Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методическое пособие




Обобщающее повторение на уроках

литературы

Планы к сочинениям

 

ЧАСТЬ II

 

Учитель литературы

школы - гимназии № 9

Пыстина Л. М.

 

 

г. Павлодар

2012 г.

 

 

В пособии, адресованном учителю, предложены планы подготовки к сочинениям. Темы работ соответствуют Программе по литературе.Данные планы – это один из вариантов обобщения изученного на уроках.

 

Пояснительная записка

Сочинение – одна из самых важных и сложных форм в системе работы словесника. Оно не только позволяет проводить контроль знаний учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое его осмысление и критический подход к нему. В сочинении должна быть видна авторская индивидуальность, основанная на выражении собственных мыслей и чувств. Для того чтобы этот вид работы учащихся имел успех, на уроках литературы на должном уровне необходимо проводить анализ художественного текста, потому что «многие приёмы анализа произведения, как выражение активной мыслительной деятельности учащихся, являются в то же время приёмами развития их речи»1 (Н. В. Колокольцев.) Систематически работать над развитием самостоятельности мысли, иметь чёткое представление о формах жанра ученического сочинения. К вопросу создания сочинения надо подходить с речеведческой точки зрения.

Учёные определили три этапа работы над сочинением:

1. собирание материала

2. расположение его в определённом порядке

3. выражение материала в словесной форме.

М. А. Тюкалов отмечает, что эта схема работы «пойдёт для всего курса… в старших классах эту работу ученики будут проделывать в уме или на черновом листе». В системе работы очень важны уроки разбора планов, чтение учениками своих сочинений. В старших классах «не то нужно, чтобы ученики больше писали, а то, чтобы не давать писать им худо» (Е. Белявский) Чтобы добиться качественного сдвига в обучении сочинениям, предлагаю методику ведения сочинений в виде таблицы, предложенную Ц. Балталоном.2

 

Таблица индуктивных приёмов для сочинений по источникам

1. Наблюдение фактов 1. Чтение 2. Деление на части 3. Обсуждение подробностей
2. Классификация фактов 1. Выяснение точки зрения 2. Критическая оценка данных 3. Группировка фактов
3. Вывод 1. Сравнение полученных результатов 2. Обобщения 3. Расположение доказательств в письменном изложении

 

Что такое сочинение ученика как продукт речевой деятельности? Это – текст, речевое произведение. «И как любой текст, сочинение ученика в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилистическое единство, определяемое коммуникативной установкой самого автора»3. (Т. А. Ладыженская) Перед учащимися ставится задача осознания своего движения вперёд в овладении связной речью, в овладении умением создавать определённые речевые произведения. На протяжении всех учебных лет на уроках необходимо вести работу над такими коммуникативными умениями, как умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение отбирать рабочий материал и проводить его систематизацию. А когда этот процесс будет работать хорошо, вырабатывать умение группировать материал в планы. Нужно начинать с простых планов, затем приступать к работе над определёнными частями сложного плана и составлять речевое высказывания только на какую – то одну сторону темы.

А. Л. Савич обосновывает необходимость ряда подготовительных упражнений к сочинению, «куда относит:

1. составление плана произведения и его части

2. выписки по заданию

3. изложение произведения или отрывка по плану

4. письменный ответ на вопрос преподавателя

5. составление плана и конспекта критической и публицистической

статьи

6. конспект лекции»4

Можно посоветовать одну из форм работы над сочинением – это коллективное сочинение. Например, учащимся предложена тема «Любимые строки лирики А. С. Пушкина». Учитель на выбор даёт несколько эпиграфов, с учащимися обсуждает их и останавливается на одном из них. К примеру, «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь» (А. С. Пушкин.) После этого вместе совместно с учащимися набросать приблизительный план создания текста на данную тему.

План

I Любовная лирика А. Пушкина – шедевр поэзии XIX века.

- поэт утверждает жизнь

- подлинный гуманизм

II Любимые мысли и строки, покорившие меня.

1. Постижение чуда жизни с помощью «гения чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье»).

- гимн высокому и светлому чувству

- глубокая страстность

- светлый порыв внезапно воскресшего чувства

- это песнь торжествующей любви

- жемчужина чистого, благородного чувства

2. Высокое благородство в любви («Я вас любил»).

- высота нравственного чувства

- воплощение высшего благородства и

человеческого достоинства

-«трогающая душу гуманность»,

«артистическая прелесть»(В. Г. Белинский)

- «…стих не сравним ни с чем; он

высокочеловеческий» (Ап. Григорьев)

- простота, правдивость, искренность

признания

3. Ощущение постоянной потребности любви («На холмах Грузии…»).

4. Борьба чувств, мыслей в стихотворении «Сожжённое письмо».

5. Умение погружаться в любовь до конца («Ночь»).

III Пушкин – «чудные мгновения» в моей жизни.

Класс поделить на группы, каждой из которых дать определённые задания:

Первая группа - создать высказывание на I пункт плана.

Вторая группа – на II, 1 пункт.

Третья группа – на II, 2 пункт.

Причём на эти пункты уже предложены ключевые слова, несущие в себе смысловую нагрузку текста.

Последующая работа усложняется, т. к. изменяется её содержание.

Четвёртая группа подбирает ключевые, центральные мысли ко II, 3 пункту плана.

Пятая группа – это же задание ко II, 4 пункту.

Шестая группа - ко II, 5 пункту.

И последняя группа делает обобщение в виде ключевых слов по всему к III пункту.

Итог всей работы – домашнее задание: написать развёрнутые высказывания на ту часть сочинения, над которой пришлось работать на уроке. Следующий урок – чтение созданных текстов по предложенному плану. Группа сначала выбирает лучшее и предлагает для прослушивания. Итак, читают семь человек друг за другом не останавливаясь, без заминок. Так будет выдержано единство текста, его цельность. После этого идёт речевая обработка услышанного, правка текста, предложение своих мыслей, цитат, критических высказываний. Эта работа может быть уже завершённой, а можно, по желанию учащегося, посоветовать написать самому сочинение по всей теме. Не страшно, если в нём будет много мыслей не самого ученика. Главное, он пытается создать текст.

После такой работы возможно ещё написание сочинение всем классом. Но группам задания поменять. Те, что создавали тексты, теперь будут работать над подбором ключевых слов. И наоборот. Затем дать готовый план, и пусть дети попробуют написать не по своему плану – это сочинение по готовому плану. Так будет поддерживаться принцип усложнения работы над сочинением. Некоторые учёные проводят интересную классификацию внутри каждого вида письменной работы. Она выглядит так:

«1. Коллективное сочинение.

2.Сочинение по готовому плану.

3. Сочинение по коллективно составленному плану.

4. Сочинение самостоятельное».5

Сочинение на литературную тему – это речевые произведения, создаваемые на основе знакомства с художественным произведением или изучения его, - о нём самом, о его героях, идейно – художественном содержании, художественных особенностях. И это, конечно, требует серьёзного изучения художественного произведения под углом зрения предложенной темы. А чтобы из текста отобрать эпизоды, дающие наиболее яркое представление о тех героях, событиях, которые станут предметом анализа в сочинении, текст надо знать. Его сюжетное движение, главные и второстепенные действующие лица, их группировку, их взаимоотношения и т. д. Поэтому «всякому ученическому сочинению должна предшествовать определённая логическая работа, и автор сочинения должен быть поставлен в строгую зависимость от данных в его распоряжение фактов, а не от прихоти его незрелой фантазии…» (Ц. Балталон.) В. П. Острогорский предлагает на уроках давать «характеристику лица из разобранного в классе или обязательно прочитанного учениками романа, повести или рассказа». Необходимо в системе учить умению выделять эпизоды и распределять их по темам.

Далее основное внимание обращается на формирование умения выбрать из критической литературы нужный материал, подыскать убедительные цитаты, правильно ввести и х в текст сочинения. Значит, нужно учить читать текст критической литературы, составлять конспекты статей, их планы. Эту работу можно начинать с таблицы «Сбор информации по статье»:

 

План Тезис Развёрнутое высказывание критика
     

 

Сначала в статье просто озаглавить пункт, затем выделить в нём тезис и уже потом подробно составить конспект высказывания.

Другой, не менее важный момент в работе над сочинением - систематизация материала к сочинению. Писатель Б. Горбатов так говорил о значении систематизации материала: «Нужно привести в порядок то, что в жизни увидел, ибо материал огромный и в нём легко потонуть. И здесь я стою за план. Я знаю, что наши классики никогда без плана не работали».

Одно из направлений уроков литературы составление плана. Думается, что это наиболее необходимый вид работы, но, к сожалению, далеко не все учащиеся овладевают этим умением. Ученики часто не знают, с чего начать сочинение, чем закончить. Их планы нередко не соответствуют заданной теме. Что же такое план сочинения? Н. В. Колокольцев в книге «Обучение изложению и сочинению на уроках литературного чтения» писал: «Планом называется предлагаемое содержание сочинения, выраженное в названиях его основных частей, расположенных в определённом порядке и взаимной связи»6. При составлении плана к сочинению у учащихся формируется способность логической последовательности в изложении мысли, самостоятельность суждений, умение аргументировать собственное мнение. Первые планы можно составлять коллективно, а потом по нему написать сочинение. И только потом переходить к самостоятельным сочинениям, что включает и план, и эпиграф, и сам текст.

Система работы над планом направлена на закрепление знаний и навыков писать на тему, подчинять всю работу доказательству главной мысли, умение отобрать и организовать материал. Учителю надо руководить этапами работы ученика:

- разъяснить тему,

- помочь сформулировать мысли сочинения,

- определить примерный объём,

- отобрать необходимый материал,

- показать возможные варианты его организации.

Многое в работе над сочинением зависит от формулировки темы. Они должны исключать списывание, пересказ, в их основе должны лежать личные впечатления пишущего. По написанному учеником тексту тогда легко видится степень постижения произведения, степень сознательности в усвоении материала учеником. Отсюда простор для такого вида работы, как дифференцированные задания для сильных учеников, которым можно, в индивидуальном порядке, давать сложные темы.

Данное методическое пособие предлагает приблизительные планы для работы при обучении написанию сочинений.. Они – это не окончательный вариант, т. к. точек зрения в рассмотрении любой темы много. Но главное, правильно, полно написанный план – это схема глубоко продуманного сочинения. Эти планы можно использовать для письменных работ, для подготовки рефератов, докладов, для создания текстов по частям одного плана и т. п.Они – один из вариантов обобщения изученного на уроках.

Пособие адресовано учителю. Темы предлагаемых работ соответствуют Программе по литературе.

 

 

Тема № 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных