ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Судьба народа в период коллективизации(по произведениям писателей ХХ века) Самая губительная ошибка, которая когда- либо была сделана в мире, - это отделение политической науки от нравственной. П. Шелли План I Тема коллективизация и народа в литературе ХХ века. 1. Причины, способствовавшие имущественному расслоению крестьянства -1918г. – «Закон о социализации земли»; - 1925 г. – «Закон, разрешающий аренду земли и наём рабочей силы» 2 Крестьянин – это профессия, принадлежность к определённому сословию или особое состояние души? 3. Сложность и противоречивость процесса коллективизации: а) кулаком мог оказаться любой (как готовили списки для раскулачивания): В. Быков «Облава»- доносы; Б. Можаев «Мужики и бабы» - 2 группы); б) разные взгляды на раскулачивание у тех, кто должен был вершить этот суд (Нагульнов, Размётнов, Давыдов – Мария Обухова: «Поднятая целина» и «Мужики и бабы»); в) обман большого государственного масштаба (Кондрат Майданников в «Поднятой целине», Хвёдор Ровба в «Облаве») - верили в новую власть 4. «Под корень рубят -» - картины уничтожения мужика: а) трагедия Фёдора Селютана (Б. Можаев. «Мужики и бабы»); - сжигает дом и все хозпостройки вместе со скотиной, а сам подаётся в бега б) стихийное сопротивление насилию (Тит Бородин, Тимофей Рваный – «Поднятая целина»; Прокоп Алдонин – «Мужики и бабы»); - Тит Бородин подготовил обрез, если к нему придут забирать его добро - он – бывший красноармеец, орденоносец, воевал на стороне советской власти - Тимофей Рваный после выселения его семьи с хутора вернулся тайно, откопал спрятанное ружьё и решил мстить в) дети – не в счёт (Гаев – 11 детей – «Поднятая целина»; П. Алдонин – «Мужики и бабы»); - У Гаева 11 детей, а их выкидывают на улицу - Размётнов не сумел участвовать в раскулачивании этой семьи г) главное – не унизить себя, остаться самим собой (Матвей Платонович Амбросимов – «Мужики и бабы»). - настоящий хозяин земли - не унижаться, не плакать 5. Конец трагедии? А может быть, только начало? (Судьбы Хвёдора Ровбы, Тимофея Рваного). 6. Жестокость и гуманность – всё от новой власти (конфискация, раздача одежды в «Поднятой целине», «Облаве»). 7. Отношение народа к так называемым кулакам. 8. Трагедия общественная и трагедия личная (отец и сын Ровба). - сын отрекается от отца - облава на Хвёдора Ровбу, и руководит ею его сын Микола III «Эх, люди, люди» (Б. Можаев)
Тема № 37 Отражение личной трагедии в лирике поэта «серебряного века» (по лирике А. Ахматовой) Я была тогда с моим народом… А. Ахматова План I «Есть три эпохи у воспоминаний» (А. Ахматова). - драматическая творческая судьба поэтессы в трёх биографических кругах Под звон тюремных ключей!».(А. Ахматова) 1. Жизнь в полнейшей и исключительно враждебной изоляции (с 20 – х годов): а) сравнивание себя с затравленным волком («Вам жить, а мне не очень…»); б) опасение оказаться вздёрнутой на окровавленный крюк («Вы меня, как убитого зверя…»). 2. Чувство отверженности в государстве – застенке («Не миррою влюблённою»): а) высокий взлёт творчества («Последний тост»); б) трагизм судьбы поэта («Зачем вы отравили воду…», «И вовсе я не пророчица…»). 3. Переплетение двух великих трагедий в поэзии А. Ахматовой: а) вторая мировая война; б) война, развязанная со своим народом («Так не зря мы вместе беседовали…»). 4. Изломанная судьба поэтессы, разорённый семейный очаг в «Черепках». 5. Мотив вины и покаяния перед людьми и миром: а) чувство личной ответственности за всё происходящее; б) большая сила обобщения и трагического величия («Черепки», «Другие уводят любимых»). 6. Библейский масштаб народной трагедии и своей личной – лейтмотив творчества в 20 – 30 – ые годы. («Распятие», «Другие уводят любимых»). 7. Линия трагической преемственности, идущая издалека и никогда не обрывающаяся, превратившаяся в петлю на шее народа. - «Стрелецкая луна» - откуда и как пошло зло? Имело ли оно отечественные истоки? 8. Трагическая и зловещая суть Сталинской эпохи в «Реквиеме» - мать – казнимый сын; образы тюремной очереди, Памятника Матери, который стоит у Тюремной стены, памятник всем жертвам репрессий; Времени трагедии миллионного народа 4. Ощущение смертельно раненного человека (после 1946 года). 10. Мотив прощания со своим прошлым («На прошлом я чёрный поставила крест», «Поэма без героя»). III Поэзия А. А. Ахматовой – это «и мрак жизни, и глухие удары судьбы, и отчаяние, и надежда» (А. И. Павловский)
Цитаты к сочинению. 1. Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе… А. Ахматова 2. «Стихотворения Ахматовой часто запечатлевают знаменательные моменты чьей-то жизни, кульминацию душевного напряжения, связанного с чувством любви. Это позволяет исследователям говорить о повествовательном элементе в её творчестве, о воздействии на её поэзию русской прозы». А. Л. Григорьев 3. «…главную свою позицию – быть со своим народом – она определила сразу же». А. И. Павловский 4. «Революция выжгла из её стихов всё символически – манерное. Колоссальные личные переживания придали этим стихам горький цвет и вкус». Н. Осинский
Тема № 38 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|