Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование сценической истории




Сценической истории обычно не посвящается специальных уроков. Она входит органически в ткань многих уроков по изучению драмы в той мере и степени, в какой это уместно и необходимо.

Отобрав материал, учитель решает вопрос о том, как ознакомить учеников со сценическим воплощением пьесы. Тут возможен рассказ учителя о своих личных впечатлениях или же чтение, а иногда комментированный пересказ отрывков из мемуаров, писем, рецензий, высказываний самого драматурга. Причем можно не только описывать сами спектакли, но и передавать впечатления тех, кто видел – это всегда согревает рассказ. Иногда можно привлекать и театральные впечатления самих учащихся.

Надо сказать, что воспоминания учащихся, которые им трудно передать самим, после рассказа учителя оживают: то, что, может быть, проходило почти незамеченным, теперь вдруг принимает яркие и отчетливые очертания, а сравнение с услышанным заставляет задуматься, пробуждает воображение и мысль. Учитель рассказывает о постановке «Ревизора» в Театре сатиры, а ученик видел фильм-спектакль. Возникало невольное сопоставление, а значит пробуждалась и мысль.

Включение фактов сценической истории возможно на всех этапах работы над пьесой: и на вступительных занятиях, в процессе самого анализа, и на заключительных уроках.

Выбор фактов зависит от того, что хочет подчеркнуть учитель и что является наиболее выразительным в сценическом воплощении.

На вступительных занятиях рассказ о сценическом воплощении поможет представить ожесточенную борьбу, которая нередко предшествовала проникновению пьесы на сцену в дореволюционное время. Так, перед знакомством с комедией «Недоросль» можно рассказать, каких усилий стоило Фонвизину добиться ее постановки. С большими трудностями проникало на сцену «Горе от ума». При первой постановке в 1831 году комедия была настолько сокращена и искажена цензурой, что Никитенко в своем дневнике записал: «Некто остро и справедливо заметил, что в этой пьесе осталось только Горе, столь искажена она была ножом бенкендорфской управы».

Драматические произведения, вошедшие в программу средней школы, принадлежат к «золотому фонду» русской драматургии и являются подлинно новаторскими произведениями, требовавшими и новых путей воплощения на сцене, пересмотра принципов актерской игры.

Именно поэтому так труден оказался для актеров 1830-х годов «Ревизор». Современники утверждали: «Все участвующие артисты как-то потерялись. Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли разыгрывать свои роли из переделанных на русские нравы французских водевилей» [44, 23]. По этой же причине неудача постигла первых исполнителей роли Чацкого.

На вступительных занятиях можно рассказать о первых спектаклях, об эффекте, произведенном ими, о борьбе, разыгравшейся вокруг них.

Целесообразно включение фактов сценической истории в процессе анализа.

Нередко ученикам 8-10 классов трудно представить обстановку и внешний вид людей далекого прошлого. Вместе с тем работа по действиям может быть по-настоящему эффективна, если ученики будут представлять пьесу как бы происходящей на сцене.

Опорными пунктами для их воображения может быть в известной степени рассказ учителя о сценическом воплощении данной сцены. Этот рассказ может сопровождаться демонстрацией иллюстраций отдельных действий в исполнении актеров различных театров.

Внешний вид сцены, производимое ею впечатление – с этого обычно начинается работа над действиями. Поэтому первыми словами учителя могут быть слова, сразу переносящие ученика в театр. Опять-таки это могут быть личные воспоминания, но можно обратиться и к рассказам. «И вот раздвинулся знаменитый занавес МХАТ, – так описывает начало спектакля «Горе от ума» Н.М.Горчаков. – В полумраке зимнего утра сквозь шторы проникли первые лучи красновато-оранжевого солнца. В кресле спала Лиза. Из-за двери едва слышно доносились звуки флейты и фортепьяно. Лиза сладко потянулась, взглянула вокруг и замерла: «Светает».

Сценическую историю целесообразно привлекать для воссоздания целых сцен и отдельных эпизодов. Она помогает создать необходимую эмоциональную атмосферу в классе. У Н.М.Горчакова есть описание игры Станиславского-Фамусова в тот момент, когда Чацкий произносил свой монолог: «А судьи кто?» Он сидел лицом к публике у круглого стола посреди «портретной» и очень четко делил свое внимание во время этого монолога между Чацким, который шагал по комнате справа от него, и Скалозубом, курившим чубук слева, на софе. Чацкому на каждую мысль его он бросал грозные предостерегающие взгляды из-под сдвинутых бровей, как бы говоря: «Просил я помолчать»… и повернувшись сейчас же к Скалозубу, посылал ему самую обаятельную улыбку, как бы сожалея о Чацком, который… с таким умом и держится таких крамольных мыслей!

Грозный взгляд и улыбка по ходу монолога Чацкого делались все более грозными в сторону Чацкого и заискивающими в сторону Скалозуба, сменяли друг друга все чаще и чаще, а к последним словам монолога начали мешаться: и угрозы доставались Скалозубу, а улыбки Чацкому, отчего сам Фамусов приходил в ужас и исчезал после такой «накладки» в соседней комнате, откуда и звал: «…Сергей Сергеич, я пойду и буду ждать вас в кабинете»...

В процессе работы над действиями у школьников постепенно проясняются характеры персонажей, и история воплощения актерами героев поможет ученику понять последних.

Уже с первых моментов появления персонажа на сцене можно описать, каким представал перед зрителем в данной роли тот или иной актер, какое впечатление производил его внешний облик. При этом надо обращаться к разным исполнителям. Далее в процессе наблюдения за поведением героев по ходу пьесы рассказ о ее сценическом воплощении проясняет и углубляет понимание характера.

На завершающих уроках сценическая история служит главным образом для создания проблемных ситуаций.

Вопросы теории литературы

В связи с изучением драмы ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Методика работы над ними различна и по сложности и по времени, которое необходимо ученику для их постижения. Есть теоретико-литературные термины, которые должны войти в активный словарь учащихся с первых шагов работы над драматическим произведением, а именно: акт, действие, явление, монолог, диалог, реплика, перечень действующих лиц, ремарки. Обычно понимание их значения не вызывает затруднений и может быть показано на тексте «Ревизора» уже в восьмом классе.

Гораздо сложнее постигают ученики такие понятия, как конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Ознакомление с ними тоже начинается в связи с первым программным произведением, но их конкретизация продолжается и углубляется при изучении всех пьес, входящих в курс средней школы. И хотя ученики довольно быстро запоминают, что означает каждое из этих понятий, выявить их в конкретном произведении для них сложно. Это естественно. Без понимания того, как каждый из больших драматургов строит свое произведение, нельзя постигнуть и в полной мере оценить его художественное мастерство.

Изучая произведения драматического рода, ученик знакомится с их жанрами. В программу включены и комедии, и драмы, и трагедии.

Однако нередко жанр произведений, данных автором, вызывает у учеников недоумение, заставляет задуматься. У школьников возникают вопросы, с помощью которых создается проблемная ситуация. Ее решение обычно требует серьезного осмысления пьесы. Таким вопросом в 9 классе может быть вопрос: Почему «Горе от ума» называют комедией? Почему Чехов считал «Вишневый сад» комедией? Целесообразно побудить учеников разобраться и в том, почему некоторые современные литературоведы и методисты считают «Грозу» трагедией, в то время как Островский называл ее драмой.

Но работа над драмой в школе – это всегда не только воспитание читателя, но и зрителя. Поэтому уже при изучении «Ревизора» должен быть поставлен вопрос об отличии пьесы от спектакля. Опираясь на театральный опыт учеников, анализируя театральную программу, спектакль «Ревизор», сопоставляя его с текстом пьесы, ученики наглядно убеждаются, сколько людей включается в ее сценическое воплощение (актеры, режиссер, художник и т. д.) Однако как при работе над первым драматическим произведением, так и в дальнейшем, надо воспитывать у школьников убеждение, что спектакль – это не иллюстрация к пьесе, а новое художественное явление, созданное творчеством театра, который по-своему трактует пьесу драматурга.

Нередко учитель встречается с классом, где часть учеников прочитала произведение, а некоторые смотрели спектакль. Конечно, восприятие ими пьесы будет различным. Как правило, более сильное впечатление оставляет посещение театра. Искусство учителя построить урок так, чтобы рассказы тех, кто видел, не подавляли своей увлеченностью тех, кто только читал, а наоборот – помогали им увидеть новое, незамеченное при чтении. В то же время посетившим спектакль надо сразу дать почувствовать, что спектакль, который они видели, не единственное возможное воплощение пьесы на сцене.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных