскольку им стало нечем питаться – дым не поступает.

В результате того что прометей

Прометей несёт огонь ни на тростнике а в тростнике (как огонь живёт внутри дерева)

Прометей не к скале прикован а к колонне которую держит его брат.

Ящик пандоры на самом деле огромный пифос.

У Гесиода были проблемы с женщинами???

Дарование Пандоры это гарант продолжения человеческого рода и при этом болезни и несчастья.

Прометей по меньшей мере двойственный но уж точно не положительный.

Прометей очевидно связан с подземным миром. Прометея сравнивали с Локки – который играл ключеваю рольв в гибели богов в рагнороке (локки – лайт – огонь) Локки такой же хитроумный – плюс именно придумал рыболовную сеть.

Один привязывает Локки и на него каплет яд. Они оба очень много путешествуют.

У них особое отношение со словом они любят выражаться. Они много говорят и говорят не то. Мифологический трикстер – персонаж притворщик обманщик противостоящий богам, однако он в какойто мере он и помощник.

Прометей – «культурный герой» тот кто приносит благо человечеству.

Эти две функции с друг другом очень связаны.

Прометей – прообраз Христа?????

Прометей промежуточный персонаж между верхнем и нижнем миром.

Герой который способен проникать в разные миры и потому способен создавать то что между этими мирами существует. – мотив страдания – патос. Изначально пасхо патос не значит претерпевание страданий – это просто то что с человеком или предметом случилось.

Изменения слов падежи – изменение именительного падежа в родительный это патос.

 

Календарные мифы

 

Самый популярный тип повествования

Базовый миф – об умирающем и воскресающем боге например Осирис в Египте.

Количество дней в месяце определяется количеством зубов у Адама.

Сезонные мифы – (горай – богиня сезонов) в афинях было две богини – талё и карпо (цветущая и урожайная, весна и осень) но традиционно три богини они рождаются от брака Зевса и Тимиды – зовут их благозаконие, справедливость и мир. – производные правильного устройства человеческой общины.

Два центральнх мифа – миф о Дионисе и миф о Деметре и Персефоне. Деметра дочь Крона и реи – сестра зевса – воплощение богини земли на третьем уровне поколений богов.

Деметра с одной стороны мать зевса с другой Мать Земля – второе ближе но греки были ок с многозначностью слов. Мать зевса – это орфическое понимание.

Священный брак иерос гамос – некое объедение и разделение мироздания – например брак Урана и Геи. У Деметры похожая функция, она вступает в брак с Зевсом и плодом этого брака является Персефона. Посейдон тоже муж Деметри, согласно Аппалодору он тоже сошёлся с Деметрой и плодом этого брака был божественный конь – Орейон. Божественных коней кстати много и они по большей части так или иначе связаны с Посейдоном потому что волны похожи на коней. Поэтому две колесницы.

Золотой век всегда будет описываться как «тогда люди ещё никуда не плавали и не было ещё гнусного стяжательсва в людях», потому что море для греков ассоциировалось с торговлей, т.е. море воспринималось как что-то страшное и плохое.

Одиссей идёт в подземное царство к Тиресию потому что у него есть «нус» как разум, потому что у остальных нет нуса т.е. способен творчески мыслить – порождать новое знание, он кстати единственный в мире обладает и мужским и женским опытом. Поэтому боги вызвали тиресия чтобы он им разъяснил кто больше получает удовольствия от любви мужчина или женщина. Тиресий советует одиссею идти с веслом и найти человека который назовёт его лопатой (такого человека в принципе нет потому что все могли это различить – т.е. тиресей предлагают ему умереть – очевидно для греков но не для нас).

Брак Деметры с Посейдоном тоже вариант священного брака – брак стихий (как Гея с Понтом). Есть ещё миф о браке Деметры с неким скорее всего человеком Иасионом и считается он был поражён Зевсом за это в наказание, но потом по просьбе Деметры ему было разрешено возвращаться на Олимп, чтобы быть с Деметрой. Похоже что греки в какойто момент начали путать Иаксиона и Иасиона. Иксион – главный страдалец Аида, он вращается на страшном колесе – испытывает казнь на колесе – он потому что покусился на Геру, ему в обман был послан призрак Геры из облака с которым он и переспал.

У Гесиода от брака Деметры и Иасиона рождается Плутос (бог богаство – и кстати одно из имён Аида (плутон) это один из эпитетов = плутос=плутон=аид) – потому что плодородие главное богатсво – бог подхземного царства даёт богаство из подземли.

Кидание зерна – похороны зерна – зерно умирает и рождается колос – универсальная вещь для древнх культур.

Знаменитая притча о том что отец зарыл богатво в саду – сыновбя всё перекопали – богатсва не нашли но перекопанный сад сам оказался богатством ибо богатство равно плодородной земле.

Древнее представление – богатство всегда достаётся из под земли отсюда представление о том что богатство от злых духов.

Изначальное имя Персефены – Кора «девушка» или «дочь». Персефона – «рушить убивать».

Эвбулей пастух пас свиней рядом с похищением персефоной (классический сюжет – девушка гуляет по лугу и тут появляется какой-то насильник ор смснг это есть и с одиссеем и так далее).

Праздник в честь Деметры Фесмофоры – «установление/закон сакральный» + «нести».

Тесмой фесмой – теос – божественный закон???

Т.е. Фесмофона – несущая законы.

Большинство греческих культов были локально фиксированы.

Фесмофории – праздник общегреческий.

Миф о эвбулении – поэтому в жертву приносились свиньи странным образом – их не сжигали как обычно, а их бросали в какие-то ямы и спустя некоторое время сгнившие трупы их вынимали и приносили на алтари Деметры и эта субстанция называлась «тесмой» - это воспринималось как перегной т.е. символ плодородия.

Демофонт – «убийца народа» и у него есть брат Триптолем «трижды военный» - иногда он сын Океана и Геи но это странная версия. Триптолем получил дар.

И в Элевсине начались Элевсинские мистерии.

 

Эта история похожа на историю Изиды (+брат супргу Озирис, которого убил Сет и рачленил и дальше изида ходит по египту и собирает его по частям она попадает в Библос и там пожар и там царского сына кусает скорпион (символ скорпиона?)).

Между прочим именно Плутарх описал эту историю и Сета он называет Тифона, т.е. отождествляет всё со своими греческими богами.

Об ипостаси Персефоны как Коры хорошей мы ничего не знаем. Хлоя, карпофора, сито – приносящая плоды, хлебная и проч – её эпитеты, и при этом много эпитетов связанных с подземным миром – Хтония (нижняя земля) она чёрная – цвет жертв подземным богам. Эринния эринюс – богиня кровной мести. Изначально Эринний было конечное число. Что поддерживает род, то поддерживает порядок мироздания, поэтому эринния это божество отвечающее за порядок. Эриннии гонялись за Орестом – самое знаменитое. Ахиллу предвящает смерть его лошадь которая говорит человеческим голосом, но её обрывает Эринния – потому что эриннии контроллят нормальность.

(Аид и Тартар как Эреб и нюкс).

Прометей имеет много общего с Гефестом. В мифе о рождении Афины гефест и прометей замещают друг друга. Возможно персефона является матерью диониса от зевса как и деметра – это в орфических текстах.

В частности Аида называли Зевс Подземные.

Деметра и Персефона могут восприниматься как расщепившейся образ одного божества.

 

 

Читать про Диониса. Элевсин – карл кереньи «Эливсин»

 

Мистерии – элевсинские

Муо – плохо видеть или плохо говорить – мистерии то о чём нельзя говорить (аррэтой)

Тэлэтэ – термин для мистерий ритуального свойства – скорее завршение, чем конец (тот же корень что в латинском вольвере – цель/конец/завершение) – процесс заканчивания, завершения.

Оргия – то же

Рэма – глагол (то рэма – глагол и слово/выражение)

 

Объявление о разглашении элевсинских мистерий – обычное обвинение

Ещё обвиняли а) в коррукции б) в неафинском происхождении в) как раз разглашение эливсинских мистерий

 

Части мистерий:

 

Легомена – то что говориться видимо это либо какие-то тексты или просто сакральные слова, например

Дейкнумена – показывать – священные предметы которые показывались

Дромена – совершаемое (от драо – нечто ритуально совершаемо) некие священные действия

 

Мистерии в Аграх – посвящение первого неафинянина

Изначально эливсин был самостоятельным дэмом, затем он стал частью афин – посвящение для граждан элевсина, потом граждан афин, потом посвящение неафинян – там тезей посвящал геракла

 

Рабов тоже посвящали в мистерии эливсинские для того чтобы они убирали (это как квоты на российское гражданство для приезжих – а потом это знак общегреческий)

 

 

\\\

Две степени посвящения – нельзя тех кто не говорит по гречески и нельзя убийц

 

Македонский полководец решил посвятиться весной в Афины чтобы посвятиться – мистерии в Аграх уже прошли а главные ещё не скоро, при этом надо было ждать сначала Агров

 

Один из главных источников по мистериям ээто Аристофан Лягушки – потому что там два хора

В афинах стоял храм дионису болтному – потому что он был связан с подземным царством

За эливсинские мистерии отвечал арохонт басилевс – чиновник по религиозным делам

 

Иерофант должен был быть из семейства Элвмойпидов

Дадух тот кто несёт огонь

Керюскс – глошатай

Иак – юный бог который только родился

Элевсинские мистерии – особая культовая практика, «Деметра дала греции 2 великих дара – зерно и мистерии» Мистерии играли большую социальную роль – в самом конце даже общекультурную соц. Роль (посвящения) – знак приобщения к греческой традиции.

Культовое и социальное неразрывно – «социальная религия».

2ым существенным важнейшим феноменом была религия Диониса.

К пятницу прочитать про Диониса – вакханки

 

Лекция

 

Мифология и культ Диониса. Фигура принципиально необычная – религиозные практики связанные с ним отличаются от остальных греческих. Ницше «Рождение трагедии» - там противопоставления апполонического и дионисийского, искусственности и естественности (хаоса). Эрвин Роде (выступал за Ницше) и Мелиндорф (позже стал символом немецкой классической филологии) – вели полемику связанную с этим трудом Ницше.

Эрвин Роде (автор книги «Псюхэ» бтв) – Дионис пришёл с севера или из Азии. Радикальная естественность марикирует Диониса как пришлое божество.

Но есть вопрос – насколько мы можем верить самим грекам.

Идея прихода Диониса с Востока – это есть в «Вакханках», там он описывается по канону по которому обычно описывают людей с Востока – например греки считали что все с востока женщины – властны, а мужчины – женственны, следовательно изнежены и трусливы.

У Диониса длинные волосы, он неправильно одет и пр.

Катурны – женская парадная обувь.

Дионис является к Гераклу в образе Геракла и под львиной шкурой у него цветное женское платье и катурны, поэтому Геракл над ним смеётся.

Мы почти точно знаем что в лоб греческий источник по поводу Диониса воспринимать нельзя.! Дионис точно присутствует в крито-микенских записях (di-wo-no-so+jo)

(i-wa-ko (отсюда вакх)) – это тоже как имя божества присутствует в крито-микенских табличках. Один из традиционных членов греческого пантеона приобрёл ориентализирующие черты – это скорее всего произошло из-за контактов с Востоком.

К «Вакханкам» комментарий написал Дотц. Комментарий Ричарда Сифорда – считает что за вакханками стоит реальная традиция ритуала. Вакханки – единственная трагедия про Диониса, при том что Дионис – покровитель трагедии. Постановка трагедии в Афинах = это с одной стороны нечто государственное, с другой религиозное. Трагедии ставились на Дионисиях, и на орхестре стоял тать Диониса, у греков была пословица «Ничто к Дионису» в смысле «это не имеет отношения к делу» - так изначально говорили про плохую трагедию.

Трагедия шли 3 дня – 3 трагедии – 3 автора.

Сначала был отборочный тур «архонт давал хор» - т.е. их отбирали архонты – это значит, что гос-во финансировало постановку. Был хор – его тренировал хорег – хор – самое главное в 5ом веке. Затем государство поручало финансирование «продюсерам». Но всё же это было очень почётное дело – это был способ для развития политической карьеры – например Перикл был активнымым хорегом. Сочетание культовости и социальности.

Трагедия и Дионисийский культ стоял в центре афинской политики. – это фиксирует правильное состояние общины.

Когда Перикла обвинили в растрате гос. средств (большинство того что до нас дошли из Афинского Акрополя – это всё было построено при Перикле). И Перикла обвинили в этом строительстве. На что он ответил, что готов покрыть все расходы из личного состояния, но с условием, что все надписи будут перебиты и добавится упоминание «Перикл Афинам».

Дионис классически – миф о злых сёстрах.

В Фивах есть храм Деметры есть талямос (брачный покой) Семелы.

Семела – фракийское божество Земли. Поэтому логична её ассоциация с Деметрой.

Дионис даровал Семеле возможность присоединиться к богам Олимпа.

Главный культовый эпитет Диониса – «дигонос/тригонос» – «дважды/трижды рождённый» иногда «Димэтр» – «имеющий двух матерей».

Имя диониса греки пытались объяснять и видели в нём «диос» - «зевсов». – второй элемент от горы Ниса (одна есть во Фракии другая в М. Азии).

Дионис воспитывался как Зевс, т.е. на Крите и его охраняли куреты.

Критская традиция культа Диониса. Священное животное Диониса – бык. Культовый предмет – Дионисус пелекюс – двойная секира (знак царской власти).

Важнейший культ Диониса – Фивы, где он почитался под именем – Αμφισης – «двугодичный» - чредование, его почитание связано с культом мёртвых.

Культ Диониса в Дельфах (есть версия что Дионис правил и пророчествовал в Дельфах ещё до Апполона). «В Дельфах летом звучит пиан (пиан – божественный врач «пайоонон» - божественный эпитет апполона (асклепий – сын апполона) (апполюми – убивать) – апполон ответственен за раннюю смерть мужчин (а Артемида ответственна за смерть девушек) (изначально Апполон – существо очень мрачное) (врачом может быть только тот кто убивает), а зимой гимны в честь Диониса)

Первый год – Дионис в царстве мёртвых, второй – возвращение и апофеоз – начало третьего года – процессия в честь Диониса (процессия начиналась ночью на вершине Парнаса и при свете факелов процессия спускалась вниз в Дельфы – её делали жрицы Дионисы под названием «менады» («безумствующие») «тиады» («Тюйа» - первая жрица Диониса – «тю» = «тюмос» - «иступлённое внутреннее горение/напряжение) – когда они доходят до низа где уже день – т.е. контраст холод-тепло день-ночь --- это символ Дионисийского культа. Внутри процессии несли священные предметы, втч «эликнон» - «решето для провеевания зерна» он подходил под колыбель и использовался как колыбель. – этот предмет воспринимался как колыбель Диониса и как его же гроб. – Двойная природа смерть-рождение. Дионис сосуществует и противостоит Апполону, потому что в контектсе дельфийского мифа – дионис становится подобен противнку апполона «пифон» - змей.

Омфалос в Дельфах – центр мироздания – триножник Пифинии – там были зарыты то ли кости Пифона то ли кости Диониса. У Пифона был сын Айкс (Козёл).

 

Читать «Вакханок».

 

 

И ещё про Диониса

 

Связи Диониса с Пифоном (главный противник Апполона) Дельвы иногда назывались «Пифо».

Общий эпитет сминфей – σμινθευς – мышиный (мыш-колос-земля-нора-подземное царство) общий эпитет Апполона и Диониса.

Антропорайстес – губитель людей – ещё один эпитет Диониса. Дионис обращается в большое количество животных (бык, лев, змея). Это не свойство олимпийского бога. На Фивы Сфинкса послал Дионис. Ненормальное культовое поведение свойственно Дионису – например что жрецами Диониса были женщины, потому что жрицы могли быть только у женских богинь. Убийство Пенфея предельно ритуализированно. Его убивают на дереве, на пихте (священном дереве Диониса) – Пенфея растерзывают. Омофагния – сыропоедание. – некоторые исследователи считают, что это признак того что было представление о человеческом жертвоприношении. Имя Пенфея является говорящим – πενθος – горе, страдание, беда. Дурное имя, пророчествующее Пенфею его дурную судьбу, об этом ему впрямую говорит сам Дионис. Пенфеос изначально могло быть эпитетом Диониса – Дионис Страдательный. Но затем произошло разделение Диониса на Диониса и Пенфея. Ведь Диониса так же растерзывают и поедают. Дионис оказывается и богом плодородия и вина – отсюда – «цветущий». Вообщем Дионис – страдающий бог.

Иванов предлагал делить культы Диониса на два культа – островной культ Крита это дионис мрачный, губитель, а материковый культ – весёлый Дионис бог плодородия и проч. Эсхил говорил, что Аид и Дионис это одно и то же.

Была история о том что Персей был противником Диониса. – либо дионис убил персея либо персей диониса, либо убиты менады персеем

 

После 6го стали много продавать книги.

 

Дальше о героическом мифе – почитать о геракле и о троянской войне.

 

 

И ещё одна лекция. Геракл?

Существовала «гераклеида» (циклический кикличечкий эпос)

Паниасис – автор гераклеиды – поэты эпице греции

Геракл – главный герой – гэмитеос (андрес гэмитеой – мужи полубоги)

Геракл 2жды герой – он из рода персея который тоже сын зевса.

Ахилл из рода Иака который тоже сын Зевса. (пилит сын пилея – имя ахилла

Геракла от других героев отличает то что в то м что герой часще всего локализован точнее

 

Фессалия – Ахилл

Геракл родился в Фивах в Беотии.

Эврисфей царил в Микенах. – т.е. геракл распространён повсюду.

Геракл это культ Эйкумены (где ходил грек там ходил геракл)

Геракла первого посвящают в Эливсинский культ.

 

Геракл – 2 типа

1)Эрга – подвиги

2)Парэрга – промежуточные подвиги

 

Геракл должен был совершить 10 подвигов а совершил 12,

 

Авгиевые конюшни не зачли потому что геракл потребовал плату.

Не зачли Лирнейскую Гидру потому что Гераклу помогал Эолай.

Героический подвиг – подвиг совершаемый бескорыстно он должен быть один.

Жорж Де Мюзиль (3 функции) – лучше всего разобрал героические мифы.

Квинтессенция божественного пантеона на земле – герой очищает землю от чудовищ, воюет, приносит благо народу. – космоустроительная функция. (приводит мир в порядок очищает от хаоса (чудовищ))

Геракл очищает землю от чудовищ и приносит благодеяния (1.3.) а Ахилл в основном воюет (2.). История с Пилосом (Царство Нелея).

Животные играют ключевую роль во всех подвигах. Линкольн делил их на несколько классов.

Борьба с чудящими

Стандартная последовательность

  1. Лев (шкура – на самом деле панцырь)
  2. Гидра (яд для стрел)
  3. Вепрь
  4. Лань
  5. Птицы (стрелы) – первые пять «чудовища» - Геракл-охотник
  6. Конюшни
  7. Бык
  8. Лошади
  9. Амазонки
  10. Коровы
  11. Яблоки
  12. Кербер - все остальные «окультуривание животных»

 

Линкольн делил на 3 категории «дикие», «домашние»,

Иак – раб аида или ещё что-то.

В Греции открывали двери рабы!

От льва до птиц хорошо. – потенциально это домашние животные но ещё не прирученные и геракл их в своём роде приручает («домадзо» - подчинить себе).

Амазонки – тоже приручение животных (приручение женщин сук тупых)

Ипполит так себя ведёт потому что он сын амазонки. Хотя она погибла защищая Тезея в битве.

Гектор = Мемнон из Эфиопов (люди крайнего запада и крайнего востока и поэтому у них обожжены лица) но уже у Геродота пытаются это рационализировать

Боги отлучаются либо к Эфиопам либо к Гиперборейцам.

Ахилл убивает Пентиссилею (хотя он её любил)

Герой в той или иной мере уподобляется или связан со зверем.

В Геракле это видно лучше всего

Герой одетый в Львиную шкуру и есть лев.

Главный герой=главное животное. (т.е. лев)

Герой убивает зверя и тем самым приобретает силы и качества этого зверя.

Воспитание героя – героя часто выкидывают. Его часто воспитывают животные.

Например Ахилла воспитывает Кентавр. Ахилла изначально звали «Легерон»

«ахос» - горе «лаос» - народ = несущий горе людям = «ахиллесс».

Ахилла вскармливали не материнским молоком, а внутренностями животных – идея воспитания в дикости, воспитания как зверя или просто зверя.

Герой всегда не совсем человек. На уровне ритуала – ритуал инициации.

Изначальное имя геракла неизвестно, ещё его называли «алкид» но непонятно почему. «алкэ» = сила.

Непонятно почему Ахиллес «быстроногий» (восстанавливают «быстроногий как олень»).

Герой берёт лучшие качества у зверя.

 

 

Сюжет о великой битве.

Миф о конце света – иллиада

Пресекатеся род героев

Вариативность

Елена – супруга всех греческих героев

Оскорбление богини земли

Диос буле – воля зевса

 

Герой должен правильно умереть чтобы стать героем

У него есть сын

Эльпинор упал с крыши

 

Квазигибель – квинтесенция эпоса миф о смерти целого поколения т.е. всего человечества.

Миф об эдипе

 

 

Миф об Эдипе

Фрейд выдвинул Эдипов миф как центральный для постижения мифологического сознания.

1ая версия (у софокла – динамика мудрости и неведения) Это миф о знании об идее человеческого познания.

Эдип в начале трагедии воспринимается как божество, и главным образом как мудрец.

Эдип мудрее всех смертных – может разгадать мор, мудрее всех потому что разгадал загадку сфинкса. При том ограниченность мудрости (?).

Вся трагедия о том что хочет узнать.

Оппозиция – слепого тересия и зрячего эдипа.

Всё что Эдип совершает – стремление к знаниям.

Эдип достигает своей цели в трагедии – он хотел узнать кто убил лая он узнал хотел наказать наказал и так далее.

В финале Эдип становиться мудрецом в том числе и буквально – он ослепляет себя.

ВОПРОС – как соотноситься источник и миф. Аристотель кстати считал «Эдипа царя» лучшей трагедией вообще, хотя он занял 2ое место. Аристотель не очень любил Еврипида (с его точки зрения еврепид популист слишком много внешней шелухи) эсхил тоже ругает, но софокла никогда не ругает (!) всякий раз когда аристотель приводит положительный пример это будет «Эдип…» Аристотель считал кстати что сцена не самое важное, текст важнее. Идея знаний в мифе об Эдипе заложена и в его имени по сколько его имя воспринималось на протяжении всей античной традиции («с опухшими ногами» - ойдао, или ойда «знать/видеть») – игра на «знании» и «зрении».

Второй элемент «пус» - «ноги» или «знающий про ноги». –

Гупотосис – дайджест – краткое содержание.

Аристотель кстати говорит, что не надо рассказывать историю, надо показывать искусство на всемизвестных сюжетах.

Эдип с точки зрения Фрейда это идеальный пример психоанализа но при этом Эдип и предмет анализа и тот кто анализирует

Другие писали что эдип царь идеальный детектив.

Эдип разгадывате загадку (сфинкса) про самого себя и про всё человечество (время человеческой жизни).

Миф о познании.

Сборник «загадка как текст» (1994) Иванов

Он доказывал что животное с 4 ногами это беременная женщина

Столкновение Эдипа со Сфинксом осмыслялась как столкновение мужчины и женщины (считалось что он овладел ею а не убивал)

Гигноско – гигномай – гн – ген – познавать рождать появляться

Центральная идея – идея инцеста но не во фрейдиском смысле но в смысле того что инцест воспринимается как некоторое особое знание, заповедное для людей, для человека в патриархальном обществе нельзя познать женщину родственника, но это позволено богам – это констатация.

Миф о Тедеи (1 из 7 против Фив.

Идея особой власти связана тесно с идей инцеста.

Аверинцев писал об Эдипе с точки зрения древнего царя по скольку царь в архаическом ритуале воспринимается как защитник общины, а с другой стороны как тот кто несёт на себе все грехи общины. – изгнание Фармака (козёл отпущения)

Христос – фармак

Город в хаосе

Особо отмеченный человек может быть не сильным а наоборот ущербным - если в общине рождается урод то его надо либо убить, либо отнестись с особым уважением.

Человек обречён на гибель за этот народ если он имел правил

Т.е. хромой или слепой человек мог восприниматься как особо отмеченный богами.

Слепота – высшее знание, поэтому все большие певцы – слепцы.

В реальности среди певцов большой процент слепых.

 

Непорядки с ногами.

Выясняется, что хромота осмыслялась как особая связь с землёй – человек воспринимается как тот кто способен обеспечить плодородие+связь с подземным миром, т.е. и некая опасность. В этом смысле эдип несёт определённую отмеченность – эдип и уходит в землю – в этом знак его сакрального статуса.

Карл Роберт интерпретировал миф об Эдипе как календарный миф, как миф об умирающем и возрождающемся боге.

У Гинзбурга и Проппа была идея связи Эдипа с ритуалом инициации обретения героического статуса. Эдипов миф попадает во все мифологические мифы.

В мифе отразились архаические представления о власти тиранов.

Гегель считал что это миф о становлении чувства «вины».

В Эдипе угадываются черты многих истор. Личностей (Периандр Самосский, Тарквиний, Нерон)

Эдип связывается с идеей страдания – главный пример патос. Идея страдания (патос – связь, мучение)

 

 

Феномен взаимодействия восточных и античных культов.

 

 

Изида с младенцем Гором – типичный египетский сюжет который есть в иконографии христианской

 

Изида, Митраизм (как бы иранский культ)

Митраизм должен был стать ведущим культом

Кибелла почиталась в малой азии в центральной азии

Жрецы кибеллы евнухи потому что ктототам отрезал себе хуец и назывались они галлой

Нехорошие жрецы имеются гой магой

В аркадии стоит храм кибелле который называется Метреон там агоракрит паросский

воздвиг статую кибеллу она сидит на троне по краям трона львы а в руке темпэм

кибелла была отождествлена с реей и с деметрой

 

Пергам – центр кибеллы там храм мегалезион

 

Римляне воспринимали войну с карфагеном, как греко-персидские войны – та же модель

 

Египетский культ Изиды.

Изида («так кто имеет власть»)

Основной источник по египту это плутарх – много греческих напластований+платонизм, но тем не менее.

Приспособление египетских богов под греческих.

Та история когда Тифон был у власти и греческие боги убежали в египет

Изида – целый набор греческих богинь, но в большей степени она – Деметра.

Изида отождествлялась не только с Деметрой но и с многими другими божествами втч и с Артемидой, Реей и так далее.

(идея временной смерти природы и страданий богини природы)

 

Плутарх об этом много говорит в своём трактате.

Сет – сухой ветер пустыни. Тифон тоже как тот кто дует – способ отождествления.

 

Геродот упоминает о наличие храмов Изиды начиная чуть ли не с VI века до нашей эры. И распространение этих культов шло параллельно с социо-культурными историческими контактами. В распространении культа Изиды в Греции особую роль играли торговцы и моряки, иными словами торговые словами торговые отношения между Грецией и Египтом которые с VI века эти контакты усиливаются.

Греческое чудо – египетский папирус в большом количестве – много дешёвых книжек.

На камне неудобно, пергамен – дико дорого, а папирусом быстро. Вся революция V века «культурный переворот» (к нему с предубеждением относиться Платон) это связано с египетском импортом. Ну и ещё зерно конечно. Нил источник хлеба ну.

 

По местам этих торговых путей возникают Изидины храмы. Изида ассоциировалась с зерном.

 

Религиозная политика первого Птолемея. – некая религиозная связь между Грецией и Египтом была поставлена во главу угла (Птолемей Сатер).

При нём был создан синтетический культ, божества Сарапис (Осирис+Аписа (бог быка))

он был создан как новый покровитель фараонов (птолемеева династия) и создан вполне сознательно двумя людьми двумя жрецами Монефоном (египетский) Тимофей (греческий). В Дельфах тоже было святилище Изиды. Дальше Изида распространялась и за пределы греко-египетского ареала. Например в I веке до нашей эры, когда Делос был захвачен войсками Митридата Понтийского и туда и в Италию именно через торговые пути он и в Италию, но далее, развитие связано уже с римской традицией. Культ Изиды привлекал интерес в силу утилитарных или политических причин. Культовая политика была существенна для становления государства.

 

*Декрет Птолемея о том что все кто исповедуют Диониса (Осириса т.е.) должны представить свои тексты в Александрию на ревизию и снабдить тексты справкой откуда тексты взялись и кто их передал, чтобы Александрия установила какие тексты ок, а какие не ок. С точки зрения греческой традиции это нормально. Именно восточные культы кстати ввели понятие священного текста. В Греции священных текстов нет, и гомеровы гимны это не то. Для Птолемеев всё-таки Илиада это священный текст. Легенда о том что Писистрат собрал рапсодов и отредактировал сделал первую редакцию Илиады.

Внутри Птолемеева гос-ва была крупнейшая иудейская община. Греки всё время пытаются придумать как их назвать и не понимают их и называют их «фиас» как сообщество Диониса. Иудеи признают некое главенство санкционирования своего культа светской властью, (в афинах – «оргионес» те кто исповедуют оргиа, например в дэме есть герой эпоним Например Аристодем и создаются оргионы Аристодема, и у них специальный статус внутри социальной иерархии) Точно так же пытаются делать с египетской традицией.
Встроенность религиозной системы в политичскую систему. И любая религия, которая выбивалась из этого и вызывала непонимание и противодействие. (иудейские войны например – видно что рим не очень понимает чего иудеи там хотят, риму не понятно почему у них храм выше государства). Тоже самое сталось и с христианством.

Появление новых черт – втч священный текст (то что закрыто т.е. для гос-ва тоже закрыто).

Светельники, золотая лодка, белые одежды, сосуд гудрейон (с водой Нила) – атрибутика Изиды.

Проникновение культа Изиды в Рим – во II веке до нашей эры – первые культы в Италии, например, в Помпеях, прежде всего благодаря торговле, вообще не до конца ясно как этот культ проникает в Рим. Есть надпись где говориться, что культ в Рим попал из Делоса. Но надпись эта была потерена. Ещё и время плохое было поэтому мало знаем.

Аппулей (посвящённый в её мистерии) сообщает, что превая коллегия жрецов Изиды была введена в Рим Суллой ну. Сулла был неравнодушен к Изиде (?).

На протяжении первого века до нашей эры, культ Изиды это там где бодается Республика с Империей. Одна из привелегий сената была процедура санкционирования эвокацио и вообще сенат очень переживал изза репрессий же. И сенат долго хотел запретить культ изиды как нарушение римской нравственности.

Второй триумвират специальным постановлением санкционирует храм Изиды в Риме.

Уже в 20-ые годы принимается новое постановление (уже при Октавиане Августе) об ограничении культа Изиды. Во время гражданских войн санкционирование культа Изиды это и политическое действие (опора на египет), но уже при Октавиане (идеологема восстановления республика и мос майорум) и он ограничивает культ Изиды. Но мы знаем что культ идёт дальше.

Таций говорит, что Тиберий по специальному указу изгоняет из Рима всех евреев и почитателей Изиды. Это связано и с событиями в Иудее и связано с тем, что в Александрии была одна из самых крупных еврейских общин. Изида вообще постоянно балансирует между принятым культом и «суперстицио» враждебным предрассудком.

Но постепенно этот культ становится «сакрум публикум» т.е. гос. культом. Это происходит либо при Калигуле либо при Клавдии. Но после того в определённый момент Изида становится не просто гос. культом, но особым культом связанным с императорским домом (домус аугуста). – Веспасиан был провозглашён войсками в Александрии он считал себя под покровительством Изиды. И с тех пор культ Изиды встраивается даже в императорский культ достаточно плотно. Политическая значимость этого культа состояла в том, что он воспринимался как непосредственная связь между Грецией – Птолемейским Египтом и Римом. Рим как третьи Афины или вторая Александрия – идея единой власти над миром. Этот культ с одной стороны был одним из самых дебатируемых и он был одним из самых политизированных культов. Идея необычности и закрытости очень привлекала йо.

Было в культе два больших праздника – праздник Навигуум изидис (корабль/морское путешествие изиды) весенний праздник связан с открытием судоходного сезона (начало марта).

Второй праздник – осенью «Инвенцио» - т.е. нахождение Осириса.

 

В весеннем празднике было много мистериального (то что описано в 11 книге Метаморфоз это там ну и пост и ритуальное омовение и облачение в белые одежды – похоже на эливсинские мистерии – более того изида попадает в элевсин)

В книге произносится возможно пароль/сюнтема элевскинскхи мистерий. Существовала коллегия жрецов Изиды, во главе коллегии стоял «сокердос» который мог быть и мудчиной и женщиной. Профетыс – профет. И ещё жрецы «столистай» - те кто одевают они скорее всего одевали статую Изиды. Изначально жрецы были египесткие и потом заменялись.

Храмы находились вне пемериума – черта города. Культ всё-таки воспринимался как чтото неримское и опасное.

Синтетический мистериальный культ. – идея особого посвящения играла существенную роль – культ изиды связывался с подземным миром (Изида кстати одна из хранительниц саркофага.

Третий крупный культ – культ Митры.

 

Митра с аполлон и с гермесом (солце первый а гермес потому что посредник

 

Младшая ступень – коракс

Вторая ступень – нюмфос (жених)

Третья – милес

Четрвётрая – лео

5 – перс

6 – гелиодромос

7 – патер

 

Соль инвиктус митра – непобедимое солнце Митра (как непобедимо солце так непобедимы легионы и везде повсеместны ну

Синкретичность культа ок.

 

В эту систему могли встраиваться – один из наиболее загадочных эпизодов

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных